Раздевалка. «Карпин всегда выходит последним»
РАЗДЕВАЛКА. На этой двери даже не принято вывешивать табличку «Посторонним вход воспрещен» – и без того всем понятно. Да и охрана здесь – строже не бывает. Тем не менее заглянуть в раздевалку любимой команды мечтает каждый болельщик. Как там все устроено, каковы порядки…
Перед одним из матчей «Спартака» корреспондент «ССФ», применив все свое обаяние и красноречие, сумела уговорить персонал команды на небольшую экскурсию по раздевалке.
СПАРТАКОВЦЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ «АЛЕНКУ»
Когда спартаковский автобус еще только выезжает из Тарасовки, в «Лужниках» уже все готово к приему команды. Надпись VIP у входа в кулуары стадиона. Пост первый – улыбчивая девушка на ресепшен встречает гостей. Пост второй – хмурый охранник пялится в пропуск, где указаны зоны прохода. Пост третий тоже охраняется. Здесь дверь с табличкой «Спартак».
Проходим беспрепятственно. У входа суетятся администраторы, массажисты, охранники.
Все готовы к встрече команды, которая приедет с минуты на минуту.
– Раздевалка обычно готова за полтора-два часа до приезда команды, – рассказывает один из администраторов (я очень хотела назвать поименно гостеприимных сотрудников клуба, но они дружно отказались: «Мы одна команда, не надо нас выделять персонально». – Прим. авт.). – Многое, конечно, зависит от погоды. Если холодно, приезжаем пораньше. Чтобы, так сказать, нагреть помещение. День недели тоже может повлиять. Пробки учитываем.
Домашняя спартаковская раздевалка просторная. Здесь четыре смежные комнаты и душевая. Площадь около 200 квадратных метров освещается потолочными лампами старого образца – такие раньше висели в школах, поликлиниках. Стены отнюдь не выкрашены в красно-белый цвет: необходимо, чтобы в раздевалке – там, где надо расслабляться, – глаз отдыхал. Помещение по-больничному прозрачное и легкое.
В предбаннике – небольшие ванны для мытья бутс. Проходим дальше. В глаза бросаются обшарпанные лужниковские скамейки в стиле олд скул.
– Кто первым обычно заходит в раздевалку? – интересуюсь у встретивших меня администратора и массажиста.
– Георгиевич или капитан. А выходит из раздевалки Валерий Карпин всегда последним.
– Игроки перед матчем концентрируются или, наоборот, отвлекаются?
– Все зависит от человека и настроения. Кто-то молча садится и быстро переодевается. Идет попробовать поле перед началом разминки. Другие – на массаж. Третьи – с наушниками: музыкой заряжаются.
В первой комнате – стол с фруктами, шоколадом, водой и энергетическими напитками. Здесь же массажист команды сосредоточенно размешивает соляной раствор в большой 5-литровой бутылке.
– Один пакетик регидрона на литр воды. Получается обыкновенная соленая вода. Особо вкусным такой коктейль не назовешь, но пить надо. Раствор помогает воде задерживаться в организме. Если из тела выходит слишком много жидкости, то происходит обезвоживание. Нешуточное ведь дело – играть в жару.
– Ассортимент на столе всегда один и тот же?
– Яблоки, бананы, шоколад, крекеры, чай, кофе, вода, энергетические батончики и напитки – все, что хорошо усваивается и быстро переваривается. Продукты закупаем на все выделенные перед матчем средства. Игроки непривередливы. Только всегда просят, чтобы был шоколад «Аленка». Черный не заказывают. Футболисты могут поесть перед игрой по приезде – в зависимости от того, сколько съели в полдник. В перерыве редко перекусывают. Но больше всего съедается после игры в случае победы. Сколько раз замечал: если проиграли, то вся еда остается нетронутой. Если выиграют, то начинается чаепитие.
– Всего лишь чаепитие?
– Конечно. Шампанское – только в случае чемпионства.
БРАЗИЛЬЦЫ СИДЯТ ВСЕГДА РЯДОМ
– Что еще происходит после победы?
– На радостях ребята могут включить музыку. Магнитофон мы с собой возим.
– Да, бумбокс на игры всегда кладу к себе в сумку, – включается в беседу администратор команды. – К нему подсоединяем I-Pod. Туда игроки сами музыку закачивают.
– Музыкальное сопровождение в раздевалке – ваша прямая обязанность?
– Да, ее я взял на себя. Помимо этого отвечаю за состояние формы игроков перед матчем. Вот так должно висеть 18 комплектов формы,– сотрудник клуба показывает на вешалки, обрамляющие три стены напротив входа. – Все сложено по порядку, сообразно удобству надевания: подтрусники, носки, гетры, поддевка, шорты и футболка. Я приезжаю, вешаю сначала футболки, потом все остальное. Было ли когда-нибудь, чтобы забыл чью-нибудь футболку? Да упаси господи! Тяпун вам на язык, – крестится преданный спартаковец. – Это была бы катастрофа! Списки по несколько раз перед игрой сверяю еще на базе. У меня есть специальная папочка. Там фамилия игрока и весь перечень игровой экипировки, которая ему полагается. Кладу форму в сумку и сразу отмечаю фамилию футболиста. Вымпел кладу в последнюю очередь.
– Форму игрокам складываете на месте?
– Все готовим на базе. Все комплекты там складываю. На базе стираемся, гладимся. В Тарасовке есть своя прачечная. И наша любимая прачка Анечка очень исполнительна, всегда все приготовит, уложит, как следует. Также на базе проверяем форму на наличие дырок, роспусков швов – мало ли что может произойти во время стирки. Развешиваем форму тоже на базе. А потом согласно списку задействованных игроков собираем комплекты на матч.
– Места в раздевалке закреплены за игроками?
– Обязательно. Бразильцы, например, у нас всегда по левой стене развешаны. Это для удобства перевода. Иначе как переводить указания тренера, если футболисты находятся в разных концах раздевалки? Иногда происходят перемещения. Когда, скажем, не играли Велли и Алекс, на их место мы передвигали Майдану. Сейчас, когда хозяева мест вернулись, Майдану мы передвигаем на свободное место.
В раздевалке находятся также два макета поля. Один размером двести на сто, другой – тридцать на двадцать.
– На большом тренер дает установки отдельным игрокам по действиям, – уточняет администратор. – А на том, что поменьше, разбираются тактические схемы. Доска маленького макета находится всегда в «Лужниках», а магнитные фишки с номерами игроков мы привозим с базы.
– Игроки оставляют талисманы в раздевалке?
– У молодежи талисманов не замечал. Вот раньше у Хлестова вся машина маленькими «счастливыми» игрушками была уставлена. А что касается надевания обуви или носка с правой ноги, то такие ритуалы, конечно, у всех существуют. Порвать шнурок перед игрой – очень плохая примета.
ПРИВЫЧКА К РУКАМ
– Игроки приезжают за полтора часа до начала матча. На массаж и переодевание – максимум 45 минут, – рассказывает один из массажистов команды. – Поэтому надо работать быстро. Растирания, тейпирования. Из мазей ребята предпочитают никофлекс – разогревающую. Она не так сильно пахнет. Ведь бывают мази, после которых в массажную комнату сложно зайти.
– Ко мне обычно идут русские игроки, к моему коллеге – бразильцы. Срабатывает привычка к рукам и своеобразный ритуал. Игрок подсознательно знает, какие руки его лучше разомнут, и верит в то, что именно эти руки принесут ему удачу. Массажем это назвать нельзя, скорее растирания – передняя и задняя поверхности ног плюс спина занимают не более семи минут. Ведь иначе образуется очередь. А перед игрой мы этого допустить не можем.
– До зала установок игроки доходят редко, – рассказывает видеооператор команды. – В этой комнате находится телевизор, на котором производится запись для инспектора матча. После игры мы должны предоставить ему телевизионную копию. Здесь – оператор указывает на стулья, расставленные в три ряда перед макетом, – могут также в крайнем случае проходить собрания. (Я не стала уточнять, когда бывают крайние случаи.)
– Какую функциональную нагрузку несет макет поля, расположенный в этом зале?
– На большом макете можно индивидуально объяснить игроку, где и как он должен играть.
– Бывали случаи, чтобы в раздевалку зашел посторонний человек?
– Попытки бывали. Но сегодня одна из них осуществилась впервые.
Комментарии: