СКАЛА ЛЕПИЛ ЧТО МОЖНО ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО
Вчерашняя встреча московской публики со "Спартаком" была сродни свиданию с неизвестностью. Кто, как и во что будет играть за красно-белых в первом матче сезона? Смотришь на человеческий материал, который, словно пластилин, мял в руках всю зиму Невио Скала, и теряешься в догадках: скульптура или кирпичная кладка вышла из-под руки итальянского мастера? И из прочного ли камня это творение, воздвигнутое на новых, непривычных для прежнего "Спартака" строительных принципах?
Неизвестный "Спартак" - как неизвестный солдат. Мог вчера пальнуть по бастионам "Мальорки" из какого-нибудь секретного орудия (а вдруг Скала и впрямь волшебник?). А мог и пасть смертью храбрых в попытке совершить отчаянный, но бесперспективный подвиг. Впрочем, была бы попытка, а уж зачесть ее нынешнему "Спартаку" - не вопрос. Потому что никто - будем откровенны - не ждал от нынешних красно-белых никаких подвигов. Хоть со Скалой у руля, хоть с Алексом Фергюсоном. Почему? А вы проглядите еще раз состав москвичей - и сами все поймете. Негрозный он какой-то по именам, и весь в разнородных заплатках, как тришкин кафтан.
Но Скале, словно учителю вечерней школы, где собраны и крепкие хорошисты, и троечники-переростки, ничего не оставалось, кроме как учить доставшийся ему класс футбольной науке. И вот чему он "Спартак" научил. В первую очередь, понятно, линейной обороне, о которой чуть ниже. Затем сформировал среднюю линию из Самедова с Тробоком в центре, Калиниченко слева и Парфенова справа. В атаку был отправлен Пьянович, а "под ним" по всему переднему краю сновал Павленко. Упрекнуть тренера в необоснованности такого выбора язык не поворачивается. Альтернативы-то у него не было.
Об обороне - отдельный разговор. Защиту итальянец расставил не то чтобы со вкусом, а с определенным умыслом. Медленные и быстрые защитники "Спартака" были Скалой рассчитаны на первый-второй и перемешаны поочередно. То есть правофланговый Митрески имел возможность подстраховывать в центре Петковича, которого очевидцы спартаковских сборов характеризовали как потенциально самого слабого из четырех игроков обороны. То же самое относилось и к Кебе с Ковтуном. Сенегалец очутился на позиции второго центрального защитника, чуть левее Петковича. Таким образом он мог и огрехи серба подчищать, и за возрастного Ковтуна на левом фланге слегка отрабатывать. Кроме того, именно через центр любит действовать резвый Это'О, против которого Кебе на первый взгляд был в самый раз. А Ковтуну в оппоненты достался 33-летний Финиди - игрок, конечно, именитый, но для спартаковского ветерана соперник приемлемый.
ПАВЛЕНКО МОГ СТАТЬ ТРИУМФАТОРОМ. НО НЕ СУМЕЛ
С самого начала новый спартаковский капитан, вооруженный новым "линейным" учением Скалы, принялся рукой и голосом равнять партнеров по обороне, требуя от них геометрической точности построений. В такие моменты Ковтун напоминал грозного сержанта, зацикленного на равнении табуреток в центральном казарменном проходе или полосок на войлочных одеялах. Причем, как и сержант, он своего исправно добивался. По крайней мере никаких провалов в обороне "Спартака" до перерыва не было, а форварды "Мальорки" раза три побывали в стопроцентных офсайдах - таких, какие мы видим порой в "лучших домах Парижа и Лондона".
У полузащиты и нападения москвичей дела обстояли хуже. Пьянович всем видом, да и действиями тоже, демонстрировал готовность убежать к чужим воротам. Но его цепко держали защитники, а спартаковские пасы из глубины поля были в лучшем случае обостряющими, но никак не острыми. На 24-й минуте, правда, Павленко организовал Пьяновичу хороший рейд в свободную зону почти по центру, но в самом начале забега серб споткнулся о ногу соперника. Эпизод вполне мог быть истолкован арбитром как фол "последней надежды". А мог и не быть, что в итоге и произошло.
В целом же и хозяева, и гости грешили суматошной игрой. Единственный хоть в какой-то степени опасный удар до пер ерыва нанес уже в добавленное время Павленко. Тогда еще никто не предполагал, что во втором тайме 25-й номер "Спартака" получит не одну и не две куда более реальных возможности открыть счет - но распорядится ими на редкость беспомощно.
А началась вторая половина игры с того, что Самедов отдал неплохой пас с фланга Пьяновичу. Удар у форварда вышел слабоватым и неточным, мало напоминая предвестника будущей бури. Жаль только, что буря эта оказалась никчемной - как тот самый подвиг, который без должного результата никому не нужен.
Первым порывом атакующего спартаковского ветра стал отличный проход Павленко. Все сделал полузащитник, чтобы стать триумфатором вечера - кроме удара носком бутсы, который вышел у него неприлично неточным. Затем Митрески сорвал атаку, поскользнувшись при исполнении фланговой передачи. С другой стороны, и Финиди проиграл беспроигрышную, казалось бы, дуэль Ломая. Чертовски жаль, что этот эпизод не стал для "Спартака" тревожным, назойливым звоночком. Ибо то, что случилось затем, показалось глупой комедией с отвратительным и кошмарным для России финалом.
УЖАСНЫЙ КОНЕЦ И УЖАС БЕЗ КОНЦА
Ломая еще раз прервал передачу Это'О с фланга, и после этого испанцы словно наплевали на оборону собственных ворот. Павленко бегал на свидание с их голкипером не раз и не два. Подавал, как по заказу, на макушку Ковтуну, который просил его об этом, выразительно поднимая руку. Пытался укротить мяч, не укрощавшийся, как назло, до тех пор, пока гости с Балеарских островов не делали это сами. Зачем-то все улучшал и улучшал позицию перед ударом, но лишь доходило дело до главного - безбожно мазал, тратя чрезвычайно опасные моменты.
Время шло, и вскоре Павленко начал вторить Калиниченко. У невезучего номер два тоже не ладились заключительные передачи и удары, так что в какой-то момент сопереживание красно-белым переросло вдруг в беспросветную тоску: ну сколько же можно-то - побойтесь Бога, уважаемые! А уж когда забил Это'О, стало ясно: дело не в невезении, а в классе тех, кто пытался завершать атаки. Потому что камерунцу не помешали забить ни разные якобы смягчающие обстоятельства, ни снежная метель, ни Петкович с Кебе.
О сенегальце из "Спартака" разговор особый. Пересидел он в своей Африке, словно издеваясь над руководством клуба и его звездным тренером, - это точно. А пересидел - значит, недотренировался. Потому и устроил клоунаду на поле, когда нашим забивали второй гол. И лбом Кебе мяч бодал, и ногами мимо него махал, да все без толку. И смотрелся в тот момент он на фоне Это'О каким-то совсем уж ненастоящим, плюшевым африканцем, которому его сенегальские боги мстят за постоянную лень и хронически наплевательское отношение к делу.
Третий гол "Мальорки" и очередные загубленные Пьяновичем с Калиниченко моменты описывать нет никакого желания. Смаковать подобные вещи наверняка с удовольствием будут испанцы, а нам такой мазохизм ни к чему. Плохо, очень плохо сыграл "Спартак" с совсем не могучей "Мальоркой" в день рождения Николая Старостина (вчера патриарху исполнилось бы 102 года) - и этим все сказано.
И крики болельщиков: "Позор!" - перекочевавшие из прошлого сезона в нынешний, тоже были абсолютно по делу. Слышал ли их Скала? Понимал ли? И сможет ли что-то изменить?
Скоро узнаем.
Комментарии: