Сезон 2000 года

Матчасть 2415 0 31 декабря 2000

В футболе редко можно столкнуться с запрограммированностью - как на успех, так и на неудачу. Порой клубы, которых в конце сезона поджидает оглушительное фиаско, начинают его с самыми радужными ожиданиями. И, наоборот, поклонники будущих триумфаторов встречают футбольный год с пессимизмом.

Болельщики «Спартака» вступили в 2000 год насупившись. Радость рекордной - четвертой кряду - победы в чемпионате России (это вечное достижение и было, по признанию Романцева, его главным творческим стимулом в сезоне-99) крепко подпортила осенняя неудача в «группе жизни» Лиги чемпионов - так острословы назвали соперничество с «Бордо», «Спартой» и «Виллемом» спустя год после «группы смерти» - «Реала», «Интера» и «Штурма». Шанс выйти в весенний этап еврокубков через «черный ход» Кубка УЕФА тоже не был использован - в равной борьбе спарта­ковцы все же уступили «Лидсу».

Но настроение болельщиков определяло даже не это. «Мы ждем перемен» - давний знаменитый рефрен Виктора Цоя можно было в полной мере отнести к «Спартаку»-2000. Но перемен не произошло. В то время как главный конкурент «Локомотив» укрепил ряды экс-спартаковцами Цымбаларем и Евсеевым, недавним динамовским снайпером Терехиным и надежным персоналыциком Нижегородовым, чемпион доукомплектовался только молодым полузащитником из Днепропетровска Калиниченко и защитником из «Факела» Щеголевым. Вернулись из «Сатурна» Бузникин, а из «Динамо» Писарев. Нет, попытки заполучить сильных новичков предпринимались: в межсезонье появлялись сообщения об интересе к тому же Терехину и капитану ЦСКА Семаку, молодому лидеру «Динамо» Гусеву и рослому универсалу из «Жемчужины» Демен-ко. Претендовал «Спартак» и на талантливого болгарского форварда Йовова из «Мюнхена-1860».

Никто из них ряды красно-белых не пополнил. Кто-то посчитал, что селекция провалена, но результаты сезона-2000 свидетельствовали в пользу политики Романцева. Как и в пользу его любимой фразы: «В межсезонье команды не усиливаются, а доукомплектовываются. Усилились ли они, выясняется в ходе сезона». Так, именитые Цымбаларь и Терехин «Локомотив» не усилили, в отличие от безвестного Калиниченко в «Спартаке».

Но зимой об этом еще никто не знал. Зато знали о том, что у красно-белых нет генерального спонсора и это - одна из главных причин их селекционных проблем. Спонсор в лице крупнейшей российской нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» нашелся перед самым началом сезона, когда кого-то купить было уже невозможно. И совсем уж положение осложнялось травмами, обрушившимися на «Спартак»: вне игры надолго оказались Филимонов, Ананко, Безродный и Ромащенко. Встряхнули болельщиков только слова Романцева перед началом первенства: «Нынешний чемпионат пройдет под лозунгом: «Кто угодно, только не «Спартак»!» Это означало: главный тренер красно-белых завелся не на шутку. А в таких случаях - по крайней мере на внутренней арене - он почти никогда не проигрывает.

В матчах Лиги чемпионов-99 многие обращали внимание: спартаковцы играют, что называется, без ворот. Разумеется, это не ускользнуло и от взора главного тренера, который во время предсезонных сборов, по собственному признанию, сделал акцент на фланговых атаках, ударах и розыгрыше стандартных положений. Это дало эффект в первом же матче чемпионата страны, в котором «Спартак» дома уверенно победил «Аланию» - 3:1. Не удивив составом, красно-белые удивили игрой - по обыкновению решительной и властной, но не совсем «своей». Главным же было впечатление: Романцев - а вместе с ним и вся команда - не стоит на месте.

В первых 10 матчах спартаковцы потеряли лишь два очка -в драматическом ничейном поединке третьего тура с «Локомотивом». Один эпизод той встречи, случившийся в добавленное время, как потом выяснится, стал переломным в судьбах сразу двух известных игроков. Капитан красно-белых Андрей Тихонов не смог переиграть с 11-метровой отметки экс-спартаковца Руслана Нигматуллина, которому ран ьше забивал почти в каждом мат че из немыслимых положений - как говорят футболисты, «с песочной ямы». С этого мига началось стремительное восхождение Нигматуллина и падение Тихонова. Впрочем, о последнем - позже.

Казалось, все идет у «Спартака» как по маслу. «Локомотив», поначалу державшийся на равных, сгубила эйфория от победы в Кубке России. К началу второго круга преимущество красно-белых над «Локо» составило 8 очков - и, казалось, судьба золота решится задолго до окончания чемпионата. А потому мало кто обращал внимание на отдельные жесткие фразы Романцева наподобие той, что прозвучала после победы (!) над «Анжи»: «Я разочарован командой, на что-то в этом сезоне претендующей».

И тут началось. Самый титулованный игрок российского чемпионата Хлестов уехал в «Бешикташ». Бузникин вновь оказался в «Сатурне» - вместе с Мором и Мелешиным. В «Черноморец» перешел югослав Иович. Вместо них из «Шахтера» был взят в аренду игрок атаки из Латвии Штольцер, из Грузии приехал молодой защитник Хизанейшвили, в «Черноморце» купили защитника Тчуйсе, в Бразилии - защитника Алешандре (на его счету значилось несколько матчей за первую сборную) и форвард Маркао. Лишь в последний момент сорвался переход вратаря молодежной сборной Мандрыкина из «Алании», а его коллега по амплуа Левицкий из «Черноморца» предпочел «Спартаку» французский «Сент-Этьен».

Столь масштабные перемены посреди сезона не могли не сказаться на игре. Впервые с 1986 года «Спартак» потерпел три поражения подряд, причем все в Москве - от «Локомотива», «Крыльев Советов» и ЦСКА. Статистики подсчитали, что в столице красно-белые последний раз уступали трижды подряд и вовсе в 45-м. Но Романцеву не было дела до исторических изысканий - он мечтал о команде, готовой выигрывать не только в России, но и в Европе. А оторопевших от ужаса болельщиков - «Локомотив"-то за это время догнал фаворита - главный тренер привел в чувство такой метафорой: «Чтобы далеко прыгнуть, нужно разбежаться, а чтобы разбежаться, нужно отойти назад". Поначалу его поддержали немногие, среди которых, что любопытно, оказался вечный красно-белый оппонент спартаковского наставнка - Евгений Ловчев. Но через какие-то полтара-два месяца правота Романцева, решившегося на поиск от добра добра, станет ясна всем.

Было и еще одно объяснение масштабности летних перемен. Перед началом сезона в «Спартаке» появился технический директор - ростовчанин Александ Шикунов. Он сменил вице-президента клуба Григория Есауленко в роли человека, ответственного за селекцию. В период дозаявок Шикунов начал действовать. Некоторые приобретения заработали сразу же: так, Штолцерс, несмотря на поражения, заиграл в «Спартаке» мгновенно и забил по голу в первых своих четырех матчах за новый клуб. Правда, позже латыш, выступавший на месте правого полузащитника (Баранов на время сел в запас), снизит обороты. И Романцев, поняв к тому же, что из-за желания игрока уехать в Англию аренда продлена не будет, выведет его из состава.

Только у «Спартака» стала более-менее налаживаться игра, как на тренировке травму колена получил Титов. Лидер выбыл на месяц, но, как оказалось, это было только к лучшему - к началу осени Егор подошел свежим, а команда за это время, сплотившись в отсутствие ключевого игрока, очки терять прекратила. В отличие от «Локомотива», который залихорадило после продажи в «Бордо» ведущего хавбека Смертина, обогнавшего в 99-м в борьбе за звание лучшего игрока страны Тихонова.

Последний в конце 99-го, отвечая на вопрос об отъезде за границу, говорил: «Останусь в «Спартаке», пока ему нужен». Мог ли тогда Андрей предположить, что необходимость в нем отпадет меньше чем через год? Капитанство в лучшем клубе страны, место в стартовом составе сборной, рождение сына Миши - все в его жизни тогда казалось безоблачным.

Но наступил 2000-й - и белое стало черным. У жены Надежды бесследно угнали джип. И вдруг выяснилось, что в украденном джипе как будто хранилось тихоновское голевое чуть е. Не забитый пенальти «Локомотиву » добил его, и за последующие полгода он провел всего один мяч - и тот в рутинном разгроме «Ротора». Напрочь исчезла сверхуверенность, которая была его визитной карточкой.

Поначалу Романцев не слушал советчиков, публично призывавших посадить капитана на скамейку запасных или временно отправить в дубль. Но в конце концов его терпение лопнуло. Сначала Тихонов не был вызван на первый матч сборной в отборочном турнире ЧМ-2002 против Швейцарии. А финальным аккордом месяц спустя стала игра Лиги чемпионов в Мадриде, где Тихонов не смог помешать Эльгере нанести победный удар, а заодно не использовал очередной голевой момент.

Спустя день, после выходного, на тренировке «Спартака» идола болельщиков уже не было. По словам Романцева, Тихонов устал, они с ним переговорили и сошлись на том, что игроку какое-то время надо отдохнуть. Вскоре выяснилось: это не отдых, а отставка.

Зимой Тихонов пару месяцев сыграет за «Маккаби» из Тель-Авива, а в сезоне-2001 принесет немалую пользу одной из сенсаций первенства - самарским «Крыльям Советов».

Если бы «Спартак» провалил концовку сезона, Романцеву наверняка пришлось бы несладко. Его крутое решение вызвало болезненную реакцию публики и поставило под удар самого тренера. Но результаты красно-белых после ухода капитана (его преемником был назначен Титов) превзошли все ожидания.

Тому, что в восьмой раз был выигран чемпионат России, никто не удивился. Почти все стало ясно после победного гола Безродного на последних секундах выездного матча 28-го тура с «Зенитом». Оставалось лишь обыграть дома «Ростсельмаш». Этой встрече сопутствовали крайне необычные обстоятельства. В сезоне-2000 РФС активно карал клубы за бесчинства их фанатов посредством проведения следующего домашнего матча без зрителей. Так по разу успели пострадать «Анжи», ЦСКА и «Зенит». А когда КДК вынес подобный приговор «Спартаку», вдруг обнаружилось: игра, в которой красно-белые, по всей видимости, оформят чемпионство, пройдет при пустых трибунах!

Но беспрецедентное давление, которое пресса и общественность оказали на футбольные власти, позволило избежать абсурда: апелляционный комитет РФС после двухчасового обсуждения единогласно удовлетворил апелляцию «Спартака». Так бывает, особенно в России: закон нарушается, аздравый смысл - восстанавливается. Потому что можно представить себе круг почета перед 86 тысячами пустых кресел в Лужниках...

Сам чемпионский матч также не обошелся без конфуза. Гол Калиниченко в первом тайме стал золотым, но в добавленное время произошел эпизод, вызвавший немало споров. После удара Лущана тот же Калиниченко в отчаянном прыжке выбил мяч головой то ли с линии ворот, то ли из-за нее. Гол, вопреки протестам ростовчан, засчитан не был. А спустя несколько секунд прозвучал финальный свисток, и спартаковцы отправились бежать круг почета. Ликование Калиниченко вообще достойно отдельного описания: герой золотого матча, будто болельщик-подросток, вприпрыжку проскакал с флагом в красно-белую шашечку вдоль центральной трибуны. Романцева же на сей раз не качали: главный тренер, остановившись на несколько секунд для интервью тележурналистам, быстро скрылся в подтрибунном помещении. Его, максималиста, видимо, не слишком устроило качество игры в золотом матче.

Между тем в Лиге чемпионов у «Спартака» все складывалось отлично - впервые за пять лет красно-белым удалось пройти первый групповой турнир. Мадридский «Реал», «Байер» из Леверкузена и «Спортинг» из Лиссабона «Спартак» обыграл как минимум по разу, а с португальцами проделал эту процедуру дважды. Более того, в Лиссабоне «Спартак», в составе которого блистали (как и всю концовку сезона) Титов и Филимонов, разгромил хозяев со счетом 3:0! Шесть игроков «Спортинга» за три месяца до встреч со спартаковцами в составе сборной Португалии завоевали бронзу чемпионата Европы. А седьмой, вратарь Шмейхель, там же многократно спасал крайне слабых датчан, а пос ле сезона, проведенного в «Спортинге», вернется в премьер-лигу. Причем окажется востребован в далеко не слабейшем ее клубе - «Астон Вилле».

Романцев не обольщался успехами. Когда «Спартак», проиграв с минимальным счетом на выезде «Байеру» (дома была одержана более убедительная победа - 2:0), за тур до конца обеспечил себе выход из группы, главный тренер подверг команду нещадной обструкции. Многолетний опыт подсказывал ему, что российских игроков, не говоря уже о бразильских, комплименты расслабляют.

Критика подействовала. В начале второго группового турнира красно-белые принимали «Арсенал». Несмотря на девятиградусный мороз на трибунах собрались 80 тысяч зрителей - и увидели, как «Спартак», поначалу пропустив гол и растерявшись, взял себя в руки и в фантастическом порыве забил четыре мяча. Второй дубль в матчах Лиги (первый был в домашней встрече со «Спортингом») сделал Маркао, а Титов с Робсоном довершили разгром англичан. «Сегодня для «Спартака» нет непобедимых соперников», - эта фраза, сказанная накануне матча Романцевым, оказалась для команды наилучшим допингом.

Но когда действие этого «допинга» закончилось, игроков охватила эйфория, с которой на сей раз главный тренер справиться не смог. А тут еще и традиционно неудачный для российских клубов и столь же традиционно неудобные французы, и серьезная травма Ананко... На последний матч сезона в Лионе Романцеву пришлось выпускать на ответственнейшее место либеро давно вьшавшего из стартового состава Бушманова. Итог - 0:3 и памятная фраза романцева: «Я не знал, что Бушманов уже закончил с футболом». Спустя пару месяцев защитник присоединится к Тихонову в Самаре.

Тем не менее печальная последняя нота вряд ли омрачила замечательный сезон - второй (после 92-го), а то и вообще лучший по части спартаковских успехов в постсоветские годы. Закономерность победы «Спартака» в чемпионате, несмотря на небывалые шесть поражений, не оспаривал никто, да и смелый летний кадровый эксперимент Романцева обернулся успехом в Европе. Но триумфы вечными не бывают - и матч с «Лионом» стал первым сигналом тревоги, которой, увы, суждено будет материализоваться в Лиге чемпионов следующего года.

Комментарии: