Что Федун подарит Парамонову на юбилей?
Репортаж обозревателя "СЭ" с празднования 90-летия спартаковской легенды Алексея Парамонова
...Они вышли на сцену – три олимпийских чемпиона далекого-предалекого Мельбурна-56. Вышли, чтобы поздравить четвертого, который 21 февраля первым пересек 90-летнюю черту.
Алексей Парамонов в нарядной бабочке, его жена Юлия Васильевна, с которой они вместе с 1950 (!) года, смотрели на эту троицу – и сияли. Никита Симонян, Анатолий Исаев, Анатолий Ильин – глядя на этих великих, даже многое повидавший актер Валерий Баринов качал головой: "Какие люди!" А Симонян со сцены усмехался: "Сейчас подсчитал – нам на четверых 343 года".
Никита СИМОНЯН, Анатолий ИСАЕВ и Анатолий ИЛЬИН поздравляют юбиляра.
Симонян в своих поздравлениях не хотел быть голословным. Из зажигательной речи Никиты Павловича выяснялось, что он, лучший бомбардир "Спартака" в истории, при судействе Николая Латышева забил семь голов, а не первостатейный вроде бы снайпер Парамонов – десять. И что Ференц Пушкаш, чья статистика за сборную Венгрии – мяч за игру – в двух встречах со сборной СССР не поразил цель ни разу, потому что его опекал Парамонов. Отсюда вывод: Алексей Александрович был первым настоящим универсалом в советском футболе, поиграв и в нападении, и в полузащите, и в обороне.
Исаев живописал три недели изнурительных кроссов на сборах в Сухуми под проливными дождями. Вся команды чертыхалась – а бодрячок Парамонов всегда бежал первым и задавал остальным невыносимый темп. Тогда партнеры на него ругались – а когда начинался сезон и появлялась легкость в ногах, про себя его благодарили. За то, что своим отношением к труду, который для него, рабочей лошадки и надежнейшего человека, всегда был в футболе главным, не позволил им сачковать. Симонян по этому поводу вспоминал, что Парамонов, еще в бытность игроком изучавший французский язык, все время подгонял себя возгласом: "Travail! Travail!” – “Работать! Работать!"
***
Юбилейный вечер, проходивший в ресторане Олимпийского комитета России на Лужнецкой набережной (что неудивительно – сколько лет проработал в этом здании, где раньше располагалась и федерация футбола, кавалер Олимпийского ордена, орденов ФИФА и УЕФА Парамонов!), вел Геннадий Орлов. И не надо кому-то язвить: а при чем, мол, тут "Зенит"? Главное, что сам Геннадий Сергеевич – еще как при чем. Потому что именно Парамонов, будучи старшим тренером юношеской сборной СССР, каким-то образом высмотрел в 1962 году 17-летнего Орлова в "Авангарде" из украинских Сум – и пригласил в команду.
"Тренер обращался ко мне на "вы"! – до сих пор с изумлением вспоминает Орлов. – После Сум это для меня, пацана, было чем-то неслыханным. Благодаря тому вызову Алексея Александровича я увидел совсем другой мир и понял, что в футболе есть к чему стремиться". Потом в футбольной карьере Орлова будут харьковские "Авангард" и "Металлист", ленинградские "Зенит" и "Динамо". И кому ведомо, узнали бы мы в конце концов знаменитого комментатора, если бы не тот вызов в Москву от Парамонова?
Зачитал Орлов и очень теплое, неформальное письмо-поздравление от президента ФИФА Йозефа Блаттера, знакомого с Парамоновым уже много десятилетий. А вице-премьер Аркадий Дворкович озвучил послание президента России Владимира Путина.
За одним столом с юбиляром – Вячеслав КОЛОСКОВ и Николай ТОЛСТЫХ.
Президент РФС Николай Толстых, один из его предшественников Вячеслав Колосков сидели близ юбиляра за главным столом и без праздничных речей, конечно, не обошлись: столько лет рядом с Парамоновым, по сей день возглавляющим в РФС комитет ветеранов, прожито! Алексей Александрович был генсеком федерации в триумфальном 88-м – и был одним из главных людей, которые мастерски "разруливали" две сборные, первую Валерия Лобановского и олимпийскую Анатолия Бышовца. В результате одна взяла серебро на Euro, а вторая победила на Играх в Сеуле. То есть не только к мельбурнской, но и ко второй советской золотой медали футбольных Олимпиад Парамонов имеет отношение!
Выступали и руководители администрации его родного Боровска, где он сам по сей день ежегодно проводит турнир своего имени на поле, где когда-то играл сам. И трехкратная олимпийская чемпионка по фехтованию Галина Горохова от Союза спортсменов, и ее собрат по виду спорта и золотой медали Игр Павел Колобков от Министерства спорта.
Ну и, конечно, не мог остаться в стороне от праздника родной клуб Парамонова – "Спартак". Гендиректор клуба Роман Асхабадзе вручил юбиляру парадный костюм "Спартака" и ретро-спидолу, которыми Алексея Александровича, в отличие от одноклубников, почему-то обделили после его первого сезона в составе красно-белых – клуб решил, так сказать, восстановить историческую справедливость.
Заодно Асхабадзе презентовал ему современный музыкальный центр, а главный подарок обещал вручить 8 марта при многих тысячах болельщиков "Спартака" на домашнем матче с "Краснодаром". Надеюсь, это будет делать лично владелец красно-белых Леонид Федун, которого на субботнем празднике не было – и это не осталось незамеченным многими спартаковскими ветеранами. Впрочем, если в день игры с "быками" председатель совета директоров клуба лично сделает старейшему ветерану "Спартака" царский подарок, нынешняя неявка зачтена не будет.
Юрий Гаврилов, Сергей Шавло, Валерий Рейнгольд – многие ветераны разных поколений снимали невидимые шляпы перед Алексеем Александровичем. И каждый находил не трафаретные, а свои, личные слова. И всем им верилось, в отличие от многого, что происходит в нашей современной жизни. И далеко не только футбольной.
Сергей ШАВЛО и Юрий ГАВРИЛОВ.
***
В этот душевный вечер было и видеопоздравление от находящегося на гастролях Геннадия Хазанова, и много музыки, причем самой разной – от оперной в исполнении солистов театра "Геликон-опера" до цыганской от артистов театра "Ромэн". В этот момент, глядя на юбилей с небес, наверняка радовался один из ближайших друзей Парамонова Андрей Старостин, который был женат как раз на цыганке из "Ромэна". И эта разудалая культура стала для него второй родной.
Лев Лещенко, по-моему, еще более одухотворенно, чем обычно, исполнял "Команду молодости нашей". Худрук театра "У Никитских ворот" Марк Розовский – также любимую всеми песню из "Трех мушкетеров", в которой были строки как раз про Парамонова: "Когда твой друг в крови, стой рядом до конца!" И думалось о том, как Николай Тищенко в полуфинале Мельбурна остался на поле со сломанной ключицей, и наши обыграли в овертайме болгар.
А сам Розовский вспоминал эпизод из книги об Исаеве – как Парамонов пробил у Дмитрия Медведева орден для Анатолия Константиновича, почему-то в свое время забытого при "раздаче слонов" Мельбурна-56. "Вот что такое – команда!" – резюмировал болельщик "Спартака" с 1946 года, видевший красно-белую карьеру Парамонова целиком. И вспомнивший детскую присказку: "Стадион "Динамо": через забор – и тама!"
Многие моменты парамоновской карьеры вошли в 20-минутную видеоподборку, каким-то фантастическим образом собранную директором музея "Спартака", нашим бывшим коллегой по "СЭ" Алексеем Матвеевым. Он рассказал мне, как проводил для Парамонова экскурсию по "Открытие Арене". Когда в хозяйской раздевалке ветеран увидел джакузи, то поразился: "А что это?" Когда же увидел оригинал Кубка СССР, который после победы в его последнем розыгрыше-1991/92 был отдан красно-белым на вечное хранение, то прижался к нему, поцеловал и дрогнувшим голосом сказал: "Ах ты мой родненький..."
Глядя на черно-белые кадры, невозможно было не понять этих чувств. В 1950 году Парамонов выходил на свой первый финал Кубка на чудовищное, превратившееся в одну сплошную лужу, поле стадиона "Динамо". Как на нем можно было забить три сухих гола бело-голубым во главе с капитаном Бесковым, совершенно непонятно. Но смогли же спартаковцы! И дожать восемь лет спустя "Торпедо" за счет гола Симоняна в дополнительное время финала – тоже смогли. И так же, как игрок Парамонов целовал хрустальную вазу с фигуркой футболиста в 50-м и 58-м, ветеран Парамонов поцеловал ее, знакомясь с мечтой многих поколений игроков и болельщиков "Спартака" – его собственным стадионом.
Алексей ПАРАМОНОВ с женой Юлией Васильевной.
...И мелькали кадры первого матча в СССР при электрическом освещении – "Спартака" против мощного венского "Рапида", когда юбиляр, игравший против Эрнста Хаппеля, сделал дубль. Во втором случае Парамонов изящно подрезал мяч головой в противоход вратарю, и этот гол-шедевр был бы оценен на "ура" в любой современной подборке.
Как раз в те дни у Алексея и Юлии родилась дочка, которую партнеры по команде по такому случаю советовали ему назвать Рапидой. Когда я напомнил Юлии Васильевне эту рассказанную ее мужем в интервью "СЭ" историю, она рассмеялась: "Да-да, было!"
И от моментальности этого воспоминания, и от легкости этого смеха возникло ощущение, что было совсем недавно, а не более полувека назад. И что олимпионикам Мельбурна, каждый из которых рос во время Великой Отечественной, на четверых не 343 года, а в несколько раз меньше.
Пообщайтесь с ними: они моложе многих молодых. Я поражался их энергетике, и когда несколько лет назад беседовал с Симоняном и Исаевым, и когда теперь разговаривал с Парамоновым. В общей сложности мы проговорили с ними тремя 15 часов. И, кажется, у этих невероятных людей еще оставались силы.
Ведь все, что нужно этим на самом деле очень скромным людям, – наше внимание. Ни одним самым дорогущим подарком его не заменишь. Любое проявление интереса, любые молодые глаза с искоркой любопытства воодушевляют их – и делают счастливыми. Такими же счастливыми, какими когда-то они сами делали нашу огромную страну. Наших отцов и дедов, которые за неимением многих других развлечений любили футбол, признаем честно, побольше нашего.
Давайте не уставать говорить им спасибо.
С юбилеем, Алексей Александрович – и так держать! Вам есть к чему стремиться: посмотрите на Владимира Зельдина...
Комментарии: