1996-й. Гонка за «золотом». Часть I. Зима

Sports.ru 1 Автор: andreiskokodubov - 22 февраля 2026

В фильме «Достучаться до небес» герой Рутгера Хауэра произносит знаменитую фразу о том, что «на небе только и разговоров, что о море». За год до выхода фильма Томаса Яна на экраны, в городе Волгограде, где я рос, все вокруг говорили только на одну тему – «Ротор». Название главной волгоградской команды я тогда слышал повсюду: когда ходил с родителями по магазинам и рынкам; когда ездил в электричках, автобусах и другом транспорте; когда встречал с дедушкой его знакомых в дачному поселку; и, конечно, в среде таких же мальчишек, как я – в школе, на улице, на даче. О «Роторе» действительно говорили все. Чуть позже Александр Рогожкин в своем фильме «Блокпост», действие которого происходит в 1996 году, отразит этот феномен в сцене, когда бойцы, воюющие на Северном Кавказе, будут просить узнать «Как «Ротор» сыграл?» во время сеанса связи со штабом. В тот год весь город, и без того обожающий футбол и свою команду, ждал от «Ротора» победы в чемпионате России, которая была так близка. Об этой команде я и намерен вам рассказать.

Почему я выбрал именно 1996-й? Ведь «Ротор» был явлением всей середины 90-х. Ну, во-первых, это год моего «осознания себя во времени», то есть появления у меня четкого понимания, что это происходит со мной сейчас, и это «сейчас» имеет конкретную дату. Во-вторых, по моему мнению, к победе в чемпионате «Ротор» был ближе всего в 1996-м, даже ближе, чем год спустя, когда состоялся «золотой» матч со «Спартаком» в Волгограде. Наконец, пока я планировал и собирал материалы, подоспело тридцатилетие того сезона.

Автор в Волгограде в 1996 году

В рамках серии постов, я расскажу вам о гонке «Ротора» за чемпионством, о ключевых фигурах той команды, ее основных соперниках и в целом о футбольном (и не только) антураже того времени. Итак, «Часть I. Зима»:

Что представлял из себя «Ротор»

Волгоградский клуб, на заре своей истории носивший название «Трактор» и весьма успешно выступавший до войны в первенстве СССР (лучший результат – 4 место в 1939 году), после 1950-х годов пришел в упадок. Почти всю эпоху «застоя» клуб провел во Второй лиге Советского Союза. Возрождение команды началось в восьмидесятых, когда «Ротор» последовательно поднялся в Первую, а потом и в Высшую лиги чемпионата СССР. Через «Ротор» за этот период прошли такие не последние для всего отечественного футбола имена, как Александр Никитин, Юрий Калитвинцев, Игорь Ледяхов, Олег Сергеев. Надолго закрепиться в «вышке» волгоградцам не удалось и в 1990 году клуб вновь опустился в Первую лигу. Но уже в сезоне 1991 года «Ротор» заслужил право вернуться в главную лигу Советского Союза.

Правда, к началу сезона-92 (а чемпионат тогда проводили по системе «весна-осень» и начинали в марте) такого государства уже не существовало, так что стартовал «Ротор» в первенстве новой России. Первый сезон нового чемпионата для волгоградцев удачным не стал. Несмотря на то, что вопрос о борьбе за выживание не стоял, побиться за высокие позиции не удалось – 12-е место. Прорыв случился в 1993 году, когда «Ротор» впервые взял медали чемпионата, сразу «серебро». Правда, всерьез навязать борьбу за титул московскому «Спартаку» не удалось. Полидировав с 9-го по 13-й туры (справедливости ради, пока «красно-белые» пропускали игры), «Ротор» в итоге отстал от «Спартака» на 11 очков. И это еще при старой системе начисления, когда за победу давали не три, а два очка. Несмотря на это, болельщики стали мечтать о большем, но в 1994 году «Спартак» был слишком силен, и лидировал с первого до последнего тура, а волгоградцы, наоборот, откатились на 4-е место. В чемпионате 1995 года, когда москвичи перестали быть гегемоном российского футбола, «Ротор» и вовсе остался на 7-м месте. Дополнительной болью для поклонников клуба стало поражение в финале Кубка России – 95 от московского «Динамо». Но осень 1995 года болельщиков «Ротора» порадовала, да еще как: в двухматчевом противостоянии стадии 1/32 финала Кубка УЕФА был пройден легендарный «Манчестер Юнайтед». Поэтому несмотря на поражение в следующем раунде от французского «Бордо» с молодым Зиданом в составе, наступающий 1996 год поклонники «Ротора» ждали с оптимизмом: команду возглавляет, успешно тренировавший волгоградцев еще в 80-е, Виктор Прокопенко, а на поле «Ротор» ведет за собой лучший российский бомбардир (рекорд 1995 года - 25 голов сможет побить только Сейду Думбия в переходном чемпионате 2011/12, сыграв на 10 игр больше) Олег Веретенников.

"Ротор" перед началом сезона 1996 года

Итоги чемпионата 1995 года

Теперь посмотрим на итоги предыдущего первенства. В 1995 году в Чемпионате России произошла смена доминирующей силы. На смену «Спартаку» московскому пришел «Спартак» с приставкой «Алания» из Владикавказа, а также сложилась группа команд (включая «Ротор»), которую в прессе окрестили «Большой семеркой».

«Спартак-Алания» (Владикавказ). Внимание к команде со стороны президента республики Ахсарбека Галазова, спонсорство ведущих предприятий региона (а не только ликерно-водочных «воротил», как принято считать), возвращение на пост главного тренера местного уроженца Валерия Газзаева, а также активная трансферная работа по всему Кавказу и не только, сделали клуб из Северной Осетии одной из главных сил чемпионата. В итоге, именно владикавказцы первыми отобрали титул чемпионов России у московского «Спартака», уверенно лидируя с 12-го тура и до конца первенства.

А в погоню за командой Газзаева неожиданно бросился московский «Локомотив», только начинавший тогда избавляться от обидного статуса «пятого колеса в московской телеге». Под руководством тандема Валерия Филатова и Юрия Семина «железнодорожники» в 1994 году выиграли свои первые медали за 35 лет, а в 1995 году пытались достать, ушедший далеко вперед «Спартак-Аланию», выдав в июле-сентябре впечатляющую одиннадцатиматчевую победную серию. Сил тогда не хватило, но, как мы сейчас знаем, все у команды Семина еще впереди.

Московский «Спартак», уверенно выигравший три первых чемпионата России, в 1995 году ход сбавил и стал только третьим. Но, как и «Ротор», главных успехов в тот год москвичи добились в еврокубках. Именно осенью 1995-го состоялись легендарные «6 из 6» в группе Лиги Чемпионов, когда по два раза были побеждены английский «Блэкберн», польская «Легия» и норвежский «Русенборг». Теперь, в 1/4 финала «красно-белых» ждет «Нант», в предыдущем еврокубковом сезоне приезжавший в Волгоград. Но к сезону-96 москвичей в качестве главного тренера готовит уже Георгий Ярцев. Олег Романцев, тренировавший «Спартак» с 1989 года, решил сосредоточиться на подготовке сборной России, которую он тренировал по совместительству, к чемпионату Европы. Однако, полномочия президента клуба Олег Иванович за собой сохранил.

Кроме «Спартака» только московское «Динамо» оказывалось в призерах всех трех первых сезонов чемпионата России – «серебро» 1994 года и две «бронзы» 1992-93 гг. Чемпионат 1995 года «динамовцы» под руководством легендарного Константина Бескова начали ударно – шесть побед в шести первых турах. Казалось, клуб наконец может замахнуться и на «золото». К тому же в июне выигрывает свой первый трофей в российской истории – в драматичном кубковом финале обыгран «Ротор». Но второй части сезона «Динамо» посыпалось и финишировало даже не в «тройке» - 4 место.

ЦСКА, последний чемпион СССР, напротив, к 1996 году ни разу за постсоветскую историю медали не брал, но поскольку оставался кузницей таких талантов, как Владислав Радимов, Дмитрий Хохлов или Сергей Семак, все равно причислялся к грандам чемпионата.

Чуть в меньшей степени это касалось и другой легендарной команды – «Торпедо» (Москва). «Автозаводцы» к числу фаворитов первенства причислялись скорее уже только из-за громкого имени.

Межсезонье «Ротора»

Контрольные матчи: «Оснабрюк» (Германия) 3:2; «Александрия» (Украина) 4:1; «Гамбург» (Германия) 1:2; «Фортуна» Д (Германия) 2:4; «Пахонг» (Ю.Корея) 1:0; 1:1; «Юконг» (Ю.Корея) 2:0, 1:0; «Рекреативо» (Испания) 0:0, 2:1; «Бадахос» (Испания) 1:1; «Бетис» (Испания) 2:1, 1:3

В те годы все поклонники внимательно следили за командами в зимний период. «Спорт-Экспресс» каждую неделю публиковал таблицы с состоявшимися и возможным переходами всех клубов Высшей лиги, составлял условные турнирные таблицы межсезонья. В такой таблице зимы-96 «Ротор» занял место в середине, лидировали «Динамо» и ЦСКА (если брать встречи только с командами уровня высшей лиги). Лучшим бомбардиром волгоградцев в межсезонье был естественно Веретенников – 6 мячей. Что же касается трансферов, то несмотря на 3 мяча в контрольных играх Михаила Потыльчака, в команде он не закрепился и уже летом вернулся в город-спутник Волжский, позже тяжелая травма заставила его завершить карьеру, а после и жизнь его оборвалась трагически рано. Из остальных новичков наибольший вклад в историю клуба внес естественно Альберт Борзенков, уже в первый год, попавший в список «33 лучших», а мне же почему-то очень полюбился Максим Тищенко (подробнее о нем см. часть II).

Потери клуба не были сильно существенными. Можно отметить лишь трансфер Игоря Меньщикова. Во-первых, переход воспитанника волгоградского спортинтерната был оплачен … металлом. За переход, так и не сумевшего закрепиться в основе полузащитника, «Ротор» попросил у спонсора «Металлурга» Липецкого металлургического комбината трубы, металлопрокат и прочие изделия необходимые для реконструкции своей базы и стадиона. Во-вторых, из всех ушедших той зимой игроков Меньщиков сделал наиболее успешную карьеру, будучи несколько лет лидером липчан, в те годы боровшихся за выход в «вышку». При этом связи с Волгоградом не терял, что автор блога может засвидетельствовать лично, поскольку неоднократно сталкивался с Игорем Анатольевичем в раздевалке детского сада, откуда забирал младшего брата, а будущий главный тренер «Ротора» - свою дочь.

Но, пожалуй, самым значимым событием для клуба станут выборы депутатов Государственной думы II созыва и избрание президента «Ротора» Владимира Дмитриевича Горюнова депутатом. Пробовавший уже избраться по одномандатному округу в 1993 году (что интересно одновременно с Николаем Чувальским - будущим президентом другой волгоградской команды «Олимпии»), на этот раз Горюнов пройдет в Думу по спискам тогдашней партии власти – «Наш дом – Россия». Формально он сложит полномочия президента клуба, и команду с приставкой и.о. возглавит Валентина Булатова (эх, если бы не такая же история в «Асмарале»-92, то был бы наш клуб первым в Европе, возглавляемым женщиной), но от руководства клубом не отойдет, теперь уже в должности «почетного президента». Что дает нам повод поговорить о его фигуре чуть подробнее.

Персона – Владимир Горюнов

Владимир Дмитриевич Горюнов, пожалуй, как никто другой подходит под поговорку «От любви до ненависти – один шаг», а также является наглядным примером того, что уходить надо вовремя не только отдельным спортсменам, но и руководителям. Человек по его собственным словам, начинавший с того, что в бытность администратором клуба гладил форму на всю команду, а позже выполнял типичные обязанности администратора советской футбольной команды: встречал/провожал команды гостей, подбирал им подарки (например, в 80-е это была, вполне еще доступная, черная икра), организовывал продажи билетов. Но предан клубу он уже был фанатично. Легенды волгоградского футбола тех лет Игорь Суровикин и Владимир Морохин вспоминали, как он, еще даже не будучи в штате команды, ездил с ними на все выезды. Постепенно уроженец соседней Воронежской области, лишь в 70-е переехавший в Волгоград, дошел до должности начальника команды, которую он одним из первых в стране начал перестраивать в профессиональный футбольный клуб. И если в 1990-м, приезжавший в Волгоград с киевским «Динамо» Лобановский хватался за голову, побывав на учебно-тренировочной базе «Ротора»: «В таких условиях работает команда высшей лиги?!», то к 1996-му база клуба была одной из лучших в стране, а раздевалки на Центральном стадионе хвалили приезжавшие «Нант» и «МЮ». Сейчас это может быть и звучит нелепо. Подумаешь, раздевалки! Но в 1990-х раздевалки большей части стадионов страны были едва ли лучше тех детсадовских, где автор блога встречал Игоря Меньщикова.

Так что к 1996 году Горюнов подходит в самом расцвете своей деятельности и у него появляются политические амбиции, которые во многом и приведут к краху того «Ротора». Заигравшись в политику, разругавшись со всеми местными «лидерами мнений», Горюнов фактически перекрыл возможные инвестиции в команду. Ну и естественно, время, которое выдвинуло настолько амбициозную фигуру, изменилось, а перестроиться Владимир Дмитриевич не сумел. Да и клуб за трендами уже не успевал. Строить команду на основе воспитанников можно, но ожидать от нее успеха было бессмысленно даже уже к началу 00-х, хотя внимание Горюнова к молодежи было огромным. Знакомые автору выпускники питерского Нахимовского училища рассказывали про мальчишку, воспитанника спортинтерната «Ротор», который учился вместе с ними и каждый раз, когда волгоградский клуб приезжал в гости к «Зениту», администраторы команды приглашали его на игру и дарили шикарные по тем временам подарки – форму, бутсы, мячи.

После банкротства команды Горюнова и воссоздания команды, Владимир Дмитриевич на клуб обиделся, были судебные тяжбы, взаимные публичные обвинения. На новой «Волгоград-арене» Горюнов долгое время не появлялся, но вот в ноябре минувшего года вручил там медали победителям юношеского чемпионата области. Думается всем бы хотелось, чтоб примирение клуба с его некогда легендарным президентом состоялось.

К слову, о стадионе, в начале 1996 года «Ротор» объявляет, что цены на билеты останутся прежними – 5000 рублей. Если говорить буквально, то после деноминации это эквивалентно современным пяти рублям, но естественно необходимо учитывать и инфляцию за эти 30 лет. Для лучшего понимания ценности, скажу, что доллар в те годы стоил примерно 4500 рублей, а ниже приведу цены на некоторые товары по состоянию на декабрь 1995-го:

Молоко (литр): 2800-3000 руб.

Яйца (десяток): 5000-5500 руб.

Хлеб (шт.): 3000-5000 руб.

Картофель (кг.): 1800-2000 руб.

Джинсы: 120000-140000 руб.

Сигареты (пачка): 1500-3000 руб.

Газета ежедневная: 450-500 руб.

Проезд в автобусе: 600-700 руб.

Билет на самолёт Москва-Санкт-Петербург: 250000 руб.

Купюра в 5000 рублей, именно столько стоил билет на матч "Ротора"

Как видите, посещение игры не ложилось неподъемным грузом на бюджет практически любого горожанина. Естественно, никакой онлайн-покупки билетов тогда не было, и чтобы попасть на игру предварительно надо было отстоять очередь в кассы Центрального стадиона. Кстати, если среди тех, кто прочтет этот пост будут болельщики со стажем из наиболее отдаленного Красноармейского района, то поделитесь в комментариях, покупали ли вы билеты заранее или уже непосредственно перед игрой, и не создавало ли это трудностей с возможностью попасть на игру при аншлаге.

О чем еще говорил Волгоград

Когда в самом начале я написал, что Волгоград говорил только о «Роторе», естественно, это было небольшим преувеличением. Среднестатистический волгоградец говорить только о «Роторе» и совсем уже избегать иных тем не мог. Просто «Ротор» был отдушиной в довольно сложное для города время, ведь события вокруг к оптимизму зачастую не располагали. Так зимой 96-го все горожане были шокированы очередной вылазкой чеченских боевиков, завершившейся взятием большого количества заложников. Вслед за городком на Ставрополье Буденновском, все узнали о дагестанских городе Кизляре и селе Первомайское. Для Волгограда тема Первой Чеченской войны всегда была болезненна: во время печально памятного штурма Грозного, одним из подразделений, участвоваших в нем, был 8-й гвардейский корпус, дислоцируемый тогда в городе, под командованием одного из самых известных генералов той войны – Льва Рохлина. А после захвата заложников в Буденновске, годом ранее, из уст лидера террористов Шамиля Басаева прозвучало обещание расширить географию терактов, в том числе и на Волгоград. К тому же в 80-е «террорист №1» жил в одном из хуторов Волгоградской области. Я очень хорошо помню и свой испуг, и слезы своей мамы после этих заявлений. До Кизляра, один из лидеров чеченской общины города, даже ездил в саму Чечню, чтоб получить гарантии того, что Волгоград не станет повторением Буденновска. Однако, после теракта банды Радуева, публично заявил со страниц городской прессы, что уже ничего не гарантирует. А вообще заголовки главных страницах газет Волгограда той зимы, сейчас даже представить невозможно. Я не вполне уверен, что их размещение не противоречит правилам «Спортса», поэтому, пожалуй, оставлю в дополнительных материалах, которые я размещаю в тг-канале блога.

Но жизнь продолжала идти своим чередом, и, несмотря на установившийся в городе мороз -15 градусов, Волгоград готовился к старту сезона, намеченному на 2 марта 1996 года. Первым соперником в «гонке за золотом» должен был стать ЦСКА.

(продолжение следует)

Фото: личный архив автора; rotor-volgograd.ru

Телеграм-канал автора

Источник: https://www.sports.ru
Нравится 0 Не нравится