Максим Калиниченко: «Никогда «Спартак» не был подлой командой»
Для разговора с бывшим спартаковским полузащитником, а ныне игроком симферопольской «Таврии» у нас было сразу два повода. Главное российское дерби ЦСКА – «Спартак» (1:0) и стыковые матчи, в которых сборная Украины по сумме двух матчей про-играла Франции (2:0 и 0:3).
«ВМЕСТО «БЕЙТЕ ИХ!» ГОВОРЯТ: «ЧТОБЫ ТРАВА ГОРЕЛА»
– Максим, как вам дерби?
– В «Спартаке» с вратарями парадоксальная ситуация – есть три прекрасных, считаю, голкипера. Сейчас нет ярко выраженного первого номера, играют Песьяков и Ребров, оба отличные вратари, а уверенности ни у кого из них нет, каждый делает ошибки. Ребров отлично провел игру с «Зенитом» – и тут такая ошибка: побежал куда не надо. Хотя там и Макеев не лучшим образом сыграл, так что на вратаря всех собак вешать не надо. Из тройки вратарей Дикань – сильнейший, но он не попадает даже в запас и его будущее непонятно.
– Президент ЦСКА Евгений Гинер заявил, что «Спартак» в дерби был подлой командой, и предположил, что тренер перед игрой мог сказать: «Бейте их». Мог Карпин такое сказать?
– Сомневаюсь, это не спартаковская философия. Никогда «Спартак» не был подлой командой – что по отношению к ЦСКА, что к другим. Думаю, установка Карпина была – ни в чем не уступать, ни в едином эпизоде. Соглашусь с Тихоновым, это дерби, ребята проигрывали и хотели доказать. В таком матче никто не будет убирать ноги, иногда получается грубо. К тому же играли команды примерно одного уровня, если бы одна было гораздо слабее, она могла откровенно бить другую.
– Если не Карпин, а какой-нибудь другой тренер мог произнести такие слова?
– Обычно не бывает таких накачек, все и так всё понимают: каждый эпизод надо доигрывать до конца, в таких матчах они все и решают. Так и случилось – индивидуальная ошибка стала фатальной. А перед игрой тренер называет состав, говорит: «Чтоб трава горела». И все, пошли на поле.
– Карпин думал, ставить ли на матч Мовсисяна с больным коленом. Теперь решили оперировать, и в этом году он больше не сыграет.
– Тут все от игрока зависит, как он себя чувствует. Если сравнивать с временем, когда я был в «Спартаке», сейчас все иначе – игроки дороже стоят. Если мы стоили, образно говоря, по 50 копеек, нас никто не жалел и мы себя не жалели. Сейчас футболисты стоят миллионы, и к чему рисковать – выпускать на одну игру, чтоб потом он вылетел на полгода? Все надо взвесить, обо всем подумать.
ДИКАНЬ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ВЫБРАТЬ
– Вернемся к Диканю. Давно с ним знакомы?
– С харьковского спортинтерната. Потом в сборную нас вызывали в одно время. Не скажу, что мы друзья, скорее приятели. Он и футболист хороший, и парень очень ответственный. При встрече обнимемся, нам есть о чем поговорить. Всегда с удовольствием выпью с ним кофе. Кстати, буквально недавно общались по телефону.
– Вы случайно не обсуждали, что он в «Спартаке» теперь не играет, так как легионер?
– Обсуждали. Я его прекрасно понимаю. У него большие сомнения, большие душевные терзания. Есть «Спартак», где стабильность и т.д. и т.п., и есть желание, силы еще где-то поиграть. Как он поступит, не знаю, от меня здесь ничего не зависит, он примет решение в кругу семьи, тщательно взвесив все за и против.
Вообще достаточно странная ситуация. Мне сложно судить, я не нахожусь внутри команды, но что-то, видно, во взаимоотношениях. С главным тренером, возможно, какие-то проблемы. Не думаю, что это чисто легионерский вопрос, иностранцев-то достаточно в «Спартаке» играет, не обязательно вратаря дергать по этому поводу. Может, и ошибаюсь, сам сталкивался с тем, что вратарь не должен быть легионером.
«СОГЛАШУСЬ С КАРПИНЫМ, ЕСЛИ «СПАРТАК» СТАНЕТ ЧЕМПИОНОМ»
– Вообще насколько внимательно следите за «Спартаком»?
– Слежу. С «Локомотивом» и «Зенитом» очень интересные матчи. Правда, как у нас говорят, это две большие разницы. С «Локомотивом» вроде бы имели преимущество, но проиграли, а с «Зенитом» первые 25 минут нас так полоскали! Счастье, что выиграли, поначалу там пахло разгромом типа 0:3, 0:4.
– Актер Дмитрий Назаров сказал, что на «Спартак» ходит с виртуальным валидолом в кармане. А вы какое лекарство берете, когда смотрите футбол?
– С сердцем, тьфу-тьфу, у меня все нормально, хотя понервничать могу. Мое успокоительное выглядит по-другому.
– А как называется?
– Не скажу. Оно не из лекарственных препаратов.
– Где у «Спартака» сейчас самое слабое место?
– У команды проблемы сзади: линия обороны постоянно тасуется, там все время разные сочетания игроков, думаю, поэтому такая нервозность с первых минут. Нужно время, чтобы люди притерлись. Защитники постоянно вылетают из-за травм, причем тяжелых, то есть вылетают надолго. Только-только вроде сыграют, бах – опять травма. Жутко неприятно. Наверное, это сейчас самая большая головная боль Карпина.
– Карпин недавно сказал, что нынешний «Спартак» – сильнейший за последние пять лет. Согласны?
– Соглашусь, если этот «Спартак» станет чемпионом. И не только с этими, но и со всеми другими словами Карпина соглашусь. Все будет ясно в конце сезона. Да, сейчас команда впечатляет, но не без провальных игр. Можно вспомнить матчи с «Локомотивом», «Амкаром». Чтобы идти по чемпионскому графику, надо как минимум не проигрывать прямым конкурентам и обязательно «подгребать» все, что в середине таблицы и снизу.
«У «КОНЕЙ» СЗАДИ БАРДАЦЮГА, У «СПАРТАКА» ТОЖЕ»
– В чем главная сила нынешнего «Спартака»?
– Более зрелая по сравнению с прошлым годом игра. Не сказать, что стабильная, а именно добротная. Это связано с приходом Тино Косты и Глушакова, опорная зона уверенно смотрится – от этого команда и пляшет. Еще бы не было проблем сзади, вообще все было бы хорошо. Есть уверенность, что в этом году на деле поборемся за чемпионство, а не только на словах.
– Когда ЦСКА в Манчестере играл с «Сити» (армейцы проиграли – 2:5), вы в «твиттере» написали: «У «коней» сзади бардацюга».
– Да то и имел в виду – каждая атака «Сити» была практически голевой. Довольно часто ЦСКА стал применять искусственный офсайд, и их на нем ловят. Если в России это проходит, то в Европе нет. И «Бавария» набила им на встречных атаках, и «Сити» не прощал. Кстати, то же самое было и у «Спартака» в начале против «Зенита».
– Как раз об этом хотел спросить: если у ЦСКА сзади бардацюга, то что у «Спартака»?
– Да то же самое, только про своих я не могу так говорить.
– Если вспомнить дерби, в которых вы участвовали, какое самое приятное воспоминание?
– Ничего хорошего о тех матчах вспомнить не могу. Я всего раз выигрывал в дерби.
– В вашем последнем вы проиграли – 1:5, из-за чего Станислав Черчесов отправил вас с Егором Титовым в дубль, а через несколько дней вы ушли из «Спартака».
– Проигрывает не отдельный человек, а вся команда, включая тренера, все вместе должны нести ответственность. Деталей того матча сейчас особо не помню. Не скажу, что мы тогда заслуживали 0:3 к перерыву, просто в наши ворота залетало все подряд. Та игра мне памятна не только результатом, а тем, что за всем этим последовало.
– «Спартак» в том сезоне занял 8?е место, а в вас, кажется, до сих пор говорят эмоции и обида?
– Никаких эмоций давно уже нет – все, проехали, живем дальше, жизнь расставила все по местам. Очевидно, в том сезоне не в нас было дело. Может, всю команду надо было разогнать и новую набрать, чтобы играть в футбол, который хотел Черчесов? У него не получилось довести свое видение игры до игроков. Это абсолютно не злорадство, а констатация факта. Жизнь показала, что не в Титове и Калиниченко было дело.
«ЭТО НЕ СТЫКИ, А КОШМАР И ПРОКЛЯТИЕ УКРАИНСКОГО ФУТБОЛА»
– Как долго не могли уснуть, после того как в ответном стыковом матче сборная Украины проиграла Франции (0:3) и не попала на чемпионат мира?
– Понервничать пришлось, но не могу сказать, что не спал. Не я же играл! Если бы я, понятное дело, не спал бы всю ночь. Большая-пребольшая горечь! Могли пройти, самый реальный шанс был за все стыки, которые мы уже пять раз проигрывали. Это не стыки, а кошмар и проклятие украинского футбола. Хоть не выходи в них! Либо с первого места, либо уж пускай третье будет, не так обидно!
– В «твиттере» после матча написали: «Вроде все понятно, но ни хрена непонятно». Что имели в виду?
– По игре-то все понятно – Франция на голову, если не на две, сильнее. Но эта сборная Украины никому так сильно не уступала, как в ответном матче. Как раз и непонятно, почему так случилось. Второй гол, который мы забили в первом матче, 2:0 в Киеве – он все спутал. Ощущение мнимого комфорта сыграло со сборной злую шутку. Футболисты понимали: почти все уже сделано и можно даже не атаковать, а просто отбиться. Что в итоге получилось? С первой же минуты пошли такие опасные моменты! Сидел, как на иголках, и матюкался!
– В интервью «Советскому спорту» вы сказали, что команда не проявила фирменных украинских качеств. Это какие?
– Бойцовские. Украина может сама не играть и другим не давать – это самое противное наше качество, именно это и нужно было сделать. А мы про-играли во всем: и в желании, и в злости, и в грубости – Франция начала бить нас с самого начала.
Мы вроде тоже били, но как-то невпопад, с самого начала не попали в игру. Ничего вообще не было.
– Может, в самом деле проклятие. За день до матча Россия – Украина в 1999-м вратарь Филимонов не пошел к батюшке, который приезжал на базу сборной, а потом уронил мяч в ворота. Может, и здесь какая-то похожая история?
– Не знаю… А что до Фила, он никогда не участвовал во всех этих делах. Фил всегда был одиозный фигурой. И харизматичным вратарем.
Максим КАЛИНИЧЕНКО
Родился 28 января 1979 года.
Клуб: «Таврия» Симферополь, Украина
Амплуа: полузащитник.
Рост – 176 см, вес – 67 кг.
Карьера: «Днепр» Днепропетровск, Украина (1996–2000, 2008–2010), московский «Спартак» (2000–2008), в «Таврии» – с 2011 года. В чемпионатах Украины – 158 матчей (30 мячей), в чемпионатах России – 134 матча (22).
Достижения: чемпион (2000, 2001) и обладатель Кубка (2003) России.
Сборная: за сборную Украины (2002–2011) – 47 матчей (7 мячей). Четвертьфиналист чемпионата мира (2006), признан лучшим игроком матча с Германией.
Комментарии: