НОВЫЙ "СПАРТАК" ПРОРУБИЛ ОКНО В ЕВРОПУ
ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ СТАРКОВА
Когда истекала пятая компенсированная минута, я спустился со второго яруса трибуны и, оказавшись в непосредственной близости от поля битвы, уже видел ее участников крупным планом.
Видел, как Валентин Иванов спрятал свисток в карман и, как показалось, прошептал: "Все".
Видел, как Сергей Овчинников обнял Егора Титова, так огорчившего его в этот морозный день, а вслед за ним Войцеха Ковалевски, который как минимум ничем не порадовал коллегу из "Локо".
Видел потемневшие от пота белые и красные футболки, видел уставшие фигуры победителей и побежденных: хотя на табло и горели две единички, ничья для "Спартака" была равносильна победе.
Видел, как в один миг Владимир Эштреков постарел лет на 10, а Александр Старков, наоборот, лет на 25 помолодел, сразу напомнив мне того лихого снайпера рижской "Даугавы", который забил самому Ринату Дасаеву.
Появилось желание подбежать к Старкову и задать один-единственный вопрос: "В какой момент вы ощущали себя самым счастливым человеком на земле: когда впервые привели "Сконто" к золотым медалям первенства Латвии? Когда добыли с латвийской сборной путевку на Euro-2004 в Португалию? Или сейчас, когда с легендарным "Спартаком" завоевали серебро?" А потом подумал: в день триумфа своей команды, независимо от названия и титулов, тренер всякий раз переживает такие счастливые мгновения, которые не дано пережить человеку иной профессии. Ради этих мгновений и стоит искать Синюю птицу. Правда, тренеру на ее поиски обычно отпущено гораздо меньше времени, чем того требует жизнь.
СЕРЕБРО В ЧЕСТЬ БЕСКОВА
Спросите у Константина Ивановича Бескова, которому Старков, как я понял, и посвятил игру, вернувшую "Спартак" одновременно на российский пьедестал и в Лигу чемпионов, и он вам скажет, сколько раз неразумные работодатели разрывали с ним отношения лишь потому что гнались за сиюминутными удачами, тогда как мэтр привык работать исключительно с дальним прицелом.
Кстати, накануне матча наш великий тренер в кругу родных и друзей отмечал 85-летие. Причем что ни друг, то знаменитость. К примеру Игорь Кио, который в ходе праздника обратился к Сергею Шавло: "Ну как завтра?" "Уж постараемся", - дипломатично ответил гендиректор "Спартака". Следующий лаконичный вопрос: "А что ваши?" - Кио адресовал уже Юрию Семину, который лишь пожал плечами, сделав вид, что не понял, о ком идет речь: то ли о "Локо", с которым связано его прошлое, то ли о "Динамо", с которым он на днях связал свое ближайшее будущее.
Ну а Лидия Гавриловна Иванова, тепло поздравив юбиляра от себя и от Валентина Козьмича, призналась мне, что из-за угроз в адрес сына и его семьи не спала несколько ночей. "Внучку-то мы спрятали, взволнованно говорила олимпийская чемпионка по гимнастике. - Но кто завтра защитит Валентина и где гарантия, что с ним все будет в порядке? Он ведь от судейства этого матча, несмотря ни на что, не откажется".
Я как мог успокаивал маму арбитра, а про себя думал: если так и дальше дело пойдет, не ровен час, нам, журналистам, в доступной форме начнут объяснять, что и как писать о той или иной команде. Президентам клубов - навязывать кандидатуры тренеров, а тем, в свою очередь, настоятельно рекомендовать, кого ставить на игру.
НЕРАЗРЕШИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭШТРЕКОВА
Слава богу, пока до этого мы еще не дожили, а потому в субботу Эштреков и Старков определяли стартовые составы и запасных без посторонней помощи. Причем у первого выбор был весьма и весьма скудный. Особенно в передней линии, где Сычева даже процентов на 50 так никто заменить и не сумел. И совсем не от хорошей жизни тренер "Локо" вынужден был бросить в решающий (не только для команды, но и для себя самого) бой 19-летнего Челидзе, которому предстояло соперничать с защитниками сборных Чехии, Аргентины, Румынии, Сербии и Черно гории. И все бы (даже отсутствие Лимы, Маминова и Самедова) ничего, если бы "Локо" устраивала ничья. Но ему, 13 раз делившему очки (в девяти случаях со счетом 0:0), позарез нужна была победа. Значит, надо забивать. А для этого необходим человек-гол, то есть форвард, который с завязанными глазами отправит мяч в наиболее уязвимую точку ворот. Такого в обойме у "Локо" сегодня нет.
Кадровые потери "Спартака" (Павлюченко, Моцарт, Дедура), учитывая длиннющую скамейку с квалифицированными мастерами, выглядели на фоне аховой ситуации соперника вполне восполнимыми. И вот вам пожалуйста: в центре обороны вместо Дедуры - Йенчи, в центре полузащиты вместо Моцарта - Ковач. Разве что в атаке без Павлюченко остался осиротевшим Кавенаги. Но когда и 0:0 приравнивается к победе, можно сыграть с одним форвардом, до предела насытив среднюю линию. Что Старков и сделал: Пьянович вступил в игру только тогда, когда Кавенаги из нее выбыл.
Но если с аргентинцем это произошло на 72-й минуте и для "Спартака" серьезной потерей не выглядело, то уход захромавшего после противоборства с Йиранеком уже в дебюте игры Измайлова, безусловно, ослабил и без того поредевшие ряды "Локо". Правда, первый опасный момент у ворот Ковалевски был создан при участии Лебеденко, как раз и заменившего Измайлова. На 18-й минуте Родригес не попал по мячу, отправленному Билялетдиновым с левого фланга Лебеденко. Форвард грудью прокинул его себе на ход, но проворный Ковалевски свел усилия соперника на нет.
УПУЩЕННЫЙ ШАНС ЧЕЛИДЗЕ
Вскоре Ковач в своей штрафной выбил мяч из-под ног Челидзе, а тот, потеряв равновесие, упал как подкошенный. Иванов принял два верных решения: пенальти не назначил, но и Челидзе не наказал - симуляции же не было. Как не симулировал Челидзе и тогда, когда раз за разом оказывался на траве после рандеву с Видичем. Просто отскакивал юноша от могучего защитника, как мяч. Но при том, что в их соперничестве силы были явно неравны, именно Челидзе мог забить первый мяч, а там, кто знает, и принести "Локо" желанные три очка. Но опять-таки опыт взял верх над молодостью. Только на сей раз не Видича, а Ковалевски, остававшегося последней преградой на пути форварда, который получил отменный пас от Билялетдинова. Создалось впечатление, что не только переполненные трибуны, но и игроки замерли в ожидании развязки. Все, кроме польского голкипера, который бросился навстречу Челидзе, сократив угол обстрела, а вслед за ударом успел ногой зацепить мяч.
Эпизод этот, от которого седых волос прибавилось и у тренеров, и у болельщиков, в принципе не вписывался в общий сценарий матча - "Спартак" подолгу владел мячом, играя с "Локо" в кошки-мышки. Вот только зачастую без ворот. Реальную угрозу до перерыва гости по большому счету создали лишь однажды: на 14-й минуте Бояринцев на противоходе миновал Пашинина и с 13 метров нанес мощный удар - "Локо" выручил Асатиани, принявший его на себя. Овчинников, конечно же, не скучал. Но и в поте лица не трудился.
Впрочем, Иванов, казалось, тоже не усердствует. На самом же деле он, как истинный профессионал, тонко чувствующий пульс игры, не позволял эмоциям футболистов перехлестнуть через край. Причем совершенно разными методами. На кого-то бросал угрожающий взгляд, кому-то делал устное внушение, с кем-то, например, с Титовым, перекидывался парой фраз, после чего оба улыбались. "Спартак" хотел иностранного судью - он его, считай, получил: Коллину только помоложе, постройнее и с шевелюрой. А манера - та же, и эффект аналогичный: со всеми игроками Иванов ладил. Разве что Быстров жаждал продолжить обучение судей. В среду он дал урок ирландцу Келли, в субботу пытался дать Иванову. На это, похоже, у хавбека и ушли последние силы.
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ГОЛ ТИТОВА
Зато у Калиниченко, героя финишной прямой "Спартака", сил было хоть отбавляй. Недаром он заставил Евсеева и Бикея применить приемы, карающиеся карточками. Поймав кураж, Калиниченко на 62-й минуте сделал нацеленную передачу на Титова, которому никто не поме шал головой срезать мяч в угол ворот. Спартаковские болельщики возликовали, а мрачное небо, казалось, окрасилось в яркие красно-белые тона.
- Вы словно из-под земли выросли в штрафной "Локо", - говорю Титову на выходе со стадиона.
- Да меня просто учили открываться вперед, если видишь свободную зону. Я и открылся, когда мяч оказался под правой ногой у Калиниченко. Пас он отдал ювелирный. Ну а я забил так же, как "Ростову" в финале Кубка. Помните?
Конечно, помню. Я даже помню, что 19 ноября, только в прошлом веке, свой 1000-й гол забил Пеле. С пенальти. Но для Титова гол в ворота "Локо" был куда значимее, чем тот, памятный, для короля футбола. Ведь короля от футбола на год не отлучали.
Потом "ювелир" Калиниченко премировал отменным пасом Пьяновича, и мяч снова запутался в сетке. И если бы серб не забрался в офсайд...
А ровно через 10 минут Асатиани, в пожарном порядке переведенный в среднюю линию, забил гол, который нельзя было не засчитать. Ибо перед бившим почти с радиуса штрафной грузинским легионером толпились спартаковские защитники. Среди них был и Видич, задев которого мяч по дуге опустился за спиной Ковалевски.
Руополо и Асатиани, понятно, горели желанием поскорее доставить мяч на центр. Но Ковалевски прижал его к груди, как ребенок любимую игрушку. "Да тебя, Войцех, теперь любая регбийная команда возьмет!" - шутливо заметил Шавло в раздевалке.
Между тем регбийная схватка за мяч получилась вовсе не шуточной. А что творилось на поле и трибунах после того, как резервный арбитр показал табличку с цифрой "5", описать не берусь. Если коротко, забить могли и гости, и хозяева. Но не забили. К счастью для "Спартака" и к несчастью для "Локо". Ну просто драма в двух действиях с прологом и эпилогом.
Кстати, мои друзья-театралы уверяют, что "кулисы" куда интереснее сцены. А я отвечаю им: дескать, в футболе самое интересное то, что происходит "до" и "после". Но вроде бы сегодня успел поведать вам и о том, и о другом. И как "Спартак" себе окно в Европу прорубил - тоже. Осталось только красно-белым приятно удивить Старый Свет. Как нынче - Россию.
Комментарии: