Как двадцать процентов превратились в сто
ЧТО-ТО зачастили к нам «новости» с зарубежных стадионов с ошеломляюще разгромными счетами. То «Зенит» пропускает пять мячей от «Брюгге», то молодежная сборная вынимает столько же из сетки от своих сверстников из ГДР; теперь вот их перещеголял московский «Спартак».
Что касается первых двух, то их матчей мы не видели. Рассказам очевидцев безропотно верить не хочется. Подбор разъясняющих «аргументов» в таких случаях трафаретен: от «коварства судьи» до «фатального невезения». У «Зенита» предпосылки, конечно, были. «Брюгге» как-никак один из лидеров своего чемпионата, в его составе группа ведущих игроков сборной Бельгии. Ленинградцы же в нынешнем сезоне прочные наши аутсайдеры. Существовали небольшие смягчающие обстоятельства у молодежной. Возраст поменьше, чем у соперника, состав резко обновленный, несыгранный. При желании можно подобрать объяснения и для спартаковцев. Но такого желания нет. Да и ни к чему. «Спартак», если так можно выразиться, оказался типичной жертвой самообольщения.
Недооценивать соперника, с которым уже провел он в Москве нелегкий матч, «Спартак» не мог. Если недооценивать лидера чемпионата ФРГ, то кого тогда переоценивать? Ответ есть: «Спартак» переоценил себя.., рассчитывая, и это было видно сразу, провести неторопливую игру подальше от своих ворот.
Намерения «Вердера» были иными. Хозяевам поля требовался «быстрый гол».
Нечто похожее мы наблюдали в предыдущем матче Кубка УЕФА в Дрездене. Тогда спартаковским соперникам тоже «быстрый гол» удался. А вот второго, хотя моменты и были, дрезденские динамовцы забить не смогли. «Вердеру» такое оказалось по силам.
Когда после крупной неудачи в Москве тренер бременцев Отто Реххагель утверждал, что «процентов двадцать на успех» его команда сохраняет, он в те минуты вряд ли и сам в это верил. Требовалось оптимальное стечение благоприятных обстоятельств. Предельно сильная игра его собственной команды и предельно слабая соперника. Совпадение, увы, состоялось.
Стартовый силовой натиск «Вердера» никакой тайны в себе не содержал. Как и требуемое противоядие - активное решительное противоборство. Его-то в арсенале спартаковцев в тот вечер не оказалось. «Черным» выдался вторник и для обычно надежного вратаря москвичей Дасаева. Срывы, хотя и редкие, у него случались и прежде, но так, чтобы все в первые 15 минут буквально валилось из рук, припомнить невозможно. За полчаса как-то беззаботно было растеряно все, что добывалось в Москве 90 минут.
Только - только начался матч, а уже первый угловой и первый гол. Высокая подача, высокий прыжок рослого Нойберта, ошибка Дасаева, и 1:0. Повел «Вердер». Тут же Орденевиц далеко вбрасывает мяч из аута, снова суматоха в штрафной «Спартака», и Черенков едва успевает отправить мяч на угловой. Потом удар Вотавы, удар Ридле, угроза за угрозой...
Сбить натиск гости не в силах, передачи неточны, мяч отдается и принимается чуть ли не стоя, без всякого движения. Картина странная, будто каждый из спартаковцев наблюдает за событиями со стороны, словно вести борьбу, играть обязан не он, а кто-то другой. Ошибается Б. Кузнецов, выручает Суслопаров. Орденевиц слева обыгрывает Бокия, сильный прострел, теперь никто не выручает. Находясь спиной к мячу, Нойберт успевает развернуться и забить. 2:0.
Дальше — то же. Почти все единоборства проигрываются, дезорганизация руки об руку с инертностью нарастают. «Вердер» же играет напористо, хотя и прямолинейно. Впрочем, особых ухищрений от хозяев поля и не требуется. Они даже позволяют себе на несколько минут перевести дух. Затем снова атаки. Орденевиц смещается вправо, получает мяч на ход и сильно над пригнувшимся Дасаевым забивает третий гол.
Во втором тайме борьба шла поровнее, но от инертности «Спартак» не избавился. Наконец Мостовому удается вывести по центру в прорыв Черенкова. Тот бьет с ходу, без задержки, и мяч влетает почти в верхний угол. Чаша весов было заколебалась. Удача, однако, от хозяе в поля не отвернулась. Подключившийся к атаке свободный защитник бременцев Зауэр головой забивает четвертый мяч, «Вердер» снова хозяйничает в игре.
Принято говорить, что в добавочное время борьба идет до первой ошибки. Ошибся было Дасаев, Ридле бил в пустые ворота, но успел выручить Суслопаров. Эту неудачу Ридле скоро компенсирует, отправляя в пятый раз (с разворота головой) мяч в сетку ворот «Спартака». «Вердер» тайм-аут не берет, передышки себе не позволяет, на «удержание счета» играть не намерен. Вскоре неудачно введенный Дасаевым мяч в игру бременцы перехватывают, возвращают в штрафную, и Бургсмюллер проводит шестой гол. Эффектно забитый на исходе встречи с ходу под перекладину мяч Пасулько ничего не меняет, 6:2.
Вот так иллюзорные «двадцать процентов надежды» для «Вердера» превратились в реальные сто. Дорогой оказалась для игроков «Спартака» цена самообольщения. Но кого им винить?
Комментарии: