Перераспределение ролей
КОГДА речь идет о третьем раунде европейских турниров, когда все слабые остались за бортом, смена декораций, оформляющих футбольный спектакль, неизбежна и тесно привязана к месту событий. Свидетельство тому и все нынешние матчи 1/8 финала Кубка УЕФА, за небольшими исключениями.
То, что у себя дома соперник «Спартака» «Кёльн» предстанет стороной активной, выглядеть будет по-иному, ни для кого секрета не представляло. К этому побуждал итог первого матча в Тбилиси, равенство в силах соперников. Впрочем, были и иные, на первый взгляд небольшие, но по своей сути существенные обстоятельства.
Если две недели назад в Тбилиси «Кёльн» начинал схватку со «Спартаком», выбравшись, а точнее, только выбираясь, из очередного кризисного спада, то к ответному свиданию он примчался на хорошей скорости и в отличном настроении. Кроме трех календарных игр, «Кёльн» успел провести и отложенную четвертую, во всех победил с перевесом в два и более мячей, вышел на 4-е место, а главное, находился в постоянно напряженном игровом и тренировочном режиме. Ну, примерно так же, как «Спартак» перед первой игрой. Тогда москвичи бескомпромиссно сражались на финише первенства и параллельно в европейских кубках. Теперь они оказались в вакууме.
Отчет о первом матче в нашем еженедельнике заканчивался верой в способность спартаковцев провести ответный матч достойно, «Только нужно, — говорилось в заключение, — помочь им с пользой провести 14 оставшихся до ответного матча дней». Это мнение Р. Дзодзуашвили.
С пользой — не удалось. Как и минским динамовцам. Фактически команда осталась без игровой практики, лихорадочно изыскивала подходящие места для подготовки и, надо признать, оказалась в куда более неблагоприятной ситуации, чем «Кёльн» две недели назад.
Но эта тема особая. А сейчас об игре. Неизбежное, перераспределение ролей состоялось. В Тбилиси тон задавал «Спартак», в ФРГ — «Кёльн». В Тбилиси для спартаковцев главным направлением решающих ударов были центр и левый фланг. В Кёльне для хозяев поля примерно те же направления, но несколько в иной последовательности — левый фланг и центр. Две недели назад рейды Позднякова из домашней заготовки не были учтены в тактическом плане соперника. Теперь подключения в атаку Хартвига выглядели столь же непредусмотренными спартаковцами. Можно вспомнить его «выстрел» на 35-й минуте в перекладину без всяких помех со стороны москвичей и опасный удар на 65-й минуте, отбитый Дасаевым.
В Тбилиси во втором тайме «Кёльн» попытался было перехватить инициативу, но не преуспел, точно так же, как и «Спартак», примерно на этом же игровом отрезке, завладев в гостях инициативой, реальной пользы для себя не извлек. Заключительный натиск москвичей, на мой взгляд, не в счет, поскольку явно опасавшийся спартаковцев соперник в эти минуты перешел на удержание счета, своего в конце концов добился, но мог и добросовестно добытую победу упустить. Я имею в виду эпизод под занавес, когда Гаврилов, обыграв двух игроков «Кёльна», буквально выложил мяч под удар Кужлеву. Помочь, казалось, не мог даже Шумахер. Он и не выручил, просто Кужлев пробил разочаровывающе, как сформулировал один из поклонников команды, «перпендикулярно метров с четырех».
К Кужлеву претензий быть не может, он ведь и в основном составе в дни чемпионата появлялся редко, Аджоев чаще. Просто еще раз доказательно было подчеркнуто, сколь коротка «скамейка» «Спартака». Весь сезон фактически 13 игроков провели без замен, а когда выбыл Морозов, то возместить даже одну-единственную потерю оказалось делом не простым.
В составе «Кёльна» также отсутствовал ведущий центральный защитник Штрак. Он, однако, в начале первенства ФРГ не играл, команда привыкла без него обходиться.
Если в Тбилиси тылы западногерманского клуба выглядели уязвимыми, то в ответном матче подстраховка была решена за счет мер довольно простых: при потере мяча все полузащитники с максимальной скоростью мчались назад, численно укрепляя оборонительные редуты. Попытались взломать их спартаковцы лишь во втором тайме, эпизодически, небольшими силами, и численный перевес был на стороне хозяев поля неизменно. Вот и получилось, что до перерыва лишь Шавло за счет тактической хитрости сумел всерьез угрожать хозяевам, но угодил, как и в Тбилиси, в штангу. Он же после перерыва вновь попал мячом в крестовину, когда Шумахер ничего поделать был уже не в силах.
Вратарь «Кёльна» явно испытывал затруднения в ходе игры, в чем мы могли убедиться во время телетрансляции. Не раз по ходу матча массажист и врач оказывали ему помощь, когда игра шла у других ворот. Но ведь сами спартаковцы его почти не тревожили. Кроме трех перечисленных уже моментов, остальные угрозы, если сравнивать их с теми, что создавал соперник, упоминания не заслуживают.
«Кёльн» в развитии своих атак сделал акцент на левый фланг, на Литтбарски, Байна и Энгельса, и преуспел. Первым контрмеры принял Дасаев. В конце концов, рискуя, стал выходить к правой штанге, оставляя за спиной чуть ли не всю площадь ворот, и раз за разом перехватывал прострелы. Они же следовали с обескураживающей для нас частой периодичностью. Создавалось впечатление, что Сочнов просто не в силах даже притормозить развитие атаки соперника, да и остальные ударам не препятствовали. Тут можно вспомнить, что игроки «Кёльна» (естественно, хорошо осведомленные о трудностях Шумахера, о его повреждении) прежде всего и достаточно успешно пытались помешать нанести удар с любой дистанции любому из спартаковцев.
К стартовому натиску москвичи были готовы и в первые двадцать минут довольно хладнокровно его гасили. Нередко мяч отправлялся за линию ворот, подавались угловые. С правого фланга они не выглядели грозными, с левого тоже, за исключением углового удара на 24-й минуте. Мяч был отправлен на ближнюю штангу, там поджидал его Байн. Да, он выполнил удар технически безупречно, но никто форварду «Кёльна» не препятствовал — 1:0.
Все определивший гол был проведен со штрафного на 75-й минуте. Сначала показалось, что, поставь спартаковцы в «стенку» не пять, а шесть игроков, то удар Литтбарски не оказался бы разящим. Потом, при повторе, было видно, что Кузнецов даже сдвинулся чуть влево, фактически на позицию шестого, отсутствовавшего в этой ситуации игрока, но все равно помешать не мог. Мастерски обводящий удар удается не всегда. Даже у Литтбарски. На этот раз он получился. 2:0.
С одной стороны, москвичи сумели нейтрализовать лучшего бомбардира чемпионата ФРГ Аллофса, в двух матчах он не забил ни одного мяча, С другой стороны, надо отдать должное за блестящую игру в Кёльне Дасаеву, помешавшему более убедительной победе хозяев поля.
До минувшей среды наши представители в европейских кубках оставались единственными среди 30 стран Европы, кто не понес никаких потерь. Теперь есть и у нас потери. Причины их ничего нового не содержат: отсутствие должных условий для подготовки, нехватка исполнителей в последнем, ключевом матче. Сегодня это коснулось «Спартака» и частично минчан. Завтра в такой же ситуации могут оказаться и другие наши клубы, отсюда к вывод...
Комментарии: