ВСЕ МОГУТ ВРАТАРИ
ТЕПЕРЬ, когда игра отошла в историю, а мы уже знаем, что подлинными ее героями стали вратари, предматчевые заботы тренеров могут показаться не определяющими. Но так ли это?
Тренеров «Кёльна» беспокоила игра защитников, которые позволяли себе пропускать по пять мячей в матчах бундеслиги. И беспокоила не напрасно: и в тбилисском матче они позволили спартаковцам столько раз угрожать воротам, сколько те могли создать таких моментов. А минимальный голевой перевес объясняется в большей степени блестящей игрой Шумахера и отчасти сбившимся прицелом спартаковцев. Очень уж часто мяч пролетал рядом со стойками, но с внешней стороны, или над перекладиной. А удар Шавло с ходу, который обычно именуется неотразимым, отразила штанга.
Николая Петровича Старостина я встретил за несколько часов до начала матча у входа в гостиницу «Иверия», где разместились гости. («Спартак» по традиции жил в «Аджарии»). Сумрачный вид начальника команды навел на вопрос. «Что-нибудь не так? Все ли здоровы?» — «Беспокоит только состояние Родионова и Черенкова, — был ответ. — Ломаем голову над тем, как из двух половинок составить одно целое...».
Из-за недолеченных травм эти двое, подумалось, сыграют по тайму. Но нет, слишком, увы, коротка и непрочна «скамейка» одной из лучших наших команд, из года - в год представляющей страну на международной арене. И Родионов, и Черенков вышли в стартовом составе, но играть с полной отдачей им было нелегко, и этим в какой-то степени можно объяснить утрату «Спартаком» инициативы во втором тайме, которой до перерыва он владел безраздельно.
У гостей, похоже, таких проблем не было. Из основных игроков отсутствовал только Лефкес, и в составе появился никому не известный Пристин, занявший место левого защитника. Впрочем, его способности остались до конца не выясненными, поскольку спартаковцы основным направлением своих ударов избрали центр и левый фланг.
И было это не случайно, как объяснил мне известный в прошлом футболист Реваз Дзодзуашвили, которого я попросил прокомментировать чисто футбольные тонкости событий. Дзодзуашвили высоко отозвался об аналитических способностях Гаврилова, считая его бесспорно лучшим игроком этого матча, и заметил, что диспетчер «Спартака» тонко использовал позиционный просчет - правого защитника Гейлса, который выдвигался встречать атакующих далеко вперед. Гаврилов раз за разом посылал мяч за спину защитника в свободную зону, куда попеременно врывались Шавло, Поздняков, Родионов. Уже в первые 35 минут игры три опасных выхода на ворота совершил Поздняков. В первом случае его цепляли сзади за ноги, но он ускользнул, хотя и потерял темп, что позволило вратарю выиграть мгновение и броситься под удар. Во втором эпизоде не лучшим образом сыграл сам Поздняков, позволив оттеснить себя от мяча, а в третьем его рывок и пас Гаврилова вразрез были выполнены так согласованно, удар получился настолько точным и сильным, что и Шумахер ничего не мог поделать.
Гости быстро поняли, что со «Спартаком» шутки плохи, и поначалу ни о чем другом, кроме как выдержать этот шквал, похоже, и не помышляли. Старательно сбивали темп, брали долгие игровые паузы, теснились у своей штрафной площади и, уяснив, что «Спартак» любит атаковать через центр, переквалифицировали полузащитника Хёнербаха в дополнительного стоппера. Атаковали осторожно, словно пробуя почву под ногами, будто шли через трясину. Выдвинутые вперед Аллофс и Литтбарски оказались отрезанными от своих тылов, мяч получали редко и, как говорится, не могли за него зацепиться.
Однако во втором тайме гости по ходу игры стали применять замысловатые перестроения, бросая вперед двух-трех хавбеков, а форварды шли вслед, как за проходческим щитом, и, набрав скорость, вгрызались в прочную породу спартаковской обороны. Тяжко стало защитникам москвичей, а мы на трибунах в эти минуты не раз и не два с грустью вспоминали упущенные спартаковцами возможности увеличить счет. Самым впечатляющим был эпизод, когда Родионов воспользовался отвлекающим маневром Гаврилова, проскочил с мячом вдоль границы штрафной и с полуразворота пробил настолько сильно, что вратарь не удержал мяч, но Гаврилов, успевший на добивание, вдруг изменил себе: вместо по-гавриловски хитрого обводящего удара пробил что было силы и не попал.
Уже после, матча Дзодзуашвили, сам отличный в прошлом защитник, много лет игравший на правом фланге обороны сборной, сказал, что этот матч выиграли защитники и вратарь, особо отметив Морозова, Каюмова и Позднякова. Первые двое играли персонально против Аллофса и Литтбарски и, как считает Дзодзуашвили, выиграли свои локальные единоборства чисто, по-спортивному. А штрафные удары, которыми наказывался Каюмов, и желтая карточка, показанная Морозову, — это скорее следствие излишне педантичной строгости шведского арбитра, нежели свидетельство какой-то там чрезмерной игры на грани дозволенного. Желтую карточку Морозов получил и в Лейпциге. И теперь, к сожалению, пропустит ответный матч в Кёльне, где спартаковской обороне предстоит испытать все то, что испытали в Тбилиси защитники гостей, а потому, по мнению Р. Дзодзуашвили, там свое слово должны сказать игроки атаки, используя упомянутые просчеты правого защитника и учитывая естественное стремление «Кёльна> сыграть на результат.
Обоюдоострая игра во втором тайме доставила немало волнений темпераментным тбилисским болельщикам, которые дружно поддерживали «Спартак». В день матча республиканская, газета «Заря Востока». поместила выступления трех любителей футбола, и, право же, было приятно читать, как строитель, земледелец, студент тепло отзывались о спартаковской игре и обещали самое горячее участие грузинских болельщиков. Так оно на самом деле и было. И вообще следует отметить внимание и заботу всех, кто помогал «Спартаку» в организации матча на «нейтральном», без кавычек и не скажешь, поле.
Между тем события на нем развернулись нешуточные и даже драматичные. Гости отказались от планомерной игры на сдерживание, и взвинтили темп. На 59-й минуте они провели ту самую тонко рассчитанную попытку взять ворота атакой двух форвардов из глубины. Аллофс нанес мощный удар в дальний угол — Дасаев двинулся на перехват, но мяч задел защитника и медленно покатился в противоположный. Трибуны ахнули, игроки, оцепенели, кто-то из гостей уже победно вскинул руки... Но молнией прочертила створ, ворот вытянувшаяся в струну фигура вратаря — Дасаев непостижимым образом извернулся и на самой линии ворот достал мяч.
Достойным был ответ «Спартака». В течение десяти последующих минут кромешный ад пережили защитники гостей и их вратарь. Но и Шумахер сумел сделать невозможное. Вот Гаврилов вывел на удар Родионова — нападающий ушел от защитника, выманил вратаря и, поймав его встречное движение, расчетливо пробил в дальний угол. Вратарь уже падал, и Родионов делал все верно, но Шумахер, пожалуй, инстинктивно, но и мгновенно выбросил вверх руку и отвел угрозу. Вот Шавло с ходу бьет метров с 8 — Шумахер реагирует опять же мгновенно и накрывает мяч... Матч этот так и остался в памяти как матч неиспользованных возможностей и еще как демонстрация высокого вратарского искусства.
Послесловие Дзодзуашвили: «Второй тайм показал, что «Кёльн» — команда не только атлетического склада, мощная, агрессивная, но и умеющая сыграть нестандартно. Особо следует отмстить Штрака, Штайнера. Хартвига, Энгельса, Аллофса. Среди наших, кроме названных уже защитников, большой вклад в победу внесли Гаврилов, Шавло и, конечно же, Дасаев. Впереди вторая встреча в Кёльне. Верю, что спартаковцы могут сыграть ее достойно. Только нужно помочь им с пользой провести 14 оставшихся до ответного матча дней».
Комментарии: