КАК ОСТАНОВИТЬ ДУМБЬЯ?
Главное российское дерби - вещь настолько самодостаточная, с такой силой взрывающая болельщицкие мозги, что какие-то детали, ей сопутствующие, по большому счету значения не имеют. Ну какая, право, разница, будет ли накал страстей двумя градусами ниже или тремя выше, если он в любом случае достигает температуры кипения? И все же, и все же...
Слишком уж по-разному подходили команды ко вчерашнему свиданию. Если "Спартак" целенаправленно готовился именно к дерби, копя силы и пытаясь до поры до времени сдерживать в узде эмоции, то ЦСКА в матче с "Реалом" пережил настоящую эпическую драму под названием "Против лома нет приема".
Не готов оценивать, чью предматчевую ситуацию можно считать более благоприятной. Но несколько слов о влиянии "Реала" на центральный матч российского чемпионата сказать все-таки необходимо.
Все дело в том, что в российских СМИ (прежде всего электронных) родились и были массово взлелеяны сразу несколько мифов, связанных с оценками игры ЦСКА в Мадриде. Один из них гласил: матч проиграла армейская оборона. Вот уж точно миф, абсолютно не соответствующий истинному положению вещей. Оборона ЦСКА выдержала в Мадриде неимоверную нагрузку, и пара-тройка ошибок по такой игре была неминуема. Но на самом-то деле битву проиграла атакующая линия красно-синих. И дело даже не в упущенных Думбья и Мусой голевых возможностях. Дело в таком ключевом моменте, как переход из обороны в атаку.
Отбившись после очередного наскока хозяев, армейские защитники искали предложения впереди, но таких предложений не было. Вообще. Открываться под мяч пытался только Дзагоев, что быстро поняли соперники, став жестко перекрывать Алану кислород. Остальных, увы, и перекрывать особо не нужно было. Вот и получалось, что одна атака "Реала" следовала за другой, а, стало быть, нагрузки на оборону ЦСКА оказались куда более катастрофичными, чем могли бы быть.
И это уже впрямую проецировалось на вчерашний матч. Ситуацию можно было изменить двумя способами. Один - механический: выход на поле Хонды, пропускавшего матч в Мадриде из-за травмы. Но этот вариант по состоянию здоровья японца исключался. Другой мог основываться просто на качественном улучшении игры форвардов.
Слуцкий неожиданно решил совместить два рецепта, видоизменив мадридский состав - вместо опорного полузащитника Алдонина на поле вышел дополнительный форвард Нецид. Менялась схема (с 4-3-3 на 4-4-2), но, что важнее, менялось количество адресатов впереди. Тем более что Нецид всего за десять своих мадридских минут показал, что способен открываться, получать мяч и давить на оппонентов.
Состав "Спартака" тоже удивил. Не думаю, что отсутствие в числе первых одиннадцати Веллитона, о столкновении которого с Акинфеевым было столько воспоминаний накануне матча, связано с желанием поберечь форварда от мести - вряд ли в ЦСКА могли планировать что-то подобное, и спартаковское руководство это наверняка понимало. Но факт остается фактом: бразилец остался в запасе. Как и Макгиди с Комбаровыми: Карпин остался верен принципам постоянной ротации, в очередной раз удивив всех.
Столь атакующие варианты с обеих сторон не намекали, а просто кричали во весь голос: бой предстоит с самым что ни на есть открытым забралом. Однако дебют встречи этого не подтвердил. Пошла довольно осторожная борьба за территорию и инициативу. Внешне в ней больше преуспевал "Спартак", но разведка она и есть разведка, а слабые места в построениях соперника в футболе зачастую легче нащупать в быстрой контратаке, нежели в планомерной осаде.
Вот и первый полумомент случился у ворот Диканя: на шикарный пас Дзагоева отозвались сразу и Думбья, и Муса, они вроде бы опередили защитников "Спартака", но мяч ивуариец так и не укротил. Армейских атак вообще становилось все больше, и в одной из них Думбья упал в штрафной не без помощи рук Дзюбы, однако Безбородов посчитал, что борьба в эпизоде шла в рамках правил.
Красно-белые по такому развитию событий перешли на одиночные контрвыпады (заточенные прежде всего на Эменике) - они тоже хотели искать счастья лишь у чужих ворот, а не у своих. Но в целом время шло, а занимательный сюжет никак не вытанцовывался: почти до самого конца тайма нельзя было отделаться от впечатления, что мы наблюдаем некую репетицию, а не само действо. Пусть и генеральную, с самыми настоящими эмоциями, но какую-то скучновато-бессобытийную.
И тут бабахнуло. Обрез спартаковцев впереди, моментально начатая Василием Березуцким контратака, провал в красно-белой обороне, что привело к полному обнажению ее правого фланга (Ари, который мог его закрыть, предпочел роль стороннего наблюдателя), четкий, как движение скальпеля, пас Думбья в нужную зону и не самый уверенный, зато очень точный удар Тошича под дальнюю штангу: сюжет наконец завязался! И никто не мог назвать именно такую завязку нелогичной - к ней по ходу первой половины все и шло.
Тактические задумки Карпина, очевидно, не срабатывали. Станет ли он что-то менять уже в перерыве - этот вопрос повис в Лужниках после того, как команды ушли в раздевалки. Не стал. И, как выяснилось, правильно сделал: игра вроде бы не поменялась, а вот равновесие в счете восстановилось очень быстро. Теперь уже зазор нашелся в армейской обороне: Дзюба ввинтился в зону между Игнашевичем и Щенниковым (за спиной у первого), получил пас и пробил точно в верхний угол.
Эпизод, возникший из воздуха, впрыснул такую дозу адреналина в красно-белые сердца, что "Спартак" понесся вперед с небывалым для первого тайма энтузиазмом. А тут еще Карпин сменил наконец инертного Ари на Макгиди (бразилец, правда, перед самым уходом заработал опасный штрафной, хотя надеялся в том моменте и вовсе на пенальти).
Пошла та игра, которую ждали. И сразу напомнила о себе замысловатая логика дерби, которой в первом тайме и не пахло - яростно атаковал "Спартак", но забил ЦСКА. Макеев упустил Мусу, а четыре защитника в штрафной не смогли прервать прострел нигерийца на Думбья. Тот, естественно, с удовольствием расстрелял пустой угол ворот Диканя.
И уже армейцы на кураже могли быстро решить все вопросы, однако Секу в более простой ситуации, чем замененный им Муса, выполнить прострел не сумел, а удар головой Нецида с трех метров дезавуировал Дикань. Почувствовав, что подобное расточительство может обернуться незапланированными неприятностями, Слуцкий, чтобы слегка успокоить игру, сменил Нецида на Алдонина. А Карпин выпустил Дмитрия Комбарова. Веллитон по-прежнему оставался на лавке.
Но разве запылавший костер потушишь? Великолепная передача Дзагоева в "стеночку", и Думбья оказывается один перед вратарем в абсолютно комфортной ситуации, когда хватало и пространства, и времени. Что форвард попытался изобразить, не сможет объяснить и он сам, но армейская скамейка благодаря его невразумительному "тычку" мяча вполне могла в этот момент получить коллективный инфаркт.
И только в этот момент на поле появился главный враг армейской торсиды - Веллитон. Последний патрон во вчерашней обойме Карпина. Может быть, достал его тренер слишком поздно, потому что характер игры не поменялся - атаки ЦСКА по-прежнему были явно острее. А самого бразильца сразу же очень жестко встретил Василий Березуцкий, после чего спартаковец отправился за врачебной помощью.
И снова нечто невообразимое сотворил Думбья. После подачи углового его удар с трех метров Дикань отразил прямо на ивуарийца, и тот очередным неловким движением пустил мяч не в ворота, а параллельно им. Неужели и это ненаказуемо?
Нет, если твоя команда играет сильнее. Армейцы до конца матча так ничего сделать сопернику и не позволили, одержав в итоге вполне заслуженную победу.
Комментарии: