«СКАЗАЛ БАРАКУ ОБАМЕ: «ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ПРИЗНАЛИ ГЕНОЦИД АРМЯН?» ОН БЫЛ В ШОКЕ». МОЩНОЕ ИНТЕРВЬЮ ЮРЫ МОВСИСЯНА
Стрельба во дворе дома, «Спартак» и новая жизнь в США.
Юра Мовсисян — один из самых заметных форвардов РПЛ 2010-х. Он здорово проявил себя в молодом «Краснодаре» Галицкого, а в первом же матче за «Спартак» сделал хет-трик в ворота «Терека».
Мы поговорили с Юрой о его нынешней жизни в США и карьере. Главное:
- Жизнь в США: как работал в 12 лет, зачем купил пистолет и о чем говорил с Обамой
- О «Краснодаре»: «в Галицком не узнать миллиардера», Муслин и деньги за попадание в состав
- Карпин — настоящий мужик, Аленичев — легенда, Якин из-за турецкого происхождения давил на армян
- Как Дзюбу звали в MLS, но он хотел в Европу. И почему пора прекратить контры с Карпиным
- Зачем Юра создал свой клуб в четвертой лиге США
ЖИЗНЬ В США: РАБОТА В МАГАЗИНЕ, РАЗГОВОР С ОБАМОЙ О ГЕНОЦИДЕ АРМЯН, СТРЕЛЬБА ВО ДВОРЕ ДОМА
Фото: © Личный архив Юры Мовсисяна
— В 12 лет ты с родителями переехал в США. Как это было?
— Поначалу очень тяжело. Я на год прекратил заниматься футболом и пошел вместе с братом работать в магазин. Расставляли товар, помогали на складе, делали все, что просили.
С едой проблем не было, но вся семья много трудилась. По 12−14 часов в день. Отец — механиком в автомастерской, мама — няней и не только. Отец вообще был на двух работах.
Так было первые три-четыре года. Но что тут скажешь? Делали все, чтобы удержаться.
— Главное детское воспоминание о США?
— Все было по-другому. Другая архитектура, улицы. Как мы видели Америку в кино, но это было в жизни. Очень вежливые люди, которые после каждого слова говорили «спасибо».
Запомнились высотки, которым не видно конца, — в деловом районе [Лос-Анджелеса]. Для меня это было чудом.
— Почему после футбольной карьеры решил жить в США?
— Я вырос в Лос-Анджелесе, мне все нравится здесь, все удобно. Погода, спокойная жизнь. Я здесь ходил в школу, учился футболу, мои дети тут родились. Жизнь в Америке мне очень близка.
— В США очень дорогая медицина?
— Она везде дорогая. Но чем она удобна в США — тут есть условия для разных людей. Тут вообще есть все: хорошее, плохое, ужасное и лучшее в мире. Здесь можно найти все — разные люди, идеи, взгляды.
У меня дорогая страховка, но есть и много других вариантов дешевле. Если у человека нет денег, есть бесплатные клиники.
Плюс в США сильная социальная помощь. Правительство готово платить деньги, чтобы ты жил здесь. А у нас — в Армении и России — тебе за это никто платить не будет. Либо будет, но совсем маленькие деньги.
— Медина из ЦСКА говорил: «В Нью-Йорке идешь на обед — и по пути встречаешь Бэкхема». Кого-то встречал?
— Кстати, у Бекхэма я выигрывал трофей в финале MLS (улыбается).
А так, конечно, тут часто можно увидеть звезд, идущих по улице. Например, встречал Джонни Деппа. Иногда к звездам подходят за фото, но в целом людям это не очень интересно. Даже если ты видишь Джонни Деппа — все привыкли. Это нормальная практика.
Фото: © Samantha Appleton / Wikimedia Commons
— Ты еще виделся с президентом США Бараком Обамой. Как это было?
— Мы выиграли MLS в 2009-м году. Для США это стандартная практика, когда чемпионов страны принимает президент в Белом доме. Помню, было много охраны.
— Обама — что он за человек?
— Очень высокий, шутил хорошо. Открыто общался с футболистами.
Я еще у него спросил: «А почему вы не признали геноцид армян? Вы нам обещали это». Потому что когда Обама шел на выборы, то пообещал армянской диаспоре: «Голосуйте за меня, а я признаю геноцид». Но он соврал. Поэтому я и задал свой вопрос. Он был в шоке. Сказал: «Давай лучше занимайся футболом, а не политикой». Я ответил: «Это не политика, это жизнь».
— Смело. После никто не подходил, не говорил: «Зачем ты такое спрашиваешь»?
— Перед встречей нас предупреждали: «Вам нельзя задавать никакие вопросы. Только если президент сам что-то спросит, тогда можно ответить». Но мне было важно задать это — для себя, для всех армян.
Потом все говорили: «Мы же тебе сказали — нельзя». Из Белого дома, конечно, не выгнали, но вся охрана на меня по-другому смотрела. Хотели побыстрее проводить.
— Перед ЧМ-2018 ты говорил: «Не могу дождаться ЧМ в России, чтобы люди прочувствовали радушие и красоту русских». Были знакомые в США, которые после 2018-го поменяли взгляды о России?
— Конечно, по-другому взглянули. На ЧМ все было чудесно. Для меня было принципиально, чтобы люди увидели красивую и классную Россию.
До сих пор сталкиваюсь в США со стереотипами: про злых русских, про мафию. Везде хватает глупых. Но людям интересно услышать правду, как все на самом деле. Когда рассказываю, что я жил в России как бог, они удивляются. Для многих это большой сюрприз.
В России у меня было все, что нужно для моей семьи, для жизни. А я играл за «Спартак». Что еще надо?
Фото: © Личный архив Юры Мовсисяна
— В Америке разрешено оружие для гражданских. Это не вызывает дискомфорт?
— Вообще нет. Наоборот — удобно. Ты сам защищаешь свою семью, отвечаешь за нее. У меня есть оружие — пистолет.
— Сложно получить разрешение?
— Ну, не так сложно. Сначала ты учишься пользоваться оружием, ходишь на курсы, сдаешь тесты. Все надо сделать по закону и пройти все на отлично. Есть различные категории для получения оружия. Семейный ты человек или нет, известный или нет. Затем ты должен доказать, что тебе угрожает опасность, и есть необходимость в оружии.
— А есть необходимость в оружии?
— В меня три года назад стреляли возле дома, хотели ограбить. Я в это время был во дворе, у гаража. Они подъехали на машине, стреляли метров с 4−5. Царапнуло горло и руку. Что спасло? Бог помог. Соседи быстро вызвали полицию, почти сразу прилетел вертолет. Но нападавших до сих пор не нашли.
— Ты живешь в пригороде Лос-Анджелеса. Там редкость такое?
— Да, район у меня очень хороший. Такого никогда не слышал прежде.
— Твои дети занимаются спортом — футболом и гимнастикой. Насколько спорт в США доступен?
— Очень доступен. В Америке большая территория, но нет свободного квадратного метра. Все используется, в том числе для спорта. Много миллионов людей занимаются чем-то активным. А футбол сейчас стал детским видом спорта номер один в США.
Сын занимается в одной из лучших школ страны. Платно? Здесь все платно, но чтобы попасть в эту академию, надо пройти просмотр. Годовое обучение стоит 3000 долларов.
Сыну сейчас 13, он талантливый нападающий, но находится в переходном периоде. Пока нет такого драйва от футбола. Компьютер сейчас важнее (улыбается).
Дочки увлекаются гимнастикой. Это красивый женский вид спорта. Очень рад за них — постоянно занимают первые-вторые места на соревнованиях.
О «КРАСНОДАРЕ»: УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГАЛИЦКИЙ, МУСЛИН И ДЕНЬГИ ЗА ПОПАДАНИЕ В СОСТАВ, БУДУЩЕЕ СПЕРЦЯНА
Фото: © РИА Новости / Виталий Тимкив
— Сергей Галицкий — необычный миллиардер?
— Да, очень необычный. Если с ним поговорить, не зная кто это, люди даже не поймут, что перед ними миллиардер с кучей бизнесов. Простой и хороший человек. Очень эмоциональный.
— Был особенный разговор с ним?
— Много раз. Но сейчас вспоминается другое: меня удивило, что у него фамилия [по отцу] — Арутюнян. Поэтому всегда называл его «мистер Арутюнян».
— Чем запомнился тренер Славолюб Муслин?
— Интересный тренер. Думаю, он не был моим фанатом.
— Не доверял?
— Поначалу — пробовал оставлять в запасе. Только что он может сделать, если я забиваю? Но, думаю, если бы не это, Муслин с удовольствием убрал бы меня из состава. Не знаю, почему так.
— Бывший игрок «Краснодара» Олег Самсонов говорил про Муслина, что тот брал деньги за попадание в состав.
— Тоже слышал об этом [интервью]. Для меня это не стало сюрпризом. Я бы раньше начал играть при нем, если бы давал ему деньги (улыбается).
— То есть веришь Самсонову?
— Я верю себе. Хорошо знаю Олега, он мой друг. Очень умный парень. Он не врет.
— Ты не платил за состав?
— Нет, поэтому и не играл. Я же первое время сидел на скамейке.
— Муслин намекал каким-то образом?
— Я тогда русский еще не знал (улыбается).
Муслин Славолюб / Фото: © РИА Новости / Антон Денисов
— Лидер нынешнего «Краснодара» Сперцян выбрал играть за сборную Армении. Это потеря для России?
— А разве не видно, что потеря? Но я бы так сказал: это потеря не России, Эдик наш. Знаю, что у него российский паспорт, он давно в России, но он армянин.
Он советовался со мной прошлым летом насчет Европы. У него тогда уже были варианты. Сказал ему: «Отыграй еще один год в России, а потом я отправлю тебя в Европу». Мне казалось, что прошлым летом уезжать было еще рано. Для этого надо играть так, как он играет сейчас, когда он уже лидер «Краснодара», берет ответственность за команду.
— Им «Интер» интересуется по слухам. Его уровень?
— Конечно. У него нет потолка в плане потенциала. Это очень сильный футболист. Сожалею, что мы не играли вместе в «Краснодаре»
— Зимой обсуждали трансфер другого армянина — Арсена Захаряна в «Галатасарай». Правильно понимаю, что для армянина переезд в Турцию невозможен в любом случае?
— Футбол остается футболом. Это личное решение каждого. Для меня такой переход невозможен, но могут быть и другие мнения.
Как отнеслись бы в Армении? Думаю, критика была бы, она всегда есть.
КАРПИН — НАСТОЯЩИЙ МУЖИК, ЕГО УВОЛЬНЕНИЕ ИЗ «СПАРТАКА» — ОШИБКА
— При переходе в «Спартак» у тебя были другие варианты? Писали про «Эвертон» и «Сток Сити».
— В Европе стопроцентных вариантов не было. Интерес был, но клубы смущала большая цена за трансфер. В России звали в «Динамо» и «Локомотив», но я выбрал «Спартак».
— Почему?
— А как можно было выбрать не «Спартак», брат? Он намного выше других в России. Кто с ним может конкурировать?
«Спартак» — самый популярный клуб России. Даже не обсуждается — это очевидно, как ночь и день. Мы везде играли как дома. Помню выездной матч с «Рубином», когда весь стадион был спартаковским.
— Карпин. Что он за тренер был тогда?
— Очень хороший. И как человек впечатлил, он мужик. Дзюба как-то говорил про Эмери как про тренеришку. Вот Карпин совсем другой.
Все знают его характер, что он очень уверенный в себе человек. Это важное качество. Уважал его как мужика. Важный тренер для меня.
Фото: © РИА Новости / Илья Питалев
— Есть ощущение, что тогда он еще не наигрался и не убил в себе игрока.
— Может быть. Он уверенно чувствовал себя среди игроков, но при этом он уже был тренером — сто процентов.
Тренер должен не только проводить тренировки, но и уметь управлять коллективом. Карпин это умел. Понимал, к кому какой подход нужен. Не было одного стиля для всех.
— Какой подход тебе ближе?
— Прямой и честный. Мужской.
— Карпин участвовал в «двусторонках»?
— Конечно. Как выглядел? Он уже старый был — и у него было две левые ноги (смеется). Шучу, конечно. Да, Карпин играл без скорости, но работал с мячом на уровне. Сильный футболист.
— Карпин жестко следил за весом игроков в «Спартаке». У кого были самые большие штрафы?
— Всем доставалось. «Спартак» настолько большой клуб, что там все большое — деньги, поддержка фанатов, штрафы (улыбается). Поэтому «Спартак» — лучший.
— Увольнение Карпина в сезоне-2013/14 — ошибка?
— Очень большая. Футболисты были против. Понятно, что результаты были не очень хорошие, тренер должен отвечать за это. Но для меня его увольнение — главная ошибка того «Спартака». После этого все пошло вниз.
Но «Спартак» — это «Спартак», там всегда мало времени и большое давление. Не так, как в маленьких клубах, где все готовы терпеть.
Помню, как сделал хет-трик в первом матче за «Спартак». А Карпин после игры сказал: «Если будет так дальше забивать, тогда и поговорим».
ЯКИН ПОСТОЯННО ГОНЯЛ В ШВЕЙЦАРИЮ И ССОРИЛСЯ С АРМЯНАМИ В «СПАРТАКЕ» (ОТПРАВИЛ ОЗБИЛИЗА В ДУБЛЬ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА)
Мурат Якин / Фото: © Dmitry Golubovich / Global Look Press
— Про следующего тренера «Спартака» Мурата Якина ты как-то сказал: «Он не хотел оставаться в команде». Что имели в виду?
— У нас после игр четыре дня выходных могло быть. Якин в Москве три дня в неделю находился, постоянно уезжал домой в Швейцарию.
— Из-за его турецкого происхождения у тебя были сложности?
— Конечно. Но он знал, что если сделает что-то плохое, я на это просто так смотреть не стану, будут проблемы. И клуб встанет на мою сторону.
Тогда «Спартак», выбирая между мной и Дзюбой, решил, что я должен остаться и продлить контракт. А Дзюбу отправили в «Ростов», по-моему.
Что касается Якина, меня поразил один случай. Как он Араза Озбилиза отправил в дубль в день памяти жертв геноцида армян. Вот это что такое? Я тренеру тогда сказал: «А что, ты сейчас уже турок, а не швейцарец?» Потому что раньше он говорил обратное. А потом отправил армянина в дубль в день памяти жертв геноцида.
— Что Якин ответил?
— Честно, уже не помню. Он просто планировал заработать в «Спартаке». Получил подъемные, потом еще зарплату за год. Заработал — и уехал.
— Последнее по Якину. Правда, что у вас был конфликт из-за того, что ты приехал на тренировку после поражения на Rolls-Royce?
— Вот я и говорю, что он просто искал повод. Это «Спартак» — там все на очень дорогих машинах. Rolls-Royce — это самолет, что ли?
Он говорил: «Дай мне ключи, ты не должен приезжать на этой машине». После этого я на каждую тренировку приезжал на Rolls-Royce.
АЛЕНИЧЕВ — ЛЕГЕНДА (ЮРА В ШУТКУ ЗОВЕТ ЕГО В СВОЙ КЛУБ В США), ФЕДУН — СУПЕРЧЕЛОВЕК
Нападающий «Спартака» Юра Мовсисян / Фото: Василий Пономарев
— При Аленичеве ты не так много времени провел. Успел понять его как тренера?
— Отличный человек и хороший тренер. Он же Аленичев, легенда. А где он сейчас?
— Четыре года никого не тренирует. Занимается посольской деятельностью для РФС.
— У меня в США есть клуб — в четвертой лиге. Может, Аленичева позвать?
Вообще у меня очень хорошие тренеры: братья Карамяны — Арман и Артавазд, оба играли за сборную Армении.
— Купил клуб?
— Нет, с нуля открыл. Есть ли цель попасть в MLS? Это очень дорого, у меня сегодня нет 500 млн долларов. Сейчас цель — попасть во вторую лигу США. Чтобы в моем городе — Пасадене (пригород Лос-Анджелеса. — «Матч ТВ») — был профессиональный клуб. Мы два месяца назад открылись, готовимся к первому сезону.
— Возвращаясь к «Спартаку». Про Аленичева говорят, что он слишком мягкий для топ-клуба.
— Аленичеву не надо было кричать или орать, его и так слушали. Он легенда. Карпин тоже не кричал, кстати. Он был жестким, но никогда не кричал. Каждый тренер — разный.
— Хоть раз общались с Федуном?
— Конечно, много раз. Суперчеловек! Он очень переживал за «Спартак», все делал для клуба. Думаю, мог даже жизнь отдать за «Спартак».
— Но при нем «Спартак» взял только одно чемпионство.
— Многое решают деньги. Если они есть, ты можешь покупать лучшего из лучших. «Зенит» это и делал. Они построили «галактикос». Но в плане истории: где «Зенит» и где «Спартак»? В плане истории они не могут соперничать. Никак.
Но в наше время «Зенит» был очень силен. Тем приятнее, что мы их побеждали, а я делал хет-трик.
Фото: © Анна Мейер / ФК «Зенит»
КАК БЕКХЭМ ИЗМЕНИЛ MLS И ПОЧЕМУ ДЗЮБА ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ ЛИГИ
— Каким Дзюба запомнился?
— Очень хороший футболист и человек. Где он сейчас?
— В «Локомотиве».
— Ого. Мне, кстати, звонили по Дзюбе — его агент, по-моему. Спрашивали про варианты в MLS, но тогда международные переходы в лигу уже были закрыты.
— А из MLS спрашивали про Дзюбу когда-нибудь?
— После чемпионата мира 2018 года. Артем был лучшим игроком сборной России, был просто монстром на том турнире.
Клубы MLS спрашивали про него, но Артем был одним из лучших нападающих в мире. После ЧМ-2018. Поэтому он даже не слушал эти предложения — только в Европу хотел.
— Он и Карпин — два альфа-самца. Им тяжело было в одной команде?
— Ну да, тогда у них не очень хорошие отношения были. И до сих пор так?
— Они поговорили спустя много лет — осенью 2021 года, когда Карпин стал главным тренером сборной России. Вроде как помирились, но продолжают укалывать друг друга в интервью. При Карпине Дзюба пока не играл в сборной.
— Дзюбе надо заканчивать с этим. Пусть просто играет и концентрируется на футболе. Не знаю, какая у них тема с Карпиным, но не надо это развивать. Артем уже не маленький ребенок, не молодой игрок.
Юра Мовсисян / Фото: © Getty Images
— Как приезд Бекхэма повлиял на MLS в 2007-м?
— Он все изменил. После него к футболу в США стали относиться серьезно. Он заинтересовал намного больше людей.
Спустя годы это стал совсем другой уровень — в плане инфраструктуры, медийности, маркетинга. «Гэлакси» если не на уровне «Реала» и «ПСЖ», то намного лучше многих других клубов Европы.
Помню еще свой личный опыт встречи с Бекхэмом: в 2009-м мы играли с его клубом в финале Кубка MLS. Мне 22 года, я выхожу на матч, а напротив — Бекхэм. Человек, за которым я всю жизнь следил по телевизору. Тогда почувствовал, что я уже профессиональный футболист.
Бекхэм впечатлил тем, как делал игру простой. Это на самом деле самое тяжелое. Играть так, чтобы мяч бегал, а ты спокойно играл.
— Сейчас ты посол Федерации футбола Армении в Северной Америке. Что входит в эту должность?
— Все. Если кому-то что-то надо, помогаю. Плюс армянам, которые живут в США, помогаем получить шанс попасть в сборную Армении.
— Это основной заработок сейчас?
— За это вообще нет никакой зарплаты. Это так, просто помогаю.
— А на что живешь?
— Сейчас моя работа — строить свой клуб. Пока зарплаты нет, но будет. А последние годы жил на сбережения после карьеры в футболе.
— Сколько уже потратил на клуб?
— Много, но не миллионы. Пока нет никаких спонсоров, вкладываемся только я и мой друг.
О ПУТИНЕ, РОССИИ И САМОМ СИЛЬНОМ ФУТБОЛИСТЕ, ПРОТИВ КОТОРОГО ИГРАЛ В РПЛ
— С Россией что-то связывает сейчас?
— Да, люди. С Глушаковым на связи, с Комбариком — Димой.
Фото: © Личный архив Юры Мовсисяна
— Что думаешь о бане сборной России от ФИФА и УЕФА?
— Нельзя было этого делать. Это очень тупое решение. Футболисты, спортсмены при чем тут? Они что ли это начали или что?
Для меня Россия — это место, которое очень люблю. У меня там много друзей, хороших воспоминаний. Уважаю Путина. Мне кажется, он все делает для страны.
— Можешь чуть подробнее: за что уважаешь Путина?
— За политикой не слежу, но слышал о нем, что он для своих людей в России много делает.
В 2014-м, когда начались боевые действия, я был в «Спартаке». Все, с кем общался тогда, поддерживали Путина. Все русские.
— Самый сильный футболист, против кого играл в РПЛ?
— Халк, конечно. А если вообще за все время, то Роналду. Выходил против него за сборную Армении. Он вообще машина.
— Какая мечта или цель в новом статусе? Уже после карьеры.
— Помогать молодым искать свой шанс, чтобы у них было больше возможностей, чем было у меня, когда я был молодым.
Комментарии: