Соболев: Промес — отличный парень. «Спартак» очень ждал его
15 марта тренерский штаб сборной России во главе со Станиславом Черчесовым огласил заявку команды на первые матчи отборочного турнира чемпионата мира-2022. До конца марта наши футболисты проведут сразу три игры: против Мальты (24 числа), Словении (27) и Словакии (30).
Один из тех, кто может помочь сборной добиться результата на старте квалификации — Александр Соболев. Нападающий «Спартака» отвоевал место в составе «красно-белых» и потихоньку становится одним из лидеров клуба. В его активе восемь мячей в чемпионате, причем один из них Соболев забил в недавнем дерби с «Динамо» (2:1). А до того он отметился дублем в поединке с «Краснодаром» (6:1).
Родом из Барнаула, Соболев не боится ни холодов, ни конкуренции, ни сборной Испании или Франции. В интервью «РГ» Александр рассказал об ожиданиях от концовки сезона, о том, почему он частенько спорит с судьями и чего может добиться сборная на чемпионате Европы.
— Александр, хорошо, когда в таблице такая высокая плотность? Или хотелось бы лидировать с отрывом, либо уверенно чувствовать себя в тройке?
— В нашем чемпионате все рядом, все борются. Это хорошо, потому что есть интрига. Болельщикам ведь интереснее, когда в каждом туре может быть сюрприз. В Премьер-лиге любая потеря очков может опустить тебя в таблице, а победа, наоборот, поднять сразу на несколько мест. Мне кажется, это говорит только о силе турнира.
— Есть мнение, что чемпионат России не выигрывается, а проигрывается. Слишком много очков теряют лидеры. Согласен?
— Так можно сказать почти про любое европейское первенство. Да и про Лигу чемпионов тоже. Вообще лидерам приходится тяжело, потому что на них всегда настраиваются как-то по-другому. Все хотят отобрать очки, проявить себя. Давления больше.
— Кто ваш главный конкурент — «Зенит» или ЦСКА?
— Да я бы не стал выделять соперников. Сами видите, как все плотно в таблице. Любая игра может перечеркнуть все усилия. Какого-то явного лидера в чемпионате нет.
— Заявление Доменико Тедеско об уходе из «Спартака», сделанное им после игры с «Зенитом», как-то сказалось на команде?
— После того матча мы сразу ушли в отпуск. Какие-то мысли на тот момент, может, и были, но на зимних сборах никто об этом уже не думал, все было нормально. Все обо всем забыли до конца сезона. Сейчас в «Спартаке» рабочая обстановка.
— Нет вариантов, чтобы Тедеско передумал?
— Посмотрим. Наверное, это зависит от результатов. Может, что-то поменяется, и он останется.
— Лично вам с ним как работается? В начале сезона Тедеско частенько оставлял вас на скамейке.
— Это решение тренера. Да, я чувствовал себя не слишком хорошо, когда не попадал в состав. Но ведь я пришел в «Спартак» при Тедеско, он меня заприметил. А сколько времени тебе дает тренер — столько ты и должен отработать. Если у меня есть десять минут, значит, надо сделать так, чтобы в следующей игре были условные 15 минут.
— Заметно, как вы сильно раздражаетесь, когда остаетесь на скамейке. Помнится матч первого круга с «Тамбовом», когда, едва выйдя на замену, вы пошли в жесткий стык.
— Помню ту встречу. Да, я был зол, потому что счет был 0:0. Мне всегда хочется побеждать. Когда команда не выигрывает, я расстраиваюсь. Я всегда честен перед партнерами, болельщиками и руководством — если выхожу на поле, то делаю максимум.
— Тедеско жесткий тренер?
— Когда надо жесткий, но порой и мягкий. Может и накричать, напихать. В общем, и так, и так.
— Ругается по-русски?
— Иногда по-русски, порой по-английски. Где что нужно, то и скажет.
— Некоторые эксперты твердят, мол, возвращение Квинси Промеса — это не более чем ностальгия по чемпионским временам. Это не так?
— Конечно нет. Мы с ним сразу сдружились, хороший парень. На тренировках много забивает, отдает, отличился с «Краснодаром». К Промесу не может быть никаких вопросов по самоотдаче, желанию. Он вернулся играть и доказывать, что «Спартак» не зря его позвал обратно. Квинси здесь все знают, команда ждала его. Могу только положительные вещи сказать о нем.
— В прошлом году вы дебютировали в сборной. Еще не будучи вызванным в нее, разразился скандал между вами и Дзюбой. Все решено окончательно?
— Конечно. Уже давно этого вопроса нет, и не хотелось бы к нему возвращаться.
— Как-то неловко себя чувствовали из-за конфликта на первых тренировках в сборной?
— Нет, вообще спокойно. Мы ударили по рукам и обо всем забыли. Вообще никаких проблем.
— Еще один неприятный эпизод в сборной у вас возник в связи с травмой колена. Каких-то отголосков не осталось из-за этих историй?
— Нет. Иногда так происходит, когда одно накладывается на другое. Просто можно по-разному выходить из ситуаций. Да, была травма, да, был небольшой конфликт. Но сейчас все позади, все супер.
— Вы вообще человек неконфликтный? Вернее так: свое мнение высказываете в любой ситуации?
— Порой лучше промолчать, но иногда могу и высказаться. Вообще я неконфликтный, легко иду на контакт.
— В сборной есть лидер? Человек, который может и за пределами поля завести, что-то сказать.
— Я бы назвал Станислава Саламовича. Он может где надо зарядить, может и пошутить, снять напряжение. А так, в принципе, все ребята могут что-то сказать.
— Главная цель на ближайшее время — поездка на чемпионат Европы?
— Конечно. Хочется помочь сборной на таком крупном турнире, но для этого надо забивать за клуб.
— Как вам наша группа на Евро?
— Обычная. Мне кажется, из любой группы можно выходить, даже если в ней есть Франция, Германия или Испания. У нас крепкие соперники, но мы можем выйти в плей-офф.
— В детстве кто из нашей сборной нравился больше всех?
— Я тогда так внимательно не следил за национальной командой, но знал, что в ней играет мой земляк Смертин. Он ведь тоже из Барнаула. Можно сказать, персонально болел за него.
— Какой крупный турнир запомнился в детстве?
— Если не ошибаюсь, чемпионат мира 2006 года в Германии. Мы были тогда в детском лагере, и, если удавалось, смотрели матчи. Отлично помню финал между Италией и Францией, удаление Зидана.
— Был такой форвард, которому старались подражать?
— Да нет. Когда маленький был, нравился Луиш Фигу. Хотя я даже не знал, как он выглядит (смеется). А потом, когда повзрослел, следил за Дрогба. Сейчас очень нравится Ибрагимович. В таком возрасте быть в топах в «Милане» — это очень круто.
— Месси или Роналду?
— Тяжело ответить. Но, наверное, отдам предпочтение Месси. Волшебник.
— Какие у вас хобби вне поля?
- С отцом постоянно ездим на рыбалку. Так как я из Сибири, люблю кататься на горных лыжах.
— А по контракту это разве не запрещено?
— Сейчас уже не катаюсь, потому что все врачи говорят, что это нежелательно. Да и в принципе запрещено, да. Не помню, когда в последний раз брался за лыжи, но раньше постоянно.
— Что-то можете приготовить? Например, яичницу.
— Что-то легонькое могу приготовить, но без фанатизма. Мне кажется, это не мое (смеется).
— Какие-то иностранные языки изучаете?
— Сейчас нет, хотя уже давно хочу начать учить английский. Я его как бы чуть-чуть знаю, могу что-то сказать, что-то понимаю. Но никак не могу собраться, чтобы нормально сесть и выучить.
— Что мешает?
— Даже не знаю. Все время думаю, что надо, надо, надо, но руки никак не доходят.
— Кто в «Спартаке» главный полиглот среди россиян?
— Наверное, Умяров. Он свободно говорит по-английски. Еще назвал бы Маслова. Ребров вот учит английский, начал более-менее разговаривать.
— Вы же могли оказаться в Англии. Помнится, были разговоры про интерес со стороны «Манчестер Юнайтед».
- Я к этим разговорам с юмором отнесся, не забивал себе голову. Может, в каких-то листах в «Манчестере» был на сотом месте, не знаю. В общем, всерьез не воспринял ту новость.
— Недавно Александр Кокорин сказал, что вам пока рано переезжать в Европу. Согласны?
— Он прав. Нужно еще прибавить, окрепнуть. Мне есть куда расти, прогрессировать. А в Европу пока рано.
— Вы хорошо общались с Кокориным, когда он был в «Спартаке». Почему у него ничего не выходит в Италии?
— Мы с ним и сейчас на связи. Нормально у него все, потихоньку осваивается. Сейчас Саше легче, хотя снова травму получил. Жаль. То одно, то другое.
— Может, ему стоило остаться в «Спартаке»?
— Он хотел поиграть в Европе. Возник такой шанс, и Саша им воспользовался. Ему чуть не везет с травмами. Думаю, он со всем справится и покажет себя.
— Вы один из самых эмоциональных футболистов «Спартака», много говорите с судьями. В жизни такой же?
— Нет, вообще другой человек. Согласен с вами — много спорю с арбитрами. Причем перед каждым матчем говорю самому себе: «Хватит. Молчи, не разговаривай с судьями». Но на поле, особенно когда мы проигрываем, у меня ощущение, что все решения принимаются против нас, и начинаю спорить. Потом смотрю на себя и думаю: «Что ты делаешь? Зачем?» Не могу сдержаться, хотя пытаюсь. После каких-то игр подхожу к рефери и извиняюсь. Ну вот такой вот я.
— Со стороны кто-то говорит, что часто спорите с судьями и все такое?
— Конечно, постоянно! Перед игрой с «Краснодаром» Джикия предупредил: «Получишь желтую, оштрафую» (смеется). Хорошо, что в начале забили, и я был спокоен.
Я много спорю с судьями. Потом сам себе задаю вопрос: «Зачем ты это делаешь?» Порой извиняюсь перед арбитрами. Ну такой я — ненавижу проигрывать
— Какое у вас отношение к «Спартаку» было в детстве?
— Я не застал тех времен, когда «Спартак» постоянно становился чемпионом и играл в Лиге чемпионов. В детстве какими-то командами сильно не интересовался, ходил на футбол только в Барнауле на местное «Динамо». Мечты оказаться в каком-то конкретном топ-клубе не было.
— Чувствуется, что к вам стало больше внимания после перехода в «Спартак»?
- Если честно, не ощущаю такого. Когда начал забивать в «Крыльях», меня стали узнавать в Самаре. Подходили на улицах, в торговых центрах. Когда в Москву переехал, чуть спокойнее было, никто почти не узнавал. Но сейчас уже и здесь ситуация изменилась (смеется).
— Вы же помогаете в Барнауле с организацией детского турнира?
— Да, мы там каждый год проводим турнир. В этом году все было масштабно: были коллективы из Томска, Новосибирска. Если не ошибаюсь, участвовало около 16 команд.
— А какие условия?
— Сейчас стало лучше: в городе есть пять-шесть искусственных полей, построили манеж. Учитывая, какая холодная у нас там зима, для детей созданы хорошие условия.
— Чего не скажешь об условиях, в которых сейчас проходят матчи Премьер-лиги. Тяжело играть на таких полях?
— Ну, а что мы можем сделать? Недавно проводили тренировку, в Москве было около минус 15 градусов. Но скоро станет теплее, и футбол будет более комбинационным, чем сейчас. Не думаю, что нам, игрокам, надо жаловаться на условия. В любом случае надо выходить и пахать.
Комментарии: