Леонид Федун: "Предлагаю футбольную революцию"

Спорт-Экспресс 735 7 Автор: Максим МАКСИМОВ - 14 декабря 2017

Владелец "Спартака" через "СЭ" высказал свои масштабные предложения по реформированию российского футбола

РЕФОРМА № 1

Вчера. Москва. Главный редактор

СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ С УЧЕТОМ ЗИМНИХ ТУРОВ

Обычно босс красно-белых подводит итоги чемпионата или года, отвечая на наши вопросы. Но в этот раз Леонид Арнольдович начал разговор сам – и вначале речь пошла не о его клубе.

– Поговорим о глобальном, но начну с достаточно простого вопроса, – сказал Федун. – В среду состоялась пресс-конференция в РФПЛ, где поднималась и тема календаря. Понятно, что такие матчи, как в Хабаровске, где при минус 11 выступали ЦСКА и "Локомотив", наша выездная встреча с "Арсеналом" – не лучшее зрелище. На мой взгляд, есть элементарные вещи, сделав которые подобное можно исключить. И это необходимо уже в следующем сезоне.

– Что вы имеете в виду?

– Заранее "посеять" те команды, которые должны проводить две-три игры до зимнего перерыва и две-три игры после него на своих полях. У нас есть примерно восемь клубов, близких ко всепогодным – из Южного федерального округа плюс Петербург и Москва, где стадионы позволяют выходить на поле практически в любое время года. Эти клубы можно "посеять" при составлении календаря так, чтобы в 20-24 турах они принимали соперников дома, а далее проводить жеребьевку по всем остальным турам. Такое планирование приведет к тому, что не нужно будет ездить в мороз в Уфу, Казань, на Дальний Восток или, допустим, в Красноярск.

Сейчас же в декабре "Краснодар" едет в Пермь. Объясните, почему не наоборот? Поменять это достаточно легко, и не понимаю, почему лига до сих пор этого не сделала.

РЕФОРМА № 2

Леонид ФЕДУН. Фото Дарья ИСАЕВА,

НОВЫЙ ФОРМАТ РФПЛ – 14 КЛУБОВ

– Теперь более глобальная тема, – продолжил Федун. – Хотел бы поставить вопрос об изменении формата чемпионата. Начиная с сезона-2018/19 инфраструктура нашего футбола полностью меняется. Появятся девять новых качественных арен. "Краснодар", "Спартак", ЦСКА, "Зенит" потратили большие деньги на возведение этих стадионов, которые используются не слишком часто. Всего 15-17 домашних матчей в сезоне – это почти ничего. Очень мало! При таких условиях окупить затраты невозможно.

Есть и другой вопрос: для кого играют команды, собирающие на домашних встречах меньше пяти тысяч зрителей на трибунах?

– Для губернатора, который дает деньги.

– Правильно. Поэтому зададимся вопросом: нужны ли такие клубы в премьер-лиге? Или, может быть, ввести правило, которое существует в американском спорте: если не приходит по 15 тысяч болельщиков на каждый матч, лицензию не получаешь. Но я скажу проще: на мой взгляд, настала пора развернуть дискуссию с тем, чтобы начиная с чемпионата-2019/20 сократить число команд РФПЛ до 14 и проводить соревнования по следующей формуле: до зимнего перерыва проходит 26 туров, часть из которых, пять-шесть, предстоит сыграть, как в Европе, по средам. После этого команды делятся на две семерки: первая разыграет чемпионский титул, места в еврокубках, вторая борется за выживание.

– Система ротации между лигами сохраняется?

– Да, двое вылетают, двое участвуют в переходных матчах. Это приведет к тому, что клубы получат вместо 15 уже 19 домашних встреч. Для такой команды, как "Спартак", появится возможность провести еще несколько игр высшего уровня – с "Зенитом", ЦСКА, "Краснодаром" и "Локо". Это полные стадионы, матчи, на которые продаются билеты высокой ценовой категории.

Для второй семерки это тоже очень важные встречи – на выживание, зрительский интерес к ним тоже немал. По моим расчетам, дополнительные доходы составят от 100 до 300 миллионов рублей для каждого клуба. А для "Спартака" или "Зенита" – до 500 миллионов рублей за сезон.

– Сколько в среднем "Спартак" зарабатывает за один матч?

– Около 50-60 миллионов рублей. Полмиллиарда можно получить дополнительно за счет реформы. Она же повысит и привлекательность трансляций, поскольку первая семерка будет иметь более высокие рейтинги. Это лучше и в плане ведения переговоров о следующем ТВ-контракте, рост конкуренции.

Кроме того, наши футболисты, получая зарплаты выше среднеевропейских, выходят на поле реже. Игрок премьер-лиги проводит за сезон в среднем около 40 матчей. На Западе – 50. И благодаря реформе мы выйдем на такой же уровень. Понимаю, что предложение достаточно радикальное, но другого пути дать дополнительный доход клубам и повысить конкуренцию не вижу.

– Какой реакции ожидаете?

– Конечно, клубы РФПЛ, которые борются за выживание, будут против. Но надеюсь на поддержку РФС и коллег, которые заинтересованы в интенсификации футбола, улучшении его финансовых показателей. Рассчитываю вызвать дискуссию по поводу моих предложений. Хотел бы услышать взвешенные мнения "за" и "против".

На мой взгляд, минусов мало. Когда у нас возникнет больше клубов, способных собирать на трибунах, скажем, 10 тысяч зрителей на регулярной основе, лигу можно вновь расширить и довести число команд до 18-20. Но для болельщиков, для "Спартака", ЦСКА или "Зенита" наличие вместо одного домашнего дерби двух – большой плюс, изюминка всего чемпионата.

– Как относитесь к варианту с закрытой лигой по примеру североамериканских?

– Отрицательно – этим можно подорвать принцип миграции между лигами, потерять в развитии футбола.

РЕФОРМА № 3

Леонид ФЕДУН. Фото Дарья ИСАЕВА,

НОВЫЙ ФОРМАТ КУБКА РОССИИ

– Есть еще одно очень интересное предложение. – Федун вновь взял инициативу в свои руки. – Вспомним пункт о футбольном наследии в докладе Президента РФ на совещании по подготовке к ЧМ-2018. Что станет со стадионами в Нижнем Новгороде, Волгограде, Сочи, Калининграде, Саранске – городах, где нет команды премьер-лиги и нет серьезных предпосылок для того, что она там появится. Несколько лет назад был в Фару и видел арену, на которой сборная России в 2004 году проводила два матча на Euro. Это очень печальное зрелище – стоит просто убитая коробка.

И поэтому родилась такая инициатива: поменять формат Кубка России так, чтобы матчи 1/16, 1/8 и 1/4 финала проходили на аренах, где нет клуба РФПЛ. Условно, встреча "Амкар""Спартак" – в Волгограде. На каждый из таких стадионов придется по три-четыре встречи в сезоне. Губернаторы сейчас получат субсидии на содержание спортсооружений, а на таких играх и можно будет проверить, как эти субсидии используются. Те самые три-четыре топ-матча позволят формировать в этих регионах интерес к футболу и поддерживать инфраструктуру. А сами города прекрасны, имеют свою историю и уникальную архитектуру, приедет много болельщиков. На этих аренах можно проводить две игры летом и две, условно, в апреле.

А на стадии полуфиналов – как в еврокубках: один матч дома, другой в гостях. Финал – всегда в Лужниках.

– Вы впервые говорите о своих предложениях? Или, может быть, уже делились ими и уже есть реакция?

– Вам говорю в первый раз. Идея по Кубку появилась в результате размышлений о будущем новых арен. Что с ними станет? Умрут? Повиснут на балансе региона? Но такие матчи, если их правильно подать, очень привлекательны для жителей. Именно вот эту реформу с большой долей вероятности и должен поддержать РФС. Я сделаю обращения в клубы и футбольный союз.

– Как оцениваете вероятность того, что ваши предложения будут приняты?

– По Кубку оцениваю высоко – никто лучше не придумает. По поводу реформы лиги, конечно, будет дискуссия клубов. Я говорил с Бабаевым (генеральным директором ЦСКА. – Прим. "СЭ") на дерби по поводу сокращения команд. Он, конечно же, за. Еще один матч "Спартака" или "Зенита" на стадионе – прямая выручка. Есть команды, для которых побоку, ходят или не ходят зрители, им это неинтересно. Поэтому дальше вопрос уже к руководству РФС. Самое главное, что наши футболисты мало играют. Может, поэтому и мастерство не такое, как в Европе.

– При обсуждении в исполкоме возможны негативные отзывы. Главным аргументом станет популяризация футбола в стране, а вы, наоборот, после ЧМ-2018 предлагаете сократить число клубов в премьер-лиге.

– Нужна популяризация футбола? Возьмем Хабаровск, мы все туда летали. Но какая там средняя посещаемость – меньше пяти тысяч? На трибунах собирается три-четыре тысячи. Это популяризация? Это профанация!

Сделайте так, чтобы на ваши матчи приходило хотя бы столько же, сколько на хоккей. Сегодня вся посещаемость вытаскивается тремя-четырьмя клубами. Понятно, что команды, которые борются за выживание, выступят против. Но речь не о защите местечковых интересов, а о глобальных интересах футбола.

– Но своя рубашка ближе к телу – не все руководствуются глобальными интересами.

– Надеюсь, "Спорт-Экспресс" меня поддержит. Для вас же это тоже интересно? Ведь любопытнее же, согласитесь, если матчей "Спартака" с ЦСКА или "Зенитом" станет больше.

– Как технически впихнуть в осеннюю часть 26 туров?

– Проводить матчи по средам. Начать чемпионат чуть раньше.

– Что делать командам, которые участвуют в еврокубках?

– Как в Англии играют 60 матчей за сезон? А у нас 40, и мы страдаем. В Европе большие зарплаты, и футболисты их отрабатывают, а у нас – нет. Правильно было бы вообще до 12 клубов РФПЛ уменьшить, но на такое просто никто не пойдет.

– Как ФНЛ отреагирует? Эту лигу тоже надо сокращать?

– Там просто будет больше команд. По идее лигу стоит разбить на два дивизиона.

– Вы, по сути, предлагаете революцию.

– Так ее и нужно делать! До этого не велись подобные разговоры, потому что не было никакой инфраструктуры. Раньше только у "Локомотива" да в Казани имелись нормальные стадионы. Сейчас арены появятся даже у тех, кто не хочет. Плюс еще пять стадионов могут лежать мертвым грузом на балансе. Поэтому и изменения Кубка необходимы. Для регионов это станет праздником! Самое главное – станет понятно, куда тратятся деньги на содержание этих сооружений.

РЕФОРМА № 4

Леонид ФЕДУН. Фото Дарья ИСАЕВА,

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЛИДАРНОСТИ

– Хочу коснуться и того, почему отдача российского футбола в плане появления молодых дарований меньше, чем у западных коллег, – говорит Федун. – По-прежнему отсутствует правильная мотивация у детских тренеров. Задача выиграть областное первенство, турнир "водокачки" превалирует над желанием готовить настоящие таланты. Я пытался объяснить это, когда РФС ввел механизм солидарности – это выплата детским тренерам пяти процентов от суммы трансфера игрока при переходе из одного клуба в другой. Но так получилось, что у нас вообще нет сделок. Футболист "Ростова" едет в "Зенит" с нулевым контрактом.

– Что предлагаете?

– Механизм солидарности должен формироваться не из суммы трансфера, а из базовых доходов футболиста за первый год контракта с клубом, включая выплаты агенту. Таким образом, станут получать средства все, кто участвовал в подготовке парня до достижения 21 года. Вот к нам переходил Зобнин. Если бы такая система работала, его тренеру из Иркутска сразу перечислили бы 25-30 тысяч долларов. Для него это отличные деньги. И тогда специалисты будут заинтересованы, чтобы найти и вырастить талантливого футболиста. Трансферов у игрока может быть много, и именно тренер станет получать доход с каждой сделки, а не агент или еще кто-то. Сегодня деньги видит только посредник.

– Предлагаете, чтобы сам футболист платил?

– Нет. Агенту кто платит – разве футболист? Клуб, причем немалую сумму, около 10 процентов от валового дохода. Агентам придется подвинуться. Дзюба ушел в "Зенит" бесплатно, а если бы действовал предлагаемый механизм солидарности, "Спартак" мог получить неплохую сумму с его немаленькой зарплаты. И эти пять процентов покрыли бы 30-40 процентов годового бюджета академии.

– Кто будет против такого предложения?

– Агентское сообщество, поскольку это попытка ущемить его в доходах. Но ничего другого для мотивации тренеров не сделать. Да, у нас строят стадионы, поля. И на этих газонах тренируются платные группы. А так – подготовил человек условного Головина, который перейдет в другой клуб, и получил достойное вознаграждение.

Это предложение полностью меняет вектор развития детского футбола. Если к этому добавить создание центров, что сделано в Германии и Англии, под них будет заложен реальный экономический механизм. И через 5-10 лет мы получим приток молодых дарований. И наши ребята начнут проявлять себя не в 25-26 лет, а в 17-18, как происходит в Европе.

– Когда создавали первый механизм солидарности, в котором процент тренеру выплачивался с суммы трансфера, тоже преследовали благие цели.

– Да, но оказалось, что сделок, связанных с деньгами, просто нет. Два клуба договорились – человек ушел. Это неконтролируемо с точки зрения финансов. Должны быть документы, по которым можно все проверить. Контракт футболиста предоставляется и визируется, там все прописано до копейки, включая агентские выплаты. Это все легко суммируется, высчитываются пять процентов и перечисляются.

– Тогда придется прописывать выплату на весь срок действия договора, иначе в первый год по контракту футболисту могут положить копейки, а на второй-третий год уже нормальные деньги.

– Но игрок-то не дурак! А если его выгонят после первого сезона? У нас 60-70 процентов контрактов заключается на один год. Это только первые пять-шесть клубов подписывают долгосрочные соглашения.

Источник: http://www.sport-express.ru

Комментарии:

Prof
Да, это все и есть системная проблема нашего футбола. И начинается она с детского футбола. Зарплата тренеров - копеечная. Чтобы кормить семью, они вынуждены искать способы дополнительного заработка, такие как брать дополнительные платные группы, ставить в состав тех, чьи родители могут что-то предложить в финансовом плане и т.д. В итоге, в секциях занимаются не потому, что есть талант, а потому, что у детей есть те, кто готов платить, т.е. не любой желающий или что то умеющий. Соответственно, чтобы отчитываться перед вышестоящим руководством, тренеру необходимо добиваться результатов. А оценивается что? Правильно, победы в турнирах! Но, чтобы их одерживать игроками, которые мало на что способны, есть вариант, работающий только у детей: тренировать физику и ставить в состав более физически развитых детей. Откуда тут браться талантам? Далее по цепочке: нет талантов, кому играть? Дядька, да дешовым легионерам, с которых ничего в дальнейшем, в плане финансов, не поимеешь. Да и зрительский интерес был бы куда выше, если бы в составе играли свои молодые пацаны! Далее по цепочке можно дойти до сборной...
Ответить 20 декабря 2017 в 23:43
Demetrio-77
5 Prof



Все проблемы уходят в финансирование. У нас 2 клуба пытаются жить за свои средства - ЦСКА и Спартак да и то лезут владельцу в карман, а все остальные либо на кошельке госмонополий, либо у олигарха, либо, что самое печальное, у населения. Их задача не заработать, а освоить. Это корень вообще всех бед нашего футбола.

Не идут зрители? А условия для них созданы? Нет. А смотреть что? Унылое говно с бункером у ворот. Клубы не заинтересованы создавать зрелище, это не главная их задача.

Не платит ТВ? Так за что платить? За унылую картинку и игру? И смысл платить, когда по сути у ТВ и клуба один и тот же спонсор, это просто перекладывание денег с одной руки в другую.

Лимит? Ну а что тут скажешь? Кто за девочку платит, тот её и танцует. Государство лоббирует свои какие-то интересы, особо не разбираясь при этом в теме.



По пунктам

1. Ну я согласен, что географию надо каким-то образом учитывать. Но я за слепой жребий при составлении календаря. Южные команды можно при этом посеять так чтобы последний тур осени и первый тур весны игрался дома, это логично.

2. Аналог финансового фейрплэя - потокол зарплат мы видим в хоккее. Это му-ха-ха.) Вводить плэй-офф? Ну это другой вид спорта будет. Так уж сложилось, чемпион в футболе определяется гладким турниром. Лотереи приводят к тому, что бывает в кубках. Хотя у нас в относительно недавней истории было 2 опыта с турниром в финальной пульке. Не скажу, что это прямо повысило интерес, оба турнира (1999, 2011-2012) выигрывались за явным преимуществом чемпиона. Хотя в 1992 параллельно с этой пулькой наши клубы просто катком прошлись по европейским грандам в еврокубках. Уж не знаю, совпадение это или нет :)

4. Менять, может, и нужно, но отсюда ли надо начинать? Если кому повышать, то я за повышение зарплаты учитилей, врачей, культуры. Но не думаю, что и это главное. Скорее вопрос вообще в перераспределении ресурсов и богатств, доли того, что выпадает простому смертному.
Ответить 20 декабря 2017 в 09:59
Prof
С чем то я согласен))

1. Я всё-таки считаю, что перед составлением календаря на сезон, необходимо смотреть на место прописки клубов. Если есть Краснодар, Ростов, Зенит, Анжи, Ахмат, то почему последние туры осени и первые весны, нельзя играть у них дома? В любом случае, погодные условия там более пригодны для игры, нежели в Хабаровске, Перми, Казани и т.д. Конечно, перебарщивает не стоит, для чего и проводятся собрания с представителями клубов, для обсуждения календаря.

2. Хорошие аргументы)) Здесь ясно одно: все равно нужно что то менять. Может вводить плейофф, как в Голландии? Или, например, внутренний финансовый фэйэрплэй... Футбол должен быть интересен зрителям. Сейчас же, стадион заполнен хотя бы наполовину у 5-6 клубов.

3. Ну здесь трудно возразить))

4. Платить должен не игрок, а новый клуб. Я вижу, на примере нашего города, как развивается детский футбол и какие з/платы у тренеров... Это просто профанация! Это нужно менять!!! Федун предложил хоть что-то, в отличие от нынешних руководителей, да и других владельцев и руководителей клубов...
Ответить 18 декабря 2017 в 23:12
Demetrio-77
Отвечу по пунктам:



1. Да логично, пока этим не начнут пользоваться в свою выгоду некоторые клубы. Так было, например, в Союзе, ты наверное не помнишь. Там первые и последние туры играли в залах и на Кавказе. Мы от этого имели нехилый профит, даже чемпионство в зале оформляли. Ну допустим примут такое, первые и последние три тура года будет Спартак играть на Открытии. Шо за радость? Из 15 домашних матчей 6 на морозе. Но это единственный хоть сколько-нибудь здравый пункт в тезисах Леонида. Дальше смехатура ведь начинается, цирк, аншлаг.



2. Леонид думает, что 4 игры с ЦСКА и Зенитом привлекут к нему больше зрителя. Ну на первое время, наверное. А потом? Чем вкусен дерби? Не тем ли, что его немного. Ну станут топ-матчи один за другим идти, это приестся и принесёт обратный эффект. Не говоря уж о том, что на условную Уфу народ вообще ходить перестанет. Ну и чемпионат-междусобойчик Москвы и Питера - так себе зрелище. Дальше больше. Столько игр, сколько он предлагает играть, да ещё и с обязательным летним перерывом приведут к тому, что играть придётся либо 3 раза на неделе, либо в феврале, декабре. Сомнительное удовольствие. А что будет с нашей молодёжью, когда команд станет меньше (читай меньше места, где можно играть), а матчи все станут топовые, тут ты не выпустишь молодого. Откуда появятся новые Селиховы и Джикии, если Амкаров станет меньше? Под такое сокращение придётся не отменять, а ужесточать лимит, потому что мест для россиян не останется вовсе. Федун хочет больше денег здесь и сейчас, но каковы перспективы сокращения? Они по меньшей мере сомнительны.



3. Самая хохма. Ну поехали. Значит 1/16 финала, в этом раунде вступают клубы ПЛ. С которыми играют команды рангом ниже. Псков хочет увидеть Спартак? Хаха, нет Псков-Спартак будут играть в Волгограде.:) В 1/8 Спартак будет играть с Шинником где? Правильно, в Сочи. В 1/4 вышли Мордовия и Тосно. Где будем играть? Ну поедем, условно, во Владикавказ, ведь у них нет своей команды. Весь Владикавказ ринулся на игру грандов :)))



4. На КБИ один из авторов (admb) выдвинул идею, что на самом деле весь сыр-бор Лёня затеял из-за этого пункта, остальная чушь - прикрытие. То о чём я писал давно уже: проекты Академия и Спартак-2 полностью провальны, отдача равна 1 миллиону долларов за трансфер Обухова. Ну надо, надо как-то отбивать денежки. Раз игроки уходят за бесплатно, то хоть с первого контракта что ли денежку поиметь:) Но на самом деле понятно же, не станет игрок платить её всё равно. Либо получит в конверте, либо бонусами, либо ещё каким путём, неважно. Да и что за мотивация для тренера? Контракт подопечного, ну смех же. Ты первую зарплату понесёшь учителю в школу или преподу в вуз, батюшке в семинарию? С какого перепуга футболист должен нести свои деньги тренеру?
Ответить 18 декабря 2017 в 00:42
Prof
Ну почему же? Разве составлять календарь с учётом погодных и климатических особенностей регионов, не логично?

А что плохого в сокращении команд Премьер-лиги? Ежегодные финансовые трудности бюджетных клубов, на которые ходят по 5 тыс. - разве не редкость в нашем футболе?

С Кубком тоже надо что то делать, как и со стадионами, которые будут простаивать или использоваться не по назначению.

Ну и, конечно же, нужно как то решать проблему с детским футболом. Чтобы он развивался, необходимы хорошие и мотивированные тренеры. А как их мотивировать? Финансовый - один из наиболее удачных вариантов.



Другой вопрос, что все эти предложения имеют и кучу недостатков, но это надо обсуждать, корректировать и видоизменять. Во всяком случае, это лучше, чем то, что сейчас делает руководство нашего футбола - ничего))
Ответить 16 декабря 2017 в 10:14
Demetrio-77
Ой, всё :) Какое по делу, большего маразма я не читал с предыдущего предложения Лёнчика.
Ответить 15 декабря 2017 в 09:08
Prof
Все по делу! Конечно, требуется детальная проработка, но в целом идеи правильные!
Ответить 14 декабря 2017 в 23:31