Такой, как все. В чём корень ошибок Дмитрия Комбарова
Дмитрий Комбаров – самый ошибающийся защитник «Спартака», но это не мешает Слуцкому стабильно вызывать игрока в сборную.
От края до края. Что теперь будет с «Кубанью»?
Едва ли не главной поворотной точкой в истории нашего футбола стал приезд в Россию двух голландских подданных, Гуса Хиддинка и Дика Адвоката. Это очень симптоматично для Страны тюльпанов – пока местный футбол варится в собственном соку, испытывая недостаток идей, в других странах голландские идеи оказываются свежими, востребованными, оказывают влияние на всю футбольную структуру. Правда, если в Бельгии и Дании, поработав с голландцами, выработали чёткую систему работы с молодёжью по образу и подобию школы «Аякса», то в России переняли лишь тактические взгляды, привезённые Хиддинком и Адвокатом.
Само собой, и до Гуса с Диком в нашем футболе бывало, что игрок начинает нападающим, потом блистает в полузащите, а на несколько минут ещё и становится сухим вратарём (Андрей Тихонов не даст соврать). Но Хиддинк и Адвокат приучили нас к тому, что использование игрока на новой, необычной позиции – это свежо и полезно. Дик разнёс «Баварию» и выиграл Кубок УЕФА, переведя в оборону Радека Ширла и Романа Широкова, – и до матча на Евро-2008 с Испанией Роман органично смотрелся на позиции центрального защитника. А Гус, взяв в команду Широкова, взялся переучивать в оборонцы ещё одного игрока атакующего плана, Юрия Жиркова. Получилось тоже блестяще – Жирков был одним из главных открытий Евро, спустя год уехал в Англию… и затем вне сборной играл левого защитника лишь в «Анжи».
Те шаги голландцев можно было списать на желание придать игре «Зенита» и сборной России яркости. Но на самом деле всё куда проще. Они быстро поняли, что в нашей стране не умеют готовить защитников. Отличный пример – сборная России, которая едет на Евро-2016. Если не случится ничего экстраординарного, то в центре обороны у нас будут играть Сергей Игнашевич и Василий Березуцкий, которым на двоих 69 лет. Вспомните, как их оценивали перед Евро восемь лет назад. Уже тогда их называли медлительными. Уже тогда желали свежей крови. Но в стартовом матче того турнира с Испанией в обороне вышла связка Колодин – Широков, и после 1:4 все резко соскучились по Игнашевичу.
У нас дефицит качественных защитников. Поэтому неудивительно, что наши тренеры подхватили тренд, привезённый голландцами, – переучивание игроков. И этот тренд прочувствовал на себе Дмитрий Комбаров, причём дважды. В школе и дубле «Динамо» он всегда играл левого полузащитника, но Юрий Сёмин разглядел в Комбарове задатки защитника. При Кобелеве Дмитрий вернулся в середину, отыграл там три с половиной года, а зимой 2010-го вновь был вынужден играть сзади. «Динамо» забрало с руин «Москвы» Чеснаускиса, и Кобелев постарался использовать литовца с Комбаровым вместе. В «Спартак» Дмитрий вновь переходил как полузащитник, но со временем оттянулся назад.
Атакующий потенциал – это последнее, о чём нужно думать, переучивая игрока средней линии в защитника. Если футболист любит идти вперёд, быстр и умеет придумывать нестандартные ходы, то при случае он обязательно пойдёт в атаку – как Жирков образца Евро-2008 или Рикардо Родригес из «Вольфсбурга». Но главное для переученного защитника – чтение игры, концентрация, работоспособность, умение пахать 90 минут без устали.
К Дмитрию Комбарову нет вопросов по работе на поле – из-за этого ему даже можно прощать навесы, которые защитник «Спартака» выполняет скорее интуитивно, чем целенаправленно и вдумчиво. Но чтение игры – это тот компонент, который заставляет видеть в Комбарове кого угодно, только не защитника.
Один из самых любопытных статистических показателей, которые скрыты для глаза обычного болельщика, которые не накопать на портале вроде WhoScored, – это голевые ошибки. «Привоз», проигранное единоборство, неудачный выбор позиции – в такой статистике всё это учитывается. Так вот, согласно такой статистике, Дмитрий – самый ошибающийся левый защитник в чемпионате России. И самый ошибающийся игрок «Спартака». Восемь голов в ворота красно-белых случились из-за индивидуальных ошибок Комбарова. Восемь!
Легионеров в нашу таблицу самых «привозящих» игроков чемпионата мы не включали (взяли лишь одного – Пабло Фонтанельо, который допускает больше всех фатальных ошибок в Премьер-Лиге), но трое в этой таблице – игроки сборной России. И это заставляет задуматься.
Все восемь ошибок Комбарова-защитника рассматривать под микроскопом не будем. А обратим внимание лишь на одну – тем более что она очень симптоматична.
Матч с «Амкаром». Получая пас от Граната (справедливости ради – пас плохой), Комбаров решает не выбить мяч наотмашь, не срубить под корень игрока «Амкара», а… просто пропустить мяч! Который в борьбе достаётся Богдану Бутко. Пермяки разворачивают контратаку.
Когда на правом фланге за спиной Комбарова открывается Бутко, защитник «Спартака» сваливается в центр. Чтобы помочь Гранату и Боккетти? Но зачем? Игрок «Амкара» отлично видит открывание Бутко – и отдаёт ему передачу. Кстати, такие смещения крайних защитников в центр, зачастую неоправданные – это беда наших оборонцев. К примеру, осенью именно так, смещаясь в середину и оставляя свободным фланг, не раз ошибался защитник «Динамо» Григорий Морозов.
А затем была подача Бутко, которую Комбаров мог заблокировать, если бы увидел Богдана за спиной хотя бы на секунду раньше.
Как «Спартаку» и Дмитрию Аленичеву решать проблему Комбарова с чтением игры? Вряд ли его заменой – сегодня красно-белые сыграют с «Кубанью», и Аленичев отправит на левый край обороны Граната или Макеева, но это разовое решение проблемы, даже уход от неё. Вряд ли ради Комбарова стоит подстраиваться под конкретную тактику – тем более, как показывает практика, Дмитрий ошибается и при игре в три центральных, закрывая всю бровку (3 ошибки), и при стандартной расстановке в четыре защитника (5 ошибок). Переучивать Комбарова тоже будет сложно. 29 лет – кого в таком возрасте переучишь?
Но чтение игры Дмитрия можно и нужно подтягивать. Аленичев – ученик Жозе Моуринью, Особенный многое почерпнул у Луи ван Гала. А потому тренеру «Спартака» должна быть знакома схема, которую ван Гал применяет при подготовке к матчу. Он сначала загружает подопечных теорией, а затем за день-два до игры проводит «срез знаний». Как нужно располагаться при контратаках? В чём сильные и слабые стороны соперника? Как накрывать своего оппонента на фланге, какую ногу атаковать? Для ЛВГ в этом плане нет мелочей. Его кредо – футболист должен думать на поле, а не играть интуитивно. Поэтому не стоит удивляться, что именно у ван Гала раскрылся Дэйли Блинд – он невысок, не обладает высокой скоростью, но очень умён и грамотен. Чтение игры у него на запредельном уровне – и Блинд сам не скрывает, чья это заслуга.
В ошибках Комбарова – одна из болезней нашего футбола (и это не вина самого Дмитрия, а его беда). Можно переучить игрока, заставить его выходить хоть на все возможные позиции. Но для этого нужно научить его думать. В нашем чемпионате тренеров-учителей почти нет. Антон Михашенок, рассказывая о появлении в ФНЛ 15-летнего Павла Маслова, отмечал, что в ФНЛ все футболисты становятся средними, что там тренеры дрессируют, а не развивают. Но ведь эта проблема есть и в Премьер-Лиге. Среднестатистический игрок РФПЛ выносит мяч, как все, — интуитивно, наотмашь, куда подальше.
Играет в пас, как все, – ближнему, не рискуя. Бежит по флангу, как все, – без единого финта, пока не упрётся в угловой флаг. В ситуации, когда каждый из 16 тренеров Премьер-Лиги (хорошо, почти каждый – Рашида Рахимова вынесем за скобки) печётся насчёт результата, на первый план выходят именно очки. Лишь немногие тренеры приходят к результату через обучение. Нашему футболу это не свойственно.
Поэтому очень любопытно, что самый стабильный защитник в нашем чемпионате, способный сыграть слева (из тех, кто проводит целый сезон, не сидя на лавке и не будучи перманентно травмированным), – это Тимофей Маргасов. Он – одна из гаечек большой ростовской машины, которая работает без сбоев, не перегорая. Ему хватило всего полутора лет в ФНЛ, чтобы стать важным игроком «Ростова». Он очень уверенно закрывает фланг (неважно, правый или левый), у него всего две голевых ошибки за сезон. Но Леонид Слуцкий не берёт Маргасова в сборную России. Видимо, понимая: если пойти на этот шаг, то придётся адаптировать Тимофея под тактику сборной. Водить его за руку по полю, как делает Бердыев. На это у Слуцкого времени нет – все спросят за результат, а не за то, как у него прогрессируют игроки. Поэтому не стоит удивляться, когда в сборную России будут вызваны проверенный Жирков и Комбаров, с трудом читающий игру, а не те, с кем надо возиться.
Но самое страшное для нашего футбола – возиться с молодёжью всё-таки придётся. Жирков, превращённый Хиддинком в крайнего защитника, в этом году отпразднует 33-й день рождения. Скоро надо будет задумываться о поиске замены. О поиске перспективного, думающего защитника, не поймавшего «звезду», стабильно держащего марку.
Найдёте прямо сейчас в нашем футболе хоть одного такого? Вряд ли вы назовёте Комбарова.
Данные технико-тактических действий предоставлены компанией InStat
Комментарии: