«И глазки у него такие наши – спартаковские, горячие»
И.о. главного тренера «Спартака» Дмитрий Гунько в интервью не раз добрым словом вспоминал своего первого тренера Анатолия КОРОЛЕВА (на фото), который приложил руку к становлению Дмитрия не только как игрока, но и как тренера. «ССФ» попросил Анатолия Федосеевича рассказать о воспитаннике.
«ПОДОЖДИТЕ, ГУНЬКО ЕЩЕ ВСЕМ ДАСТ ПРИКУРИТЬ!»
– Когда в последний раз виделись с Дмитрием?
– Еще до назначения, недели три назад. Заехал ко мне домой. Поговорили. «Как дела?» – «Нормально». У него даже если какие-то проблемы есть – не выносит. Он приезжал и в больницу с ребятами – с Титовым, когда я там лежал. И на 70?летии был. Вообще поздравляет со всеми днями рождения, с праздниками.
– Вы познакомились…
– В 1983-м. Диме было семь лет. Народу тогда в «Спартак» по субботам и воскресеньям приходило – тьма! Не успевали смотреть. Из его набора – Титов, Джубанов…
Честно, Дима из общей массы особо не выделялся, но был быстреньким, крепеньким, и глазки такие наши – спартаковские, горячие. И очень большое желание играть. Потому и взял его.
В какой-то момент у Димы был спад, не попадал в состав. Другой на его месте бросил бы. Но он всегда был настоящим мужиком, а главное, работягой. Мне не раз говорили: «Чего ты его держишь?».
Я отвечал: «Подождите, Гунько еще всем даст прикурить». И ведь заиграл! А потом стал капитаном в той команде, которая в России все выиграла…
– Всегда играл в защите?
– Сначала был полузащитником, но лет в шестнадцать я его перевел в оборону. Сначала пробовал на краю – не пошло. Зато получилось центральным. Не каждый может играть в центре защиты. Там кроме антропометрии мозги нужны.
– В главной команде мог заиграть?
– Думаю, да, и Ярцев на него виды имел, но Диму травмы замучили. Со спиной беда – межпозвоночная грыжа. Он все время лечился и на зубах играл. Вы не представляете, какая это боль. Потому и закончил. Однажды сказал: «Больше не могу». Я согласился: «Конечно, пора завязывать, пока инвалидом не стал».
«И ОН ПАХАЛ…»
– В 2005-м вы пригласили его помощником в дубль…
– Звонит: «Заканчиваю играть» – «Давай, приходи, начинай новую жизнь». И пригласил его в «молодежку». Когда играл, нельзя было предугадать, что Дима станет хорошим тренером, но сразу было видно, что умный мальчик.
– Наверняка более именитые люди хотели заполнить вакансию…
– Здесь какое-то чутье сработало, как будто я его ждал. Вакансия давно была, но я никого не брал. А предложений было – вагон! Лезли, предлагали, рекомендовали… Не буду называть имена – все известные, бывшие спартаковцы.
– Когда объявили, что помощник – Гунько, какова была реакция руководства?
– В то время на решения Королева могла быть только одна реакция – положительная (смеется).
– Гунько в интервью говорил, что буквально на следующий день после назначения вы предложили ему написать план работы.
– Сразу сказал: «Ты думаешь, я за тебя работать буду? Давай сам». И он пахал, как не всякая лошадь сможет (смеется). Ночами что-то писал, за книги засел, штудировал. Я его предупредил: «Хочешь быть тренером – надо учиться. Без теории нет практики. Чтобы мы с тобой могли говорить на одном языке, тебе для начала нужно хотя бы терминологию знать».
– Дали время на раскачку?
– Никакой раскачки! Теория с практикой – неразлучные друзья. Чтобы стать тренером, работать надо. Пахать! И еще нужна порядочность, чтобы было доверие ребят.
– Новый помощник чем-то удивил?
– Тем, как быстро все усваивал. Схватывал буквально на лету. Конечно, у него талант. Это серых ремесленников – сколько хочешь, вон даже из-за рубежа приглашают. Заполонили весь российский футбол. Деньги – в карман, купили игроков, расставили: получилось – хорошо, не получилось – не беда, пойду в другую команду. А должен быть талант!
СПЛАВ
– Гунько вместе с вами из «молодежки» ушел…
– Да. В 2006-м команду прикрыли, и он начал вместе со мной тренировать 1991 год, 1992-й… Когда дубль возродили, пошел в помощники к Ледяхову, а потом и главным стал.
– В прошлом году Карпин поднял Дмитрия в первую команду.
– Не знаю, по каким причинам Карпин его выбрал, но, считаю, такие порядочные люди в любой команде нужны. На Диму можно положиться в любой ситуации – не подведет, не сподличает. «Спартак» ведь чем всегда славился? Хорошие, порядочные ребята были. Всю жизнь!
– Первый матч после отставки Карпина – и 0:4 с «Краснодаром»…
– Подставили его ребята. Есть ошибки, а есть… В том матче были не ошибки. В футболе такое называют сплавом. Взяли и «сплавили». Я смотрел по телевизору, потом в записи… Так в футбол не играют.
– Протест против увольнения Карпина?
– Думаю, да. Нечистоплотные люди…
– Для Гунько большой удар?
– Конечно – 0:4! А ведь могли и больше по такой игре получить… Но он крепкий, и вынесет все, и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе» (смеется)! Уверен, он будет подниматься все выше и выше. Мое дело было – дать ему начальную подготовку и старт. Запустить в космос.
– Тренер – это, условно, кнут и пряник. Хватит Диме жесткости?
– Я не понимаю, что такое жесткий тренер. Все же по ситуации. Главное, быть честным. Я этому учил ребят. Заслужил человек – скажи ему сразу, не надо за спиной. И еще тренер должен все делать для ребят, а потом уже для себя. И тогда будет настоящая команда – семья.
– Еще один известный ваш воспитанник, Титов, в тренеры не рвется…
– Он обязательно должен стать тренером. Умнейший парень! Есть что передать. Ведь привозят «шуриков» из-за рубежа, а они на 50% слабее, чем тот же Егор! Своих гробим, а чужие играют-тренируют. Наши-то где?
Комментарии: