ОСЕННЕЕ ЦВЕТЕНИЕ КАЛИНЫ
Когда на исходе матча "Спартак" - "Химки" замененный Егор Титов передал капитанскую повязку Максиму Калиниченко, с трибун Лужников раздались аплодисменты. Хлопали и Титову, забившему мастерский, истинно титовский гол, и Калиниченко. Человеку, который, будем надеяться, сумел преодолеть такую полосу роковых событий, с какой смог бы справиться далеко не каждый.
В поединке с "Химками" украинец 90 минут вел красно-белых за собой, сделал голевой пас и еще массу полезных атакующих действий, "стелился" в подкатах - словом, поймал кураж. А однажды даже изыскал время перед угловым энергичными взмахами рук зажечь своих болельщиков. И те вдруг вспомнили, что Калиниченко играет в "Спартаке" восьмой год - и в момент передачи капитанской повязки устроили двум главным спартаковским ветеранам овацию.
Я слушал ее - и думал о том, что никакого сентябрьского кошмара в карьере Калиниченко могло и не быть, сложись головоломка из обстоятельств чуть-чуть по-другому. А именно - если бы на 120-й минуте матча "Селтик" - "Спартак" после его роскошного диагонального паса Денис Бояринцев сделал то, что привык делать на последних минутах. И все бы восхищались не только героем концовок, который вывел бы красно-белых в групповой турнир Лиги чемпионов, но и его ассистентом.
Увы, у Бояринцева не вышло - и с того момента удача резко повернулась к Калиниченко спиной. Спустя несколько минут он вслед за Титовым не забил Артуру Боруцу послематчевый пенальти - и "Спартак" не попал в Лигу. А четыре дня спустя черная полоса получила самое ужасное продолжение на последней добавленной минуте матча с ЦСКА. То самое, после которого он в смешанной зоне заявил журналистам: "Валите все на меня". В футбольной жизни подобные фразы - и то в самых крайних случаях - можно услышать разве что от вратарей...
В ту атаку, последнюю у "Спартака", пошли всего двое - Павлюченко и он. Павлюченко отдал ему пас на край и, казалось, побежал открываться в штрафную. Более того, говорят, Калиниченко даже услышал его голос - почему и отдал, не глядя, вместо того чтобы держать мяч у углового флажка. Но, видимо, в последний момент уставший снайпер команды почувствовал, что сил на рывок у него нет, а у Калиниченко сработал рефлекс. Мяч попал к Мандрыкину, и пошла контратака. Но ведь после паса обстоятельства тоже еще должны были совпасть удивительным образом! Чтобы Павлюченко, все-таки совершивший дикий для 94-й минуты рывок назад, на мгновение не успел сыграть в мяч, а не в Рамона. Чтобы из-за травмы Штранцля применяемая красно-белыми при "стандартах" соперников комбинированная персонально-зонная система обороны дала сбой - и Игнашевич во время штрафного остался без опеки. Чтобы Янчик после сброса Игнашевича сориентировался на полсекунды раньше Дедуры...
Спустя несколько дней Калиниченко отправится зализывать раны в сборную Украины - но и там его будет ждать продолжение кошмара. Выйдя на замену в матче с Грузией, он сначала не реализует выход один на один, а потом проиграет верховую дуэль сопернику, сравнявшему счет. "Я уже не знаю, плакать мне или смеяться над собой", - в отчаянии скажет полузащитник в телеинтервью.
Ощутите себя на его месте. И оцените, чего ему стоило преодоление.
Вначале Калиниченко вызвал к себе Олег Блохин. И, видимо, в беседе с ним почувствовал что-то такое, что заставило эмоционального тренера вопреки всяким прогнозам выпустить его в стартовом составе на матч с Италией. Свой час против чемпионов мира он провел вполне достойно. Как знать, не жалел ли позже Блохин, что решил заменить его на Воронина, с которым после второго гола "Скуадры адзурры" у тренера прямо во время матча возник серьезный конфликт?
После возвращения в клуб был матч с "Локо", в котором Калиниченко не играл. Слева действовал Торбинский, который провел очередной блеклый матч, - и у Станислава Черчесова лопнуло терпение. Как и в отношении ряда других футболистов. Жизнь, похоже, вносит коррективы в изна чальные черчесовские установки: если прежде он вносил в стартовый состав не более одной - двух перестановок (список первых 11 у него вообще выглядел куда более узко, чем у Владимира Федотова), то на "Химки" вышли сразу пять новых игроков по сравнению с "Локо", из которых только один - вынужденно. И тот же новичок Иванов, долгожданно сменивший Шоавэ, смотрелся весьма недурно.
Сменились и оба крайних полузащитника. Серьезная травма колена Владимира Быстрова стала для спартаковцев ударом наотмашь, силу которого только предстоит оценить в более важных матчах. Торбинский, слухи о подписании которым предварительного контракта с "Локо" достигли апогея, играет все хуже. Бояринцев, выйдя на замену в концовке матча в Черкизове, сфолил на Ивановиче, после чего Асатиани забил четвертый гол...
Так парадоксально и вышло, что Калиниченко - после всех своих бед - в одночасье стал на сегодня крайним полузащитником "Спартака" номер один. С учетом его способности играть на обоих флангах очевидно, что до конца сезона (если будет здоров, конечно) он из стартового состава выпадет вряд ли. Любопытно, кстати, что с "Химками" украинец впервые в черчесовские времена сыграл слева: до сих пор тренер, по-моему, ставил его только на правый фланг. Лучший же свой отрезок за последние годы - осень 2005-го при Старкове - Калиниченко провел именно слева.
Но это - технические детали. Суть же заключается в том, что у Калиниченко, человека глубокого, тонкого и ранимого, - очень подвижная нервная система. Я бы назвал его рефлексирующим интеллигентом от футбола. Он очень многое умеет - но постоянно сомневается в себе. И, как мне кажется, в куда большей степени он может реализовать свои таланты, когда имеет твердое место в стартовом составе, а не вынужден добиваться его в жесткой конкурентной борьбе.
Наконец, осень - это его время. Время цветения Калины. Осенью 2005-го он издали забил красивейший победный гол "Торпедо", после чего забронировал себе у Александра Старкова место в составе. После чего стал одним из героев нежданного спартаковского серебряного похода, да и решающий гол в последнем туре "Локомотиву" Титов забил именно с его подачи. Прошлой осенью Федотов доверял ему меньше - но два красивых гола "Баварии" и "Спортингу" в двух последних турах группового турнира Лиги чемпионов стали убедительным подтверждением "конвертируемости" таланта Калиниченко на высшем международном уровне. Как и ЧМ-2006, собственно.
Теперь доверил ему и Черчесов, который, кстати, и после кельтско-армейских бед не сказал о Калиниченко на публике ни одного дурного слова. Зная тонкокожесть натуры хавбека, его восприимчивость к каждому нюансу взаимоотношений с тренерами, не сомневаюсь, что он оценил это по достоинству. А когда Калиниченко спокоен, уверен в себе и в окружающих его людях - тогда и оказывается возможным его кураж, который мы после долгого перерыва увидели в матче с "Химками". И, надеюсь, увидим в спартаковской форме еще не раз. Потому что человека, проведшего в "Спартаке" восемь лет и верно прошагавшего с ним через самые сложные времена клуба, невозможно не уважать. И не дорожить им.
Комментарии: