Главный тренер «Арсенала» Дмитрий Аленичев: Титов станет тренером
«Арсенал» – открытие на старте сезона, сразу выбился в лидеры. Корреспонденты «Советского спорта» встретились в Туле с главным тренером команды Дмитрием Аленичевым и прогулялись с ним по городу.
«АГЕНТОВ СТОРОНЮСЬ»
Встречаемся на базе «Арсенала», и Аленичев приглашает в бильярдную – там вполне подходящее место для беседы. Следом за нами – восходящая звезда первого дивизиона нападающий Александр Кутьин.
– Шары катать собрался? – спрашивает Аленичев, после чего предлагает нам:
– Пойдемте отсюда на свежий воздух. Бомбардиру нельзя мешать.
Выходим к тренировочному полю. Наблюдаем, как тренер по физподготовке Олег Саматов подгоняет игрока, бегающего по кругу.
– Что ты его так мучаешь? За опоздание? Хорошо-хорошо, штрафную кассу надо пополнять, – не без иронии подбадривает ассистента Аленичев.
– Ваш бомбардир Кутьин может повторить путь Ярцева, который закрепился в элите ближе к тридцати годам.
– Да я сам ему постоянно напоминаю. И Георгий Александрович, когда созваниваемся или встречаемся, любит провести эту параллель. К нам Саша пришел в 25 с половиной. Кто-то, возможно, думал, что он не заиграет. А я доверился – и он оправдал ожидания. Так и происходит: я игроков смотрю исключительно сам. Сам решаю, кто подходит, а кто нет.
– Что за люди звонят? Агенты?
– Не то чтобы их презираю, но стараюсь в стороне держаться. Еще во второй лиге был у меня на примете один футболист. Пытаюсь узнать, можем ли мы его приобрести, звоню агенту и почти сразу же слышу: «А сколько мне положите?». И думаю: «Нет, я уж лучше буду пытаться напрямую на игроков и их клубы выходить». Больше с ними не имел дел.
– А во времена работы в юношеской сборной сталкивались с ними? Это же целая система – пришел к тренеру, «засветил» клиента в сборной, поднял ценник.
– Известная схема. После назначения меня сразу предупредили: «Готовься к звонкам». Но я довольно быстро отбил охоту обращаться. Приглашал в сборную только по спортивному принципу.
– Прошло время. Объясните, почему не получилось с юношеской сборной?
– С себя вины не снимаю, но был ряд объективных факторов. Например, очень тяжело было договариваться с клубами. Мы провели 5–6 сборов, но ни о какой стабильности состава речи не могло идти. Даже перед решающим отборочным турниром нескольких игроков недосчитались. Козлова из «Спартака» отпустили с опозданием.
– Но ведь это «Спартак»! Как не договориться с Дмитрием Гунько?
– В том-то и дело. Из тренеров дублей столичных команд только Саша Гришин из ЦСКА всегда шел навстречу: «Забирай, Дим, кто нужен». Со «Спартаком», «Локомотивом» и «Динамо» было сложнее. С тем же Димой Гунько не всегда удавалось прийти к соглашению. Спасибо Валере Карпину. Когда обращался к нему – оказывал содействие.
– От РФС не было поддержки?
– Несколько раз говорил с Фурсенко о том, что надо с клубами найти общий язык. Результат нулевой. В общем, после провала в отборочной группе я отчитался перед РФС о проделанной работе, поблагодарил за предоставленный шанс и ушел. Тем более в любом случае планировал доработать тот цикл и попытаться перейти на работу в клуб.
ОГОВОРКА ГРЫЗЛОВА
– Когда занимались политикой, люди не шутили над вами по поводу имени-отчества?
– Было дело. Захожу в зал заседаний и слышу: «О, сам Дмитрий Анатольевич». А когда меня только назначили главным тренером «Арсенала», Грызлов собрал учредителей и представил меня. И тут у Бориса Вячеславовича случайно вырвалось: «Прошу любить и жаловать главного тренера Дмитрия Анатольевича Медведева…». Мы потом с ним несколько раз со смехом вспоминали эту оговорку.
– Вы как-то сказали, что в начале покупали на свои средства мячи и форму.
– Да, в первое время в Туле пришлось непросто. Но я изначально знал, на что иду и что все придется строить с нуля. Вот на базу въехали только этим летом. Раньше с командой заселялись перед матчами в гостинице рядом с железнодорожным вокзалом.
– Клуб получает средства из регионального бюджета?
– Нет. Что-то Владимир Груздев как человек обеспеченный (до губернаторства он был в списке миллиардеров журнала «Forbs». – Прим. ред.) из своих личных средств в нас вкладывает. Что-то представители бизнеса, приведенные им. Принципиально не хотели тратить деньги налогоплательщиков. Наших спонсоров тоже не заставляем излишне раскошеливаться – в прошлом сезоне во второй лиге бюджет был порядка 65 миллионов рублей. Это меньше, чем у «Факела» и «Сокола», у которых бюджет был за 100 миллионов. Сейчас бюджет составляет 160–170 миллионов – на уровне середняка ФНЛ. Пытаемся доказать, что верный подбор игроков и сплоченный коллектив могут компенсировать многое.
– Первый и второй дивизионы прочно ассоциируются с договорняками и ангажированным судейством. Сталкивались с этим?
– На мой взгляд, при Роззетти судейский корпус потихоньку очищается. Возможно, не так быстро, как хотелось бы, но положительные сдвиги вижу. В ФНЛ первые туры прошли на удивление тихо. Идет омоложение корпуса. Молодые ребята из низов, идущие в арбитры, видят, что у них есть шанс пробиться наверх, если судить честно.
МЕТОД ТУЛЬСКОГО ПРЯНИКА
– Необычно на периферии после Москвы, Рима и Порту?
– Не без этого. Здесь уже два с половиной года. Люди стали узнавать, особенно сейчас, на волне побед. Поразителен интерес к футболу, несмотря на то что его в городе не было несколько лет. Даже на КФК в первые полгода собирали по 10 тысяч человек. Конечно, тогда сказался приезд Титова, Евсеева, Парфенова и других ребят моего поколения. Народ пошел на мастеров, которыми восхищалась страна. Но и после их отъезда нас не обделяли вниманием – это говорит об интересе к футболу.
– Тульскими пряниками не брезгуете?
– Несколько раз пробовал, конечно. А то негоже, работая в Туле, не попробовать (смеется). Но не злоупотребляю – мне, конечно, на поле не выходить, но форму терять не хочу.
– Но есть еще не только пряник, но и кнут.
– Вы о тренерских методах? Где бы я ни работал, стараюсь избегать метода кнута. Стараюсь быть демократом во взаимоотношениях с командой, обходиться без излишнего закручивания гаек. И, надо отдать должное ребятам, они адекватно воспринимают мое отношение к ним. За два с половиной года работы всего два раза повысил на них голос – в перерыве двух не самых удачных матчей. Я работал под началом таких великих людей, как Олег Иванович Романцев или Фабио Капелло. Они умели в раздевалке так жестко поговорить с командой, что мало не покажется, но без битья предметов и метания бутс, как у Фергюсона. Но сам я буду применять диктат лишь в исключительных случаях. В этом смысле мне ближе Моуриньо, который в «Порту» был на одной волне с игроками.
«КАРПИН ПОНИМАЕТ МОЕ СТРЕМЛЕНИЕ»
– В июне вы приглашали Титова в тренерский штаб. Почему он отказался?
– Егор сейчас занят старшей дочерью. Хочет, чтобы у нее получилось с теннисом. Я ему говорил, что рассчитываю на помощь в штабе. Что он должен приступить к учебе в ВШТ. Пока Егор не созрел, чтобы пойти и записаться. Но я уверен: никуда он от тренерской работы не денется. Рано или поздно начнет ходить на занятия, а затем станет тренером.
– Вам не кажется, что сейчас зажимают российских тренеров, особенно молодых? Пока есть результат, доверяют, но при первых же неудачах – «до свидания, набирайся опыта…». Можно ли выжить без поддержки влиятельных политиков, как в вашем случае?
– Есть главный критерий: результат. Соглашусь, что без политической поддержки у тебя очень мало шансов, если допустишь ошибки. В этом плане мне повезло с губернатором Груздевым: мы все время на связи, он старается вникать в футбольные процессы, но в мою сферу деятельности не вмешивается. И право на ошибку команде дает: задачи любой ценой выйти в премьер-лигу нет. И ребята раскрепощены, поэтому играют в футбол, который нравится болельщикам.
– Вы не раз говорили, что ваша цель – возглавить «Спартак». Как при этом сохраняете отношения с Карпиным? Неужели у него нет ревности после ваших слов?
– Он, как и я, всегда нацелен только на успех. Мы оба амбициозные люди, и Карпин с пониманием относится к моему желанию возглавить родной клуб. В то же время, как только я закончил карьеру, решил, что должен до «Спартака» пройти практику в низах. Поэтому и взялся за «Арсенал», чтобы начать все с нуля. Мне еще работать и работать, чтобы дождаться предложения от «Спартака». Но если Карпин задержится там надолго – буду рад. Значит, не судьба мне потренировать родной клуб (смеется).
– Старт сезона у «Спартака» внушает оптимизм?
– Конечно. Результат говорит за себя. Главное, чтобы состав окончательно стабилизировался и обошлось без чехарды на тренерском мостике.
– Вы бы хотели, чтобы «Спартак» навечно закрепил за вами восьмой номер?
– Я уже сам закрепил – на автомашине. «008». Вот эти номера никому не отдам. А насчет спартаковской восьмерки я не жадный – пусть пользуются.
Комментарии: