Аленичев: мечтаю однажды возглавить "Спартак"

Чемпионат.com 1439 0 Автор: Игорь Рабинер - 2 августа 2013

Когда-то в детстве я жадно поглощал книги о знаменитых футбольных тренерах, в частности Валерии Лобановском. И врезался в память подробный рассказ журналиста Дэви Аркадьева, как он ездил к будущему мэтру в Днепропетровск, где он пробовал свои новаторские идеи в своей первой команде – "Днепре". А потом, убедившись в том, что они правильны, воплощал их в киевском "Динамо"…

Нет, пока не рискну утверждать, что Дмитрию Аленичеву уготовано стать великим тренером – хотя, зная этого настоящего работягу и порядочнейшего человека на протяжении двадцати лет, страшно этого желаю. Но сколько для успеха любого человека в любом деле должно всего совпасть! Как бы человек ни был талантлив и работящ, ему надо оказаться в правильное время в правильном месте.

Впрочем, сам тренер порой и делает это место правильным. Ещё в конце 2011-го в Туле не было профессионального футбола, а летом 2013-го она лидирует в ФНЛ. Глядя на это, просматривая фрагменты феерических голов "Арсенала", наконец, вспоминая рассказы о дебюте Лобановского-тренера, я понимал: упустить возможность посмотреть своими глазами, как начинается серьёзная тренерская карьера автора голов в финалах Лиги чемпионов и Кубке УЕФА, я не имею никакого права.

И как следует пообщаться с Аленичевым – тоже. Перед вами – первая половина нашей часовой беседы, состоявшейся на новенькой уютной базе "Арсенала".

"УЖИНАЕМ С ЯРЦЕВЫМ ПОСЛЕ КАЖДОЙ ДОМАШНЕЙ ИГРЫ"

— Когда-то Олег Романцев начал свою тренерскую карьеру со второй лиги в "Красной Пресне", продолжил в первой, "Спартаком" из Орджоникидзе, — и лишь потом возглавил "Спартак" московский. Есть ощущение, что вы идёте по схожему пути – шаг за шагом, не перепрыгивая ступеньки. То, что эта дорога так поэтапна, – осознанное решение?
— Да, такое желание было. Причём хотел начать даже не со второго дивизиона, а с КФК. Когда-то в интервью сказал, что для меня незазорно начать с 

К Аленичеву и "Арсеналу" сейчас максимум внимания прессы
 

любителей и далее пройти все ступени вплоть до Премьер-Лиги – и ничуть при этом не лукавил. Потому что понимал, что клуб уровня РФПЛ мне сразу никто не предложит. Поэтому, когда возник вариант с тульским "Арсеналом", с радостью его принял.

— Что значит – не предложит? Валерию Карпину, до того ни минуты в жизни не работавшему тренером, "Спартак" же предложили.
— Бывают исключения (улыбается). У меня такого предложения не было. И считаю правильным, что начал с КФК. Даже в какой-то степени этим горжусь – что прошёл путь оттуда.

— Мне рассказали, что когда вы пришли в "Арсенал", тут не было абсолютно ничего. Вплоть до того, что вам пришлось на личные деньги покупать команде форму, мячи и манишки.
(Смущённо) – Ну, какие-то собственные вложения были. Конечно, небольшие, но ради общего дела. Да, было очень тяжело. Когда пришёл в команду со своими помощниками Александром Филимоновым, Дмитрием Ананко и Олегом Саматовым, всё начали с нуля. Не было никаких условий – и, как вы правильно сказали, и форму пришлось покупать на собственные средства, и мячи, и так далее. Надо было поднимать инфраструктуру. Это в итоге произошло при содействии губернатора Тульской области Владимира Груздева.

— Когда вы пришли и увидели выжженную землю, не было мысли: "Куда я попал?!"
— Мысли разные, конечно, были. Но сказал себе: пусть здесь пока нет ничего, но надо начинать тренировать. Пусть и не в таких комфортных условиях. Я никогда не боялся трудностей, поэтому отнёсся к увиденному спокойно.

— А как к такому началу вашей клубной тренерской карьеры отнеслись ваши учителя – Олег Романцев, Георгий Ярцев?
— Ярцева вижу практически на каждой домашней игре. В прошлом сезоне он присутствовал почти на всех матчах, исключая, по-моему, три. Олег Иванович своим присутствием балует реже – он как раз приезжал раза три, — но и с его стороны поддержку получил. С Ярцевым после каждого домашнего матча ужинаем, обсуждаем прошедшую игру. С Романцевым общаемся по телефону.

— А приезжавший в Москву на ваши проводы как игрока Жозе Моуринью знает, что вы тренируете команду под названием "Арсенал"?
— Да, до него эта информация дошла. Понял это 26 января этого года, когда ему исполнилось 50 лет. Послал ему поздравительную эсэмэску, и Жозе ответил, пожелав успехов в "Арсенале". Честно говоря, думал, что он не ответит на моё сообщение – всё-таки человек такой занятой, да и нетрудно представить, сколько народу поздравило его с юбилеем. Но буквально через пять минут пришла ответная эсэмэска!

— Не хотите пригласить его в Тулу на какую-нибудь игру?
— Это нереально. Работа в "Челси" отнимает столько сил и времени, что подобная поездка крайне маловероятна. К сожалению, и в его бытность главным тренером "Реала" увидеться не довелось. Но у нас ещё всё впереди (улыбается).

— Теперь вы и базу ему могли бы показать, которой в начале вашей работы в Туле не было и в помине. Пусть не как в "Реале", но весьма симпатичную.
— Мы въехали на неё 1 июля. Замечательные условия, новые, комфортные номера. Баня, бассейн, замечательное поле, хорошее питание…

— Ремонт базы сделали по вашей просьбе?
— Да, переговорил с губернатором, и он в этом вопросе тоже помог. До этого игроки жили в съемных квартирах, а на предматчевый сбор садились в гостиницу "Москва" напротив вокзала. И всё время ребята подходили ко мне и говорили: "Дмитрий Анатольевич, ну когда база будет?"

Им комфортнее на базе, здесь мы как одна семья. Сам жил так почти пять лет и знаю, что значит, когда клуб имеет собственную базу. Когда живешь в квартире, между тренировками приходится мотаться туда-обратно. А здесь – полный комфорт. Игроки были поражены, не ожидали от нас такого подарка. В таких условиях работается совсем по-другому. Не чувствуешь себя бездомным.

"С ПЕРВОГО ДНЯ ХОТЕЛ ВЕРНУТЬСЯ ИЗ ПОЛИТИКИ В ФУТБОЛ"

— На меня произвело огромное впечатление, что вы за полтора года до истечения полномочий сенатора ушли из Совета Федерации, чтобы заниматься тренерской деятельностью. Мало кто готов добровольно покинуть такую синекуру…
— Согласен. Три с половиной года я там проработал, хотя срок полномочий был пятилетний. Но потом подошёл к Борису Вячеславовичу (Грызлову, экс-председателю Госдумы. — Прим. "Чемпионат.com") и попросил освободить от этой должности, поскольку он меня туда и назначил. Честно признался, что устал от политической жизни, и меня практически с первого дня в политике тянуло в футбол, в тренерскую деятельность. Но по объективным причинам пришлось задержаться.

Очень рад был, что вернулся в футбольный мир. Хотя, с другой стороны, годы в политике тоже стали опытом, подарили знакомство с известными людьми. Круг общения резко расширился, и это тоже многое дало. Не с профессиональной, а с житейской точки зрения.

— Каких благ вы лишились, уйдя из Совета Федерации?
— Определённые льготы существовали. На дороге, не скрою, можно было нарушать правила. Делал, правда, это редко, только в крайних случаях. Летаешь самолетом в бизнес-классе бесплатно… Для тех, кто этим пользуется, такие моменты, конечно, приятны. Но для простых граждан они, естественно, непонятны и их раздражают. Поэтому считаю, что надо быть ближе к народу.

— Вы всегда были человеком самостоятельным, не любившим выполнять чужую волю. А спортсменов в политику берут, не будем скрывать, не для самостоятельности. Чувствовали в связи с этим, что вы там не нужны, и это – не ваше?
— Конечно, прекрасно это понимал. И что я там не нужен, и что это не моё. В политике – достаточно известные люди. Бизнесмены, крупные предприниматели… Конечно же, моё слово там не имело никакого значения, всё решалось без нас. В плане спорта мы, спортсмены, с нашим авторитетом чем-то могли помочь, причём в различных регионах. Но в политической жизни в целом мы там, конечно, лишние.

— Долго раздумывали, прежде чем прийти к Грызлову со своей просьбой?
— Нет. Не было и опасений, что он попросит меня остаться. Борис Вячеславович – очень умный человек и прекрасно понимал, что когда-то в любом случае я уйду тренировать какую-то команду. Поэтому, когда я к нему пришёл, по его мимике сразу понял: он понимает, в чём будет состоять моя просьба. Он сказал: "Дима, решай сам. Никаких ограничений для тебя нет".

— Поддерживаете отношения?
— Да. Он же сейчас является председателем попечительского совета петербургского "Динамо". А у нас как раз первая игра в ФНЛ была там. И мы перед матчем с ним тепло пообщались. "Я, — говорит, — к "Арсеналу" неравнодушен (поскольку команда возродилась во многом благодаря ему), но и к "Динамо" имею самое непосредственное отношение. Поэтому для зрителей было бы хорошо, если бы мы сегодня сыграли, например, 2:2". Посмеялись, и с Димой Ананко в шутку ответили: "Ну как же вам, Борис Вячеславович, можно отказать? Будем стараться!". Но не получилось. Мы выиграли (смеётся).

— После игры не общались?
— Нет, к сожалению, не удалось.

"ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА – НИ КОПЕЙКИ"

— Как появился вариант с "Арсеналом"? Тот же Грызлов, говорите, был инициатором?
— Да. Борис Вячеславович осенью 2011 года баллотировался от Тульской области депутатом в Госдуму. И в ноябре привёз сюда команду "Единой России" со многими известными футболистами, которая сыграла товарищеский матч против ветеранов тульского футбола. Я к тому времени уже больше года как ушёл из Совета Федерации.

Пришло, по-моему, 15 тысяч зрителей – был ведь ещё и концерт Николая Расторгуева. И Грызлов перед игрой произнёс речь, что с сегодняшнего дня будет возрождён "Арсенал". А сразу после игры он сделал мне предложение: "Не хочешь поработать с командой?" В тот же день я дал согласие и уже через две недели, в декабре 2011-го, приступил к работе.

— Всё было решено на таком высоком уровне, а форму и мячи вам пришлось покупать на свои деньги. Как так?
— Ничего страшного. Вложишь рубль – можешь получить два. Тем более что было понимание: на следующий год команда будет заявляться во второй дивизион, то есть возвращать профессиональный статус. Это озвучили и Грызлов, и Груздев.

Чтобы туда попасть, областная администрация должна дать РФС финансовые гарантии, и вскоре этот процесс в спешке пошёл. Знали, что полгода доиграем в КФК, а потом будем выступать во второй лиге, пусть даже попадём туда не по спортивному принципу. Хотя в принципе считаю это неправильным. Но там главное – финансовые гарантии от губернатора. Владимир Сергеевич (Груздев. – Прим. "Чемпионат.com") предоставил в РФС такие документы, и нам, недолго думая, разрешили играть во второй лиге.

— Груздев, миллиардер, до госслужбы входил в список "Форбс". Есть у него такие футбольные амбиции, как у Романа Абрамовича, Сулеймана Керимова и людей того же достатка?
— Он сейчас в начале этого пути. Год-полтора назад Владимир Сергеевич не слишком понимал, что такое футбол и в чём его суть. А сейчас не только приходит на стадион, но и мне звонит с вопросами. Как положение дел в команде, какова турнирная ситуация, с кем ближайшие игры? Груздев так погрузился в футбол, что ему действительно стало интересно. И ему ещё в этом помогает младший сын, который очень любит футбол и много рассказывает о нём отцу, особенно про наш "Арсенал". В общем, губернатор в понимании футбола прибавляет с каждым днем, и это очень важно.

— Средства на "Арсенал" выделяются, как в большинстве регионов, из областного бюджета?
— В том-то и дело, что нет. Команде помогают частные инвесторы — благодаря авторитету Владимира Сергеевича. Знаю, что он и лично оказывает клубу финансовую поддержку. А насчёт того, чтобы ни копейки из областного бюджета – это было личное решение Груздева. Чтобы, с одной стороны, футбол в Туле развивался, но, с другой, это не происходило за счёт народа. Это абсолютно правильное решение. Можно найти богатых людей, которые любят футбол, соберут по чуть-чуть – и с этим бюджетом можно играть.

— А почему титульного спонсора у команды нет?
— Он в стадии поиска. Недавно разговаривал с Груздевым и надеюсь, что уже в ближайшее время мы его найдём. Зато при поддержке губернатора нам в прошлом году посетили новое искусственное покрытие. Некоторые команды и во втором, и в первом дивизионе принимают соперников на синтетике, и готовиться к ним лучше там.

— Я беседовал с игроками об условиях, на которых они играют, и они сошлись во мнении, что "Арсенал" занимает место лишь во второй десятке ФНЛ.
— Да, согласен. Многие думают, что если наш губернатор – миллиардер, то и бюджет на первом месте в лиге. Но это абсолютно не так. И бюджет, и зарплатный фонд – во втором десятке, в середняках. Я часто общаюсь с тренерами других команд и постоянно убеждаюсь в том, что у нас зарплаты – "среднего класса".

— А каков бюджет "Арсенала"?
— Около 170 миллионов рублей. Это очень немного по меркам ФНЛ. А в прошлом году было вообще 60-65 миллионов. В то время как у наших соперников – воронежского "Факела", саратовского "Сокола" — переваливало за сто. Мы даже в пятерке не были. И это говорит о том, что в футболе деньги решают не всё.

ПОДКАЛЫВАЕМ ФИЛИМОНОВА: "ВЛАДИМИРЫЧ, КАПЕЛЛО ЗА ТОБОЙ СЛЕДИТ!"

— Когда вы только возглавили "Арсенал" и играли ещё на любительском уровне, то привлекли целую гвардию экс-спартаковцев во главе с Егором Титовым. Для них это было просто поддержанием формы, или какую-то материальную поддержку они тоже получали?
— Премиальные были – по 500 долларов за победу и, кажется, по 250 за ничью. А о том, чтобы ребят привлечь, меня Борис Вячеславович попросил. Это было необходимо для того, чтобы народ на стадион пошёл. Я договорился с Димой Парфёновым, Юрой Ковтуном, Вадиком Евсеевым, Егором Титовым, Андреем Коноваловым, Димой Хлестовым… Вова Бесчастных не смог. Я его звал, но он работал в спартаковской школе, и у него никак не получалось.

И им нравилось! А как не понравится, когда по 10 тысяч зрителей на КФК приходит? При всем уважении к другим ребятам из "Арсенала", приходили, конечно, на Титова и Ко. Однозначно. И я смотрел – азарта у них хватало! Они вспомнили, как когда-то играли – а тут ещё и друг с другом, в одной команде. И тех премиальных заслуживали – хотя бы за то, сколько публики на трибунах собирали.

— Вы сами выходили на поле?
— Нет. Конечно, соблазн был. Но я же проводил прощальный матч в Черкизово, и сперва пришлось бы организовывать матч возвращения (смеётся). В общем, удержался.

— А почему с таким составом только восьмое место в любительской лиге заняли?
— Потому что, когда мы пришли, команда после первого круга шла, по-моему, на десятом, и отрыв от тех, кто выше, был приличный. Даже в пятерку попасть было практически нереально. Хотя, если не ошибаюсь, проиграли только один матч.

— Из того парада знаменитостей во втором дивизионе сохранился только один – Александр Филимонов. Были варианты, чтобы остался кто-то ещё?
— Нет. У нас договоренность была только на КФК, а потом они разбрелись – кто на тренерскую работу, кто вообще ушёл из футбола. Филимонов — единственный, кто ещё хотел продолжить играть. И дай бог ему футбольного долголетия.

А с Сашкой я переговорил один на один: "Ты как? Тренировать будешь?" "Нет, — говорит. – Я полон сил и желания играть". И скажу, что он тренируется не меньше, а может, даже больше других.

— Мне Савин рассказывал, что увидел, как Филимонов в Турции на тренажёрах пашет, — и изумился.
— Это надо видеть! Словами не передашь, как он работает. И как режим соблюдает. Профессионал с большой буквы.

— Он вас на людях по имени-отчеству называет?
— Анатольичем. А я его – Владимирычем. Один на один, конечно, обращаемся по именам.

— Фантастическая у человека карьера. От "Спартака" до киевского "Динамо", от Узбекистана до Кипра, от 9 октября 1999 года до титула чемпиона мира по пляжному футболу…
— Есть что вспомнить! А вдруг и в Бразилию на чемпионат мира в следующем году попадёт – почему нет? 40 лет — ну и что? Мы его с Димой Ананко подкалываем: "Владимирыч, давай-давай, стремись, Капелло за тобой следит! Бразилия не за горами!"

— Капелло, кстати, про "Арсенал" и вашу – его бывшего игрока в "Роме" — работу в нём слышал?
— Конечно. Если уж Капелло приехал в нашу страну, ему интересен не только футбол в Премьер-Лиге, но и на более низком уровне тоже. Тем более что он знает, что я тренирую "Арсенал" — знакомые из РФС об этом рассказывали. Пока он, правда, здесь не был. Может, посетит выездную игру с "Торпедо", если по времени сложится. Для меня не стало никаким откровением, что он ездит по городам, вживую смотрит матчи. Капелло – такой человек, что полностью погружается в каждую свою работу. Профессионал высшей пробы.

— С Капелло встречались с тех пор, как он в Россию приехал работать?
— Нет, пока ни разу с не пересекались. Но очень рад, что Капелло принял нашу сборную. Когда ходили разговоры о кандидатах, я был двумя руками за то, чтобы выбрали именно дона Фабио. Потому что знал: тогда в сборной будет порядок, дисциплина. То, чего в последние годы ей не хватало. И это произошло. На 99 процентов уверен, что на чемпионат мира мы выйдем.

"ЧТОБЫ ТЕБЯ ПОНЯЛИ, НЕ НУЖНО ОСКОРБЛЯТЬ"

— Заставил ли задуматься о сложностях профессии период, когда вы проработали главным тренером юношеской сборной России, признаем честно, без особого успеха?
— Согласен: начальный этап моей тренерской карьеры получился достаточно неудачным. Но к таким периодам надо быть готовым – всегда всё хорошо не бывает. К тому же прекрасно понимал, что в сборной надолго не задержусь. Тренер клуба и сборной – разные вещи. Я всегда хотел работать каждый день. Когда ты собираешь команду раз в два месяца на пару дней – ты их не тренируешь. Назвал состав, высказал какие-то идеи – но их тяжело воплотить в жизнь. Здесь же ты – хозяин положения, доводишь до футболистов свои мысли каждый день, и президент клуба, болельщики вправе с тебя по полной программе требовать. И если игра не получается, виноват ты и только ты. А если получается, игроки – мастера! (улыбается).

— Александр Кутьин и Евгений Савин рассказали, что свои мысли вы доводите до игроков в чрезвычайно культурной форме, и за всё время они не слышали от вас ни одного нецензурного слова.
— Никогда не позволю себе ни оскорблений, ни матерных слов. Убеждён, что свои идеи можно довести до ребят культурно, и они всё поймут. После двух неудачных игр в раздевалке, правда, вспылил, но тоже без грубости.

— Мне кажется, чем ниже лига, тем больше игроков с не такой уж тонкой душевной организацией, и чем жёстче доносить до них свои мысли, тем лучше они поймут. Или магически действует имя автора гола в победном финале Лиги чемпионов?
— У меня получается. Не буду скрывать, что пользуюсь авторитетом среди ребят. За моими плечами громадный опыт как игрока, и они это прекрасно понимают. Думаю, приятно им и то, что я никогда не грублю и их не оскорбляю. Они всё впитывают – вижу это.

— И собственным примером всё показываете, играя с футболистами в "квадратах", причём без исключительных условий: ошиблись – заходите внутрь.
(Улыбается) – Да-а, и им это нравится! Нравится и мне, поскольку хочу двигаться, поддерживать форму. Знаю, что то же делает и Валера Карпин в "Спартаке", и некоторые другие тренеры. Это за счастье и мне, и им. И придаёт всем азарта.

— Есть избитая фраза, что большому футболисту, чтобы стать тренером, нужно убить в себе игрока. Вы это на себе испытали?
— Первое время я игроков не понимал. Думал: ну почему он так сделал, а не так, как должен был? Не так, как сделал бы я? Внутренне это вызывало злость, недовольство. Но потом прекрасно понял одну вещь. Игроки у нас – хорошего уровня. Однако я не должен ждать, что полузащитники в какой-то момент сыграют так, как Тихонов, Титов, я. Теперь смотрю на них как тренер, вижу, на что они способны – и в то же время стремлюсь, чтобы они достигли такого уровня, как перечисленные выше игроки. Появилось терпение.

Во второй лиге они сделали большое дело и в ФНЛ вышли абсолютно заслуженно. Но вижу, что у них ещё есть огромный потенциал, и они могут сверкнуть и в первом дивизионе! И замахнуться на выход в Премьер-Лигу. Мы купили четырех игроков, провели точечную селекцию. Остальные – те же, кто играл дивизионом ниже.

— В прошлом году "Алания", в этом году "Томь" выходили в Премьер-Лигу, целиком меняя составы, – и без толку.
— Не считаю, что это правильный подход. Несколько точечных приобретений – и команда будет играть. После выхода из дивизиона рангом ниже люди чувствуют уверенность – по крайней мере, об игроках "Арсенала" могу это сказать. Мы со своими помощниками на каждом теоретическом занятии говорим: ребята, вы можете ещё больше! Вы должны быть уверены в своих силах! И они сами чувствуют, что могут обыграть любого соперника, включая ту же "Мордовию" и "Аланию", вылетевших из Премьер-Лиги.

"ИСТОРИЯ КУТЬИНА НАПОМИНАЕТ ЯРЦЕВА, И Я ЕМУ ОБ ЭТОМ ГОВОРЮ"

— Что даёт тренеру опыт работы в КФК и втором дивизионе?

Александр Филимонов, Дмитрий Аленичев и Дмитрий Ананко
 

— Очень интересно было посмотреть, чем живёт и дышит периферийный футбол. Какова инфраструктура, какие детско-юношеские школы. А в плане роста – работая во второй лиге, я мог экспериментировать. В плане тактических схем, например. Наверное, это уже не стоит делать, когда трудишься в Премьер-Лиге, а дивизионами ниже у тебя больше свободы.

— Мне уже доложили, что эксперименты вы проводите весьма смелые, постоянно играя по ультраатакующей схеме 3-5-2.
— Да, "Арсенал" — единственная, по-моему, команда, которая во втором дивизионе играла по такой схеме и продолжает делать это в ФНЛ. Тьфу-тьфу-тьфу, пока мы практикуем её удачно. Конечно, это не говорит о том, что все без исключения матчи будем играть именно так. Можем и с одним форвардом действовать, и с четырьмя защитниками. Смело? Да. Это атакующий вариант. Когда я попробовал эту схему, и стало получаться, решил, что лучше так и играть. Пусть и немного в ущерб обороне.

— Наличие пары форвардов Савин – Кутьин даёт вам возможность играть по такой схеме.
— Да. Для меня было бы преступлением посадить кого-то из них на "лавку", учитывая, в какой форме они оба находятся. Используем эту схему, исходя и из этого.

— История Кутьина, всю жизнь игравшего во второй лиге и вдруг в 27 лет в первых четырех матчах ФНЛ забившего восемь мячей, несколько напоминает историю Георгия Ярцева. Тот вообще перешёл в московский "Спартак" из костромского в 29 – и спустя год стал лучшим снайпером высшей лиги чемпионата СССР.
— Я Кутьину об этом уже напоминал, и не раз! Восемь мячей в пяти играх – хороший показатель, но на этом ни в коем случае не надо останавливаться. "Возможно, ты станешь лучшим бомбардиром первой лиги, и тебя пригласят в "Спартак", "Зенит" и ЦСКА", — так ему и говорил. Самое главное, что до него доходит.

Мы с ним очень часто разговариваем один на один. Ещё в прошлом сезоне внушал ему, что он должен становиться лучшим бомбардиром. Во второй лиге – стал. Сейчас продолжает. Повторяю ему, что нужна полная собранность, концентрация при реализации моментов – откуда бы они ни пришли. У нас есть специальные упражнения для нападающих, мы много работаем над реализацией. Поэтому не случайно, что мы и в прошлом году забили в своей зоне больше всех голов, и сейчас делим с "Мордовией" лидерство по этому показателю.

— Мне очень понравилось качество голов Кутьина. Но как получается, что в нашей стране до 27 лет в упор не видят, что есть такой парень с поставленным ударом и голевым чутьём?
— Я не селекционер, но езжу по стране и вижу, что в ней есть много талантов. А нашёл Кутьина так: смотрел много матчей с участием липецкого "Металлурга", нашего прошлогоднего соперника. Он мне понравился – и хотя был лучшим бомбардиром команды, понял, что всё равно забивает мало. Лично ему позвонил, сделал ему предложение – он откликнулся. Есть, есть в России таланты!

"ДЛЯ МЕНЯ СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ПЕРВОЕ МЕСТО"

— Задача выйти в Премьер-Лигу для новичка ФНЛ в этом сезоне не стоит?
 – спрашиваю Аленичева.
— О том же меня спрашивали на встрече с болельщиками. Глобальной задачи нет. Будем в десятке – будет неплохо для дебютанта. Попадём в пятёрку – хорошо. Выйдем в Премьер-Лигу – вообще замечательно. Но, зная меня…

— Всем известно, что Аленичев – максималист.
— Да, для меня существует только первое место. Поэтому мои ребята будут стремиться только к нему.

— Последние годы мы видели, что команды, занимавшие третье и четвёртое места в ФНЛ, в переходных матчах не больно-то стремились в Премьер-Лигу. Если вы окажетесь на этих местах…
— То будем всеми силами стараться выйти в Премьер-Лигу. Даже не сомневайтесь.

— Нет ли опасений, что может не хватить премиального фонда? Всегда ведь в клубах без особых финансовых возможностей закладываются на определённое количество побед, и если их оказывается намного больше, платить оказывается нечем.
— Откровенно скажу, что премиальный фонд на себя берёт Владимир Сергеевич Груздев. Этот вопрос находится под личным контролем губернатора. Образно говоря, даже если заложена одна победа, а одержана 31, проблем с выплатой не будет.

— По вашему ощущению, кроме "Мордовии" есть в ФНЛ клубы, которые в этом сезоне целенаправленно поставили задачу выйти в Премьер-Лигу?
— Да. Во-первых, это "Уфа" Игоря Колыванова. Во-вторых, наверняка будет стараться вернуться в Премьер-Лигу "Алания". Далее, думаю, что за путёвки будут бороться также "Ротор" и "Балтика".

— "Арсенал" играет в спартаковский футбол?
— Мы хотим и стремимся к этому. Но работы ещё непочатый край.

— Насколько это в принципе возможно с футболистами, далеко не идеально оснащёнными технически?
— Да можно! Понятно, что мы не можем играть в футбол "Спартака" 90-х, так как там подбор игроков был несколько получше. Но даже при том подборе, который есть у нас, можно играть хорошо. Во что-то похожее на спартаковский футбол. И во многих эпизодах это у нас хорошо выходит, и ребята получают удовольствие. А я – вместе с ними.

— В нашем разговоре с лучшим снайпером ФНЛ Александром Кутьиным я услышал отличные слова: "Аленичев требует от нас играть красиво!"
— Да, это моё кредо. Контроль мяча, атакующий футбол, мяч внизу – всё то, что нравится зрителям. Говорю игрокам: и вы сами будете удовольствие получать, чем от "бей-беги". Пусть даже мы где-нибудь разок-другой с таким футболом и проиграем, но если будем играть так всегда, победы будут гораздо чаще поражений. И будет радость от игры – даже в проигранных матчах. А когда ты с удовольствием занимаешься своим делом, то и результат придёт.

— Вообще, вы много разговариваете с футболистами индивидуально?
— Да. Со всеми. В моей жизни были прекрасные тренеры, которые вообще не разговаривали с игроками – например, Олег Иванович Романцев. Как он может поговорить с игроком? Это практически нереально! То же самое – Фабио Капелло, державший игроков на дистанции.

А вот Жозе Моуринью – полная противоположность. На любой тренировке "Порту" он находил возможность переброситься словами, и не формальными, с каждым. Такой подход мне ближе. Считаю, что ты должен общаться с ребятами, знать их моральное состояние, быть в курсе их проблем. Это очень важно для тренера.

— Человеку, который выигрывал Лигу чемпионов и прошёл такие клубы, как "Порту" Моуринью, "Рома" Капелло и "Спартак" Романцева, во втором дивизионе или даже в ФНЛ можно быть полностью довольным увиденным? Внутри-то всё равно сидит память о другом футболе.
— Мне хочется большего. Хочется, чтобы футболисты работали в ещё лучших условиях, чтобы результат был ещё более убедительным. Хотя, казалось бы, куда лучше – мы на первом месте идём. Но тогда – чтобы отрыв был больше, мячей забивалось больше, а пропускалось – меньше. Всегда хочу большего и чем-то недоволен.

— Есть ли в футболистах "Арсенала" здоровое любопытство к игровой карьере своего тренера? Расспрашивают ли они, как вы забили гол в финале Лиги чемпионов, как работалось с Моуринью и Капелло?
— Однажды они после теоретического занятия даже запись этого гола вдруг включили. Конечно, спрашивают! И не только о прошлом, но и вообще по жизненным моментам советуются – как поступить в той ситуации, в этой… Я как старший товарищ могу дать полезный совет – и всегда стараюсь делать это.

— Хотели Егора Титова в штаб позвать – но пока безуспешно?
— Сказал ему: готовься, всё равно ты без футбола не сможешь. Сейчас у него очень насыщенная жизнь – дочка занимается теннисом, и он с ней постоянно на выездные турниры ездит. Но я часто ему говорю, что нужно учиться на тренера, заканчивать ВШТ. Думаю, он наверняка скоро пойдёт туда поступать. А пока собирается приехать в Тулу на наш матч с "Шинником". Если у дочки, конечно, турнира не будет…

"ОПАСАЛСЯ, ЧТО ВО ВТОРОЙ ЛИГЕ ПРОРАБОТАЮ НЕ МЕНЬШЕ ДВУХ ЛЕТ"

— Вы рассказывали, как тщательно и профессионально трудится Капелло, но и о вашей скрупулёзности в работе я наслышан. Рассказывали, что даже когда "Арсенал" уже обеспечил себе выход в ФНЛ, перед матчем последнего тура в Липецке вы посмотрели видео и разжевали каждому игроку, как и против кого им следует действовать.

— Это было сделано не для того, чтобы побить какие-то рекорды, как кое-кто считает. Просто идёт рабочий процесс. Профессиональный подход должен быть во всём, несмотря даже на то что ты вчера завоевал путёвку в первый дивизион. Я и сам с полной отдачей подошёл к своим обязанностям, и игроков заставил, чтобы они отнеслись к оставшимся играм точно так же, как к предыдущим.

— В результате – победа в Липецке со счётом 5:1.
— Вот есть у нас отпуск, тогда, ребята, хоть на голове стойте, но в пределах разумного. А работа – значит работа. Вне зависимости от того, кто и куда уже вышел.

— С трудом представляю, что во втором дивизионе у клубов может быть серьёзная видеотека по соперникам. Откуда вы черпали информацию?
— Обычно мы созванивались с тренером предыдущего соперника той или иной команды, и нам давали диск. Только так. В ФНЛ, конечно, легче – тут и по телевидению кое-что показывается, и в Интернете.

— В своё время молодой тренер Романцев хотел скрестить методики Бескова и Лобановского. А ваша методика ближе к Романцеву, Моуринью или кому-то ещё?
— Я взял по чуть-чуть от каждого. И постарался на основе этого микса создать что-то своё.

— Потому что, допустим, тот же Моуринью никогда не делал ставку на зрелищность, которая есть у вас.
— Так и есть.

— Когда-то Неманья Видич сказал: "Аленичев учил меня любить "Спартак". А чему в первую очередь учит своих футболистов тренер Аленичев?
— Быть уверенным в своих силах. Некоторые игроки второй лиги обладают достаточным потенциалом, чтобы играть на другом уровне – но сами не верят в это. Убеждаю их: "Ребята, вы сильнее всех! Будьте уверены в себе!" И моя постоянная фраза: "Надо быть преданным футболу". Потому что в этом случае футбол тебя обязательно отблагодарит.

— Вы рассказывали мне, что Романцева футболисты "Спартака" не только уважали, но и боялись.
— Да, по одному взгляду можно было понять: о-о, настроение сегодня у Иваныча плохое.

— Не хотите, чтобы ваши игроки вас боялись?
— Нет. Я – демократ. Шучу с игроками много – так же, как и они со мной. Диктатором, случается, тоже приходится быть, но очень редко. Иногда игроки расслабляются, и тут нужно включить голосовые связки.

— Как находите мотивацию на более низком уровне для таких игроков, как Евгений Савин, который когда-то даже в первую сборную вызывался? Я с ним разговаривал и видел, что человек счастлив и у него глаза горят.
— Конечно, я какие-то слова подбираю, подстёгиваю постоянно. Но главное, что человек всё сам понимает. Он года два не играл в настоящий футбол. В "Урале" на поле не выходил, плюс, насколько мне известно, были семейные проблемы… В 29 лет игрок соскучился по футболу. Когда он прилетел к нам на сборы в Турцию, и мы там с ним первый раз встретились, Савин мне сказал: "Анатолич, я хочу вернуться в большой футбол, выйти на свой прежний уровень".

Ответил: "Женя, я со своей стороны сделаю всё возможное, чтобы ты стал тем самым Савиным, которого я знаю. Когда ты играл в Самаре, я сам себе сказал: о-о, это игрок для нашей национальной сборной. А потом ты пропал. Надо возвращаться на свой уровень". И то, как он пашет на тренировках, на каком режиме сидит – при таком отношении к делу он в Премьер-Лиге ещё обязательно поиграет.

— На базе живёт!
— Он мне так в Турции и сказал: "Анатолич, мне не нужна квартира, я буду жить на базе. У команды есть база?" Тогда её не было, но летом открыли – и вот он там живёт. Молодец, полностью сосредоточен на деле.

— Как и вы. Александр Филимонов рассказал, что уже трижды побывал в Ясной Поляне.
— А мне ещё не довелось. Ничего, наверстаем опущенное. Вот сегодня первый раз побывал в оружейном музее.

— А сами где здесь живёте?
— Клуб снимает тренерскому штабу квартиры.

— Семья приезжает на игры?
— Нет. У меня же маленький сын Тимофей, ему чуть больше годика. Жена занимается его воспитанием.

— Когда ехали в Тулу, не боялись, что уровень низших дивизионов может вас засосать? Как у Чехова, где молодой врач из столицы едет работать в глубинку, а там становится таким, как все, спивается и деградирует?
— Нет, таких опасений не было. Были, правда, мысли, что во второй лиге проработаю минимум два года. Хорошо, что они не оправдались. Хоть я и ставил себе задачу пройти второй дивизион за один сезон, и игроков так же настраивал, но думал – первый год, команда новая, практически с нуля созданная. Плюс во второй лиге есть подводные течения… Но получилось сразу, с первого года.

Сейчас всё то же самое. Такой задачи – за год обязательно пройти этот уровень – нет, но стремиться это сделать – обязательно. А получится или нет – другой вопрос.

"СЧИТАЮ "СПАРТАК" РЕАЛЬНЫМ ПРЕТЕНДЕНТОМ НА ЗОЛОТО"

— Сами в Москву часто выбираетесь?

— После каждой игры даю ребятам выходной, несмотря на плотный график матчей. Они заслуживают дня на восстановление. А сам еду проведать семью и заодно заезжаю на матчи "Спартака-2". Всегда хочу смотреть на нашу перспективную молодёжь.

— Вы же никогда не скрывали, что однажды хотите возглавить "Спартак". Валерий Карпин относится к этому без ревности?
— О чём вы говорите! Да, сто раз уже говорил и сто первый повторю: когда-нибудь стать главным тренером московского "Спартака" — это моя мечта. Но не получится – ничего страшного. Значит, не заслужил. А то, что эта мечта как-то скажется на наших с Карпиным взаимоотношениях, это исключено. Сколько игр дублирующего состава мы в прошлом году вместе посмотрели! Он знает, что "Спартак" мне интересен во всех проявлениях.

То, что мечта возглавить "Спартак" как-то скажется на наших с Карпиным взаимоотношениях, исключено…
 

 

 

— Помню, вы в своё время сильно удивились, когда он стал тренером.
— Да. Сколько раз я с Валеркой разговаривал – так он вообще возвращаться в Россию не планировал! Не говоря уже о том, чтобы становиться тренером. И тут как гром среди ясного неба: Валера приезжает в "Спартак" сначала на должность генерального директора, а потом и главного тренера. Думаю, не только для меня – для всех нас это неожиданностью стало.

— Карпин вас в свой штаб никогда не звал?
— Нет.

— А вы на определённом этапе могли бы туда пойти – как, например, Андрей Тихонов? Или видите себя только главным тренером?
— Я выбрал для себя профессию главного тренера – и придерживаюсь этого выбора.

— С Тихоновым часто общаетесь?
— Да. И живём рядом, и по телефону часто разговариваем.

— Согласны с тезисом, что "Спартак" должен тренировать его бывший игрок?
— Да. У нас было достаточно игроков высокого класса, которые знают историю и традиции клуба. Такая команда, как "Спартак", в состоянии находить квалифицированных тренеров из числа своих бывших футболистов.

— "Спартак" вам в новом сезоне нравится?
— Да. Первый тайм в Самаре, второй – в Екатеринбурге и практически весь матч с "Динамо" были очень сильными. Некоторые говорят, что динамовцы проиграли из-за детских ошибок в обороне – но ведь их заставили их сделать своим прессингом игроки "Спартака"!

— Как, например, Яковлев, в ситуации с первым голом вынудивший ошибиться Зобнина.
— Да, и последующие голы – то же самое. Агрессивные действия игроков "Спартака", не позволявших сопернику свободно распоряжаться мячом, приводили к таким последствиям. И по качеству мне футбол очень понравился.

Чем страдал "Спартак" в последние годы? Главное — нестабильной игрой. Очень не хотелось бы, чтобы это вновь повторилось. Надеюсь, выводы из предыдущих неудач сделаны. Понятно, что совсем спадов избежать не удастся – они и у той же "Барселоны" случаются, да и чемпион России прошлого сезона ЦСКА без них не обошёлся. Но хотелось бы, чтобы спад был коротким и появилась стабильность в таком качестве игры, как против "Динамо".

— "Спартак", по-вашему, — реальный претендент на золото-2013/14?
— Реальный, реальный. Если не будет никаких конфликтов внутри команды, перемен на тренерском посту, и если появится стабильность – с сегодняшним составом "Спартак" вполне может выиграть чемпионат. Особенно учитывая то, как нестабильно сейчас играют "Зенит" и "Анжи", а из ЦСКА ушёл Вагнер Лав.

— Но из "Спартака" вроде бы вот-вот уйдёт в "Фенербахче" Эменике. Это потеря?
— Потеря. И, на мой взгляд, на место Эменике надо будет срочно покупать форварда такого же класса. Для меня сначала уход в аренду Дзюбы стал большой неожиданностью. Даже ударом. Через Артёма, полагаю, можно строить атакующие действия "Спартака". По-моему, там есть какое-то недопонимание между Валерой Карпиным и Дзюбой. Но если при этом уйдёт ещё и Эменике – равнозначное приобретение потребуется сразу.

"ДЗЮБА ЗАСЛУЖИВАЕТ МЕСТА В СТАРТОВОМ СОСТАВЕ СБОРНОЙ"

— Дзюба в "Ростове" начал сезон так, что у всех челюсти поотваливались.

— Видно, что он хочет доказать: зря его из "Спартака" в аренду отдали. Считаю, что у Артёма очень хороший шанс стать лучшим бомбардиром чемпионата. Чего ему и желаю.

— Заслуживает ли, на ваш взгляд, Дзюба места в стартовом составе сборной в Белфасте?
— Да. Хорошо знаю Капелло – этот человек не будет ставить людей на поле за старые заслуги. То, что он сразу перестал вызывать в сборную того же Аршавина и ряд других футболистов, говорит об этом вполне красноречиво.

— То есть, по-вашему, Капелло не поставит в стартовый состав Кержакова только потому, что он Кержаков? 
— Ни в коем случае. Увидит Капелло, что Дзюба сильнее – поставит его.

— Он уже объявил, что поедет в Махачкалу специально смотреть на Дзюбу.
— Просто уверен, что Капелло его в Северной Ирландии поставит. Человек находится в сумасшедшей форме – а какой это для него стимул расти будет! Это хорошо и для сборной, и для Дзюбы.

— Самому Артёму вы бы посоветовали зимой вернуться в "Спартак"? У него есть опция в арендном договоре, что по собственному желаю он может это сделать.
— Отвечу так: не знаю их отношений с Карпиным. Если они натянутые, то Артёму стоит повременить с возвращением до лета и поиграть в "Ростове". Там он основной игрок, бомбардир, лидер, ему доверяет тренер. Так что это палка о двух концах.

"ЦСКА И "ЗЕНИТ" ДЛЯ МЕНЯ ТАБУ. И В "АНЖИ" С "ДИНАМО" НЕ ПОШЁЛ БЫ"

— У "Арсенала" даже во втором дивизионе была 15-я посещаемость среди всех профессиональных российских клубов. Это из-за вашего имени, зрелищности вашей игры? А может, просто футбольный город наподобие Самары?

— Последнее. Не думаю, что такая посещаемость как-то связана с моим именем. Мы все прекрасно помним, как "Арсенал" играл в первой лиге и сколько народу здесь ходило на Андрадину и ещё 10 бразильцев. Футбольный город!

— Притом что команда никогда не играла в элитных лигах чемпионатов СССР и России.
— Парадокс. Хотелось бы попасть туда теперь. В Премьер-Лиге тульский 20-тысячник точно будет заполняться. Он же, кстати, принимал товарищеский матч сборных России и Белоруссии в 99-м году, и я приезжал тогда в Тулу. Правда, просидел весь матч в запасе.

— Цвета "Арсенала" — красный и жёлтый. А если бы был синий – пришли бы сюда?
— Хороший вопрос (смеётся). Да, этот цвет ассоциируется с конкурентами "Спартака". Но играл же я в синем в "Порту" — и ничего, болельщики красно-белых нормально к этому отнеслись.

— Кстати, если вас позовут возглавить клуб-конкурент "Спартака" — примете приглашение? Помню, в беседе для книги "Спартаковские исповеди" три года назад вы сказали, что ЦСКА и "Зенит" для вас – табу.
— Да, и то, и другое для меня исключено. А вот если бы позвали в "Локомотив", где тоже играл, рассмотрел бы такую возможность.

— "Анжи"?
– Нет. Отказал бы. И в "Динамо" не пошёл бы. Хотел бы работать в первую очередь в тех командах, где сам поиграл.

— По вашему мнению, вы как тренер уже готовы к работе в Премьер-Лиге?
— Не причисляю себя к топ-тренерам, потому что к этой категории относятся те, кто что-то серьёзное выиграл. Я только в начале пути. Но учитывая, что определённый опыт у меня уже есть, пусть и в низших лигах, — думаю, что картину и в Премьер-Лиге не испортил бы.

— Когда-то Никита Симонян стал главным тренером "Спартака" сразу же после того, как закончил карьеру игрока. Сейчас такое невозможно в принципе?
— Это сложно. А если не получится? Это может быть ударом, после которого молодому тренеру уже не подняться.

"НА ЧМ-2018 – Я ЗА КАПЕЛЛО. А ЕСЛИ НЕ ОН, ТО РОССИЯНИН"

— Лучшим тренером России прошлого сезона недавно признали Леонида Слуцкого. Как относитесь к нему? Не всегда люди, игравшие в футбол на высоком уровне, воспринимают тренеров, за плечами которых нет профессиональной карьеры.

— С огромным уважением отношусь к его работе. ЦСКА под руководством Слуцкого по праву выиграл все трофеи в прошлом году, а он сам заслуженно получил приз лучшему тренеру страны. Хотелось бы, чтобы и он сам рос дальше, и чтобы в России тренеров уровня Слуцкого становилось больше. Тогда мы будем уходить от приглашения иностранных специалистов.

— На днях разговаривал с Алексеем Парамоновым, и знаменитый ветеран сказал, что убеждён: именно Слуцкий обладает тем интеллектуальным багажом, а теперь уже и титулами, с которыми можно везти сборную России на ЧМ-2018.
— Не исключено. И я раньше, до титулов в ЦСКА, говорил о нём. В своё время Капелло спросил меня, на кого из российских тренеров я посоветовал бы ему обратить внимание. Слуцкий был одним из первых, кого я назвал.

— А у вас нет мечты повезти сборную на ЧМ-2018?
— Конечно, у меня есть амбиции, пусть я только начинающий тренер. Однако есть "но". Я поставил перед собой цель работать в клубе. Сборная – это совсем другое. Пока – не моё. Моуринью тоже говорит, что сейчас работа в клубе для него всё, но когда-нибудь он хочет поработать со сборной Португалии. Я молодой, мне всего 40 лет. Поэтому в 44 работать со сборной и везти её на чемпионат мира, по-моему, рановато.

— А кто, по-вашему, должен возглавлять национальную команду на ЧМ-2018 – россиянин или иностранец?
— Если Капелло согласится работать до этого времени – то я за него. Но других иностранных специалистов в этой роли я не вижу. Если не дон Фабио, тогда россиянин.

— Вы входите в Объединение отечественных тренеров?
— Пока нет. Просто не успел вступить. К Михаилу Гершковичу и тому делу, которым он занимается, отношусь с уважением.

— А к 5-миллионному налогу на иностранных тренеров?
— Если эти деньги идут по назначению, на детский футбол – я только за. Главное – не обманывать и не пускать эти деньги на другие цели.

— Став тренером, как теперь относитесь к своему знаменитому выступлению в "Спорт-экспрессе" против Александра Старкова в бытность капитаном "Спартака"?
— Я вообще ни о чём не жалею и ничего бы не поменял. Да, в своей жизни я совершил достаточно ошибок, которых, наверное, можно было избежать. Но эти ошибки помогли мне стать хорошим футболистом, что-то выиграть, потом стать тренером…

— Иными словами, вы считаете то интервью ошибкой?
— Нет. Я говорил о жизни в целом, а тот свой шаг ошибкой как раз не считаю.

— Со Старковым потом когда-нибудь не пересекались?
— Нет. Знаю, что он тренирует сборную Латвии.

— Слуцкий признавался, что нередко рефлексирует, задаётся после неудачных матчей вопросом: "Да кто тебе сказал, что ты тренер? Ты неправильно выбрал работу!" У вас такое бывает?
— У всех людей такое бывает, но у меня как тренера "Арсенала" просто повода пока не было. Если бы моя команда проигрывала – 0:3, 0:5, виноват в этом был бы я, и только я. И, может, говорил бы себе подобные вещи.

— Вы же первые две матча в "Арсенале", насколько знаю, проиграли. А с тех пор – ни разу.
— Да, сначала проиграли "Губкину" на Кубок, а через неделю липецкому "Металлургу" в чемпионате. Проигрывать два первых матча, конечно, неприятно. Но я был более или менее спокоен, и на пресс-конференции сказал журналистам: "Подождите 5-7 туров. После этого будем делать какие-то выводы". И журналисты, и болельщики прислушались, с пониманием отнеслись. Не было и намёка на критику, призывы отправить в отставку. И всё наладилось. Кстати, чем меня поразили тульские болельщики: я от них за столько месяцев ни одного грубого слова в адрес команды не слышал, даже когда она играла неудачно! Только поддержка.

— Вижу, что команда у вас открытая. Интервью дают у бровки совершенно спокойно.
— Я ещё учу игроков и в этом отношении, воспитываю их. За жёлтые и особенно красные карточки штрафую. Иногда мат слышу в игре, и за это тоже выговариваю – нельзя забывать, что на стадион приходят женщины и дети. На нас смотрят – и надо достойно вести себя и в гостиницах, и в столовых – везде. И ещё призываю их быть воспитанными людьми и никогда не отказывать журналистам. Два-три слова всегда можно сказать.

— Какие цели ставите себе в тренерской профессии? И верите ли, что сможете добиться того же, что в бытность игроком, а может, даже больше?
— Если бы меня в 25 лет спросили, какие цели перед собой ставлю, ответил бы: максимальные. Стать чемпионом мира и Европы, выиграть Лигу чемпионов. Реально ли это? На тот момент сказал бы, что нет.

Но прошло время, мне посчастливилось выиграть и Кубок УЕФА, и Лигу чемпионов. И я сказал себе: оказывается, ничего нереального нет. Если бы кто-то несколькими годами раньше сказал, что "Порту" выиграет Лигу чемпионов, я подумал бы, что это сумасшедший. Но – получилось.

Поэтому как тренер тоже ставлю перед собой максимальные цели. Конечно, не перемахивая через ступеньки. Первая – поработать в Премьер-Лиге. Вторая – её выиграть. Далее – еврокубки с максимальными целями. А когда-нибудь – поработать со сборной и с ней многого добиться на мировых и европейских первенствах.

Я только так живу. Мне иначе неинтересно работать. Можно здесь поставить задачу: быть в первой пятёрке ФНЛ. Но мне это неинтересно! Да, мы можем закончить чемпионат и шестыми, и седьмыми. И я сам себе скажу, что выложился по максимуму, но что-то не получилось. Проанализирую – что именно, постараюсь внести коррективы. Но стремиться буду только к первому месту!

Вначале, когда я говорил эти вещи ребятам, называл их лучшими, они переглядывались: что-то, мол, Анатолич перебирает. А потом сами в это поверили. И хочу, чтобы этой веры и спортивной злости было ещё больше!

В конце прошлого сезона они просили меня об одном – чтобы остался и никуда не ушёл. Хором сказали: "Анатолич, не уходите, оставайтесь с нами!" Как после этого я могу их бросить?

 

Источник: http://www.championat.com

Комментарии: