ОДИН КАПИТАН "СПАРТАКА" ОТСАЛЮТОВАЛ ДРУГОМУ?
МОЛЧАТЬ АЛЕНИЧЕВ НЕ МОГ
Знаменитые спектакли Юрия Любимова нередко начинались не в зале с появлением на сцене актеров, а на подходе к театру или в фойе. К примеру, зрители, пришедшие на "Десять дней, которые потрясли мир", могли услышать на улице революционные песни, а билеты накалывали на оружейные штыки контролеров, облаченных в красноармейскую форму. Когда же на Таганке давали "А зори здесь тихие", в фойе горели десятки поминальных свечей. Таким образом мы не только окунались в атмосферу театрального действа еще до того, как, образно говоря, поднимался занавес, но и ощущали себя его непосредственными участниками - почти такими же, как и люди на сцене.
Нечто похожее наблюдается и в современной спортивной журналистике. По крайней мере для истинного болельщика нынче матч начинается не со стартового свистка арбитра и даже не с горячих споров у таблицы на подступах к стадиону, а со знакомства с обстановкой в лагерях противоборствующих сторон. О ней он может судить прежде всего по высказываниям игроков или тренеров, публикуемых в течение нескольких дней, предшествующих матчу.
Впрочем, на минувшей неделе чрезвычайно важных событий в европейском и российском футболе было так много, что "СЭ" обратил свой взор на воскресное дерби в Лужниках лишь в субботу. Но при этом выделил для двух интервью первую и вторую полосы. Интервью эти оказались совершенно разными не только по размеру, но и по интонации. Если шотландский легионер "Локо" Гэрри О'Коннор откровенно и лаконично признался в том, что ни капли не жалеет о приезде в Россию, то капитан "Спартака" Дмитрий Аленичев, судя по всему, не представлял себе, какой сюрприз уготовлен ему на родине, куда он вернулся на коне после незабываемых побед в составе "Порту" в Кубке УЕФА и Лиге чемпионов.
В двух словах пересказать этот материал, имевший, по общему мнению, эффект разорвавшейся бомбы, невозможно. Но и не упомянуть о нем в отчете о матче - значит уподобиться страусу, зарывшему голову в песок. Так вот: если подходить к случившемуся формально, то игрок не имеет права публично критиковать тренера. Все-таки это удар - пусть и не прямой, а косвенный - по имиджу клуба. Но в том-то и дело, что Аленичев, наоборот, уверен: только так он может спасти популярнейшую команду от вялотекущего процесса сползания с верхних этажей отечественного футбола.
Я знаком с Аленичевым с тех пор, как в мае 1991-го Валерий Филатов, тренировавший тогда "Локо", пригласил молодого полузащитника из Великих Лук в свою команду. И тогда, и потом в "Спартаке", и в сборной хавбек был всегда едва ли не самым уравновешенным и сдержанным игроком. "Да из этого парня и слова не вытянешь", - сетовали репортеры. Правда, после зарубежной командировки Дмитрий стал более словоохотливым, но держался так же скромно, как и прежде, - во всяком случае, никогда не тянул одеяло на себя. Потому вправе сделать вывод: это было не просто интервью, а крик души человека, переживающего не столько за себя, сколько за команду. Ведь Аленичев прекрасно понимал: подобная публикация может не только резко поменять его судьбу, но и ощутимо ударить по семейному бюджету. И все-таки решил обнародовать "свою правду".
Болельщики решили поддержать своего любимца: фанатская трибуна красно-белых дружно скандировала "Дмитрий Аленичев!", а кроме того, вывесила несколько баннеров, которые наглядно свидетельствовали: почитатели "Спартака" верят капитану команды.
НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ С ПАВЛЮЧЕНКО
Вот только сам он в связи с высокой температурой в заявке на игру отсутствовал. В отличие от защитника Штранцля, пропустившего из-за травмы матч с ЦСКА. Вернулся в стартовый состав красно-белых и Павлюченко, составив на передней линии компанию Пьяновичу.
В "Локомотиве" же среди 18 фамилий не значился Сычев: после серьезнейшей операции врачи не рекомендуют форварду играть на синтетике. Зато по сравнению с ма тчем недельной давности с нальчикским "Спартаком" место в воротах заняли Поляков, в обороне - Спахич, а в средней линии - Билялетдинов и Самедов.
Именно Билялетдинов в дебюте матча, который лучше разыграли железнодорожники, хитро доставил мяч с левого фланга в штрафную, куда устремились трое его партнеров. Но никто из них к мячу не поспел. На 5-й минуте Титов в единоборстве с Пашининым заработал угловой, который, правда, дивидендов "Спартаку" не принес. А спустя две минуты право на угловой получил "Локо": произошло это после того, как Штранцль неловко головой скинул мяч назад, и если бы Йиранек не выбил его из-под ног О'Коннора за лицевую линию, нападающий шотландской сборной наверняка оказался бы с глазу на глаз с Ковалевски.
Миновали считаные секунды, и мяч заметался в штрафной "Спартака". И в этой суматохе Павлюченко, пришедший на помощь защитникам, пытаясь выбить мяч куда-нибудь подальше от ворот, примерно с 11-метровой отметки послал его под перекладину. Понятно, что Ковалевски не был готов к столь трагикомическому повороту событий и не сумел среагировать на удар одноклубника. Ничего не поделаешь - несчастный случай. А от него в футболе никто не застрахован.
МЕСТЬ БЫСТРОВА
Спартаковцы ответили стремительной контратакой, которую чуть было не завершил Быстров. Помешал ему это сделать Пашинин, который, как указывали судье игроки красно-белых, придержал бьющего за футболку. Захаров же расценил то, что Быстров рухнул на искусственную травку, как проявление симуляции и показал желтую карточку. Смею предположить, что на сей раз репутация игрока-ныряльщика сработала против экс-зенитовца.
Пострадавший, похоже, затаил обиду и на арбитра, и на соперников. И отомстил последним на 24-й минуте, заставив арбитра после удара из пределов штрафной в дальний угол показать на центр.
А еще через девять минут ситуация, приведшая к голу в ворота "Спартака", едва не повторилась у ворот "Локо". С той только разницей, что Кингстон после удара Моцарта со штрафного головой срезал мяч не в сетку, а в штангу. Наконец, под занавес тайма Самедов едва не огорчил свою бывшую команду, мощно выстрелив по воротам в самый угол, - Ковалевски ногой отразил угрозу.
ТИТОВ СТАНОВИТСЯ ЗЛЫМ ГЕНИЕМ "ЛОКО"
Не берусь судить, каким был бы дальнейший сюжет матча и чем бы он завершился, если бы в течение 53-й минуты польский голкипер дважды не сотворил чудес, на которые способен только мастеровитый и бесстрашный голкипер. Ведь и О'Коннор, и Траоре "расстреливали" Ковалевски в упор, находясь в метре. Но вратарь парировал и тот, и другой удар.
"Спартак" ответил двойной заменой. И надо отметить, что Калиниченко с Павленко заметно обострили игру красно-белых. Неудивительно, что украинский легионер оказался причастным ко второму и, как выяснилось, победному голу команды. Именно Калиниченко, получив мяч от Родригеса, моментально вернул его аргентинцу, который, в свою очередь, выложил мяч с левого фланга под удар Титову. Спартаковская "девятка", ставшая со временем палочкой-выручалочкой команды, не оставила Полякову шансов на спасение.
Накал борьбы возрос до предела. "Локо" во что бы то ни стало пытался отыграться, а "Спартак", не отсиживаясь в обороне, стремился увеличить отрыв. И Бояринцев был близок к тому, чтобы забить третий гол. Но Поляков, птицей взмыв в воздух, достал мяч в ближнем верхнем углу. Тем не менее "Спартак" после многолетнего перерыва взял верх над земляками.
А уже в среду соперники снова сойдутся на поле - их ждет в Черкизове ответный четвертьфинальный поединок Кубка России. Уверен, что к этому дню нам станет известна реакция руководства "Спартака" на сенсационное интервью Аленичева "СЭ". Титов же отреагировал на откровения партнера по ходу матча: после своего гола он подбежал к трибуне, заполненной болельщиками "Спартака", и на несколько секунд сорвал с рукава капитанскую повязку. Тем самым он, на мой взгляд, недвусмысленно дал понять, что в любую минуту готов передать ее Аленичеву.
Комментарии: