Вратарь «Ростова» стипе Плетикоса: Я немного пожалел «Спартак»...
Футбол
Экс-вратарь «Спартака», а ныне ростовчанин Стипе Плетикоса объяснил, почему пожалел свою бывшую команду, и заверил, что красно-белое авто, на котором он ездит по Ростову, – просто совпадение.
На следующий день после победы над «Спартаком» главный тренер «Ростова» Миодраг Божович отменил тренировку. У Стипе своя тренировка. У поля, где занимается ближайший резерв ростовчан, Плетикоса появляется с сыном Франко.
– Дети артистов растут в гримерках. А Франко, как понимаю, на футбольном поле? – приветствую отца и сына.
– Не-ет! – на балканский распев протестует Стипе. – На базу я его привожу редко. Просто погода шепчет: «Гуляй, дыши».
…Московский апрель сер и сугробист. В Ростове – теплынь. Франко присаживается на зеленую травку, пытается поймать жучка.
– У младшего Плетикосы есть вратарский инстинкт, как у папы?
– Мы с ним мало в футбол играем, – Стипе поднимает непоседливого сына с земли, сажает на колени, кормит яблоком. – Франко только начинает разбираться, зачем дяди мяч пинают, почему папа в воротах играет. Как любой трехлетний ребенок, он больше интересуется мультиками и машинками.
– Сына в футбол отдадите? Или, может, в музыкальную школу?
– Ну, футбол мне ближе, конечно, – улыбается Стипе. – Но насильно гнать Франко на поле с мячом не собираюсь. Сам определится. Главное – объяснить сыну, что хорошо и что плохо. Он, например, уже знает, как надо молиться.
«КАРПИН СДЕЛАЛ ВЫБОР…»
Ребенка в семье Плетикосы ждали долго. Счастье пришло, когда было особенно трудно. Стипе не просто выпал из спартаковской обоймы, но и получил разрыв крестообразных связок колена.
– Это был самый тяжелый и несправедливый период в карьере, – морщится Плетикоса, будто от боли. – Я здорово играл в «Спартаке». Это ценили болельщики и скауты зарубежных клубов. Да, в то время я был очень популярен в Европе… После тяжелой травмы я не задавался вопросом, почему это все происходит. Пообещал себе, что стану еще сильнее, когда вернусь.
Перелом в карьере Плетикосы совпал с назначением Валерия Карпина главным тренером «Спартака». Валерий посчитал, что вратарь-иностранец при лимите на легионеров – роскошь.
– Как поняли, что на вас больше не рассчитывают? Карпин прямо сказал: «Стипе, ты лучше, но стоять будет Джанаев?».
– Не хочу ворошить прошлое и переходить на личности. Скажу лишь, почему мне тогда было особенно неприятно.
– Почему?
– После перехода из «Шахтера» в «Спартак» сказал себе: «Что бы ни случилось, на всех тренировках работай на пределе и никогда не опускайся до халтуры». Вся команда видела, как я тружусь, невзирая на обстоятельства и несправедливость. Да я и сам понимал, что могу приносить пользу команде. Но Карпин сделал другой выбор. Возможно, именно поэтому «Спартак» и не стал тогда чемпионом.
– Теперь в «Спартаке» в схожей ситуации оказался Андрей Дикань.
– Лимит на легионеров – это неуважение ко всем игрокам. Особенно к русским. В любой команде должны играть лучшие футболисты, а не паспорта. Где польза от лимита? Много сильных молодых игроков появилось? Сильный футболист может вырасти только в честной конкуренции.
– Но есть ведь и другие примеры. Разве молодой россиянин Яковлев хуже молодого ганца Уориса? Вот кто вам больше хлопот доставил в матче?
– Яковлев.
– Так зачем нужен Уорис, если в «молодежке» «Спартака» есть, например, еще Каюмов?
– Не могу обсуждать персоналии. Говорю вам снова: Карпину виднее. Лучше приведу пример «Ростова» и «Динамо».
– Давайте.
– «Ростов» купил Кангу за гроши, но это очень сильный игрок. Россиянина за такие деньги не найти. А если российский игрок появляется, как Соловьев в «Динамо», его сразу переманивает богатый «Зенит». Вот и весь бизнес.
«ШМОТКИ Я ЛЮБЛЮ»
– Вам было жалко «Спартак» в субботу?
– Не скажу, что огорчился. Немного пожалел команду, фанатов, которые приехали в Ростов.
– «Спартак» ваших времен был сильнее?
– Если б я играл за «Спартак» сейчас, мог бы сравнить... А вообще болельщики все видят и понимают не хуже профи.
– Почему вы продолжаете болеть за «Спартак»?
– Часть сердца навсегда осталась красно-белой. Я ценю фанатов, игроков, администраторов, врачей. Всех, с кем работал. Друзей в «Спартаке» не осталось, связь ни с кем не поддерживаю. У меня есть свой, годами сложившийся круг общения. Зато я всегда чувствую поддержку красно-белых болельщиков.
Кстати, о цветах. По Ростову Плетикоса ездит на крохотном «Мини». Причем красно-белого цвета!
– Какую машину продавали – такую и взял, – объясняет совпадение хорват. – Считаете, маленькая? Да в самый раз! От базы до дома мне семь минут ехать. Взял компактное авто. Дорогие автомобили – глупая инвестиция. Сегодня я купил авто за 200 тысяч евро, а завтра она уже на четверть дешевле. Лучше буду вкладывать деньги в дом, где живу… А дом мой в Хорватии. Не могу жить без моря. Люблю сидеть на берегу, слушая волны.
– А музыка, кино?
– Фильмы люблю больше. Из последних картин понравилась «Операция Арго» с Беном Эффлеком. Еще нравится читать произведения Мартина О’Брайена.
– А Пушкин, Достоевский? Вот ваш земляк Томислав Дуймович осилил «Преступление и наказание»!
– Знаю, что произведения русских авторов очень интересны. Но это такие толстенные книги! – Плетикоса широко разводит руки.
– К одежде относитесь спокойно, как и к авто?
– А вот шмотки я люблю. Даже сыну говорю, что стиль очень важен. Сейчас можно найти одежду хороших дизайнеров по вполне разумным ценам.
– В матче против «Спартака» вы вышли в оранжевом свитере...
– Понравился он мне. Не прогадал – отстоял «на ноль». Главное, что под игровой формой у меня всегда футболка с изображением Божьей Матери.
«ЖАЛЬ, ЧТО У БИЛИЧА НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ»
Плетикоса рассчитывает надолго задержаться в Ростове. Недавно продлил контракт с клубом. Здесь его все устраивает: стабильное место в основе, вызовы в сборную Хорватии.
– Конечно, вижу, какая ситуация в «Локомотиве». Мне жаль, что у Билича не получается в «Локомотиве». В последнее время мы со Славеном редко общаемся. Он в Москве, я в Ростове.
– После матча со «Спартаком» вы подвозили до дома Данко Лазовича…
– Мы дружим. Надеюсь, клуб выкупит его трансфер у «Зенита».
– Разве между хорватами и сербами нет антагонизма?
– Есть, есть! Ведь государства еще совсем недавно воевали. Но время рассудит. Если б весь мир научился прощать, стало бы намного легче жить, – философски заключает Плетикоса. И вместе с сыном Франко машет на прощание.
Комментарии: