ЧТО В "СПАРТАКЕ"?
По имеющимся сведениям, на следующей неделе болельщиков красно-белых ждет приятное событие - подписание с Владимиром Быстровым нового контракта до конца 2011 года. И клуб, и полузащитник в желании продолжать сотрудничество определились твердо. Согласованы и условия: по разным данным, зарплата Быстрова составит от 1 000 000 долларов до 1 200 000 евро в год. Осталось только поставить подписи, что может произойти еще до отъезда "Спартака" в Глазго. А может и после: исход противостояния с "Селтиком" значения для судьбы нового контракта, полагаю, не имеет. Игрок сборной России Быстров, молодой и достаточно стабильный, останется в команде. Из которой он никуда уходить не хочет и в переговорах элементов шантажа не использовал.
Событие это могло произойти еще три недели назад, но тогда, насколько мне известно, Быстрова не устроило распределение подписного бонуса (кстати, входящего в годовой доход футболиста) в равных долях на четыре года: хавбек хотел получить его сразу. Сейчас все согласовано, причем, по некоторым данным, в урегулировании вопроса принял участие Станислав Черчесов. Чей авторитет в "Спартаке" таков, что клуб не может положить игроку ту или иную зарплату, не заручившись согласием главного тренера.
И вот это, на мой взгляд, знаковый для девятикратных чемпионов России момент. На протяжении многих лет после ухода Олега Романцева ни один специалист в "Спартаке" не имел подобных полномочий, барахтаясь в сформулированной Леонидом Федуном 10-процентной нише, которую владелец клуба отводил роли тренера в успехе команды. Между тем в Англии, скажем, главный тренер официально именуется не тренером, а менеджером, поскольку принимает непосредственное участие и в трансферной политике, и в определении окладов игроков, и в наложении на них штрафных санкций. Таков статус и Алекса Фергюсона в "МЮ", и Жозе Моуринью в "Челси", и Арсена Венгера в "Арсенале".
В "Спартаке" не один год все было иначе: началось это задолго до Федуна. Максим Калиниченко как-то рассказывал мне, что в свое время не раз дискутировал с Андреем Червиченко на тему огромной "вилки" в заработках игроков, чей класс не так уж и разнился. В результате страдали атмосфера в команде и, соответственно, результаты. Определял тогда суммы зарплат именно клуб - хотя кому, если не тренеру, каждодневно работающему с игроками, знать, кто чего стоит?
Черчесову, конечно, потребуется еще немало времени, чтобы привести зарплаты в полное соответствие вкладу игроков в общее дело. Но поперек нынешней клубной политики он наверняка не пойдет. А заключается она в том, чтобы пресловутая "вилка" зарплат была минимальной. В "Спартаке" при сегодняшнем руководстве не будет окладов в два и более миллиона евро в год, как, допустим, у Андрея Аршавина в "Зените". Даже полтора миллиона евро у красно-белых никто не зарабатывает. По этой причине они выключились из гонки за Одемвингие и взяли на вчетверо (!) меньшую зарплату Веллитона, о чем, уверен, не жалеют. Потому что и здоровую обстановку в коллективе таким образом удалось сберечь. Тут, впрочем, надо говорить и о том, что спонсируемый частным бизнесом "Спартак" попросту не обладает такими возможностями, как "дети" государственных монополии - "Локо" и "Зенит".
Заблаговременно договорившись с Быстровым (а прежний контракт у него заканчивался только в середине 2009 года), "Спартак" показал, что извлек урок из истории с Дмитрием Торбинским, чья дальнейшая судьба до сих пор не ясна. Дело не в том, непомерные условия выдвигает полузащитник родному клубу или нет. Дело в том, что нельзя ждать, пока до окончания действующего контракта останется год, и только тогда начинать серьезные переговоры. Потому что в таком цейтноте инициатива принадлежит уже не клубу, а игроку. Хотя тут надо заметить: зная о нежелании Торбинского подписывать новый контракт, "Спартак" не стал использовать известную схему и сажать его на лавку. Так в свое время поступили в "Москве" с Рязанцевым, да и история с Сав иным в "Амкаре" перед несостоявшимся переходом в ЦСКА выглядела похоже. После финала Кубка Первого канала, когда Торбинский заработал глупое удаление, "Спартаку" на такие же действия были все карты в руки, но футболист продолжил выходить в составе и воспользовался шансом закрепиться в нем. Это, пожалуй, делает клубу честь.
Тем не менее история с Торбинским неприятна для "Спартака" как с игровой, так и с имиджевой точки зрения. Возможный бесплатный уход в "Локо" воспитанника своей школы, игрока сборной, пусть проводящего на приличном уровне лишь первый сезон, будет очевидной недоработкой клуба. Хотя и соглашаться на любые требования игрока спартаковцы не могут. И в силу своей политики, и из-за неуверенности, что, допустим, игра Торбинского в июле - переход на новый качественный уровень, а не сиюминутный всплеск. Ведь и с "Селтиком", и против сборной Польши Торбинский сыграл уже куда хуже.
Черчесову в контакте с клубом предстоит еще многое в этой области привести в порядок. Лично у меня, например, вызывает недоумение информация, что в число далеко не самых высокооплачиваемых игроков стартового состава входят Егор Титов и Роман Павлюченко. К примеру, по моим данным, зарплата капитана, отдавшего клубу всю свою футбольную жизнь, составляет 800 тысяч долларов, или 600 тысяч евро в год. У стабильно лучшего снайпера Павлюченко - и того меньше, хотя для него, насколько мне известно, предусмотрены весомые бонусы за голы. Но даже с учетом того, что действующие контракты у обоих заканчиваются еще не скоро, руководству "Спартака", полагаю, было бы логично учесть их пользу для клуба и подписать новые соглашения. На здоровую атмосферу такое тоже не может не сработать. Поскольку не кажется правильным, что у Павлюченко зарплата теперь будет заметно меньше быстровской, а у Титова - допустим, чем у Йиранека. Кстати, ни Титов, ни Павлюченко не ходят к руководству клянчить повышения окладов, думают в первую очередь об игре - и хотя бы оттого заслуживают поощрения.
Павлюченко, кстати, полтора года назад уже переподписал контракт и стал зарабатывать втрое больше, чем прежде. Но с тех пор "Зенит" с "Локо" взорвали рынок зарплат, и тому же "Спартаку" придется это учитывать. Можно сколько угодно ссылаться на то, что, допустим, "МЮ" положил первый контракт Неманье Видичу всего в 2 миллиона евро "грязными" (что "чистыми" составляет 1,3 миллиона) - но если стремиться быть на вершине, игнорировать реальности российского футбола невозможно.
Комментарии: