Карпин: Эмери нужно дать время!

Чемпионат.com 1204 0 Автор: \"Чемпионат.com\" - 16 октября 2012

Подробный разговор с гендиректором и бывшим главным тренером красно-белых назрел. Первые месяцы работы его сменщика в тренерском кресле Унаи Эмери позади, и вопросов пока намного больше, чем ответов. Особенно после двух последних матчей – безвольных по содержанию, хоть и минимальных по счёту поражений от "Селтика" в Лиге чемпионов и ЦСКА в чемпионате России.

Понятно, что Карпин не мог быть до конца откровенен: должность не позволяет. Но все ключевые вопросы в редакционной беседе, которую вели Александр Шмурнов и Игорь Рабинер, Карпин услышал. На какие-то из них последовали прямые ответы, другие придётся читать между строк. Соглашаясь на это интервью, Карпин понимал, что временами ему придётся нелегко, но заметим отдельно: не было ни единого вопроса, который бы он до начала записи попросил не задавать.

ФЕДУН И ЭМЕРИ ПОСЛЕ ДЕРБИ ЕЩЁ НЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ

— Настроение вокруг "Спартака" нынче, скажем так, весьма бурлящее.
— Оно всегда такое. Было, есть и будет.

— Один из нас встречался с вами неделю назад в программе "90 минут плюс", там прозвучали очень серьёзные слова. Ваша тогдашняя оценка работы Унаи Эмери в силе или появились новые ощущения?
— Глобально ничего не произошло. Не знаю, откуда некоторые журналисты взяли то, что Леонид Арнольдович (Федун. — Прим. "Чемпионат.com") вызвал главного тренера на ковёр. Мы и так встречаемся примерно раз в две недели втроём. Так что ничего сверхъестественного: никто никого никуда не вызывал. Но ведь кому-то интересно раздуть ажиотаж! Команда работала в спокойном режиме. Многие разъехались по сборным, было три выходных, сегодня приступили к тренировкам.

— А можете рассказать о содержании последней встречи "треугольника" Федун – Карпин – Эмери? О чём говорили после дерби?
— Самое интересное, что такой встречи вообще ещё не было!

— То есть ситуация, когда три футболиста – Инсаурральде, де Зеув и Эменике, – уходя с поля, не поприветствовали главного тренера, пока не получила никакого продолжения?
— Чтобы она получила продолжение, как минимум тренер должен довести до сведения клуба, что произошёл инцидент.

— Эмери этого не сделал?
— Нет. Но это и нормально, если тренер не видит в таком поведении ничего из ряда вон выходящего. Как человек, который каждый день общается с футболистами, он сам, возможно, ситуацию выправил, "разрулил" — и не увидел смысла акцентировать на этом внимание клуба. Ну, не поприветствовали – и что? Я, когда играл, тоже в заведённом состоянии мог пройти мимо кого-то, и из этого не стоило делать никаких далеко идущих выводов.

— Но когда сразу трое – это наводит на определённые размышления.
— А может быть, это тренер кого-то не поприветствовал, а не они – тренера? Насколько я видел, он стоял на бровке и давал указания, а они шли вообще с другой стороны.

— И всё-таки кажется ли случившееся нормальным лично Валерию Карпину?
— Если тренер ситуацию контролирует и считает это нормальным – то да. Возьмём ситуацию с Денисовым: судя по информации из прессы (хотя, не зная ситуацию изнутри, судить о чём-то сложно), он якобы пришёл к Спаллетти и сказал, что не будет играть. Тренер мог бы сказать: хорошо, Игорь, сегодня не играешь — и сам разрешил бы ситуацию, не доводя до сведения клуба. Тогда Денисов не провёл бы матч в Самаре, остался бы, допустим, в запасе. И все расценили бы это как решение тренера, не более того. Но Спаллетти рассудил иначе. Значит, он эту ситуацию нормальной не посчитал.

— Некоторые спартаковские болельщики, жаждущие отомстить "Зениту" ещё за переход Быстрова, пожелали, чтобы в сложившейся ситуации "Спартак" поохотился на Денисова. Это возможно?
— Теоретически возможно всё. Если мы говорим о Денисове как о российском футболисте, лучшем игроке прошлого года, то он однозначно "Спартаку" бы не помешал. А обращаться или нет – другой вопрос.

— После давнего столкновения с ним вы пересекались?
— Потом были ещё игры, без инцидентов. Но пересечений не было. Мы же не друзья, чтобы общаться за кружкой пива. 

 

МЕНЯ НЕ СНЯЛИ ДАЖЕ НА ПОСЛЕДНЕМ МЕСТЕ

— Мнение Карпина для многих болельщиков является камертоном того, что происходит в "Спартаке". Мол, если он избегает резких оценок – значит всё нормально. Но ведь не всё нормально! А понять нынешнюю реакцию Карпина – доволен он или нет — из ваших слов, простите, трудно.
— Что значит – доволен? Тем, что мы проиграли "Селтику" и ЦСКА? Нет, естественно, недоволен. Как и любой человек, работающий в клубе и симпатизирующий ему. Но давайте поставим вопрос по-другому: взорвалась ли какая-то сверхбомба? Тоже нет. В прошлом году мы тоже ЦСКА проигрывали. В чём проблема, не понимаю.

— В частности, во фразе Федуна, сказавшего после дерби, что надо спрашивать у Эмери, почему команда так играет и он делает такие замены. Многие расценили её как первый звонок для испанца.
— Поднимите прессу за прошлый сезон – что говорил Леонид Арнольдович, когда мы проигрывали. Как сейчас помню, была фраза: "Надо Карпину задать этот вопрос". Ну и? Что после этого случилось? Только то, что при нашей очередной встрече мне задали вопрос, и мы всё обсудили. После чего я продолжил тренировать и доработал сезон до конца.

— Но за последнюю неделю имели место и очень жёсткие высказывания Андрея Тихонова, в которых шла речь ни много ни мало об отставке Эмери.
— Это вопрос не ко мне. У нас все что-то говорят – кто-то за, кто-то против. В футболе каждый разбирается и все всё знают. Не будешь же каждому рот затыкать!

— Но до "Селтика" словосочетание "отставка Эмери" не употреблялось в принципе. За последнюю же неделю об этом заговорили не только фирменно нетерпеливые болельщики "Спартака", но и его бывшие игроки. Возможно ли, что в случае поражений в Махачкале и от "Бенфики" главный оргвывод будет сделан?
— В прошлом и позапрошлом годах об отставке говорили практически после каждого поражения. Это удел любого тренера. Про Слуцкого говорят постоянно, к примеру. Даже когда человек на первом месте – то игра не устраивает, то ещё что-то. Так что Эмери здесь не исключение.

Проиграем два следующих матча? Смотря как. Но если вы думаете, что у кого-то есть мысли снимать Унаи, если, не дай бог, не выиграем у "Анжи" или "Бенфики", то такого и близко нет.

— Где же тогда предел, за которым они появятся?
— В 2011-м мы после пятого тура вообще шли на последнем месте. Никто никого не снял. Почему сейчас надо принимать – или даже думать об этом – какие-то радикальные решения? На эмоциях после игры с тем же ЦСКА этого делать никто не будет.

НАШЕГО СОСТАВА ДОСТАТОЧНО ДЛЯ БОРЬБЫ ЗА ЗОЛОТО

— Что сделал и чего не сделал Эмери за три месяца?
— В Лигу чемпионов попали. Да, хотелось бы лучшего результата в чемпионате России. Но при этом ничего страшного не произошло. Нужно дать человеку время. Так же, как его давали мне. Проблемы нет, и нагнетать ажиотаж ни к чему.

— Один из главных упрёков, звучащих сегодня в адрес Эмери, – что испанец не вполне управляет коллективом.
— А кто сказал, что он им не управляет?

— Сразу после матча с ЦСКА – практически все ветераны. Да и вы обмолвились, что команда играет без эмоций.
— Постойте, разве фраза "играть без эмоций" означает то, что тренер не управляет коллективом? Весной в финальной восьмёрке мы проиграли ЦСКА оба матча, и если второй – не по делу, то первый – так же, без эмоций. И об этом было сказано открытым текстом.

— Да, тогда при 1:2 легко могли получить ещё пару-тройку.
— Как раз после той игры у меня и сформировалось, а позже осуществилось желание уйти с поста главного тренера.

— Спартаковские игроки сегодня нуждаются в том, чтобы их разбудили. Кто это сделает?
— Унаи Эмери. И он это будет делать на протяжении тех двух лет, на которые с ним подписан контракт.

— А способен?
— Считаю, что способен. На данный момент. Если проиграем пять игр, условно говоря, по 0:8, то хочешь не хочешь, что-то надо будет предпринимать. Фактор результата присутствует всегда. Перед тренером этот вопрос встаёт каждую неделю.

— Сколько времени, на ваш взгляд, тренер должен иметь для спокойной работы и постановки игры?
— Без понятия. Многое зависит от команды – есть ли "материал", нет ли… Приходит человек – ему ставят задачу. И всегда это бывает по-разному.

— Насколько Эмери определяет линию поведения "Спартака" в селекционной работе? Кто приобретён по его просьбе, кто – помимо неё?
— Селекционная политика, во всяком случае в "Спартаке", ведётся так. Вначале определяются позиции, которые нужно укрепить. Они были озвучены и руководством, и Унаи – опорная зона и центр обороны. На первую приобретены Челльстрём и Ромулу, на вторую – Инсаурральде. В последний момент у тренера возникло ощущение, что нужен ещё один атакующий игрок, после чего был взят в аренду Хурадо.

— До какой степени Эмери удовлетворён этими приобретениями? Желал ли он чего-то большего?
— Любой тренер желал бы Месси и Криштиану Роналду.

— А если серьёзно?
— Каждому тренеру нужно как можно больше сильных игроков. Тем не менее сейчас в "Спартак" приехали футболисты, которые согласованы с главным тренером и удовлетворяют его.

— На каждую позицию у вас бывает список кандидатов. Под какими номерами в нём шли те, кого вы купили?
— Ромулу шёл под первым номером. Что касается центрального защитника, то тут скрывать нечего: первым был Астори, который не захотел ехать в Россию.

— Под какие задачи в чемпионате России и Лиге чемпионов, по-вашему, сейчас укомплектован "Спартак"? По данным сайта transfermarkt.de, совокупная рыночная стоимость ваших игроков – четвёртая в России после "Зенита", "Анжи" и ЦСКА.
— Полагаю, нашего состава достаточно, чтобы бороться за первое место в чемпионате России и пытаться выйти из группы в Лиге чемпионов.

— Так значит, всё хорошо?
— Не всё хорошо – из-за результатов. У нас ноль очков в Лиге чемпионов, мы на семь очков отстаём от лидера, "Анжи", в чемпионате России. Не буду обманывать всех и говорить, что у нас всё великолепно. Хотелось бы лучше.

— В чём видите корни спада? В августе у "Спартака" был сумасшедший прессинг, а теперь команда играет стоя...
— У меня к вам вопрос. Вы спрашиваете, к примеру, у гендиректора ЦСКА Романа Бабаева или его коллеги из "Зенита" Максима Митрофанова, в чём они видят корни неудачной игры? Я – генеральный директор.

— Но вы и бывший главный тренер. К тому же Бабаев и Митрофанов не играли в футбол на высшем уровне.
— И что? Вот ветераны могут говорить. Если бы меня не было в "Спартаке", наверное, можно было бы высказать свою точку зрения.

— То есть вы считаете, что работникам клуба нужно провести чёткий водораздел и оставить комментарии, касающиеся тренерской епархии, только самому Эмери?
— Да. Когда я тренировал, меня спрашивали, почему команда играет или нет, и я отвечал. Сегодня же могу говорить на темы клуба, а не игры.

— Но ни одного интервью Эмери, за исключением дежурных пресс-конференций, в российских СМИ пока не было. Почему, кстати?
— Вопрос не ко мне.

— А к кому? К Эмери?
— Естественно. Меня зовут на "90 минут плюс", я решаю – хочу или нет, могу или нет. Так же и здесь. Издание обращается к пресс-атташе, тот доводит до сведения тренера, тренер принимает решение. Вы считаете, что кто-то ему запретил общаться?

— Вот и хотелось бы это узнать.
— Никто никому ничего не запрещает.

— Тренер должен говорить?
— Да.

— Он будет говорить?
— Вы хотите, чтобы его заставили?.. Трудно представить себе человека, который лучше, чем Эмери, знает, как и для чего общаться с прессой. Если сейчас он почему-то этого не делает, то это вопрос не к генеральному директору. Советовать могу, заставлять – нет.

— А ещё нам кажется, что Эмери должен был всю неделю после дерби разговаривать с игроками, выяснять, что у них творится на душе и почему они играют без огня в глазах.
— Знаю, что на этой неделе он общался с некоторыми футболистами. Но опять же – это вопрос к тренеру. Говорить за него, с кем он разговаривал, а с кем нет, не могу. 
 

ТО, ЧТО ЭМЕРИ НЕ РАБОТАЛ ЗА ГРАНИЦЕЙ, ВЫЗЫВАЛО ОПАСЕНИЯ

— Тогда вопрос как к гендиректору. Можете пролить свет на процедуру назначения Эмери? Была ли это ваша креатура – или Федуна, который, насколько известно, проводил с ним долгое личное собеседование до принятия решения?
— Говорить о том, что генеральный директор взял и назначил тренера, нельзя – такого не бывает ни в одном клубе. Ни в российском, ни в зарубежном. Представление, будто гендиректор приходит и говорит: у меня будет такой-то тренер, я стану платить ему такую-то зарплату, потому что мне так хочется, – это бред. Естественно, всё это обсуждается. Примерно так же, как с футболистами. Составляется список тренеров, которые интересны тому или иному клубу. После этого начинается проработка: этот хочет, этот лишь за столько-то, этот вообще не хочет…

— Но каков критерий? Какой тренер нужен "Спартаку"?
— Унаи Эмери.

— Почему?
— Потому что человек добился серьёзного результата. Да, занимать три сезона кряду третье место в Испании – это не взять трофей, но поди попробуй обойти "Реал" и "Барселону". Человек добивался постоянного результата на протяжении трёх лет с командой, которая регулярно продавала своих ведущих футболистов. И Вилью продали, и Сильву, и Мату – а команда всё равно давала хороший результат, играла в Лиге чемпионов.

— Насколько вызывал опасения тот фактор, что Эмери никогда не работал за границей?
— Какие-то опасения, естественно, вызывал.

— И насколько это сейчас сказывается?
— Вы хотите судить прямо сейчас? Не знаю.

— Вернёмся всё же к технологии выбора нынешнего главного тренера "Спартака". Вы всё-таки лично представили Федуну тренера Эмери?
— Нет, список, в котором он был.

— А дальше уже председатель совета директоров выбирал сам?
— Выбирали и всё подробно обсуждали мы вместе.

— Вопрос, нужно ли тренеру понимать, что такое "Спартак", или можно просто прийти и делать своё дело, вообще ставился? И нужно ли это вообще иностранному специалисту?
— Понять, куда он пришёл, нужно любому тренеру в любой команде.

— Но тот же Гус Хиддинк в "Анжи" может строить свою модель, поскольку этот клуб молод и пока ничего не выиграл. У "Спартака" — колоссальная история и традиции. Эмери это понимает?
— Понимает. И разговор на эту тему был. Эмери пришёл, думаю, даже с очень хорошим пониманием, куда он попал. В какую команду, с какими футболистами. Мало есть тренеров, которые могут начать работу, до того пообщавшись со своим предшественником, который досконально, по косточкам разобрал ему каждого игрока и с футбольной, и с человеческой точки зрения.

— А у вас с ним такая беседа состоялась?
— Да, и ещё до подписания контракта.

— Чьей была инициатива того разговора?
— Нашей. Чтобы человек как можно быстрее влился в процесс. Тем более что он сам посмотрел больше 10 матчей с участием "Спартака" в прошлом сезоне.

УШЁЛ ИЗ ТРЕНЕРОВ САМ. И ВОЗВРАЩАТЬСЯ ПОКА НЕ ХОЧУ

— Стоит ли вопрос о вашей общей с Эмери ответственности за его назначение? Допустим, если у него не сложится и Федун решит, что его кандидатура была неправильной, может ли он одновременно и гендиректора "попросить"?
— Может, конечно. Он хозяин, он всё может.

— Что, по-вашему, будет лучшим для "Спартака" в ближайшие годы?
— Спокойствие. В силу исторических причин есть давление и много недовольных, которые хотят всего и сразу. Что ж, в таких условиях надо работать. Иных в этом клубе просто не может быть.

— Но может ли быть спокойствие, когда бывший главный тренер является гендиректором? В такой ситуации не может не найтись людей, утверждающих, что Карпин спит и видит своё возвращение в качестве главного тренера. Что скажете тем, кто так считает?
— Для начала — посмеюсь. Во-первых, бывший главный тренер ушёл сам. Его никто не увольнял, он сам решил так поступить. Если бы я "спал и видел", то не уходил бы. Каждый человек думает в меру своей испорченности. Я больше не хотел тренировать – и сейчас этого тоже не хочу. Не знаю, буду ли когда-нибудь готов вернуться к этому каждодневному экзамену. Но пока – нет.

— Это та самая моральная усталость, которая много лет после ухода с тренерской скамейки преследовала вашего учителя Олега Романцева?
— Давайте так её назовём. Буду ли готов через год, полгода, два месяца или пять лет – не знаю.

— Но из ваших уст публично прозвучала фраза, что с "ещё не тренером" Карпиным команда заняла второе место, а с прекрасным тренером Эмери занимает шестое и проигрывает в Лиге чемпионов!
— Для кого, думаете, она прозвучала?

— Вероятно, для тех, кто говорил, что Карпин – не тренер. То есть в первую очередь журналистов и болельщиков.
— Да, но не для Эмери. И не для Федуна, естественно. А для тех, кто много говорил.

— Тот же Федун летом публично пожелал вам, чтобы вы как гендиректор относились к Эмери так же, как сам Федун – к вам как к тренеру. Можете поручиться на 100%, что после ухода из "Спартака" Эмери не расскажет в интервью испанским СМИ, как его притесняли и ограничивали в московском клубе?
— На 500 процентов. Нет, даже на миллион. Потому что ему нечего будет сказать по этому поводу.

Продолжение интервью

Источник: http://www.championat.com

Комментарии: