Мартин ЙИРАНЕК: ГЛАВНАЯ ОШИБКА - ЖЕНИТЬБА
Поговорить после тренировки с кем-то из легионеров "Спартака" - занятие непростое. Либо со всеми сразу, либо ни с кем.
Стоило отозвать в сторону Йиранека, как неподалеку сидевшая компания буквально извелась. Штранцль показывал на часы, Шоавэ заговорщицки подмигивал, а Ковач и вовсе подошел с деликатным: "Ведь десяти минут вам хватит?"
Из-за всего этого несчастный Йиранек то и дело сбивался на скороговорку.
-Когда "Спартак" станет чемпионом?
- В 2007 году, конечно. Я так надеюсь на это чемпионство, на этот сезон! Впрочем, многие сказали бы сегодня такое...
-В Чехии, готов предположить, интерес к чемпионату России почти нулевой?
- Это правда. Откуда взяться интересу, если чемпионат России не показывают по телевидению, а в газетах можно найти две строчки? "Йиранек отыграл за "Спартак" весь матч" - вот и вся информация. Разве что, когда приезжаю в сборную, журналисты о моем житье-бытье в России расспрашивают.
-Хоккеисты Патера и Прохазка говорили мне, что с чешскими корреспондентами дело лучше не иметь.
- С ними нужно быть начеку. Журналисты у нас хорошие, но много врут. Из-за этого я даже в России-то редко разговариваю с корреспондентами.
-Проходите вы в Праге мимо газетного киоска. Видите журнал с собственной фотографией. Купите и прочитаете?
- Наверняка. Я всегда помню, кому и когда давал интервью. Но это не мешает писать про меня глупости. Особенно много их было года три-четыре назад, когда я разводился с женой. А когда моей девушкой стала известная в Чехии модель, газеты как с цепи сорвались.
-Развод был болезненным?
- Я ситуацию не драматизировал: и до меня с людьми такое случалось. Она была очень красивая женщина, но как жить вместе, если тебя не любят?
-С ребенком общаетесь?
- В Праге, во время отпуска. Сыну уже четыре года. В этом возрасте дети меняются очень быстро: я приезжаю - сын уже другой... Приходится признать, что молодой человек моей бывшей жены даже в большей степени отец моему сыну, чем я. Если б был в Праге, могло сложиться пo-другому, но я то в России, то еще где-то.
* * *
-В Чехии вы человек популярный?
- Чехия - маленькая страна, там футболисты и хоккеисты на виду. И почти все друг с другом знакомы. Я, правда, исключение. Уже семь лет играю за границей, а потому знаком только с теми, кто имеет отношение к сборной.
-Вы ведь были когда-то едва ли не первой звездой в молодежной сборной Чехии, так?
- Пожалуй. Хотя в той сборной играли Чех, Барош и Ковач. Но вообще никого там особенно не выделяли - главным был командный дух. Вообще, с настоящей звездой, даже больше - с гениальным футболистом жизнь меня сводила только раз.
-С кем?
- С Томашем Росицки. Лучше футболиста я не встречал.
-Какая-то детская мечта живет с вами до сих пор?
- Да. На последнем чемпионате мира я не сыграл ни минуты. Сейчас часто думаю: смогу ли сыграть за сборную на следующем чемпионате, когда мне будет 31?
-Кински мне говорил: "Россия научила ничему не удивляться". Вас - тоже?
- Этому меня научила Италия. После четырех лет в "Реджине" я понял: удивляться больше ничему не буду. Еще научился ждать. Любые обещания сбывались в Италии не раньше чем через четыре месяца. Хорошо, если вообще сбывались. Руководители "Реджины" могли, никому не говоря, после игры собрать команду и отвезти на двухнедельные сборы. Об итальянских болельщиках вообще особый разговор. Стоило проиграть, и на твоей машине могли гвоздем нацарапать разнообразные пожелания...
-Привыкли и к такому?
- Конечно. Потому что после поражений иной раз приходилось четыре часа сидеть в запертой раздевалке. Ждать, пока фанаты разойдутся. Единственное, чего мне сегодня не хватает из прежнего, итальянского, - тактических занятий. Тактикой в России во всех командах занимаются очень мало.
* * *
-А как вам живется в Москве, в России?
- Для меня Москва и Россия - будто разные страны. В этом городе полно денег, а за городом нет ничего. Если сравнивать с Прагой, на любой улице Москвы толпа. Ваша столица не засыпает вовсе.
-Остаться в Москве насовсем смогли бы?
- Да, смог бы. Мне в Москве нравится. Прага - очень красивая, но слишком уж маленькая. Куда ни пойду - везде знакомые, везде уголки, с которыми что-то связано. Хотя по Карлову мосту за всю жизнь прошел раз пять, не больше. Но это место для туристов. А до бронзовой собаки, которую принято тереть на счастье, не дотрагивался ни разу.
-Вы как-то сказали, что футбольная карьера вашего брата не сложилась из-за большой любви.
- Он начал ходить по дискотекам и девочкам, а это уже не футбол. Брат старше - и его отпускали туда, куда он хотел. Меня воспитывали строже. На первую в жизни дискотеку я попал в 18 лет. А до этого даже пива не пробовал.
-Хоть раз в жизни сильно напивались?
- Конечно.
-Чехи умеют пить, как русские, до умопомрачения?
- Вряд ли. Вот это меня, кстати, в России поразило: здесь так много пьющих людей...
* * *
-В какую команду не перешли бы ни за какие деньги?
- Если бы я после "Спартака" оказался в какой-то российской команде, то только из "большой пятерки". "Локомотив", "Зенит"... Никогда не говори "никогда", но скажу: никогда не пошел бы в ЦСКА.
-Есть город, в котором не любите играть?
- Пермь. Там искусственное поле, которое я терпеть не могу. Это, кстати, единственная вещь в России, которую я внутренне проклинаю: домашние матчи приходится проводить на синтетике... Еще гостиницу в Перми вспоминаю с содроганием. Когда приехал в первый раз, испытал что-то близкое к шоку. Видел такое разве что в кинохронике. Думал, такие отели в далеком прошлом остались.
-В чем особенность тренера Федотова?
- Очень хитрый. К каждому сопернику свой подход, своя тактика. Я встречал только двух таких тренеров - Федотов и Карел Брюкнер, тренер сборной Чехии.
* * *
-Можете вспомнить, когда испытывали страх?
- Два года назад я получил тяжелую травму, и мне сказали, что надо готовиться к операции на паховых кольцах. Никто не мог поручиться, что все будет хорошо. Вот тогда я очень испугался.
-Вас можно назвать специалистом по ночной жизни Москвы?
- Нет. Москва огромная, а я облюбовал для себя лишь две-три точки.
-Лучший ночной клуб Москвы?
- Из тех, где есть дискотека, - "Дягилев". Это мое любимое место. Но я слышал, будто этот клуб закрывают, кто-то из ребят говорил. Это очень, очень печально...
-Если б вернуть вашу жизнь лет на пять назад - какую ошибку не повторили бы?
- Главное - не женился бы.
* * *
-Фергюссон говорил: "Грош цена тому тренеру, который не умеет разбудить в своих игроках зверей". Кому на вашей памяти это удавалось лучше всего?
- Петржеле. Я был молодой парень - заставить меня закипеть было легко... Удивительный человек, до сих пор его вспоминаю. Благодаря ему я в 17 лет играл за взрослую команду. Это он меня научил работать.
-За что его не любят в Чехии?
- За то, что все говорит журналистам. Как-то заявил, что чешский футбол погряз в коррупции. Потом выяснилось, что так и есть.
-Чего Петржеле не хватало, чтобы стать великим тренером?
- Он великий тренер. Посмотрите, что сделал с "Зенитом". Разве это была настолько хорошая команда до Властимила?
-Часто сталкиваетесь с открытыми проявлениями зависти?
- О, да! В Чехии очень завидуют! Если люди знают, что ты спортсмен и зарабатываешь хорошие деньги, - тебя окружает зависть, ты сталкиваешься с ней на каждом шагу... Это самое тяжелое в моей профессии.
Комментарии: