НАПЕРЕКОР «ТРАДИЦИИ»

Футбол. Хоккей 7586 0 Автор: Георгий АНТАДЗЕ - 11 декабря 1983

ДО ИГРЫ

ПОЛУЧИВ предложение еженедельника рассказать читателям об этом матче, я освежил в памяти события двухнедельной давности, пересмотрел отчеты, опубликованные в нашей прессе, выписал для себя несколько вопросов, ответы на которые должна была дать повторная встреча.

Хватит ли у спартаковцев сил выстоять против жаждущих победы более молодых и находящихся в хорошем физическом состоянии соперников? Не повторят ли они ошибок в обороне против «правосторонней» «Спарты»? Не ослабят ли нашу команду вынужденные замены? Задача моя была облегчена обстоятельством, о котором тоже считаю нужным сказать. Управление футбола Спорткомитета Грузии, где я работаю начальником одного из отделов, прикрепило меня к «Спартаку» для оказания содействия в решении организационных вопросов. Потому всю эту неделю («Спартак» прилетел в Тбилиси еще 1 декабря) я имел возможность наблюдать, как команда готовится, отдыхает, настраивается на трудный матч.

Хочу воздать должное тонкому тренерскому искусству Константина Бескова. Он строил каждое занятие так, что не только его подопечным, но и нам, сидящим на трибуне, было ясно: идет подготовка к конкретному матчу, с конкретным соперником. И все, что делается, — с поправкой на декабрь: и щадить силы игроков хочется, и малые дозы опасны. А задача одна — не снижая высокого тонуса, поддержать боевой дух. Словом, в тренировках вдоволь было и серьезности, и хорошего настроения, усталости никто, кажется, не чувствовал.

Окончательно выздоровели болевшие Поздняков, Бубнов, Родионов. Но возникли новые проблемы с составом, и одна из них — просто абсурдная. Из штаб-квартиры УЕФА поступило сообщение, что, кроме Гесса, пропускающего матч после удаления с поля, не может выступить еще и Базулев, якобы получивший в Роттердаме второе предупреждение. Мы-то знаем, что он не получал его. А судья, оказывается, по ошибке записал предупреждение ему вместо Родионова. Времени на восстановление истины не оставалось, и Базулвв оказался за кромкой поля. Забегая чуточку вперед, отмечу, что заменивший его Попелнуха, который в этом сезоне, если я не ошибаюсь, не выступал в основном составе, в начале матча чувствовал себя очень неуверенно, неуютно, создавая дополнительные хлопоты партнерам по обороне. Но своевременные подстраховки последних, надежная игра Дасаева вернули молодому защитнику спокойствие и уверенность, подступы к воротам «Спартака» по центру были перекрыты.

Голландцы прилетели в Тбилиси в понедельник, успели дважды потренироваться на центральном поле динамовского стадиона и оставили, несмотря на молодость подавляющего большинства игроков (а может быть, наоборот, благодаря их юному возрасту и задорному характеру), приятное впечатление. Мобильны, прыгучи, легки в работе с мячом, у многих хорошо поставлен удар. От их поведения на поле и вне его веяло оптимизмом, а опытный тренер Берт Якобс (работает он в «Спарте» всего полгода, тренерский же его стаж насчитывает два десятилетия), как мог, поддерживал этот оптимизм, утверждая, что ребята, которым так не повезло в Роттердаме, на сей раз обязательно обыграют «Спартак».

По ходу матча я не раз ловил себя на мысли, что ищу и нахожу аналогии с тем, роттердамским матчем. Кое-что их роднило, а кое в чем — в главном — они были несхожи. И благодаря именно этой несхожести «Спартак» праздновал победу. Итак, обратимся к матчу.

ИГРА

НАЧАЛА «Спарта» очень активно, агрессивно, сразу завладев серединой поля и инициативой. Сначала Рикеринг, а затем и Холверда, последний — в красивом прыжке через себя, опасно пробили по воротам, но в обоих случаях мяч пролетел чуть выше перекладины. Затем, замыкая прострельную передачу с правого фланга, Эйр к высоком прыжке перехватил мяч, но его удар головой оказался неточен. Как и две недели назад, игру «Спарты» направляет ее капитан ван Гаал, не очень быстрый, но техни чный, рассудительный игрок, лю бой пас которого — ближнему ли партнеру или дальнему — одинаково удобен как для приема, так и для дальнейших действий.

Проходит половина тайма, а картина не меняется — события разворачиваются главным образом на половине поля «Спартака», вблизи ворот Дасаева. Правда, «правосторонний» флюс уже не так заметен, как в Роттердаме {об этом заблаговременно позаботился Бесков, вернувший на привычное место Родионова и переместивший на левый фланг обороны Милешкина), но облегчения это не приносит. «Спарта» ищет и находит иные пути к воротам — и в центре, и на противоположном фланге. Если дома голландцы сбивались на навал, то сейчас смелее обстреливают ворота издали, хотя и грешат при этом неточностью.

Оборона «Спартака» во главе с Дасаевым спокойно, с достоинством отражает атаки гостей. И эта уверенность передается игрокам середины поля и атаки. Стала налаживаться комбинационная игра, обычно отличающая «Спартак». И тут нельзя было не заметить, что аккуратненькие, точные передачи голландцев, если можно так выразиться, пресны и не идут ни в какое сравнение с кинжальными, вспарывающими цельность обороны пасами Гаврилова или Черенкова. Когда Гаврилов с Гладилиным разыграли «стенку» и последний вышел на ударную позицию, только своевременный выход вратаря Ноортвайка спас голландцев от неминуемого гола. Еще одна передача Гаврилова на Родионова должна была привести к взятию ворот, если бы спартаковский форвард не замешкался совсем уж вблизи от цели — на углу вратарской площадки.

По мере того как спартаковцы укрепляли свое влияние в центре поля, голландцам все труднее становилось поспевать за событиями. Они нацеливались на ворота соперника, а тут то и дело вынуждены были оглядываться назад, или, что еще хуже, возвращаться в поисках мяча. Но «Спарта» еще не была сломлена, «Спартак» еще не завладел инициативой, когда грянул гол Гладилина. Именно грянул, другого слова не подберу. Если скажу, что он ошеломил гостей, наверное, не погрешу против истины. А со спартаковцев гол этот снял напряжение. Обстановка разрядилась.

Но впереди был еще целый тайм. Самый, наверное, трудный, если иметь в виду силы, растраченные и оставшиеся. Выстоять, удержаться — такая формула, может быть, для кого-то и приемлема, но не для «Спартака». И то, что спартаковцы, верные своим принципам, продолжали игру открытую, атакующую, меня не удивило. Но то, что они нашли в себе силы резко прибавить в активности, подавить соперника в ситуации, когда тот ждет чего угодно, только не этого, даже для специалистов оказалось приятной неожиданностью.

Уступив до перерыва территориально (счет угловых был 6:1 в пользу «Спарты», в таком примерно соотношении выглядела и нагрузка вратарей), наши футболисты сумели извлечь выгоду из того немногого, что создали. А во втором тайме игроки «Спарты» вынуждены были думать больше об обороне, сдерживая не только форвардов и игроков средней линии, но и защитников «Спартака». Если в первом тайме дважды или трижды отваживался на длинные рейды по центру Поздняков, а Сочнова мы почти не видели за центральной линией, то сейчас правый защитник спартаковцев не только предлагал свои услуги, но и вел партнеров за собой. Словом, у ворот Ноортвайка стало неспокойно. На одной только 66-й минуте наши футболисты создали три отличнейших момента для взятия ворот, причем в одном случае Черенков, выйдя на отличный пас Гаврилова и опередив защитника, метров с пяти пробил мимо вратаря и ворот. Были еще возможности у Сочнова, Гладилина...

Наконец, за 11 минут до финального свистка полузащитник «Спартака» отличился во второй раз. Атаку команды на правом фланге начал Сочнов, мяч был направлен вдоль ворот, его отбросили на ход набегавшему Гладилину, а остальное, как принято говорить в подобных случаях, было делом техники. Да, техника удара у Гладилина отменная, и мы в этом не раз убеждались в матчах чемпионата страны, где он забил девять мячей, Нелишне будет напомнить, что многие голы Гладилина были решающими для «Спартака». Этот — из той же категории.

2:0 и 11 минут. Ну ч то тут можно сделать? Да еще когда играешь в гостях против окрыленных хозяев. Понимали ли голландцы безнадежность, ну, пусть не безнадежность — архисложность своего положения? Думаю, что да. Но тем большего уважения заслуживают они за непреклонность и стойкость, за нежелание примириться с поражением. И тем выше цена спартаковской победы, что одержана она над соперником, который не хотел сдаваться и не складывал оружия до самого финального свистка. Хотя все это так расстроило футболистов «Спарты», что лучший из них — ван Гаал не сумел забить пенальти, назначенный отлично судившим Эйнаром Халле на последней минуте: капитан «Спарты» послал мяч в левый от вратаря угол, но Дасаев, разгадав его намерения, в прыжке отразил удар

ПОСЛЕ ИГРЫ

ЗАВЕРШАЯ отчет, я намеревался вернуться к вопросам, которые поставил в его начале. Думаю, в этом нет теперь необходимости. Сама игра, точнее — победа «Спартака», одержанная в прекрасном стиле, ответила на них.

Помню, на протяжении долгого времени у нас высказывались сомнения и опасения по поводу участия советских команд в традиционных европейских клубных турнирах. Считалось, что принятый в нашей стране календарь и, в частности, сроки чемпионата Советского Союза не благоприятствуют, если не сказать мешают, успешному выступлению наших лучших команд на международной арене в межсезонье. Победы киевского и тбилисского «Динамо» в Кубке кубков, выход московского «Динамо» в финал убедили многих, что не так страшен черт, как его малюют. Но оставался один, возможно, последний камень преткновения. В Кубке УЕФА, последний осенний круг которого проводится в более поздние сроки, нашим клубам выше восьмой финала подниматься не удавалось. Родилась своего рода незавидная традиция. И вот первым ее сумел нарушить «Спартак», хотя именно его ведущим игрокам в нынешнем году пришлось выдержать наибольшую нагрузку, защищая цвета не только своего клуба, но также первой и олимпийской сборных команд страны.

Победой над голландскими профессионалами «Спартак» не просто перешагнул из одного круга розыгрыша в следующий, из осеннего в весенний. Он преодолел психологический барьер, так долго казавшийся неприступным. И за это мы должны быть ему благодарны вдвойне.

Источник: http://www.klisf.net

Комментарии: