Александр Мостовой: «Спартак» раньше всегда играл в стиле «тики-така», так, как сейчас «Барселона»
Александр Мостовой в программе «MAESTROS DEL FÚTEBOL« на Canal+ рассказал о самых важных моментах своей футбольной карьеры.
Было время, когда о «Сельте» говорили во всех уголках Европы, когда оправдывались ожидания её болельщиков. Клуб из Галисии в конце 90-х был стабильным участником Кубка УЕФА, а в 2003г. даже попал в Лигу чемпионов. Тогда в команде наряду с Мазинью, Густаво Лопесом, Валерием Карпиным играл великолепный полузащитник Александр Мостовой. Его техника, жажда гола, бойцовский характер позволили «Сельте» занять место среди лучших клубов в испанском чемпионате. Болельщики команды из Виго поклонялись своему «Царю». За восемь сезонов в «Сельте» Александр «сумел поведать» все о своем футболе, однако ещё задолго до появления в галисийском клубе, вся Европа уже была наслышана о его способностях.
СОВЕТСКИЙ ТАЛАНТ
Футбольная карьера Александра началась в Москве, куда он отправился со своей семьей: «Меня пригласили в ЦСКА». Но в 17 лет обстоятельства привели его в другой великий российский клуб - «Спартак»: «Тогда команды меняли не так, как сейчас. Один из руководителей моего клуба, который был мне, как отец, взял за руку и сказал: «Будешь играть в «Спартаке»». В новой команде Мостовой дебютировал в 18-тилетнем возрасте. Благодаря своей технике, он быстро превратился в надежду российского футбола. «В 18 лет я уже выиграл чемпионат СССР (15 стран, которые сейчас являются самостоятельными государствами, тогда были единым целым). Меня признали лучшим молодым игроком турнира. В следующем году мы снова стали чемпионами, а потом я добился успеха с молодежной сборной», - отметил Александр.
За пять лет в «Спартаке» Мостовой выиграл два чемпионата, а также дошел до полуфинала Кубка чемпионов сезона 1990/91, оставив позади такие команды, как «Наполи» и «Реал». Несмотря на то, что «Олимпик» из Марселя не пустил спартаковцев в финал, российская команда произвела огромное впечатление: «»Спартак» раньше всегда играл в стиле «тики-така», так, как сейчас «Барселона».
Однако Александру очень хотелось попробовать себя в Европе, он ждал нового вызова: «В 1991 году после распада СССР многие молодые люди (20-21 год) стали покидать страну». Несмотря на предварительный контракт с «Байером», он перешел в «Бенфику»: «Я приехал в клуб, мне дали какие-то бумаги, сказали, что это контракт (смеясь), хотя не знаю, было ли это так на самом деле. Я отправился в Португалию, потому что два месяца назад они купили двух российских футболистов, с которыми я играл в сборной. Я думал, так мне будет легче адаптироваться».
Но его ожидания не оправдались: «Я много тренировался, а играл очень мало. В команде было 11-12 иностранцев, лишь трое могли играть. Я этого не знал. Я был не хуже Паулу Футре, Руи Кошты, Жуао Пинту, но, так как они из Португалии, они выходили на поле».
После 1,5 сезона в Лиссабоне, за которые Александр сыграл всего несколько минут, он решил сменить команду и отправился во Францию, в «Кан»:
«После года без игровой практики мне уже было неважно, за какой клуб выступать, лишь бы играть. За несколько месяцев во французской команде он помог ей сохранить место в Лиге 1. Однако его тренер Жандюпе предложил ему перейти в «Страсбур». Там Мостовой снова почувствовал себя футболистом. «Эти два года были невероятными с точки зрения футбола. Мы добились выхода в Кубок УЕФА, играли в финале с ПСЖ».
Новые достижения Александра пробудили интерес к нему со стороны многих европейских клубов.
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ В «СЕЛЬТЕ»
Летом 1996 г. «Сельта» поставила задачу - создать сильную команду, способную противостоять самым лучшим клубам Примеры. Были приобретены отличные футболисты: Мазинью, Ревиво, но главным трансфером стал Александр Мостовой. Правда, ему очень тяжело далась адаптация в испанской команде: «Я ничего не знал о Виго и «Сельте», разве что однажды играл против них, когда ещё выступал за «Спартак»».
Первый сезон в «Сельте» не оправдал ожидания Мостового. Плохие результаты команды и характер Александра лишь усложнили ситуацию: «Это был самый худший момент во всей моей футбольной карьере. Я не думал, что команда так плохо организована, у нас не было поля для тренировки, нормальных раздевалок, порой даже нельзя было принять горячий душ. Такого просто не должно быть».
Самые неприятные моменты он пережил на «Эль Молиноне» - поле «Спортинга»: «Я больше не мог терпеть, видя, как плохо играют остальные, открыто выразил свои эмоции». Александр хотел уйти с поля. Партнеры по команде обвинили его в том, что им придется играть в меньшинстве. Этот поступок стал причиной того, что клуб отстранил русского футболиста от игр на какое-то время. Будущее Александра теперь уже не казалось таким ясным.
ЛИДЕР «ЕВРОСЕЛЬТЫ»
То, что казалось черным, в следующем сезоне заиграло иными красками. Клуб под руководством Ируреты решил усилиться Карпиным, Макелеле. Постепенно команда стала подниматься в турнирной таблице. «Нам удалось изменить мышление других футболистов, членов управления клубом, болельщиков, которые стали горячо поддерживать команду. Они видели, что некоторое матчи мы проводим просто бесподобно. Я чувствовал себя великолепно на поле, весь негатив ушел на второй план», - вспоминает Александр.
Появление старого знакомого, Валерия Карпина, очень ему помогло. Русская связка была настоящим «мотором» «Сельты» на протяжении нескольких сезонов: «Нас спрашивали, почему вы так здорово понимаете друг друга на поле? Все очень просто: он знает, куда я побегу и наоборот. Мы научились этому в «Спартаке»».
«Сельта» поднялась на невероятный уровень, позволяющий бороться на равных с самыми лучшими командами Примеры. Шесть сезонов они не опускались ниже седьмого места. Мостовой демонстрировал свой класс на лучших стадионах: «Мне всегда хотелось играть против великих игроков и великих команд на «Сантьяго Бернабеу», «Камп Ноу» и т.д. Свои лучшие голы я забивал именно лучшим командам, так было с самого детства».
В сезоне 1998/99 во второй раз в своей истории «Сельта» добилась права на участие в Кубке УЕФА. Пять сезонов подряд «Сельта» под предводительством Мостового приводила в восторг весь континент. Его игра в атаке позволяла победить многих европейских гигантов: «Бенфику», «Ливерпуль», «Ювентус». Люди выходили встречать игроков на улицы города. В четвертьфинале им не удалось пройти «Олимпик» из Марселя, но болельщики были в восторге от игры команды, Мостового стали называть «Царь». Русский был настоящим кумиром для болельщиков и звездой чемпионата.
Луи ван Гал (экс - тренер «Барселоны»): «Мостовой – отличный футболист, лучший в команде». Многие клубы хотели купить Александра. В 31 год у него была масса предложений: «У меня все получалось в «Сельте», я не видел причин для ухода из команды. Мы доказали, что в «Сельте» игроки не хуже, чем в «Реале» или «Барсе». Единственное отличие лишь в том, что мы получаем меньше, но на поле все равны».
ИСПАНСКИЙ ФУТБОЛ ОБРАТИЛ СВОЙ ВЗОР В ГАЛИСИЮ
Лучшая в истории «Сельта» встретилась с лучшим за все времена «Депортиво». Никогда ещё не было столько талантов и такого соперничества в галисийском дерби. Самый запоминающийся момент: стычка между Мостовым и Джалминьей. Русский с бразильцем не ладили на протяжении всей игры: «Это был сезон 1999/2000, который выиграл «Депортиво». Когда команда побеждает и игрок забивает, понятно, он хочет покрасоваться. Знаете, бразильцы - они такие, но мне это не понравилось. Однако два года спустя мы виделись на одном турнире и спокойно общались». Мостовой в очередной раз продемонстрировал свой жесткий характер.
У Александра всегда были проблемы с арбитрами: «Если судья допускает глупость на поле, я не могу не прореагировать на это. Если будешь молчать, то так и будет продолжаться на протяжении 90 минут. Я всегда старался победить. В футболе нельзя никого обмануть, на поле надо выкладываться полностью».
ПРОКЛЯТИЕ КУБКА КОРОЛЯ
В 2001 году «Сельта» имела возможность завершить свой великий период престижной наградой. Впервые в истории клуб из Галисии мог выиграть Кубок Короля. В финале им противостояла «Сарагоса», соперник, казавшийся намного слабее. Мостовой открыл счет, но удача была на стороне арагонцев. 3:1 в финале - настоящее разочарование для всего города, всех болельщиков и команды: «Было тяжело – это факт…но все уже в прошлом. Руководство клуба нас не поддерживало, как всегда. За день до игры обсуждали вопрос о выплате нам заработной платы, произойдет это уже, наконец, или нет, ведь так не должно быть. Но, не думайте, мы проиграли не поэтому. Нас застали врасплох на поле».
Мостовой, таким образом, снова проиграл в финале, а «Сельта» упустила заслуженный трофей: «На протяжении моей карьеры я играл в четырех финалах и безуспешно: со «Страсбуром», «Сельтой», СССР и «Бенфикой».
ИЗ РАЯ В АД
Игра галисийского клуба в сезоне 2003/04 отражала две стороны медали: с одной – участие в Лиге чемпионов, впервые в своей истории, с другой - опасность вылета во второй дивизион. Трудно понять, как одна и та же команда могла дойти до 1/8 самого престижного клубного турнира, одержать победу над всесильным «Миланом» и полностью провалить чемпионат. Нестабильность также пришла и в состав команды. Мигель Анхель Лотина - бывший герой «Сельты», был отправлен в отставку, но новый тренер Радомир Антич также не сумел решить проблемы. Поражение от «Майорки» стало билетом в Сегунду.
«Как могла «Сельта» вылететь во второй дивизион? Команда, состоящая из таких хороших футболистов, играющая в ЛЧ, победившая «Милан», АЯКС»?»,- удивляется Александр и добавил: «Члены управления клубом плохо обращались с нами. Мы не получали зарплату в течение года. Нам всегда говорили: завтра, завтра…Многие ведь даже не знают, что происходит внутри команды, но мы - такие же люди, как и все остальные. У нас было очень много проблем».
Мостовой ушел очень тихо и незаметно из клуба: «Я расстался с «Сельтой» очень плохо. Все отдал команде, а потом услышал...и ушел вот так…».
Клуб покинул, возможно, лучший игрок в истории «Сельты». Восемь лет великолепной игры, 453 матча – больше всех за «Сельту», шестой лучший бомбардир - 60 голов.
РАЗОЧАРОВАНИЕ В СБОРНОЙ
Уход Мостового в 2004 году из «Сельты» совпал с чемпионатом Европы в Португалии, с которым связаны плохие воспоминания у русского футболиста. Проблемы продолжали преследовать его. Конфликт с главным тренером национальной сборной вынудил его покинуть команду: «После того, как мы поиграли Испании (0:1), я отправился домой, потому что были проблемы с тренером, который считал себя королем футбола. Он не сказал ни слова, но я понял, что он не хочет, чтобы я играл». Таким образом, Александр завершил свое выступление за национальную сборную России.
В 36 лет завершение футбольной карьеры казалось уже близко: «Я ушел из футбола на пять месяцев, у меня было много проблем».
Однако русский получил ещё один шанс в «Депортиво Алавес» Питермана: «Однажды мне позвонил представитель клуба и спросил, почему я не играю? Так я перешел в «Алавес». Я знал, что могу играть ещё 2-3 года, однако вышел на поле всего в одном матче и забил. Одна игра, один гол в матче против «Кадиса». Эти 15 минут стали последними в моей карьере футболиста. Так странно, в 17 лет я уже попал в сборную, а закончил в Сегунде. Я чувствовал, что спокойно мог бы играть в Примере, в любой команде».
Это разочарование и боли в спине ускорили завершение карьеры Мостового: «В последнее годы я играл с острой болью в спине. На протяжении всей карьеры у меня были с этим проблемы, об этом знают лишь медики, которые были со мной. Если бы не эта травма, кто знает, до какого уровня я бы дошел в футболе…. Думаю, что далеко. 20 лет – в профессиональном футболе. У меня были возможности играть в России, но что-то произошло у меня в голове, не знаю, я не захотел играть».
Однако Александр хочет посвятить себя футболу: «Мне не представлялись шансы, которые выпадают другим, но я до сих пор надеюсь, что что-то получится. Время все расставит по своим местам».
Комментарии: