ПРОДОЛЖИТЬ ПОИСК!

Футбол. Хоккей 7885 0 Автор: С. САЛЬНИКОВ - 23 октября 1983

ДО ИГРЫ

Говорят, что дольше всего память удерживает общее впечатление. Если это так, то применительно к «Астон «Вилле», которая встречалась в 1982 году с киевским «Динамо» и не позволяла тогдашнему нашему чемпиону в двух матчах поразить свои ворота, это впечатление свелось к надежности, к солидной выстроенности игры, что ли. Запомнилось, как оборона англичан хладнокровно справлялась с темпераментными, но плохо продуманными попытками хозяев поля взять ворота гостей. Справедливости ради уточним, что игра проводилась ранней весной в Симферополе, в период, когда наша команда только еще набирала форму.

Запомнился у гостей техничный и неутомимый Морли, левый крайний, который то и дело угрожал воротам киевлян. В целом же «Астон Вилла» выглядела тогда как добротная, типичная для своего футбола команда, не очень техничная, несколько прямолинейная, больше всего ценящая в себе атлетические достоинства и на них опирающаяся. И в этом она была сходна со своим тогдашним соперником.

Однако время, как известно, многое меняет. И поэтому в известной мере откровением стало новое знакомство с английским клубом, прибывшим в Москву для встречи со «Спартаком» в рамках розыгрыша Кубка УЕФА. Гости прилетели в столицу за два дня до встречи. В эти два дня они дважды тренировались на московском стадионе «Динамо», где им предстояло выступать. И можно было без особого труда уловить разницу между той, прошлогодней «Астон Виллой» и сегодняшней, которая за это время вписала немало новых престижных титулов в свой послужной список. И хотя в нынешнем составе сохранили места восемь игроков из прежней команды, было заметно, что все они вместе с новыми партнерами значительно, судя, разумеется, по тренировкам, прибавили в классе игры. В первую очередь в техническом оснащении. И это выглядело несколько неожиданным, поскольку ломало традиционные представления об английской школе футбола.

Видимо, бесценный опыт значительных побед, одержанных клубом в последнее время, благотворно сказался и на творческом росте самих футболистов. Они легко и с удовольствием выполняли предлагаемые тренером упражнения, требующие немалого технического мастерства. А если к сказанному добавить, что футболисты были, как на подбор, высокого роста и атлетического телосложения, то станет понятно, что в общем и целом гости производили внушительное впечатление. И оно, как подтвердила встреча, не было обманчивым.

ИГРА

Уже первые минуты матча показали, что гости не приняли встречной игры, как ожидалось, и что тренер англичан Тони Бартон не зря распространялся в интервью относительно того, что хорошо изучил игровую манеру спартаковцев. Заметно было: действия гостей точно срежиссированы. Английские футболисты сразу же принялись скрупулезно выполнять тренерский наказ: ни на йоту не отступать от персональной опеки. Их, прессинг особенно ужесточался в середине поля, где, как верно определил тренер гостей, обычно начинали зарождаться многоходовые и труднопредсказуемые комбинации москвичей. Для спартаковцев, привыкших легко переигрывать соперников именно в центре поля и обострять в направлении чужих ворот свои атаки, доводя их до логического завершения, такая тактика соперника явилась сильной помехой и явно их озадачила.

К счастью, «Спартак» не из тех, кто в трудную минуту, когда не все получается, меняет свой стиль. Москвичи продолжили настойчивые попытки наладить свою привычную комбинационную игру при помощи короткого и среднего паса. Но это стремление, во всяком случае, в первом тайме, наталкивалось на мощное противодействие гостей, которые все, за исключением, может быть, одного центрфорварда Уифа, дружно включились в черновую работу по пресечению комбинаций москвичей. В разрушительную игру в пылу борьбы невольно вовлеклись даже такие чистые нападающие, как Морли в Уолтерс, которые до поры не помышляли о своих прямы х обязанностях.

В эт и отрезки матч напоминал бой боксеров, один яз которых озабочен лишь проблемами глухой защиты. Благодаря тому преувеличенному вниманию к обороне собственных ворот гостям удалось главное: посеять в стане соперника неуверенность, отчего его атаки стали лихорадочными, не подкрепленными, как обычно, творческим спокойствием. Вот почему, имея заметное игровое преимущество, спартаковцы никак не могли выйти на ударные позиции.

Тогда сигнал к поискам обострений подал Поздняков, наиболее активным защитник москвичей, который дважды опасно обстреливал ворота Спинка издалека. Его примеру вскоре последовал и Родионов, словно вспомнивший о своем грозном оружии. Но на этом, увы, если не считать могучего удара Бубнова со штрафного, отбитого вратарем на угловой, все и закончилось. В периоды перехвата инициативы гости опасно атаковали больше левым флангом, где быстрый н техничный Морли вновь воскресил очарование искусного дриблинга — теперь, к сожалению, полузабытого, и тем самым сразу приковал к себе обычно активного Сочнова.

Считавшийся самым опасным у гостей центрфорвард Уиф был надежно прикрыт вначале Морозовым, а затем Бубновым, которому бороться вверху с высокорослым англичанином было куда более с руки, чем Морозову. В этой ситуации бремя лидера атак взял на себя Уолтерс, который привлек внимание в первой половине своим оригинальным обманным движением. Благодаря ему он на удивление легко освободился от опеки Позднякова и нанес удар, правда, неудачный, по воротам Дасаева.

Небыстрый, скорее даже медлительный, Уолтерс невольно заставлял задаваться вопросом: за какие такие заслуги он попал в избранное общество своих именитых партнеров? Во втором тайме Уолтерс дал блестящий ответ на этот вопрос, забив редкий по красоте и сложности исполнения гол. Обработав опускающийся мяч резко под себя, он эффектно ускользнул от опеки Морозова и, находясь под острым углом справа от ворот, метров с 22 изящно переправил — иного слова не подберу — мяч обводящим вратаря Дасаева ударом в дальнюю девятку. Весь эпизод явился плодом высокого индивидуального мастерства Уолтерса и показал истинные возможности этого самобытного футболиста. В дальнейшем он укрепил это мнение, не раз демонстрируя, стоя спиной к чужим воротам при приеме мяча в ноги, необычайную цепкость и разворотливость.

Во втором тайме гости решились наконец действовать посмелее, и в одной из атак их защитнику Гибсону, выделявшемуся своими смелыми подключениями вперед и в первом тайме, удалось с близкого расстояния поразить ворота Дасаева. Очень быстро хозяевам поля, к счастью, удалось восстановить равновесие. После углового и удачного вслед за тем прострела Черенкова Гаврилов сравнял счет. Этот гол снова возродил угасшие было надежды.

И вскоре возник момент, который, будь он реализован, мог бы стать переломным в ходе встречи. В одну из яростных, но беспорядочных атак, которые обрушивал «Спартак» на ворота «Астон Виллы», стремясь отыграться, из глубины поля подключился Бубнов. Ему удалось нанести сильнейший удар, который Спинк с трудом парировал. Отскочивший мяч вполне мог быть добит в английские ворота в прыжке головой Аргудяевым, для чего, правда, требовалось проявить отвагу. Навстречу устрашающе двинулся Спинк, и это, увы, заставило молодого нападающего переменить решение, и он лишь имитировал борьбу за мяч высоко поднятой ногой. Вскоре после этого эпизода Аргудяев был заменен. Наверное, его малодушие не осталось незамеченным.

«Спартак» готовил генеральное наступление, внутренне собираясь с силами, и тут, как гром с ясного неба, грянул гол необычайной красоты. Только, увы, в ворота Дасаева. Удар Уолтерса заставил трибуны уважительно замолкнуть перед лицом этого футбольного дива и почти поверить, что «Спартак», возможно, будет сегодня побежден. Однако шок у москвичей продолжался недолго, и они, чувствуя свой долг перед переполненной аудиторией, с неумолимой решимостью, но без былой стройности двинулись вперед. До конца встречи оставалось более 20 минут, и надежда, пусть небольшая (так внушительно выгляде ли гости), продолжала сохраняться. ..

В те редкие моменты, когда английские футболисты овладевали мячом, они всячески стремились сбить темп долгой распасовкой его, чтобы тем самым приблизить конец напряженного матча, а вместе с ним и желанную победу. Когда уже казалось, что их тактика восторжествует, футбол, как это нередко с ним бывает, преподнес сюрприз.

Сочнов, прежде скованный опекой Морли, решил наконец рискнуть и сыграл в присущем ему ключе: смело и решительно пошел на обводку защитника в штрафной площади. Последнему ничего не оставалось, как нарушить правила. Бить пенальти вышел Гаврилов. Знаю это по собственному опыту: пенальти бывают разной значимости — от ничего не меняющих в судьбе игры до решающих, определяющих большие победы или сохраняющих надежды на таковую. Ко многому обязывающим как раз и был пенальти, к которому готовился Гаврилов. Реализовать его можно, лишь призвав на помощь в труднейший миг самообладание и весь опыт мастера. Благо и то, и другое оказалось у лучшего снайпера нынешнего чемпионата.

ПОСЛЕ ИГРЫ

Спартаковцы в целом достойно боролись с одной из лучших клубных европейских команд, хотя моментами заслуживали упреков в излишней торопливости, не позволявшей им сыграть на более высоком творческом уровне.

Конечно, соперник силен и в Бирмингеме, безусловно, предложит москвичам более агрессивную игру. Резервы для этого у «Астон Виллы» есть. Но теперь, по меткому замечанию начальника команды «Спартак» Н. Старостина, «и спартаковцы узнали как следует своего грозного соперника и сейчас в этом смысле находятся с ним в равном положении. Надеюсь, что знание сильных и слабых сторон соперника позволит нам использовать это к своей выгоде в ответном матче...».

Источник: http://www.klisf.net

Комментарии: