КОЗЫРИ СВОЕЙ ИГРЫ

Футбол. Хоккей 5940 0 Автор: Сергей САЛЬНИКОВ - 25 октября 1981

ДО ИГРЫ

НЕТ СОМНЕНИЯ, что из всех побед, одержанных нашими клубами в прошлом туре в рамках европейских турниров, победа «Спартака» над «Брюгге» оказалась наиболее впечатляющей. И не столько итоговый счет - 3:1 был тому причиной, хотя сам по себе, добытый на чужом поле он вызывал безусловное уважение, свидетельствуя о явном перевесе гостей, - сколько содержание самой игры, которое москвичи расцветили яркими красками своей комбинационной манеры, сумев попутно оттенить все преимущества, заключенные в их более высоком, чем у соперников, командном интеллекте, и зримо подчеркнуть верно отмеренным чувством собственного достоинства, деловитости и уверенности в своих силах закономерность успеха.

Волна приятных ассоциаций, связанных с двойной победой над «Брюгге», по логике вещей могла и должна была создать в стане спартаковцев благоприятную психологическую атмосферу перед следующим туром. Соперником оказался «Кайзерслаутерн». Но только благоприятную, поскольку любая иная грозила обернуться бедой. Москвичам следовало помнить, что «Брюгге», с его тяготением к игре техничной и корректной, был сравнительно легко повержен ими благодаря превосходству в классе. Теперь же, имея перед собой «Кайзерслаутерн», уповать лишь на перевес в классе было бы легкомысленно. Соперник «Спартака» неспроста считается типичным представителем западногерманской школы футбола. А это означало, что хозяевам поля предстояло столкнуться с командой энергичной, у которой проявление решимости отстоять свои интересы посредством мобилизации воли, атлетизма, помноженными на неплохую техническую оснащенность, не заставит себя ждать. Этого следовало ожидать еще и потому, что «Кайзерслаутерн», так же, как и «Спартак», в предыдущем туре праздновал двойной успех во встрече с болгарским «Академиком» и, вероятно, был преисполнен радужных надежд.

Было ясно, однако, что, даже учитывая дополнительные достоинства, которыми вполне мог блеснуть новый соперник в сравнении с тем же «Брюгге», спартаковцы будут стараться играть в свою наступательную игру, главным козырем которой всегда было технико-тактическое обыгрывание, а не соревнование в атлетической борьбе, в которой гости искушенны и умелы, а хозяева поля, напротив, в этом им уступают.

Вечером, ровно за сутки до начала матча спартаковцы провели последнюю тренировку в Лужниках на центральном поле. Они вышли на нее, как говорится, легкие на ногу, в приподнятом настроении, в полном составе и здравии. Лишь Мирзоян еще не совсем оправился от травмы и занимался не в полную силу. Команда тренировалась в охотку около часа на хорошем поле, сохранившем зеленый газон до осени. Это стало возможным благодаря равномерному распределению встреч внутреннего чемпионата на четырех столичных стадионах. Факт этот следует отметить, учитывая, что качество выступлений «Спартака» находится в прямой зависимости от травяного покрова.

Но в данном случае «Спартаку» мало и опасно было уповать лишь на могущие оказаться иллюзорными преимущества, которые можно было извлечь из отлично подготовленного и к тому же знакомого поля. Проблема - в самом «Кайзерслаутерне», который, судя по всему, представлялся более крепким орешком, нежели «Брюгге». Давно замечено, что наши взаимоотношения с западногерманскими клубами складывались всегда довольно трудно, не единожды они ставили шлагбаум на пути вверх нашим командам. Но какими бы соображениями мы ни руководствовались, только сама предстоящая игра, всегда остающаяся тайной за семью печатями, была способна ответить на все предматчевые «за» и «против».

ИГРА

Дождливая погода с утра едва не оправдала худших опасений спартаковцев, шансы которых на тяжелом поле упали бы в соревновании с соперником, охотно принимающим силовые единоборства. Но вскоре мелкий дождь унялся, и к началу матча поле, лишь чуть скользкое, выглядело идеальным. Уже по тому, как гости п ровели дебют встречи, стало яс но, на что они рассчитывают. Отражая первые нервные атаки хозяев поля, гости проявили завидное самообладание и, не мудрствуя, не маскируя намерений, что называется открытым текстом, обозначили лейтмотив своей игровой партитуры, всеми средствами пытаясь перевести горячо начатый «Спартаком» поединок в спокойное русло. На какое-то время это им удалось за счет бережных и умелых манипуляций с мячом каждого из игроков, которые сразу же аттестовали их как знающих свое дело мастеров.

Все операции по сбиванию темпа проводились ими логично, технически изобретательно и надежно. В какой-то миг даже закралась мысль о некотором техническом превосходстве гостей и в этой связи возникновением знака вопроса над благополучным исходом матча для спартаковцев. На фоне тщательно отрепетированного технико-тактического поведения гостей атаки хозяев поля, поначалу проводимые на скоростях, явно выше оптимальных, нередко обрывались в зародыше, напоминая скорее спорадические наскоки, нежели согласованные попытки взять чужие ворота, которые обычно в иных условиях присущи нападающим «Спартака».

Инициатива - всегдашняя союзница «Спартака», никак не давалась ему в руки. Это объяснялось не только в данном случае понятной стартовой сверхвозбужденностью, проявлявшейся то в мелких промашках Морозова, то в неоправданно долгой возне с мячом Самохина и Сидорова в середине поля, когда адресат для передачи его давно обозначился, но и высокой квалификацией соперников, внимательно прикрывавших зоны возможного проникновения в них спартаковцев. Кроме того, имело значение и то, что, говоря образно, пульт управления хозяев поля в лице Ю. Гаврилова был почти наглухо заблокирован стараниями Бригеля, педантично выполнявшего задание тренера. Так или иначе, но потребовалось время, когда мы, наконец, увидели знакомые очертания привычных спартаковских комбинаций. Да и появившись, они носили фрагментарный характер.

К середине тайма, играя уже в, так сказать, рабочем ритме, соперники начали состязание в чистом мастерстве. Обе команды к этому моменту раскрепостились, но динамичное равновесие в борьбе сохранялось, давая попеременно шансы обеим сторонам. Справедливости ради скажем, что хозяева поля были на этом отрезке ближе к цели, потому что атаковали все же острее. Запомнился рывок Гесса, убежавшего от защитника, но не нацелившего, как следует, свой коронный удар с левой ноги, хотя время и место обязывали его это сделать.

Затем опасно бил чуть под углом справа Ф. Черенков, но мяч просвистел рядом с основанием дальней стойки. И, наконец, на короткий пас того же Черенкова, вразрез выводящий Родионова на прямую к цели, последний не стартовал, скованный усталостью после серии рывков до того.

Гости тоже не оставались в долгу и делали все возможное для создания своих шансов. Один из них случайно возник после правофлангового прострела. Мяч, посланный вдоль линии ворот, как-то неожиданно спланировал, угодил в ближнюю стойку ворот и отскочил в поле, приведя в замешательство Дасаева и защитников. К этому времени у гостей обратили на себя внимание такие игроки, как Хюбнер, Нойес и Функель, не считая, разумеется, Бригеля. Хюбнер (№ 9), высокий, хорошо играющий головой и умело закрывающий мяч корпусом, избрал, видимо, привычную манеру для себя, заключающуюся в так называемой «тактике столба», которую он более или менее успешно осуществлял за счет экономной и четкой обработки направленных ему передач и затем точно откидывал мяч партнерам. Функель (№ 11) показал себя незаурядным блуждающим диспетчером с уверенным дриблингом, появлявшимся всегда там, где надо было создать численный перевес, дабы решить судьбу эпизода в пользу своей команды. Наконец, Нойес, свободный защитник, тонко чувствующий возникновение опасности и решительно реагирующий на нее вмешательством.

Из наших активнее других был С. Родионов. И, видимо, не случайно именно ему довелось открыть счет редкостным по красоте и силе ударом метров с 25 в момент, когда нулевая ничья на исходе напряженнейшего первого тайма стала казаться неизбежно й. Его концовку спартаковцы, вооду шевленные удачей, провели агрессивно. Ускользнувший из-под опеки бдительного Бригеля Ю. Гаврилов мощно пробил по цели и едва не поразил ее, попав мячом в перекладину. Забегая вперед, отметим, что Гаврилов, несмотря на тиски опеки, в которые он попал еще дважды, находил моменты для ухода из-под надзора. В первый раз это произошло тогда, когда хозяевам поля удалась безукоризненная многоходовка, в которой последовательно участвовали Сидоров - Ф. Черенков - Родионов - Гаврилов и в которой мяч молниеносно переадресовывался в одно касание, чтобы, наконец, оказаться в ногах лучшего бомбардира «Спартака», оставшегося с глазу на глаз с вратарем. Гаврилов не преминул распорядиться выгодной ситуацией в присущей ему изящной манере и на паузе, выждав и оглядевшись, заставил капитулировать вратаря. Вторично он был близок к успеху после прохода Самохина по правому флангу, когда мяч попал к нему, стоявшему прямо против ворот. К сожалению, здесь он изменил себе, ударил в расчете на силу, и мяч пришел в руки вратаря.

В матче со столь искушенным соперником счет 2 : 0 казался неплохим достижением. Зная, каким неудержимым бывает «Спартак» в иных встречах, когда он добывает перевес в два гола, логично было предположить, что и на сей раз он не остановится на достигнутом. Однако, как показал дальнейший ход этого тяжелейшего поединка, силы сторон в равной мере иссякали с каждой последующей минутой, и поэтому хозяева поля позволили себе после предельных усилий в течение 15 минут, потраченных на вызревание нужного им, как воздух, второго гола, сбавить обороты. И здесь их, увы, подстерегала большая неприятность - ответный гол в ворота Дасаева, сразу подпортивший добытую с таким трудом победу.

Гол после углового, забитый Функелем, выглядел как нелепая случайность. Но от этого никому не легче, и единственным утешением служит, что гол этот послужит хозяевам поля полезным и предметным уроком на будущее на тему о том, как опасно бывает давать себе послабления и передышку. После этой огорчительной неудачи у «Спартака» выдался прекрасный шанс снова восстановить разрыв в счете до двух мячей, но, искусно обыграв на пятачке трех соперников и оказавшись один в 8 метрах от ворот, Ф. Черенков непростительно смазал, послав мяч выше перекладины.

ПОСЛЕ ИГРЫ

Несмотря на победу, после игры в раздевалке спартаковцев царило далеко не праздничное настроение. Испорчено оно было по понятным причинам. Тренеру Бескову пришлось подбадривать своих игроков, хотя у него самого, вероятно, на душе было не легче, чем у них. Думается, самочувствие соперников было иным, хотя им особенно радоваться тоже нечему. Конечно, «Кайзерслаутерн» - команда хорошо вышколенная, достаточно высокой культуры. Диапазон ее выучки объемен. В нем есть все: от разнообразных умений чисто футбольного характера, таких, как незаурядная технико-тактическая подготовка, организационная аккуратность и прочее, до привнесенных нравами профессионального футбола таких сорняков, как симуляция, затяжка времени и попытки иногда сыграть чрезмерно жестко, чтобы не сказать более (пример атаки на Родионова в начале 2-го тайма). Словом гости - истые питомцы своей школы футбола. Но против них успешно играть можно и должно, что в целом подтвердил и отчетный матч. Все, что «Кайзерслаутерн» показал в Москве в технико-тактическом плане, думается, максимум того, на что он способен. И тем не менее команда в состоянии сыграть сильнее в домашних условиях, где она вполне может (и это следует помнить) ужесточить свой режим противодействия, призвав на помощь физическое давление, прессинг по всему полю и более жесткую, чем в Лужниках, борьбу за мяч. Вполне возможно, что у нас, находясь в гостях, игроки «Кайзерслаутерна» остерегались широких судейских санкций (хотя и здесь Хофедитц заработал желтую карточку) и невольно сдерживали эмоции, которые могут оказаться терпимыми, а значит, дозволенными у себя дома.

Сегодняшний «Спартак» в коллективной интерпретации футбола у нас одна из выдающихся команд, и если е му удастся отстоять это собственное за воевание, завоевание игроков и тренеров, то судьба повторного матча в его руках.

Источник: http://www.klisf.net

Комментарии: