БЫЛО ЧТО ПОКАЗАТЬ
В СРЕДУ ЦТ предложило нам перекрестную трансляцию из австрийского Граца и бельгийского Брюгге. Прием этот был вынужденным и несколько противоречил нашим устоявшимся привычкам, вполне вероятно, что некоторых разбирало нетерпеливое любопытство, а что в эти минуты происходит на другом стадионе, и им казалось, что там обязательно дела поинтереснее. Когда же все кончилось, мы обязаны были признать, что трансляция удалась, впечатление осталось цельным, и недоуменных вопросов не оказалось. Скорее всего так получилось потому, что в обоих матчах не было крутых поворотов, которые требовали бы пристального внимания, чтобы в них разобраться. Словом, картина, которую нам давали телевизионные картинки, несмотря на перерывы, была достаточно ясной.
Всегда интересно соотнести увиденное с тем, каким оно рисовалось заранее, в воображении. Правда, мы имеем слабость после события сближать свои предположения с впечатлениями. Но в данном случае в этом нет надобности, ибо все кончилось благополучно.
Совсем иные виды были на матч в Брюгге. Конечно, лужниковский счет 3:1 недурен, но все-таки гол пропущен, и бельгийцам достаточно победить 2:0. Квалификация игроков «Брюгге» (в большей мере игрохов, чем команды) не вызывала сомнений, они имели две недели на то, чтобы изготовиться должным образом, на их стороне был опыт турниров такого рода, не говоря уже о вдохновляющей поддержке земляков. Думалось, что спартаковская оборона испытает мощное давление, а она-то как раз и не внушала нам особого доверия, на протяжении всего сезона за ней замечались промахи и сбои, подчас простенькие и наивные, да и состав этой линии никак не мог определиться. В общем, надеясь на благополучный исход, мы допускали, что могут возникнуть и огорчительные осложнения.
Что же получилось на самом деле?
«Спартак» перед поездкой в Брюгге сыграл матч чемпионата с «Нефтчи». Сыграл живо, в охотку, много атаковал, интересно комбинировал, и счет 4:1 все это подтвердил. Я видел ту игру, и когда на телеэкране появился стадион в Брюгге, показалось, что она продолжается, что перерыва словно бы не было. Это значило, что «Спартак» не имел намерения приспосабливаться ни к счету первого своего матча с «Брюгге», ни к сложностям чужого поля, большинство из которых высосаны из пальца, ни к ожидаемому по логике вещей тотальному натиску бельгийцев. Нет, он принялся играть, как ему удобно и свойственно. Кроме всего прочего, это было правильно и потому, что, не завладев инициативой, он мог попасть в затруднительное положение, мы же знаем, что к долгой и бдительной обороне он не приспособлен.
Эта строптивость приезжих как-то сразу выбила «Брюгге» из колеи, вероятно, бельгийцы ожидали увидеть перед собой более осторожного и покладистого соперника. А тут им не штурмовать пришлось, а защищаться. Быстро возник опасный момент, когда Сидоров проскочил вперед, но ударил во вратаря. Это был предупредительный звонок.
А вскоре бухнул колокол. Мяч у двух бельгийских защитников, неподалеку третий. Они что-то решают, но в их «совещание» вмешивается Родионов, вступив в спор за мяч. Из этой невразумительной ситуации молодой форвард извлекает все, что можно, забирает мяч, обыгрывает защитников и метров с восемнадцати бьет в верхний угол. Шла всего 12-я минута, но положение решительно меняется. Если до этого бельгийцы побеждали при 2:0, то теперь, чтобы пройти в следующий круг, им надо забивать 4 мяча.
Гол Родионова не был подарком судьбы, в нем выразилась атакующая направленность «Спартака», активность всех его игроков, превосходивших бельгийцев в скорости, ловкости и умении придумывать тактические загадки.
Игра так и пошла с заметным игровым преимуществом «Спартака», атака следовала за атакой. Даже создавалось впечатление, что спартаковцы временами несколько красуются, что, как это обычно бывает, вело к ошибкам в передачах. Запомнилась комбинация справа с участием защитника Морозова, Гесса и Черенкова. Мяч, правда, прошел м имо, но сделано все было изящн о. Метко ударил издали Шавло, вратарь перевел мяч на угловой. Потом станет понятно, что спартаковец прицеливался.
«Брюгге», естественно, атакует при первой возможности. Более заметен, чем в Лужниках, знаменитый Ян Кулеманс, заросший, как Робинзон Крузо. Все же колоритность его игры, во всяком случае, в этот вечер, проявилась в меньшей мере, чем колоритность внешности. И вот счет выравнен. После высокой передачи Велленс головой переправил мяч в дальний верхний угол. Сделано это было мастерски, что и не удивительно, ибо выучка игроков «Брюгге» чувствовалась постоянно.
А вскоре Шавло, получив пас от Морозова, с 25 метров ударил так метко и так сильно, что вратарь Енсен хоть и прыгнул, но мяч не задержал, он вошел в уголок, называемый «девяткой». Со второго раза Шавло своего добился, это был тот случай, когда нам, пишущим, полагается приставлять к слову гол эпитет «великолепный».
И после этого центральный полузащитник «Спартака» выполнял заметную роль, вместе с Гавриловым определял линии движения мяча, дважды выходил один на один с Енсеном, и, что станет точным фактом в изложении главных событий игры, после рывка и прорыва обороны бельгийцев он отдал пас влево Гаврилову, и тот забил третий гол.
Бельгийцы обескуражены, их профессионализм повелевает им держаться изо всех сил до последнего, но не было бы ничего удивительного, если бы в их воротах мяч побывал еще два-три раза. На высокой ноте атакующего порыва «Спартак» и заканчивает матч.
Победа приятная не только результатом, но и уровнем игры и присутствием духа, проявленным нашими футболистами. Такие матчи и создают авторитет клубам. Если бы какая-то иностранная команда подобным образом проявила себя на нашем стадионе, не сомневаюсь, ее запомнили бы и долго ставили в пример. Поскольку любители футбола в своем восприятии игры во всем мире одинаковы, то можно быть уверенным, что 30 тысяч бельгийцев, присутствовавших на матче, не раз помянут добрым словом московский «Спартак».
Ну, а то, что «Спартак» не посчитался с нашими опасениями, которые мы испытывали до матча, то простим ему это. И нас он простит. Тем более что на горизонте еще более опасный соперник.
Комментарии: