УРОК ЗАДАН НА ВЕСНУ
ДО ИГРЫ
ЭСБЬЕРГ - небольшой городок (70 тыс. жителей), «Эсбьерг» - небольшой клуб. И дорога для спартаковцев, направлявшихся на ответный матч, затянулась изрядно. Покинув Москву в 9 утра во вторник, они прибыли к месту встречи только спустя восемь часов. Перемен в погоде никаких не ощущалось, разве что здесь, на западной стороне Ютландии, те же минус 2 переносились резче из-за пронзительного ветра.
В канун матча хозяева на стадионе не появлялись, а спартаковцы до игры провели две тренировки: одну поздно вечером и другую утром на следующий день.
Стадион здесь уютный, тысяч на 18, с отличным полем. Из-за усилившегося похолодания москвичи вынуждены были проводить занятия в утепленной форме. Любопытно, что на стадион, как и из аэропорта, игроки добирались на такси. У «Эсбьерга» своего автобуса нет. Тот, что клуб взял в аренду, так и не прибыл. Впрочем, как признался представитель клуба X. Стефенсен, такси дешевле.
Заглянул посмотреть на тренировку спартаковцев и тренер Кристенсен. Мы уже, правда, познакомились с его интервью в центральной газете «Актуэльт», где он обещал если не реванш, то хотя бы минимальную победу.
- Для такой команды, как наша, - сказал мне Кристенсен, - едва ли не самым решающим является возможность в первом матче играть с таким клубом, как «Спартак», на своем поле. Тогда гарантировано максимальное число зрителей при любой погоде. Теперь все знают, что в Москве мы проиграли 0:3. Холодная погода вместе с таким результатом отпугнет многих.
Кстати, в этом таятся причины отказа проводить телетрансляцию матча и сложности с организацией даже радиорепортажа.
Если спартаковцы все две недели после матча в Москве были заняты в чемпионате, то «Эсбьерг» выходил на поле лишь раз. Дома он обыграл «Фрем» - 3:0 и переместился с десятого на девятое место. «Кто отличился?», - спросил я - «Хеннинг Нильсен, кому же еще». - «А второй гол?». - «Тоже Хеннинг». Всю последнюю неделю клуб не играл в связи с подготовкой сборной Дании к отборочному матчу чемпионата мира. «Эсбьерг» в Риме был представлен двумя - вратарем Кьером, получившим, кстати, там легкую травму, и полузащитником Бертельсоном. Другой сильнейший хавбек датчан, Лауритсен, был занят переговорами с «Валенсией». Итоги своей поездки в Испанию Джони Лауритсен изложил так: «Контракт, который мне предложила «Валенсия», не дает необходимой свободы распоряжаться своим будущим. Я молод и не должен цепляться за первый подвернувшийся шанс».
Все датские газеты, отметив, что Лауритсен пока остается, посвятили немало места матчу со «Спартаком». Ситуация оценивалась реально, но надежда теплилась. Суть интервью с Иверсеном, Кьером, Петерсеном сводилась к тому, что «если удастся быстро забить первый ответный гол, то...».
Разных «если» в газетных материалах хватало. Самих спартаковцев никто до матча из журналистов не беспокоил. Все они находились далеко от этого города и должны были прибыть к моменту встречи. В нашей команде из 17 футболистов в день матча не мог выйти тта поле из-за травмы лишь Мирзоян.
ИГРА
Тактика ответных матчей в европейских Кубках всегда диктуется результатом первой встречи. Затем - местом, где проходит матч. А уж потом всем остальным.
В первом тайме игра во многом напоминала московскую встречу. Просто невозможно было предположить, как развернутся события после перерыва. «Спартак» играл, как говорится, в свою игру. В атаке на передней линии постоянно курсировали Ярцев, Сидоров и Гаврилов, поддерживали их Черенков, Гесс и Шавло, и уже в самом начале дважды Сидоров и раз Ярцев могли открыть счет.
«Эсбьерг», однако, выглядел отнюдь не таким смиренным, как в Москве. Спортивное честолюбие подстегивало датских футболистов. Вот тут-то и стало ясно, что Нильсен действительно острый форвард, ибо он не раз переигрывал наших защитников, упрямо ш ел в борьбу за мяч. Тут, в Эсб ьерге, и выявилось, почему полузащитник Лауритсен столь высоко ценится экспертами. Он действительно стал организатором игры, менял все время направление атак, передачи его были точны. Правда, все это гости демонстрировали при некотором попустительстве спартаковцев. В связи с тем, что голевые моменты стали возникать у ворот Кьера сразу же, каждый думал, да и мы на трибуне тоже, что гол вот-вот состоится. А как ему было не состояться? Гаврилов выводит Ярцева один на один. Гесс бьет из чистой голевой ситуации. Черенков один, ему никто не мешает. Но удары получаются словно бы тренировочные. На стадионе тихо, публика в первом тайме практически не получила, за исключением двух-трех эпизодов, возможности громогласно поддержать своих.
Спокойно команды ушли на перерыв. Публика, однако, не расходилась. Именно в 15-минутном интервале на поле появился представительный датчанин в зеленой куртке с громадной красной тачкой, заполненной, как потом выяснилось, призами и сувенирами. В перерыве шла лотерея. Все выигравшие, их определяли по номеру места на трибуне, собрались в центре поля. Ведущий с микрофоном в руке начал дополнительный розыгрыш. Счастливчикам задавались веселые, остроумные вопросы. Например: «Вот там белая точка у ворот. На каком расстоянии она от линии - 9 метров или 11?». И ведущий указывал на отметку пенальти. Последовал ответ: «9 метров». Веселое оживление на трибунах. А победитель получил плед. Или еще вопрос: «Кто тренер «Эсбьерга»?». Снова хохот, шум, аплодисменты. В общем, публику оживили.
Но для поддержания хорошего настроения хозяева поля предложили во втором тайме и футбольные аргументы. Рокот перерос буквально в рев, когда с первых минут второго тайма «Эсбьерг» пошел в атаку. Опасный штрафной у наших ворот, и датчанин Лауритсен едва не забивает гол. В обороне советской команды проглядывают нотки самоуверенности. Никто не спешит, не торопится, все словно надеются друг на друга: «Это не мой мяч, играть следует партнеру». Вот в такой ситуации мяч и оказался в воротах «Спартака». Дасаев выбросил рукой мяч Черенкову. Тот, не оглядевшись, сделал передачу «в никуда». Никто из спартаковцев достать мяч не торопился, зато не терял времени Лауритсен, он догнал мяч и послал его под перекладину над Дасаевым. 1:0. Хозяева действуют энергично, свежо. «Спартак» тоже понял, что события начали разворачиваться не так, как следует, и несколько быстрее, чем в первом тайме, осуществлял свои атакующие ходы. Гол, однако, был психологическим стимулом для «Эсбьерга». И воодушевленных датчан уже трудно удержать. Следуют два опаснейших прострела у ворот москвичей. П. Мадсен бьет рядом с нижним углом. Еще удар Нильсена. Хидиятуллин получает предупреждение за грубый прием против Иверсена.
«Эсбьерг» рвется ко второму голу. Спартаковцы - к первому. Отличная возможность у Романцева: на 62-й минуте Ярцев вывел его один на один с вратарем. Кьер бросился вперед, и мяч после удара капитана спартаковцев попал в него. Неплохой удар нанес Калашников, затем угрожал воротам Самохин. А вот форварды, которые в первом тайме упустили столько верных ситуаций, на последнем рубеже действуют по-прежнему излишне расчетливо, стараясь наверняка обработать мяч, пробить, как говорится, без помех. С сожалением вспоминалось, что в первом тайме стопроцентные голевые ситуации были упущены Гессом, Черенковым, Шавло. Кстати, Шавло допускал необычно много для него брака в передачах, и немало атак было сорвано по его вине. Внешне выглядело так, словно партнеры не понимают Шавло. Он даст острый пас, а они ожидают стандартного решения. Но речь сейчас не об этом. В атаке не было новичков, все достаточно давно играют друг с другом. Речь о другом. Стараясь делать свои передачи точно и мягко. Шавло посылал мяч слишком слабо, и его легко перехватывали полузащитники датчан.
Второй гол был забит после острой схватки у ворот «Спартака», но схватки односторонней. Датчане успели сделать серию передач в штрафной, где им препятствовали нанести удар без помех, но непосредственно в борьбу за мяч никто из наших защитни ков вступать не торопился. Заверши лось же все это тем, что Пискер отправил мяч на дальнюю от Дасаева штангу. Мяч ударился в штангу, отскочил к Иверсену, и тот хлестко вогнал его с близкой дистанции в сетку. На поле возникает нервозность, порой в обороне нашей команды царит легкая паника. Время идет, собраться на активную концовку спартаковцам уже трудно, но они сумели все же мобилизовать все силы, чтобы удержать хотя бы этот, пусть и достаточный, но неприятный счет.
ПОСЛЕ ИГРЫ
Да, трудно было ожидать после первого тайма, что концовка встречи в Эсбьерге окажется такой. Вице-президент местного клуба X. Арнесон не скрывал своего удовлетворения. Еще бы, выиграли у «Спартака» после поражения 0:3! «Мне показалось, что в вашей обороне было, мало порядка, а потом возникла и паника», - сказал он мне. Это скорее констатация того, что мы видели. Ну, а если вести речь о причинах, о коротком анализе случившегося, то, на мой взгляд, дело заключается в следующем. Легким для «Спартака» получился первый тайм. Чересчур рано игроки поверили в то, что 0:0 так и останется до конца, а возможно, им удастся и гол забить, ведь столько было моментов. Если перечислить только чистые выходы один на один, то таких ситуаций у Ярцева было две, по одной не использовали Черенков и Гесс. Но спокойствие породило равнодушие, отсюда ошибки в передачах. Очередные неиспользованные моменты. И все это создало почву для последующей нервозности.
Все вместе взятое отрицательно подействовало и на технический потенциал спартаковцев, на исполнение паса, на быстроту решений, энергичность в единоборствах. Все это не ново. Это старая болезнь наших футболистов в ответных матчах на чужих полях в европейских Кубках. Но мне казалось, что «Спартак», все игроки которого впервые выступают в турнире такого ранга, этим вирусом не заражен. Оказалось, что не так. Словом, как говорится в таких случаях, - урок на будущее. Правда, прежде такого будущего, как правило, у наших команд не оказывалось, они выбывали из турнира. Здесь будущее у «Спартака» сохранилось. В январе жеребьевка назовет его очередного соперника, а в марте предстоят два матча с тем будущим неизвестным.
Комментарии: