В среду в гостях у «Советского спорта» побывал главный тренер красно-белых Валерий Карпин, который во время видеоонлайн-конференции ответил на вопросы пользователей SOVSPORT.RU.
ОБ ИГРЕ
Белый Стерх: – На ваш взгляд, каких компонентов не хватает команде для более стабильной игры?
– Самого главного – стабильного состава. Не буду напоминать о нашем весеннем травматизме, но и последние пять игр не удалось провести одним составом. Вот и сейчас выбыл из-за дисквалификации Пареха… Когда постоянно происходит ротация и затыкание дыр, над чем тогда можно работать?
Vicenza: – А где стеночки, где же милые спартаковским болельщикам кружева на поле, игра в одно касание и другие фишки романцевского «Спартака», где вообще комбинационный футбол? Устали ждать…
– Нам всего этого и хочется. Но вопрос ведь философский. Вот прозвучало – романцевский «Спартак», и потому предлагаю вспомнить историю. Олег Иванович пришел в бесковский «Спартак», где были те самые кружева и «стеночки». Там футболисты не менялись годами. Олег Иванович продолжил линию. Могу вспомнить свою историю – в 90‑м году пришел в «Спартак» и попал в команду, где из 18 футболистов лишь двое-трое не умели играть в спартаковский футбол. Я в том числе. Остальные все умели. Им ничего не надо было рассказывать, объяснять. Эти 16 футболистов знали, как надо играть, а те самые двое-трое либо начинали понимать, либо уходили. Так вот, играть так «Спартак» закончил в 2002–2003 году. На восемь-девять лет это пропало. Да, игроки приходили и уходили. А вот прежней философии не стало.
– Что делать, дабы ее восстановить?
– Нужны люди, которые бы играли вместе не один год. Желательно, чтобы эта философия прививалась еще со школы, а потом сформировавшийся костяк стал костяком главной команды. Сказать, что это вернется завтра или послезавтра, не могу.
– Сколько ждать? Год, два, три?
– Срок не могу назвать. Хотя бы потому, что в профессиональном футболе нельзя говорить о том, что вот эта команда просуществует, скажем, в течение трех лет. Стабильность, которая была в советское время, не вернуть. Те, кто был нужен под определенную философию, приходили – и не уходили. Но вектор развития обязательно нужен. И он есть, он выстроен с низов, то есть с академии, с 10‑летнего возраста. Наш капитан Сергей Паршивлюк – это как раз тот футболист, который любит и умеет играть в спартаковский футбол.
Лось Бульвинкль: – Кто научил Кирилла Комбарова при атаке соперника бросать своего игрока с фланга и бежать в центр, на помощь центральному защитнику? Так был пропущен гол в матче с «Зенитом». У нас в ДЮСШ в свое время за такое к составу на пару игр не допускали. Может, мировые тенденции в футболе?
– Ничего не поменялось, все правильно сказано. Вопрос надо задать Кириллу Комбарову.
Soul1983: – Кто-нибудь из крайних защитников (Макеев, Паршивлюк или Комбаров) способен сыграть бровочника, как Анюков?
– Думаю, способны все трое. А на данный момент, думаю, Дима Комбаров как минимум не хуже Анюкова.
Genry Bobrin: – Приобрели Пареху с Рохо и Сухи. От эпохи Штранцля – Иранека они не сдвинулись в лучшую сторону. А смысл тратить деньги тогда на оборонцев, если не спартаковская это линия! Давайте сформируем антилимитную оборону: Паршивлюк и Макеев по краям, а в центре будем использовать Чежия, Брызгалова и Шешукова. Да и Фадеева можно уже к основе подводить.
– Отвечу вопросом на вопрос. Какое место мы при таком варианте состава займем?
Kocou: – Мне очень нравится, как себя показывает Макеев. Есть ли в планах привлекать центральных защитников из собственной академии? И есть ли футболисты, которые могут перейти в основной состав «Спартака»?
– Какая еще из команд, кроме «Спартака», за последние три года получила такое количество молодых футболистов? Это ведь не только совсем юные Брызгалов и Козлов, но и те, кто постарше: Паршивлюк, Макеев уже стали основными игроками «Спартака». Но молодости не хватает стабильности. Она может появиться только с опытом.
Шдщ: – По потенциалу на сегодняшний день «Спартак» – самая перспективная команда. Ведь в «Зените», ЦСКА, «Динамо» всем лидерам уже за 30.
– Согласен. И кстати, раз уж затронули ЦСКА и «Зенит», то думаю, что года через два-три лимит на легионеров отменят.
– Почему?
– Русские игроки, которые тянут команды, через два-три года будут старенькими. А новых нет. И тогда некому будет выигрывать. Тогда «Зенит» отменит лимит.
Спартак-86: – Что мешает заиграть в основном составе таким талантливым ребятам, как Махмудов и Жано?
– Возраст мешает. Ребятам всего по 18–19 лет. Единицам дано в таком возрасте играть за команды, которые борются за первые места. А вот в командах, которые попроще, где нет таких задач, легче. Пример – Паша Яковлев. Давление, которое оказывается на молодых с моей стороны, со стороны болельщиков, журналистов, товарищей по команде, выдержать нелегко. Если взять «Барсу», то ее нынешние лидеры Хави и Иньеста заиграли в основном составе в 23 года.
О ПЕРСОНАЛИЯХ И ФИЛОСОФИИ
Чезаре: – Какова сейчас роль Романцева в команде и как он общается с Тихоновым-тренером?
– С Тихоновым-тренером он общается так же, как и с игроком. Олег Иванович приезжает в команду, был и перед матчем с «Зенитом». Обсуждаем с ним и состав на игру, и в тренировочном процессе какие-то вещи, и психологию футболистов.
Pomor-91: – 35 лет болею за «Спартак», поэтому имею право задать главный вопрос (не сомневаюсь, что его уберут): руководство клуба в лице его владельца и в вашем заинтересовано в том, чтобы команда хоть что-нибудь и когда-нибудь выиграла? Или политика муссирования околофутбольных скандалов, призванная скрыть нежелание и непрофессионализм руководства, будет продолжена?
– Если руководство тратит только на трансферные кампании по 30–40 миллионов – уже это говорит само за себя. Не было бы задач и желания выигрывать, мы не тратили бы такие деньги. Мы тратили бы 10–15 миллионов для поддержания штанов.
Dimassf: – Почему в «Спартаке» не раскрываются русские футболисты, не прогрессируют дальше, как, например, в «Зените» Зырянов, Широков, Файзуллин?
– А Комбаровы, Макеев, Паршивлюк, Брызгалов и появившийся Дзюба – они не прогрессируют? Они пока не доросли до сборной, как Зырянов и Широков, которым по 30 лет, но которые заиграли в 26–28. Они разве появились в «Зените» и заиграли там в 18–19 лет? Где еще, кроме «Спартака», играет столько молодых россиян?
Olhovik: – Скажите, что с Саенко, почему он больше не играет в «Спартаке»?
– В «Спартаке» он не играет довольно давно. Знаю, что он жив, здоров, но больше ничего не могу сказать.
Тони Твист: – Нынешний «Спартак» явно уступает уровню «Спартака» времен Романцева 1992–2001. Я помню и ваш первый матч за «Спартак». Вопрос: можно ведь пожертвовать двумя сезонами и создать команду из своих воспитанников. Тем более есть старожилы: Дзюба, Паршивлюк.
– Вот ведь – в 21–22 уже старожилы! Но ребята еще будут ошибаться и ошибаться, им еще расти и расти, набираться опыта. А мы считаем, что уже старожилы – вот самая главная проблема.
Karp-1948: – Валерий, работайте и дальше на благо клуба. А просьба у меня одна: наведите порядок среди игроков – их дело играть, а не указывать судье, что тому делать. Проступки Рохо, Парехи и Веллитона – желтые карточки – ни в какие ворота не лезут, все игроки должны действовать в интересах команды.
– Согласен полностью. Наказаны уже все. Наказываем. Кого – долларом, кого – евро.
Серега39: – Что кричал Веллитон после гола в ворота «Зенита»?
– Если переводить на русский, это был мат. Такую «радость» можно понять: ведь бразилец сыграл первый раз после дисквалификации.
Дрэд: – Есть ли желание у Тихонова выйти на поле в качестве игрока?
– Сейчас уже нет. Мы заявили Андрея в качестве тренера.
FCSS: – Не стоит ли, на ваш взгляд, изменить систему лимита на легионеров: вносить в заявку на сезон 8–10 легионеров, не лимитируя их количество на поле?
– Больная тема. Тот лимит, который сейчас действует, ни к чему хорошему для нашей сборной – а ведь это делается именно в ее интересах – не приведет. Хорошие футболисты должны пройти естественный отбор. Вот перед «Зенитом» приезжал Олег Иванович (Романцев. – Прим.ред.). Смотрим вероятный состав: Дикань, Комбаров, Макеев… Так, еще русские игроки нужны. Он спрашивает: «А теперь так состав надо определять?» То есть ты не лучших определяешь, а просто надо выбрать пять русских позиций, а потом уже остальное заполнять. Он был в шоке. То есть сначала набираешь русских, а потом – лучших.
А предложенный читателем вариант лучше, чем тот, что есть сейчас (формула «6 иностранцев + 5 россиян». – Прим. ред.). Как объяснить хорошему иностранцу лимит? Он ведь понимает, что лучше работает на тренировках, в игре лучше… Объяснить можно, но мотивация пропадает. А русский говорит: а чего мне тренироваться? Я все равно играть буду. Мне они это не говорят, но знаю, что так думают. Они говорят своим друзьям, но я знаю. Ну не буду в «Спартаке» играть, поеду в Томск, к примеру. Русские же везде нужны… надо заканчивать с лимитом. Приведу пример «Барсы». Когда я играл в Испании, в «Барсе» на поле выходил один испанец – Пуйоль – остальные иностранцы. Но, конкурируя с легионерами, выросло поколение Хави и Иньесты.
FCCS: – Как вы относитесь к выставлению оценок игрокам за игру на основе подсчета ТТД и есть ли в этой системе смысл? Есть ли какая-то система оценок полезности игроков в «Спартаке»?
– По поводу ТТД. В «Спартаке» это было при Константине Ивановиче Бескове. При Олеге Ивановиче не было уже такого. Он отказался, потому что, к примеру, технико-тактические действия защитников, особенно центральных, были хорошими, но они пасовали друг другу поперек поля. И кичились этим. А, условно, Веллитон вышел на поле, коснулся за всю игру три раза мяча, но забил гол. Мне же больше нравится система, которая выдает все цифры по пробегу игроков в динамике, чтобы сравнивать.
Ola: – Не кажется ли вам, что «Спартак» в нынешних политических и экономических условиях обречен быть максимум третьем? Ибо по админресурсу с «Зенитом» и ЦСКА вы не сможете соперничать, то же самое по деньгам. Уж не говорю про «Анжи». Что делать?
– Тренироваться. Играть и выигрывать только на поле тяжело. Но одни деньги в футбол все равно не играют. Верю, что при правильной работе никакой админресурс, никакие деньги не помогут. Или наоборот.
Nick-white: – Вы сказали, что засмеялись, когда Малафеев упал после столкновения с Веллитоном. Вы считаете, что он симулировал?
– Не считаю, я знаю. На любом повторе это видно. Все тренеры засмеялись. Человек выбивает мяч, по инерции нога у него уходит, он бьет Веллитона в щиток. Смешно.
– На ваш взгляд, Брызгалов может подняться до уровня хотя бы Игнашевича?
– А у кого из российских футболистов уровень выше Игнашевича? Дай бог, чтобы Брызгалов до него поднялся. У Брызгалова есть большой потенциал, он показывает его, когда играет. К большому сожалению, есть проблемы со здоровьем – колени не совсем хорошие, травмоопасный игрок. Если не будет травмироваться, может стать футболистом сборной.
Lyuseks: – Со следующего сезона Андрей Дикань будет считаться легионером. Получается, что его постигнет участь Плетикосы? Со следующего чемпионата игрок, который имеет русский паспорт, но выступает за другую сборную, будет считаться легионером.
– А если он откажется от сборной? Не знаю, откажется он или нет, просто допускаю такой вариант.
Белый Стерх: – Создается впечатление, что у Артема Дзюбы наступил спад, особенно это было заметно в воскресенье с трибун.
– У всех игроков наступают спады. Не может ни один футболист в мире сыграть ровно на протяжении восьми месяцев. Это нормально.
О ТРАНСФЕРАХ
Cgfhnfxjr111: – Будет ли «Спартак» зимой избавляться от валидольных игроков: Рохо, Родри, Махмудова?
– От Махмудова – нет. По Рохо и Родри посмотрим.
– Купит ли клуб кого-то из перечисленных российских игроков: Колодин, Торбинский, Павлюченко, Семшов, Рязанцев, Смолов?
– Возможно. Зависит от того, сколько попросят. В футболе все возможно.
– Когда клуб усилится топовым центральным полузащитником? Ведь не секрет, что в команде нет классного распасовщика. Вспомните свою игру, рядом с вами всегда играли сильные центры!
– Сейчас этим и занимаемся. Летом на место центрального полузащитника пришел Де Зеув. Сильный игрок, доказывает это: в четырех последних играх два мяча забил, отдал два голевых паса. А усиливаться еще будем.
Хорекин: – Когда к нам Фалькао приедет?
– Если дадим ему миллионов 20, так же как и Это`О, тогда, возможно, приедет. Но мы не готовы давать 20 миллионов в год никому из игроков.
– Сохраняется ли вероятность продажи в «Вольфсбург» Веллитона?
– Мы как не хотели отдавать Веллитона раньше, так и не хотим сейчас.
Olhovik: – Какой в вашу бытность гендиректором самый удачный трансфер, а какой неудачный?
– Первый трансфер – Кариока, а последний пока – Эменике. А какой лучший или худший, покажет только время. А вот трансфер, на который возлагал большие надежды, но не сбылось, назову сейчас. Игрок не смог себя реализовать, и думаю, что не по своей вине. Никола Дринчич, если бы не травмировался на сборах, принес бы большую пользу.
Возвращаясь к вопросу, по футбольным качествам ни одного игрока не привезли, который бы не подходил или был ниже уровня «Спартака».
Валера, мы с тобой: – Хотели бы вы вернуть Павлюченко?
– Да, в том году хотели вернуть.
– И хотите ли в будущем?
– Об этом будем думать в декабре.
– Правда ли, что есть интерес к защитнику «Порту» Отаменди и «Спартак» предлагает за него 10 миллионов евро плюс Рохо и Сухи?
– Полный бред. Интереса к Отаменди нет.
Vetal SM: – Ведутся ли поиски нового Алекса?
– Чтобы искать игроков на ту или иную позицию, давайте найдем сначала пять русских.
ОБ ИНФРАСТРУКТУРЕ
Andreich271284: – Проясните ситуацию со «Спартак»-ТВ, почему не удается запустить телеканал и каковы сроки его запуска? /
– Рассматриваем сейчас более глобальный проект, не через интернет-линию, а полноценный телевизионный канал. Это громадные инвестиции, потому пока и не запускаемся. Проект в стадии подготовки.
Джа: – Не дайте Федуну постелить искусственный газон на нашем новом стадионе!
– Была такая мысль – положить синтетику. Но на 80 процентов, думаю, постелим натуральный. Многое зависит от приживаемости газона и от природных факторов: солнца, ветра… Очень много воды в грунте.
О ЛИЧНОМ
Парфенова Анна: – Не могли бы вы вспомнить самые счастливые моменты в своей жизни?
– Рождение детей. У меня две дочери.
Альба: – Какая у вас мечта?
– В российском футболе для начала занять первое место в чемпионате.
– Как вы заботитесь о своем здоровье? Про бешеный ритм и отсутствие выходных в году и говорить не стоит, у меня больше всего беспокойства – постоянные сигареты и кофе. Замените кофе хотя бы цикорием?
– Не думаю, что я пью очень много кофе. Это как раз с утра на завтрак и, возможно, перед тренировками. Тем более кофе растворимый и не очень вредный.
Стив: – Какие испытали эмоции, когда впервые надели игровую футболку московского «Спартака»?
– Какие эмоции могут быть у мальчика, приехавшего из Воронежа, из Эстонии? Первый раз вышел на поле в Ереване в матче с «Араратом» – на замену, за пять минут до конца… Если честно, эту пятиминутку не помню: ни как играл, ни что делал на поле…
Olhovik: – Не хотите ли запатентовать за собой устойчивые выражения «Валера – верим», «Ну и?» Хорошо будет продаваться…
– Если команда нормально играет, то да, это может хорошо продаваться. А если нет, то вообще продаваться не будет.
Обер: – Случись вам тренировать «Зенит», кого бы вы взяли с собой в Питер из нынешнего «Спартака» и вместо кого?
– Не могу себе это представить.
– Справляетесь ли вы с двумя непростыми должностями. Или какая-то приносится в жертву?
– В жертву приносится здоровье.
Комментарии: