Моцарт: «Спартак» слишком много атакует»
– Как ты – бразилец, чувствуешь себя в России?
– Хорошо, просто отлично. Сначала чувствовал себя немного скованно. Теперь же я вполне освоился, нашел приличную компанию. Так что, сейчас я всем доволен.
– Как тебе Москва?
– Я был приятно поражен, когда впервые приехал в Москву. Я думал, что этот город будет сильно отличаться от Европы или Бразилии. Однако я хочу сказать, что прекрасно ощущаю себя здесь. Москва – действительно очень интересный и гостеприимный город.
– Как твоя семья пережила такой большой переезд?
– Должен сказать, что и жена, и моя дочь прекрасно чувствуют себя здесь. Дочка ходит в английскую школу…Нет, нам просто не на что жаловаться. Мы дружим с нашими соотечественниками, которые играют в ЦСКА и «Локомотиве». По выходным просто устраиваем маленькую Бразилию: жарим мясо на гриле, танцуем самбу. Нас шестеро, и мы поддерживаем друг друга вдали от родины.
– Наверное, вам не хватает только морского побережья в Рио?
– Это правда. Я живу рядом с Москвой-рекой. Но вода там не настолько чистая, чтобы купаться. И потом, здесь просто холодно…
– Как же вам бразильцам удается выжить при таком климате?
– Да, мне тоскливо без такой погоды, как в Италии или Бразилии. Но к этому тоже можно приспособиться. Тем более, что зимой мы здесь обычно не бываем. И это хорошо, потому что здесь становится слишком холодно. Правда, однажды мы играли в Сибири в матче на Кубок России. Вот там действительно было холодно, по-моему, даже 26 градусов мороза.
– Ты действительно играл при такой температуре?
– Честно, я не хотел выходить из раздевалки, после того, как увидел заиндевевшее поле. И хотел прикинуться больным или придумать еще что-нибудь в этом роде. Конечно, я вышел на поле, но эти 90 минут были длиннее, чем вся моя жизнь.
– Кроме бразильцев, ты общаешься с товарищами по команде?
– Самая большая проблема для меня здесь – это язык общения. Здесь действительно большая неразбериха. Я уже почти все понимаю, но говорю пока не очень.
Со мной в «Спартаке» играет мой бывший одноклубник по «Реджине» – Мартин Йиранек. С ним мы говорим по-итальянски. Однако, вне поля мы мало видимся. Он больше проводит время со своими соотечественниками. Вообще, я мало общаюсь с русскими.
– Как же вы понимаете друг друга на тренировках?
– Клуб предоставил нам двух переводчиков. Один помогает главному тренеру, а другой работает больше в офисе команды.
С ним мы решаем все бюрократические вопросы. Так что в этом вопросе у нас нет никаких претензий или жалоб.
- Как вообще ты оказался в «Спартаке»?
– Да все как обычно. Помню, кто-то предупредил меня об интересе русских. Им послали какие-то записи, и я вроде понравился. Но самым важным был просмотр во время матча «Юве» – «Реджина». Мы проиграли 0:1, но я сыграл хорошо. После этого «Спартак» провел переговоры с «Реджиной», и клубы договорились.
– Трудно было решиться на переезд?
– Вообще-то да. Я до последнего момента надеялся остаться в Италии. Я хотел играть в команде, которая ставит перед собой высокие цели. Я думал, если уж и покидать «Реджину», то только ради большого клуба. Что-то говорили о «Ювентусе», но конкретного предложения мне не было сделано. Реальное предложение пришло только из «Спартака», и я решил его принять.
– Ну и как, ты доволен своим выбором? Сейчас бы ты также поступил?
– Да, я доволен. Если ты намекаешь, что я должен раскаиваться, то это не так. Я смог сыграть в Лиге чемпионов. Более того, русский чемпионат очень высокого уровня: здесь играют очень красиво. Конечно, его нельзя сравнивать с итальянским первенством. Разница есть в уровне подготовки игроков, но она не так уж огромна. К тому же здесь не такой закрытый футбол. Здесь все атакуют. Главная задача – забить, а не пропустить.
– То есть футбол в России ближе к бразильскому, чем итальянскому?
– Да, в Бразилии тоже ставят упор на атаку. Но здесь в России, мне кажется, с этим даже перебарщивают. Иногда мой клуб атакует пятью или даже шестью футболистами. Бывает, что оба моих центральных защитника идут вперед, а я остаюсь единственным игроком в защите.
– Можешь ли сказать, что тебе дал русский футбол?
– Ну с тактической точки зрения я здесь ничего не почерпнул. Возможно, я прибавил в технике. У нас на тренировках много времени уделяется работе с мячом и технике паса. С этой точки зрения, мне кажется, я прибавил.
– Сейчас много говорится о том, что русский футбол набирает силу. Твое мнение, в чем больше виден прогресс, в финансовом или спортивном плане?
– Я думаю, прогресс виден со всех сторон. Когда я приехал, уровень футбола уже был довольно высоким, а с тех пор он только рос. Наши болельщики очень верные и доброжелательные. На каждый матч «Спартака» приходят около 30 тыс. человек, а на дерби с ЦСКА вообще собралось 50-60 тыс. Наши тиффози болеют очень красиво и страстно. У других команд несколько более сдержанно. На матчи «Спартака» с ЦСКА, «Локомотивом» и «Зенитом» особенно настраиваются.
– Какие самые сильные команды в чемпионате России?
– Со спортивной точки зрения в последние годы хорошо выглядит ЦСКА. Он выиграл последние два чемпионата и хорошо играл в Европе. В начале этого сезона мы выглядели получше, но сезон еще продолжается. Есть еще также «Локомотив», который выглядит неплохо. Но и другие команды прибавляют и делают первенство еще более увлекательным.
– А как состояние клубов? Здесь говорится, что у них много долгов.
– Правда? Я этого не заметил. По крайней мере у нас нет никаких проблем. Хозяин «Спартака», нефтяной предприниматель, очень богатый человек, у него есть бизнес во всей Восточной Европе. Более того, лучшие клубы в России тоже живут нормально. Возможно, есть проблемы у маленьких команд, но я об этом не знаю. Вообще конечно, за пределами Москвы жизнь заметно отличается. В Москве все прекрасно, но когда ты едешь на выездной матч, возникают небольшие проблемы. Стадионы, гостиницы, все бывает иногда очень старым. Тут просто дело привычки. Мне повезло, что половина команд премьер-лиги – из Москвы.
– А как местная пресса. Такая же дотошная, как и в Италии?
– Ну, я этого не знаю. Самое приятное в незнании языка – это то, что ты не видишь, когда о тебе плохо пишут. Это положительная сторона. А отрицательная – то, что ты не видишь хвалебные отзывы. Так что тебе приходится оценивать себя самому.
– Какие русские или иностранные игроки могли бы сыграть в чемпионате Италии?
– У нас есть очень интересный нападающий. Его зовут Павлюченко, он кстати играл против «Интера» на «Сан-Сиро» в Лиге. В ЦСКА выделяются бразильцы, очень приличные игроки. Думаю, что они спокойно могут выступать в серии А. Особенно, отметил бы Вагнера Лава.
– Можно ожидать твоего возвращения в Италию?
– В конце сезона истекает мой контракт и будет видно. Сейчас я думаю о том, чтобы хорошо сыграть в «Спартаке».
– Ты будешь рассматривать предложения этим летом?
– Конечно, я был бы не прочь вернуться в Италию. Но я не знаю, возможно ли это. Все-таки «Спартак» серьезно вложился в меня и в мой трансфер. К тому же, я не так уж и молод. Во всяком случае, в конце года я смогу выбрать самостоятельно себе клуб.
– Говорят, что тобой интересуются «Рома» и «Фиорентина»?
– О, это было бы пределом мечтаний.
Комментарии: