Валерий Карпин: Это Адвокат играет в прятки
После матча в Грозном с «Тереком» (проигранного со счетом 0:2) наставник красно-белых дал интервью «Советскому спорту». Речь шла о ситуации и в «Спартаке», и в российском футболе.
«ГРОЗНЫЙ – ЭТО РОССИЙСКИЙ БИЛЬБАО»
– После двух подряд побед «Спартак» проиграл. По делу, как считаете?
– Конечно, потому что мы не смогли реализовать свои моменты, а соперник это сделал. Причем повторяется одна и та же картина – у наших ворот ведь не возникает большого количества голевых моментов, но мы вновь пропускаем два мяча.
– С чем, на ваш взгляд, это связано? С индивидуальными ошибками защитников, нефартом?
– Ошибки повторяются из раза в раз. В Грозном пропустили после длинной передачи на фланг и паса в штрафную, а также после стандарта. Идет пас за спину защитникам, они не успевают – забивается гол.
– Можно ли научить защитников успевать в команде мастеров или это вопрос к ДЮСШ?
– Можно и научить, но ведь одно дело, когда на наши ворота вываливаются по 3–4 атакующих игрока соперника, и совсем другое – когда идет метров на 50–60 пас за спину защитнику и он не успевает… Это детские ошибки, которые разбираются в младших группах детско-юношеской школы.
– Обычный рефрен перед матчем в столице Чечни – в Грозном играть тяжело. Что под этим подразумеваете вы?
– Давление трибун на арбитра, на команду соперника. Но Безбородов для игры в Грозном судил нормально. И давление трибун – это нормально. В любой стране есть регионы, где играть тяжело. Грозный, если переводить на Испанию, – это условный Бильбао, где с «Атлетиком» всегда играть трудно.
Ну и, конечно, нельзя промолчать о том, что матч начинался в четыре часа дня при температуре далеко за 30 градусов. А когда солнце бьет в голову, то и все 40. Приняли же недавно решение – когда так жарко, начинать матчи позже. Непонятно, почему сейчас решили играть в зной – может, потому, что в Москве стало прохладней? Но одно дело Москва, другое – юг страны, где по-прежнему стоит жара.
Хотел бы посмотреть на тех людей, кто назначает матч на такое время, после того, как они просто постоят два часа на солнце в Грозном. Просто постоят, даже не бегают…
– Об этом говорится уже давно, но четкого решения все равно нет. Вот сейчас начинаются переговоры с телевидением на будущий год – будете настаивать на том, чтобы матчи…
– …не назначались на два часа дня? Конечно, буду.
«У ПРОПУЩЕННЫХ ГОЛОВ ЕСТЬ КОНКРЕТНЫЕ ВИНОВНИКИ»
– Вернемся к матчу в Грозном. Согласны с такой точкой зрения – матч в Грозном выиграл вратарь «Терека» Годзюр?
– Уже говорил сразу после матча и повторю сейчас – в играх с нами вратари соперника становятся лучшими футболистами: Амельченко из «Ростова», Рыжиков из «Рубина», Лобос из «Крыльев», теперь Годзюр. Это уже тенденция.
С одной стороны, это говорит о не лучшей реализации моментов футболистами «Спартака», с другой – о том, что моменты мы создаем и у вратарей соперника много работы. Плохо, что мы не забили, хорошо, что много атакуем. И если абстрагироваться от счета в Грозном, можно сказать, что наш вратарь не запомнился только потому, что и работы у наших ворот особенно не было.
– Но те, что были, привели к голам…
– Это и напрягает. Никогда не делю ответственность за пропущенные мячи между линиями – обороняется и атакует вся команда – но у голов, которые нам забивают в последних матчах, есть конкретные виновники, которые почему-то недорабатывают.
– В таких матчах, как в Грозном, многое решает желание, самоотдача, умение во что бы то ни стало не уступить, не сломаться под давлением соперника. Как считаете, проверку на «слабо» «Спартак» в Грозном выдержал?
– В целом – да.
– Поразило ваше спокойствие по ходу матча. Обычно вы более активны у бровки.
– Играли нормально, выполняли установку, моменты создавали. Такой уж острой необходимости в моем постоянном подсказе не видел.
– Впервые новички – защитник Пареха и вратарь Беленов – провели полный матч. Как оцените их игру?
– Понравилась уверенная игра Беленова на выходах, правильный подсказ. Особенно выделять, впрочем, его бы не стал, потому как и работы постоянной наш голкипер не имел. А Пареха сыграл уверенно в довольно непростых для себя условиях. В целом показал, почему его взяли в «Спартак».
– Когда будет готов играть Макгиди?
– Уже после игр сборной, в матче 20-го тура.
– Потенциальные новобранцы «Спартака» – Дикань и «Терека» – Джанаев не играли. Договоренность клубов?
– Нет. Просто решался вопрос о переходе, и пока все документы не были подписаны, оба не могли выйти на поле.
«МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ НУЖНО РВАТЬ ЗУБАМИ»
– Летняя трансферная кампания завершена. Как оцените ее итоги для «Спартака»?
– Нашу селекцию этим летом оценю как хорошую. Есть одна-две позиции, которые можно усилить, но это был бы уже, как говорится, хлеб не только с маслом, но и с икрой.
– А так получается хлеб с маслом?
– Да, если образно, то так.
– Российские клубы в целом потратили около 150 миллионов евро на новичков в летний дозаявочный период. По большей части средства были выделены на закупку легионеров. С чем это связываете?
– Не соглашусь, потому что есть и внутрироссийские переходы: Бухаров, Семак, Комбаровы, Медведев… А по поводу иностранцев мы уже не раз с вами говорили. Опять вернемся к вопросу о лимите на легионеров?
– Предлагаю продолжить тему, у вас наверняка есть новые аргументы, а у меня – новые вопросы.
– Клубы на этом этапе развития нашего футбола не могут усилиться россиянами, потому что их нет физически. Тех же, кто сумел дорасти до премьер-лиги, мы развращаем контрактами – потому что есть лимит на легионеров. Нам нужны не футболисты, а их паспорт, чтобы заполнить строчки протокола.
– Но ведь последние десять лет постоянно говорили о строительстве новых полей, внимании к детскому футболу. Где же эти молодые игроки?
– Поля – это еще не все. Нужны тренеры, которые будут работать с детьми. Есть много нюансов. Но вернемся к теме лимита – мы в условиях ограничений на количество легионеров начинаем создавать комнатный футбол. Сажаем молодых игроков в теплицу и пробуем их вырастить без какой бы то ни было конкуренции. В 18–19 лет люди понимают, что всего достигли. И перестают прогрессировать. И пропадают. Редкие сознательные экземпляры стремятся проводить каждую тренировку на жилах, выжимать из себя все, понимая при этом, что и так их обязаны ставить в состав.
– То есть в ближайшее десятилетие большого количества молодых талантливых игроков ждать не стоит?
– Немного не так мыслите. Во-первых, редко бывает, чтобы целое поколение больших талантов появилось в одно время и в одном месте. Во-вторых, большому таланту нужна конкурентоспособная среда. А у наших футболистов вообще нет трудностей в жизни – есть российский паспорт, будет, соответственно, хороший контракт и место в составе. Потому что так написано в регламенте!
Жизнь, футбол подразумевают борьбу за место под солнцем. Его, это место, нужно зубами рвать. А у наших футболистов просто нет такой привычки, в результате мы видим, к чему это приводит уже на взрослом уровне.
– Что имеете в виду?
– Недавние результаты наших команд в еврокубках. Если на каждой тренировке футболисты не бьются за свое место в составе, не конкурируют друг с другом, ничего хорошего ждать не приходится. Эта ситуация переносится и на сборную. Из раза в раз мы видим: когда в решающий момент надо совершить волевое усилие, этого не происходит – в Словакии, в Словении, в Израиле. Когда ответственность большая, нужно биться через не могу… А этого нет, потому что такие матчи – просто следствие нашего чемпионата, где мы пожинаем плоды лимита на легионеров.
«БОРЬБА С ДОГОВОРНЯКАМИ ПОГАСНЕТ»
– Дик Адвокат отреагировал на ваше интервью в «Советском спорте», заявив, что Карпин играет в прятки. Спор из разряда того, что первично – получение игроком гражданства или интерес главного тренера сборной?
– А спора никакого и нет. Разговор идет о простой вещи – нужен Веллитон сборной или нет? Если нужен, то эта заинтересованность может ускорить получение бразильцем российского паспорта. Спросили бы меня – нужен ли мне как тренеру сборной Месси? Нужен, конечно! Вопрос, повторюсь, конкретный – нужен ли Адвокату Веллитон? Он усилил бы сборную? Ответ хочется получить такой – да или нет.
– Пока ответа нет. Дик говорит, что сначала «Спартак» и игрок должны решить вопрос с паспортом.
– Так это и есть игра в прятки. То есть та ситуация, когда на конкретно поставленные вопросы ответа не получаем. При чем тут вообще паспорт? Хорошо, тогда давайте поставим вопрос так – будь у Веллитона паспорт, вы бы, Дик, пригласили его в команду? Только не надо говорить, что, мол, когда паспорт у Веллитона будет, тогда и отвечу.
– Поднимается очередная волна по поводу договорняков. Как думаете, чем она кончится?
– Как обычно, ничем. Волна, насколько понимаю, не первая. И чем она раньше заканчивалась?
– Ничем.
– Если раньше ничем, то почему сейчас должно быть по-другому?
– Как с этим обстоят дела в Испании? Обо что там подобные «волны» разбиваются?
– Приведу в пример не Испанию, а Италию. Мы в курсе, чем там закончилась «волна». Пострадали две далеко не самые слабые команды – «Ювентус» и «Милан».
– Судя по обилию сообщений о возможных вариантах трансфера Иранека, в «Спартаке» его карьера завершена?
– Скажу так – препятствовать его уходу мы не будем. Он заслуженный человек, много лет в команде, был капитаном.
– Как дела с трансфером Плетикосы в «Тоттенхэм»?
– Вот-вот будет оформлен переход, вратарь уходит в аренду, у англичан есть право выкупа трансфера.
Комментарии: