Юрий Никифоров. «Отговаривал Карпина тренировать «Спартак»
ЮРИЙ НИКИФОРОВ. Из неявных интриг скорого противостояния «Спартак» – ЦСКА – заочная дуэль двух друзей: главный тренер «Спартака» Валерий Карпин – против тренера ЦСКА Виктора Онопко. В начале 1990-х оба сделали себе имя выступлениями за красно-белых, потом не без успеха играли в Испании, а сегодня – уже тренерами – расположились по разные стороны враждующих баррикад.
Юрий Никифоров – еще один «спартаковский испанец» близко общается и с Карпиным, и с Онопко. Накануне дерби он рассказал «ССФ» об их крепкой мужской дружбе, но так и не смог выбрать, за кого будет больше переживать 1 августа – за Валеру или за Витю…
КАК КАРПИН «ПОЙМАЛ ЗВЕЗДУ»
– Юрий, вы – в Испании, друзья в России. С кем сегодня чаще общаетесь – с Карпиным или Онопко?
– С Витей. Мы с ним давным-давно дружим семьями. Онопко живут в Овьедо, в двадцати километрах от нас. Когда приезжаю в Москву по делам, могу переночевать у Вити.
С Валерой дружба не слабее, просто общаемся чуть реже. Когда я приезжаю в Москву, звоню ему, он всегда находит время для встречи. Обедаем или ужинаем в ресторане, разговариваем. После того как Карп вернулся в Россию, наша дружба не угасла. И меня это радует.
– Карпин со стороны иногда выглядит несколько заносчивым…
– Есть история на эту тему. Когда мы с Ильей Цымбаларем переходили из «Черноморца» в «Спартак», нам один коллега рассказал о Валерчике много «хорошего». Дескать, парень «поймал звезду», считает себя чуть ли не выше всех. Мы как раз ехали на поезде в Москву и слушали все эти рассказы. Приехали. Первая тренировка проходила в манеже – на дворе была зима. После занятия нас ждал клубный автобус. Мы с Илюхой зашли, переглянулись и сели на первые попавшиеся места. В принципе, мы знали, что за футболистами в автобусе обычно места закреплены. Но не будем же мы расспрашивать у ребят, какие кресла свободны?! Как вы уже, наверное, догадались, мы сели там, где обычно сидел Карпин. Он зашел в автобус, подошел к нам и строго спросил: «Я не понял, что это такое?!». Мы с Ильей снова переглянулись и молча пересели на другие места. Но про себя отметили, что, наверное, наш недавний рассказчик дал Валере справедливую оценку (смеется).
– И когда вы поменяли свое мнение о Карпине?
– Когда узнал его лучше. Поверьте, у Валеры нет никаких завихрений. Мы еще в «Спартаке» с ним крепко сдружились. А когда играли в Европе, дружба стала еще крепче. Сначала в Испанию подался Валерчик, затем Витя, после них – я. Пять лет подряд после окончания сезона мы семьями ездили отдыхать в Марбелью. Наши жены до сих пор дружат.
«В ПОЦЕЛУЕ АРМЕЙСКОЙ ЭМБЛЕМЫ НЕ ВИЖУ НИЧЕГО СТРАШНОГО»
– На первый взгляд, Онопко и Карпин по характеру – антиподы.
– Между ними действительно мало общего. Витя спокойный, Валерка более эмоциональный. Привык рубить правду-матку в глаза, и многим за это не нравится. Также скор на принятие решений. Если человек не тянет, Карпин не побоится его уволить – на такое не все способны. Онопко более сдержанный. Но если его из себя вывести, он тоже выскажет такое, что будь здоров. Впрочем, я сужу об этом по нашим совместным выступлениям на футбольном поле, а в жизни у меня ни с Валерой, ни с Витей не было ни одного конфликта. Для меня главное, что оба они – очень порядочные ребята.
– Знаю, что с Онопко до его отъезда в Россию вы часто играли в падел (микс тенниса и сквоша. – Прим. ред.). Карпин принимал участие в баталиях?
– Так он нас и научил этой игре! Пять лет назад мы отмечали Новый год у меня дома в Хихоне. Семьями приехали Онопко и Карпины – Валера тогда еще с супругой не разошелся. Карп привез ракетки для падела и предложил сходить в теннисный клуб, где были соответствующие площадки, чтобы научить нас этой игре. Объяснил правила – играют только два на два, а мячик нужно отбивать после того, как он отскочит от стены. Мне падел понравился. А Валера в придачу еще и ракетку свою оставил. Потом часто с Витей играли, пока он не вернулся работать в Россию.
– Онопко, когда его позвали в РФС, не предлагал вместе поработать в Москве?
– Разговор на эту тему был. Витя спросил, есть ли у меня такое желание. Я в ответ пошутил, что в РФС свои подводные течения, а я люблю говорить только правду. Дескать, долго там не проработаю, а вслед за мной и Онопко турнут из-за такого друга. Посмеялись с ним и больше к этой теме не возвращались.
– Вы ведь с Виктором планировали заняться совместным бизнесом?
– Были такие мысли. Хотели купить в Испании землю, построить на ней что-то. Около года ездили, выбирали участки. Но в итоге ничего не купили. А затем Вите пришло предложение из РФС. Мы встретились за неделю до его отъезда в Москву. Тогда он и сделал мне предложение, которое я не принял.
Думаю, что работа функционером была Вите не слишком по душе. Он пошел в РФС только потому, что хотел быть поближе к футболу. Уверен, что уже тогда тренерская стезя привлекала его намного сильнее, чем кресло чиновника. И в итоге он не прогадал – сейчас трудится в тренерском штабе армейцев.
– Вот именно – армейцев…
– А что в этом такого? Футболисты часто меняют клубы, причем иногда переходят в стан злейшего врага. Чем тренеры хуже?
– Да, но болельщики «Спартака» бурно отреагировали на решение Онопко поцеловать армейскую эмблему…
– Я абсолютно не вижу в этом проблемы. Когда разговаривал с ним по телефону, поддержал его. Витя наверняка мечтал тренировать «Спартак», как и большинство футболистов, выступавших за красно-белых. Но не будет же он ждать предложения от «Спартака» всю жизнь?! Появился вариант с ЦСКА, и мой друг его принял. Он искренне хочет приносить пользу армейцам. Так что ничего страшного в этом нет.
«ПРЕСС СЕЙЧАС НА КАРПИНА ИДЕТ СУМАСШЕДШИЙ!»
– Карпин советовался с вами, когда уезжал из Испании в «Спартак»?
– Валера – взрослый человек и все решения в своей жизни всегда принимает сам. Я помню, как года четыре назад мы в составе сборной России по пляжному футболу играли в Испании на международном турнире – Онопко, Ледяхов, Карпин, Попов, я… Тренером был Николай Писарев. После одной из игр хорошо сидели в баре, и Коля нам сказал, дескать, пора бы уже, ребята, возвращаться в Россию. Но это был просто разговор «под пиво», не более того. Валеру, насколько помню, он не впечатлил – у него был успешный бизнес в Испании, и возвращение в Москву на тот момент в его планы не входило. Предложение же из «Спартака» поступило только через пару лет. Предложение конкретное, очень привлекательное. Карпин согласился.
– А потом стал и тренером «Спартака»…
– Об этом я узнал, когда прошлой весной приехал в Москву по делам. Валера пригласил на игру. Сейчас даже не вспомню, с кем тогда «Спартак» встречался. Помню, что мы вместе выехали со стадиона, поехали в ресторан… Разговаривали про «Спартак». Валера сказал, что работа Лаудрупа вызывает нарекания и у него, и у клубных акционеров. Команда не играет, а мучается. В итоге заявил, что, скорее всего, сам возглавит «Спартак». Я его попытался отговорить. Сказал, что, по-моему, нет смысла брать на себя такой риск. Ведь, если команда повалится, он запросто может слететь. Причем с обоих постов. Но Валера возразил: раз он Лаудрупа приглашал, то ему и ответ держать. Через четыре тура Лаудрупа сняли. И Карпин стал его преемником.
– Сейчас позиции Карпина ненамного прочнее, чем у Лаудрупа тогда…
– Считаю, что в прошлом сезоне он сделал свое дело. Второе место для «Спартака» на том этапе – хороший результат. Не забывайте, что команда до сих пор переживает непростой период становления.
В этом сезоне, конечно, у «Спартака» не все гладко. Неудачно начали сезон, было несколько провальных игр, в турнирной таблице занимают не свое место. Пресс сейчас на Карпина идет сумасшедший! Когда после очередного тура открываю Интернет и вижу заголовки, касающиеся Валеры, статьи даже не читаю, потому что знаю, о чем в них пойдет речь.
Карпу сейчас очень непросто. Дай бог, чтобы он выкарабкался из этой ямы. Я очень не хочу, чтобы его уволили. Знаю, что он живет «Спартаком». Сначала проводит тренировку, затем едет в клуб решать другие вопросы. Поверьте, он делает все, чтобы «Спартак» вернулся на те позиции, которые занимал, когда Валера сам выступал за команду.
– То есть с Карпиным во время нечастых встреч обсуждаете футбольные вопросы?
– Со своими советами стараюсь не лезть. А так – да, куда же без футбола? Как-то, помню, Валера заговорил о трансферной политике. О лимите на легионеров. Посетовал, что нужно обязательно покупать российских футболистов, а их менеджеры, зная ситуацию, «душат» по контрактам. Дескать, словака, серба или бразильца при том же исполнительском мастерстве можно купить за гораздо меньшие деньги.
Карпин ратует за снятие лимита на иностранцев. И я его в этом вопросе поддерживаю. Не думаю, что сборная России от этого будет хуже играть. Далеко за примерами ходить не надо. Возьмите Испанию – все-таки действующие чемпионы мира и Европы. В основе мадридского «Атлетико» в последнем сезоне выходили всего двое испанцев. В «Реале» ситуация не намного лучше. Только в Бильбао одни баски бегают, но это в какой-то степени политическое решение.
– За кого будете болеть в предстоящем дерби «Спартак» – ЦСКА – за Карпина или за Онопко?
– Прежде всего за «Спартак» – в этом клубе я провел три чудесных года, и в России он для меня родной. Но если выиграет ЦСКА, разумеется, поздравлю Витю с победой. А вот звонить накануне игры ни тому, ни другому не буду. Ограничусь эсэмэсками. С идентичным текстом. Там будет только одно слово с восклицательным знаком: «Удачи!».
Комментарии: