Валерий Карпин: Почему бы футболу не присмотреться к опыту КХЛ?
«МАТЧ С «СИБИРЬЮ» БЫЛ БЫ НЕ ЛИШНИМ»
– Перерыв на полтора месяца «Спартаку» весьма кстати – после «жесткой посадки» во Владикавказе команде надо было перевести дух?
– Не совсем. Игру с «Сибирью» (матч 11-го тура перенесен из-за участия сибиряков в финале Кубка России. – Прим. ред.) желательно было бы провести в мае, а не в июле. Уверен, не перенесись наша игра 11-го тура, и во Владикавказе мы бы выглядели совсем иначе. И футбол, и результат могли оказаться совсем другими.
– Обычно ряд игроков, набирающих форму после травм, в отпуск не уходят, продолжая восстанавливаться. Есть ли таковые в «Спартаке»?
– Восстановление после травм продолжают Киреев, игрок молодежного состава, и Дринчич, который получил травму на сборе еще в январе. Шешукову сделали артроскопию колена. Оказалось, что все не так страшно. Он уже напредстоящих сборах начнет тренироваться в общей группе.
– Особое внимание в числе травмированных – Дринчичу. Как у него дела?
– Восстановление идет по плану. На днях предстоит последнее медобследование, после чего и станет понятно, когда Никола вернется к тренировкам с командой.
– Как вы отдохнули, удалось ли отключиться от футбола?
– Контролируете, как игроки проводят каникулы?
– Конечно. Футболисты получили набор упражнений, которые обязаны выполнять в отпуске. Кроме того, всем розданы пульсометры, по показаниям которых и определим, насколько добросовестно наши задания выполнялись.
– В прошлом году «Спартак» имел 17 очков после 11 туров. Сейчас 16 после 10. Результаты практически идентичные. Как оцените итоги первой половины чемпионата для «Спартака»?
– Если видим равнозначные друг другу результаты, то вряд ли нам стоит говорить о прогрессе.
– Чем довольны, что можете поставить себе в плюс?
– Ничего. Главный критерий, повторюсь, результат. Все определяет именно он.
– В чем видите свои ошибки, которых можно было бы избежать?
– Ошибки вижу, но разбирать их в прессе, думаю, не самое лучшее дело.
– Генеральный директор «Спартака» доволен главным тренером команды?
– Нет, конечно.
– Проводит ли генеральный директор беседы с главным тренером?
– Наверное, эта фраза и звучит красиво с точки зрения журналистики, – улыбается Карпин. – Но, думаю, если представить подобный разговор хотя бы теоретически, то это будет абсурдным и не совсем нормальным с психической точки зрения. Так что – нет, гендиректор с главным тренером не беседуют.
«СИЛЬНЫЙ ПРИЗНАЕТ СВОИ ОШИБКИ»
– Стал ли матч во Владикавказе, проигранный со счетом 2:5, для кого-то из футболистов рубежным? Не разуверились ли вы окончательно в способности кого-то выступать на требуемом уровне?
– Эмоциональное восприятие матча – это одно. Но важно смотреть на игру более спокойным взглядом, видя перспективу. Все-таки мы работаем с футболистами каждый день, и вряд ли один матч, пусть и завершившийся со счетом 2:5, способен что-то кардинально изменить с точки зрения оценки футболиста.
И до той игры мне было понятно, что футболисты из числа тех, что помоложе, не могут стабильно проводить все без исключения матчи. Очень вероятен срыв. Характерным примером, подтверждающим эту истину, является лондонский «Арсенал». Когда команда на ходу, молодежь тоже смотрится ярко. Но с ней тяжело рассчитывать на стабильные результаты и на победу на длительной дистанции.
– Ваше выражение после одной из игр на старте чемпионата: «Команде потребовалась чистка мозгов». Подобная мера после Владикавказа не требуется?
– Рано пока об этом говорить. Понятно станет после того, как команда выйдет из отпуска.
– После игры с «Аланией» вы извинились перед судьями за чересчур резкие высказывания в их адрес. Честно говоря, подумалось тогда, что вас заставили это сделать.
– Нет, ошибочное представление о той ситуации. Извинения на сайте – моя личная инициатива. В этом нет ничего постыдного. Если не прав, если кого-то обидел, надо попросить прощения. Слова о судьях тогда прозвучали чересчур жестко. Сильный человек должен признавать свои ошибки, только и всего.
«НОВИЧКИ? ВОЗМОЖНО ДВОЕ»
– На вопросы о трансферах вы обычно отвечаете односложно, предпочитая слухи не комментировать. Но болельщикам нужна информация именно от вас, а не появляющаяся в Интернете со ссылками на СМИ Европы. Поэтому предлагаю все же поговорить на кадровую тему.
– Хорошо. Но особого смысла разговор иметь не будет, поскольку ничего конкретного на сегодняшний день нет.
– Но у болельщиков появятся хотя бы темы для рассуждения в глухое для футбола отпускное время. Итак, ситуация с Плетикосой – хорват восстановился после травмы и сыграл за сборную. Есть ли на него документально подтвержденные предложения или хотя бы словесный интерес?
– В конце августа прошлого года он мог оказаться в «Тоттенхэме». Но, к сожалению, в преддверии отъезда в Лондон получил серьезную травму. Позиция же клуба с тех пор не изменилась – как только появится предложение на Плетикосу, мы его рассмотрим.
– «Спартаку», на мой взгляд, необходимо укрепить фланги. В газетах проходила информация об интересе красно-белых к локомотивцу Торбинскому и хавбеку шотландского «Селтика» Макгиди. Как прокомментируете эти слухи?
– В принципе не возражал бы, комментируй эти слухи тот, кто их в СМИ и запускает.
– Говорят, Торбинский не прочь перейти в «Спартак».
– Думаю, что еще процентов 50 российских футболистов готовы были бы рассмотреть предложение «Спартака». Другое дело, кто такое предложение сделает. Единственное, что могу сказать о Торбинском, – за то время, что работаю в России, а это без малого два года, не видел ни одного матча, в котором бы он сыграл на уровне сборной страны.
Кроме того, как для команды в целом важны ее результаты, так и для футболиста не меньшее значение имеет его индивидуальная статистика. А Дмитрий, по-моему, за последние три года провел за «Локомотив» около 40 матчей и забил в них четыре или пять голов.
– О Макгиди что скажете?
– То же, что и про остальных наших «новобранцев», – теми игроками, фамилии которых вы упомянули, мы не интересуемся.
– За любые деньги – не готов. Сумма трансфера и зарплата игрока имеют значение.
– Гути – свободный агент. Другой вопрос – его зарплата. Агенты, по информации «Советского спорта», просят 8 миллионов евро в год.
– За такие деньги Гути придется самому и отбирать мяч, и пасовать, и забивать. Играть в команде будет только он один.
– Есть ли в российских клубах негласный лимит на зарплату, превысив который, клубы рискуют нарваться на бунт недовольных футболистов, имеющих куда меньшие заработки?
– Нет лимита. Кто сколько может, тот столько и платит. Вопрос в разумности этих трат.
– Как продвигается работа по трансферам и когда болельщикам будут представлены новички «Спартака»?
– Работа идет, а ее результаты увидите 1 августа, когда в России откроется трансферное окно.
– Сколько новичков могут пополнить команду?
– Ориентировочно два футболиста.
– По моей информации, окно может открыться несколько раньше – если клубам удастся убедить РФС открыть окно с 15 июля. Поддерживаете это решение?
– Да. Но, насколько знаю, в ФИФА дали отрицательное заключение по возможности переноса трансферного окна. Оно откроется, как и планировалось изначально, с 1 августа.
«БУДУ СЛЕДИТЬ ЗА ИСПАНЦАМИ»
– Знаете о том, что сильно просели ТВ-рейтинги чемпионата, а посещаемость в среднем снизилась на две тысячи человек? В чем, на ваш взгляд, причина?
– В незрелищности первой части чемпионата, что обусловлено уровнем футболистов и тренеров. Еще одна важная причина снижения интереса – качество полей.
– Представляет ли чемпионат мира интерес для селекционеров «Спартака»? Или этот турнир ничего не меняет в плане оценки потенциала новичков?
– Как показывает практика, все заметные футболисты уже есть в базе данных клубов, их игра неоднократно просматривалась. Появление новых звезд? Больше чем уверен, что если кто-то новый и появится, то в Россию он не поедет, предпочтет страны большой футбольной пятерки Европы. К сожалению. В этом плане для российских клубов более привлекательны чемпионаты мира среди юношей и молодежи.
– Революций в тактике точно не жду. Другой вопрос, что турнир все равно будет интересен – хотя бы тем, как команды проходят относительно небольшое количество матчей (максимум семь) за короткий промежуток времени.
– Есть опасения, что после прагматичного футбола Моуриньо тренеры постараются взять за образец игру его «Интера». Не увидим ли скучного чемпионата мира?
– Сколько тренеров, столько и мнений. Не стали же все играть, как сборная Греции Рехагеля, после того как его команда выиграла Евро-2004.
– Кто выиграет чемпионат мира? За кем будете следить пристальнее, чем за остальными командами?
«ФУТБОЛУ НАДО ПОСМОТРЕТЬ НА ОПЫТ КХЛ»
– Да, при личной встрече.
– Каков главный ваш довод?
– Отсутствие конкуренции в российском футболе, которую сознательно исключили. Приводил президенту РФС такой пример. Представьте себе, что операторы мобильной связи зачищают поле конкуренции и оставляют одну компанию. По каким тарифам мы бы после этого разговаривали? Естественно, по тем, которые установит компания-монополист, понимая, что конкурентов у нее нет. А конкуренция – первейший закон успешного бизнеса.
А теперь взглянем на ситуацию в российском футболе – у нас ведь искусственная монополия на российских футболистов создана нами же. Взвинчены цены на них, но даже это не главное.
– Что же главное?
– Результаты сборной. Нам говорят, что лимит поможет прогрессу сборной. Хорошо, 18–20-летние российские футболисты ни за что получают большой контракт, гарантированно выходят на поле. Но что имеем в итоге? Посмотрите на результаты наших молодежных и юношеских сборных на недавних турнирах – они красноречивы. А ведь через три-четыре года эти молодые люди будут играть уже в первой команде страны! И какое поколение мы вырастили для сборной? Это люди, которым ни за что не нужно бороться, им уже все подарили, у них все есть.
– Вряд ли все клубы разделяют вашу точку зрения.
– Безусловно, это так. Если иметь в виду те клубы, которые не ставят себе высоких задач и имеют далеко не самый большой бюджет. Но на мой взгляд, и они от отмены или смягчения лимита только выиграют. Да, эти клубы пока не в состоянии приобретать легионеров высокого класса. Но, с другой стороны, на их места могут приходить игроки с российским паспортом, которые сегодня вынуждены просиживать на скамейке в так называемых отечественных топ-клубах. А на скамейке даже ведущих команд нашего чемпионата игрок никогда не вырастет.
Если же у топ-клубов появится возможность приобретать сильных легионеров, то их русскими запасными футболистами смогут усилиться клубы средней руки. Может, именно в этих клубах игроки раскроются?
Отмена или смягчение лимита пойдет на пользу не только чемпионату и клубам, представляющим страну в еврокубках, но и национальной сборной, поскольку круг достойных кандидатов в нее заметно расширится. Отмена лимита выгодна и первому дивизиону, из которого сегодня премьер-лига вычерпала все резервы. А в представленной мной ситуации уровень команд первой лиги также возрастет за счет притока в нее футболистов, не выдержавших конкуренции в премьер-лиге. Кроме того, трансферные цены на русских игроков на внутреннем рынке заметно упадут.
– Нет ощущения, что Всероссийское объединение тренеров могло бы поактивнее поднимать этот вопрос?
– Несколько тренеров, входящих в объединение –
Испания в ту пору, когда в стране был лимит, сорок лет ничего не выигрывала. Сейчас, когда лимита нет и в составе клубных команд может вовсе не быть местных игроков, сборная Испании выиграла Евро и является фаворитом чемпионата мира.
Есть в конце концов и наш, российский опыт. Посмотрите на недавнюю пресс-конференцию руководителей КХЛ («Советский спорт», номер за 26 мая. – Прим. ред.), которые высказали конкретную позицию по лимиту – в будущем его собираются отменить.
Потому что не хотят устраивать в российском чемпионате дворовый, неконкурентоспособный хоккей, в котором молодежи не к чему стремиться и не за кем тянуться. Почему бы футболу не присмотреться к хоккейному опыту?!
– При прежнем президенте федерации предпринимались попытки изменить лимит?
– Да, перед стартом сезона, по-моему, 2009 года 15 из 16 клубов (за исключением «Динамо») высказались за смягчение лимита. Но ситуация не изменилась.
– Сергей Фурсенко видится человеком, который склонен находить разумные компромиссы на пользу дела.
– Надеюсь на это.
– До конца нынешнего контракта с «НТВ–Плюс» осталось полгода. Вовсю обсуждается вопрос о продаже телеправ на будущий сезон. Нет ощущения, что «Спартак» может получить больше, продавая права самостоятельно, а не участвуя в пуле?
– Возможно, так мы сумеем заработать больше. Но пока вопрос об отдельной продаже телеправ нами не рассматривался. Кроме того, ситуация с телеправами, на мой взгляд, в целом отражает состояние нашего футбола. Если у нас нет конкуренции из-за лимита на легионеров, снижается зрелищность. Если снижается зрелищность – падает интерес. Если падает интерес – меньше ходит зрителей на трибуны и меньше смотрит футбол по ТВ. Если меньше смотрит футбол по ТВ, то меньше и телекомпаний, готовых платить деньги за телеправа. Посмотрите – у нас что, очередь из телекомпаний стоит? Их ведь не так уж и много.
– Всего одна.
– То-то и оно. Нет конкуренции. Какой в этой ситуации смысл говорить о сумме, которую получат клубы? Сколько предложат, за столько и продадут. Или, наоборот, не продадут.
– Как оцените состав комиссии по этике?
– Каким бы ни был состав, оценивать что-либо и кого-либо надо по делам.
Комментарии: