Люди года. Валерий Карпин
Валерий Карпин – самый занятой человек чемпионата России-2009. Жонглируя двумя руководящими должностями в «Спартаке», он вернул команде медали, игру и надежду. Юрий Дудь – о том, почему возвращение Карпина было необходимо не только футбольной России.
Мой знакомый Аркаша – один из тех, кто потерял надежду на то, что в России когда-нибудь начнут укладывать дороги и найдут эликсир от дураков, и перевез свои скудные пожитки в Германию. Первые полгода, закончившиеся в канун Рождества, прошли тяжело: ни постоянной работы, ни какого-никакого круга общения у него так и не появилось. Но самое странное – по-немецки он говорит так же, как и я. То есть никак.
– Аркаша, вот тебе денег не хватает. А почему не пойдешь куда-нибудь на новостную ленту? – тыкнул я его, заскочив в гости в Берлин. – График плавающий, чуть-чуть денег будет прилипать.
– Узнавал. Там смешные деньги – 15 тысяч рублей, смены по 8 часов. При этом никакой свободы.
– За такую работу, по-моему, самое то. Хорошо, а почему в общепит не пойдешь? Полгода поработаешь барменом и будешь шпарить не хуже Мирослава Клозе.
– Что?! Общепит? По-моему, закончить журфак МГУ и работать барменом – это как-то странно…
Валерий Карпин, в отличие от Аркаши, работы не боится. Пошумев с «Реалом Сосьедад» в примере и Лиге чемпионов (симпатичный баскский клуб, где же ты сейчас?), он закончил карьеру и взялся за другие дела. На паях с правым краем «Реала» Мичелом Сальгадо управлял агентством недвижимости, содержал волейбольную команду и велоконюшню, вел программу El Rondo на центральном испанском телеканале. Рассказывают, что телезрителям Карпин запомнился не мычанием, которое иные футбольные селебы издают в студии «Футбола России», а регулярными хлесткими комментариями. Другими словами, Карпин жжог.
Вернувшись в Россию, Карпин тоже зажег. Для начала – рваными джинсами, просьбой называть его просто Валера и обществом сногсшибательной брюнетки, сопровождавшей его на одном из матчей в «Лужниках». Позже – работой и ее результатом. Пусть второго места спартаковским болельщикам все равно мало, более интересного тренера в минувшем году в футболе России (кавычки – на усмотрение читателя), кажется, не было.
Итак, что мы узнали о Карпине?
Карпин достойно держит удар. За полтора года в «Спартаке» у него их было как минимум три. Порка семинским «Динамо» в Лиге чемпионов, расставание с аморфным Микаэлем Лаудрупом и вербовка Владимира Быстрова в «Зенит». Во всех случаях Карпин вел себя спокойно. В первом он уволил Черчесова и нашел Лаудрупа (ошибка), во втором – уволил Лаудрупа и нашел себя (в яблочко), в третьем – проводил игрока фразой: «Я его понимаю» (резкое увеличение зарплаты – кто ж не поймет?). Ни слез, ни ворчания, ни писем в Счетную палату или Правительство РФ не последовало.
У Карпина нет комплексов. Пока один из тренеров, верховодивший «Спартаком» раньше, в своих публичных выступлениях сорил словом «я» и упразднял должность спортивного директора, Карпин окружил себя помощниками со всех сторон и не постеснялся набрать номер давнего тренера. Так Олег Романцев вернулся в футбол из небытия, пусть и на должность фрилансера. Пока в «Зените» путались с количеством легионеров на поле, Карпин в первом же своем матче решил эту проблему, усадив на скамейку одного из самых авторитетных футболистов команды – Стипе Плетикосу. Так в основе «Спартака» появился Сослан Джанаев – на сегодня единственный футболист, дошедший до сборной благодаря лимиту. Если забыть незабываемое – 28-й и 29-й туры, – то замещал опытного хорвата он неплохо, а иногда и вовсе выручал.
Карпин говорит на иностранном языке. Из тех тренеров, что заканчивали минувший сезон в восьми лучших командах чемпионата – от «Рубина» до «Динамо» – тем же могут похвастать только двое – Миодраг Божович и Леонид Слуцкий, весьма сносно говорящий по-английски. Те, кто не слышал, как звучит испанский Валерия Карпина, могут сделать это, перепрыгнув по ссылке на презентацию велокоманды «Карпин Галисия». И Слуцкий, и Карпин – крайне необходимые персоны для страны, в которой не что у футболистов и тренеров – у многих журналистов весь запас языковых способностей во время заграничной командировки сводится к тому, чтобы заказать в гостиничном баре виски. Бесспорно, отличную команду можно построить и без тренера-полиглота. Но в командах Газзаева и Бердыева – на их счету четыре золота в пяти последних чемпионатах – все было отстроено так четко, что легионеру хватало одного взгляда на тренерские усы или бейсболку, чтобы понять, что делать можно, а чего – лучше не стоит. Там, где придерживаются более демократичных взглядов, личный разговор игрока и приезжего футболиста бывает очень важен. Как иначе объяснить Кариоке, что в Тарасовку не стоит опаздывать, а Веллитону – кто такая на самом деле Виктория Боня?
Карпин привез Алекса. Он же привез Лаудрупа, что закончилось полным провалом, поэтому трансфер фантазисты из «Интернасьонала» можно воспринимать как компенсацию за ущерб. В сочетании с выздоровевшим Веллитоном это дало такую крепкую кайпиринью, что даже видавшие самые безумные застолья защитники, попробовав, валились с ног. Из Бразилии Алекса провожали с длинным больничным листом и предупреждали, что он игрок крайне травматичный. Большая удача, что в 2009 году российская публика об этом ни разу не вспомнила. Останется ли эта удача в «Спартаке» и на следующий год?
Карпин любит «Dolce & Gabanna». Это трудно назвать комплиментом – кричащие бляхи с логотипом знаменитого итальянского бренда давно считаются моветоном. Тем не менее спартаковский тренер отлично выглядит. Если настали времена, когда по ТВ показывают абсолютно все матчи чемпионата России, может, очередь и за теми, когда на тренерах не будет пиджаков на вырост и спортивных штанов с лампасами? Карпин готов много работать – и пока это главное наше знание. 2009 год он начинает гендиректором и привозит пару бразильцев, один из которых становится чуть ли не лучшим игроком чемпионата. Меняет Лаудрупа на тренерской работе и идет на совмещение двух важнейших должностей футбольного клуба. Находит скрытые таланты у Низамутдинова и Квинси, открывает спартаковскую академию, присутствует на десятке других мероприятий. Ставит команде игру, вытягивает из дубля Ананидзе и Яковлева, выигрывает дерби, садится на хвост «Рубину». Ободряет Джанаева после второй чудовищной ошибки, получает диплом ВШТ и сразу же после окончания чемпионата уезжает в 10-дневную командировку в Бразилию.
В России легко жалуются на серую жизнь, но тяжело выключают телевизор и делают хоть что-нибудь, чтобы эту жизнь поменять. Кризис – самое время, чтобы хорошо поработать. Валерий Карпин один из тех, кто это понимает.
…Аркаша встречает Новый год и Рождество в России, потом снова возвращается в Германию. Он по-прежнему нигде не работает и не то чтобы активно осваивает язык. Очень жаль, что Валерий Карпин во время отпуска не был в Берлине. Я был бы очень рад, если бы и он заехал к Аркаше в гости.
Комментарии: