ТАКАЯ ПОЗДНЯЯ ПИТЕРСКАЯ ВЕСНА
Идея начать репортаж с рассказа о просыпающемся после тяжелой зимы Санкт-Петербурге, уже не убивающем прохожих сосульками, но еще слякотном, льдистом и все равно очень оригинальном в эту пору, отошла на второй план, как только перед игрой просочилась неофициальная информация о стартовом составе "Зенита". "Напишите три собственных варианта - не угадаете", - сказал один из представителей петербургской команды. Так обозначилась первая интрига этого матча.
Новшество Лучано Спаллетти заключало в себе две составляющих: выход на поле Анюкова и невыход - Зырянова. Капитан хозяев, получивший травму перед самым началом чемпионата, не тренировался в среду, но провел тренировку в пятницу. Причем по отдельному плану. Будучи задействованным в мероприятиях, связанных с доставкой в Питер Кубка мира, общее занятие Анюков пропустил. А потом на поле базы в Удельной прилюдно вышел. С одной стороны, "Зенит" ничего не скрывал, с другой - предположить появление Анюкова было крайне сложно.
"Отставка" Зырянова после его замены в Самаре просчитывалась проще. Однако в прошлом сезоне хавбек сборной России выходил в стартовом составе во всех 30 матчах чемпионата. Следовательно, Спаллетти отважился на сотрясение устоев. Подарив нам возможность оценить обновленную и измененную его тренерским талантом команду.
Карпин с тех пор как пришел в "Спартак", только сотрясением устоев и занимается. А потому его решение сыграть в гостях против бронзовых призеров чемпионата России в два форварда - Ари и Веллитона - было зафиксировано без особых эмоций. Перемены после поражения от "Динамо" у красно-белых в любом случае напрашивались. Почему бы им не быть именно такими? Кроме изменения схемы Карпин выпустил на поле Сабитова, Сухи и Яковлева - на левый фланг полузащиты. Двух первых - вынужденно. Что ожиданий новизны от игры "Спартака" отнюдь не уменьшило.
Остается добавить, что раздел стартового протокола "запасные" смотрелся у красно-белых сиротливо и ужато до непонимания: Песьяков, Кудряшов, Ходырев, Ананидзе, Зотов, Козлов. Еще одна строчка оказалась пустой. Дела лазаретные? Безусловно. Характеристика зимней селекции? Конечно.
Едва народ забегал по полю, случилась трехминутная заминка - Джанаев попросил помощи после столкновения с Кержаковым. Помощью дело и ограничилось - вратарь продолжил игру. Причем помогли Джанаеву, видимо, хорошо, поскольку собственной игрой в первом тайме он может быть полностью удовлетворен. Как и весь "Спартак".
Москвичи повели в счете уже на 12-й минуте. Алекс исполнил штрафной, Сухи очень солидно, по-взрослому, поборолся в воздухе с Малафеевым, причем выиграл эту дуэль, направив мяч в сторону Веллитона. Бразильский бомбардир "Спартака" пробил головой не сильно, зато точно в уголочек.
Этот гол не был демонстрацией превосходства бразильского квартета "Спартака" над обороной "Зенита". Но вскоре оно проявилось. Причем не только бразильское. На 20-й минуте Паршивлюк на фланге очень легко разобрался с Губочаном и прострелил. Малафеев, отбив мяч перед собой, ситуацию отнюдь не разрядил, потому что добивавший в падении Ибсон по дуге послал мяч в перекладину.
На этом преимущество одной из команд, учитывая уровень игры и соперников, по законам жанра, должно было улетучиться. Так в общем-то и случилось. "Зенит" вспомнил, кто он, где он и зачем он вышел на поле. И зашевелился, задвигался. Проявлением этого стал удар головой Широкова, с блеском переведенный Джанаевым на угловой.
Фанатский сектор "Зенита", к сожалению, тоже вспомнил, что он собой представляет. И заголосил речитативом нисколько не оригинальную пошлятину, мгновенно превратившись из группы влюбленных в футбол жителей культурной столицы в бескультурное стадо, свою столицу компрометирующее, но при этом так не считающее. О компрометации самих себя, как я понимаю, вопрос там и вовсе не стоит. Напротив, в хамстве эти люди - речь, кстати, не только о Питере - усматривают определенную доблесть. И вредит это нашему футболу, на мой взгляд, куда больше, чем непереход на пресловутую систему "осень - весна".
А завершился первый тайм роскошной комбинацией с участием Данни и Быстрова. Джанаев вновь сыграл великолепно, отразив удар с восьми метров. Как выяснится позже, таким образом он разминал себя перед второй половиной встречи, где дело дошло до настоящих вратарских подвигов.
Ух, эта вторая половина!.. Смак, настоящий футбольный смак: горячо, вкусно и с перцем. Не сказать чтобы гениально в футбольном смысле, но очень живо и очень неравнодушно.
Толчок событиям дало появление на поле Лазовича, занявшего место Хусти на левом фланге. Серб оказался парнем толковым и подвижным: сам вчера открывался и других замечал. Не успел выйти на поле - как очень резво ушел от Паршивлюка, повторив его геройство в первом тайме, и плотно пробил с левой. Показалось, Джанаев и тут зацепил мяч, отправив его чуть выше ворот, хотя удар у серба получился очень неприятным.
Если принять за основу то, что именно Лазович внес в действия "Зенита" полезный переворот, следует отметить и по-декабристски разбуженных им "герценов" - Данни, Широкова и отчасти Кержакова. Все группа атаки "Зенита" задвигалась совсем по-другому, а группа обороны "Спартака", напротив, перестала представлять собой плотный заслон этим движениям.
В самом начале второго тайма Данни создал для Широкова момент, повторившийся затем, словно дурной для "Зенита" сон не раз и не два. Кто-то прорывается к воротам (как правило, под углом) - и бьет мимо, рядом с дальней штангой. То же самое Данни и Лазович проделали десятью минутами позже. Затем Кержаков. Потом Быстров и еще кто-то...
Игра перешла под контроль "Зенита". Не выбившись при этом окончательно из-под контроля "Спартака" - бывает, как выяснилось, в футболе и такое. Скажем, Алекс на 52-й минуте умудрился исполнить очередной штрафной так, что первым на мяче оказался Веллитон. Его сверхопасную срезку в ближний угол Малафеев мастерски отразил.
Храбрый и длительный рейд с фланга в центр удался Яковлеву. Он был завершен ударом как положено. В третьем моменте Ари и Веллитон начали что-то мудрить, разыгрывая мяч до верного. И хотя выглядело все это привлекательно, никаким ударом, напротив, не завершилось, чего в футболе как раз делать не полагается.
Тем временем Спаллетти, рассчитывая дожать "Спартак", чего бы это ни стоило, выпустил на поле еще и Розину вместо Быстрова. Замена россиянина выглядела если и не напрашивающейся, то оправданной. А Розина, между прочим, поучаствовал в ответном голе. На 88-й минуте, когда давление "Зенита" достигло значительных величин, итальянец подал штрафной таким образом, что просчитать его последствия у обороны москвичей не было никакой возможности. Мяч полетел гаубичным снарядом, готовым как изменить направление, так и продолжать собственную траекторию до полного поражения цели. Ломбертс своевременным движением головы придал штрафному Розины статус выстрела в упор. Очень опасная манера исполнения "стандартов" - и очень нужный "Зениту" гол.
На ничью хозяева вчера, безусловно, наиграли, так что термин "отскочили", несмотря на позднее время взятия ими ворот, прозвучал бы по отношению к питерской команде не слишком корректно.
"Спартак", вероятно, считал иначе, потому что расстройство москвичей после игры выглядело неподдельным. Хотя команда гостей, на мой взгляд, смотрелась на "Петровском" совсем неплохо. И Ари местами понравился, и Сухи, и Макееев с Сабитовым. Единственный, кого я никак не могу понять, - Ибсон. Не сказать чтобы центральный хавбек выпадал из общеспартаковской игры. Но он, похоже, выпадает пока по уровню из бразильского кулака красно-белых. Сложно взять в толк, в чем его истинные козыри, кроме большого желания играть и бороться. Те, что есть, не сильнее козырей того же Сабитова. А других за время пребывания в России Ибсон не предъявил. Нельзя исключать, впрочем, что пока не предъявил.
Комментарии: