Как тренер «Спартака» нес службу… в ЦСКА

Советский Спорт 3551 3 Автор: Савоничева Е. - 29 июля 2009

В далеком 1988 году Валерий Карпин переехал из Таллина в Москву. По иронии судьбы, первой «российской» командой будущего лидера, а сейчас гендиректора и главного тренера красно-белых, стал заклятый футбольный враг «Спартака» – московский ЦСКА, игравший в ту пору в первой лиге.

О том, как игралось-служилось рядовому Карпину, «ССФ» поведали мама футболиста, его эстонский тренер, а также игроки и тренеры ЦСКА того времени…

ПРЕДИСЛОВИЕ

Светлана Анатольевна (мама Валерия Карпина): Еще до ЦСКА и «Спартака» сын мог оказаться в «Зените». К нам в Нарву за 12-летним Валерой все ездил селекционер из Ленинграда, уговаривая нас отдать сына в интернат. Но для нас с бабушкой это было все равно что сдать Валеру в детдом! А у него глазенки, конечно, загорелись. Но у меня и покойной бабушки Марии Прокопьевны он никогда ничего не вымаливал… кроме одного раза. У нас в Нарве под каждым окном круглые сутки мопеды «жужжали». Они никому не давали спать… а я всю жизнь в три смены работала. И я сказала сыну: «Нет! Этой игрушки у тебя не будет». Вот тут он поплакал. А когда к нам в дом в очередной раз ленинградский селекционер пожаловал – мы отвели Валеру к его первому тренеру Юрию Герасимовичу Шаламову, и тот его отговорил: «Рано, сынок! К тебе еще все придет!».

«КОМАНДИРОВАТЬ РЯДОВОГО КАРПИНА В МОСКВУ!»

С.А.: В 1987 году Валера вместе с Мишей Желановым (сейчас – старший менеджер московского «Спартака». – Прим. ред.) пошел служить в таллинскую «Звезду». Я в команду частенько ездила, потому что нас, матерей, Афганом пугали. Спрашиваю у тренера: «Разве мой Валера плохо тренируется?». А тот: «Хорошо! Но если вдруг он станет тренироваться плохо – отправим в Афган!». Но наказали сына в армии только раз: за какой-то командный проступок отправили на сутки в кочегарку – Валера в топку уголь бросал.

Валерий МАСАЛИТИН (в 1988 году с 16 мячами форвард стал лучшим бомбардиром первенства): В ЦСКА привел Карпина я! Дело было на сборе, сидели мы в Сочи. Там ко мне подошел мой земляк Гена Сошенко и говорит: «Ты знаешь, есть один парень…». Я – к Шапошникову (в 1988 году – главный тренер ЦСКА. – Прим. ред.): «Есть парень – надо вызывать!». Так Карпиным заинтересовался ЦСКА.

Валерий ОВЧИННИКОВ (в 1986-87 годах тренировал Валерия Карпина в таллинском «Спорте»): На сборе в Сочи мы обыграли «Зенит», а еще – будущего (1988 год) чемпиона Советского Союза «Днепр» со счетом 2:1. А вы представляете, какая тогда была задняя линия у «Днепра»? Для Валеры это был момент футбольной истины. Два его сольных прохода по правому флангу. После первого он забил, после второго сделал голевую передачу. Вот с этого матча у Карпина все и началось…

Валерий КАРПИН: (в интервью «Советскому спорту» в номере от 1 ноября 2008 года): В 18 лет меня забрали в армию по месту жительства в Эстонии. А через полгода службы в Прибалтийском военном округе отправили в Москву, в ЦСКА. Я не горел желанием ехать в ЦСКА и честно сказал об этом на турнире какому-то военному начальнику. А он: «Молодой человек, ты что-то не то сказал». Написали приказ: «Командировать рядового Карпина в Москву…».

Марьян ПЛАХЕТКО (ныне – полковник запаса, в 1988 году был главным тренером Вооруженных Сил): В тот год мы проводили чемпионат Вооруженных Сил – и Карпин выступал на нем за Прибалтийский военный округ. Худой, неуклюжий, но с мячом на «ты». Он мне напомнил Юрку Семина – и я его прямо с вооруженки в Москву увез! Правда, пришлось мне с ним побеседовать: Карпин в ЦСКА идти не хотел. «У меня, – говорил Валера, – в Нарве мать одна останется – не могу я уехать!». «Сложится у тебя футбольная жизнь в ЦСКА или нет, – сказал я Карпину, – но зато, приехав в Москву, ты в большой футбол попадешь! В перспективе – лучше тебе поехать, а если будешь сопротивляться – значит, будут проблемы… Вот Сергей Ольшанский отказался ехать в ЦСКА, говорил: «Меня в «Спартаке» «прикроют», мне до 27 лет четыре дня осталось». Но Анатолий Тарасов его призвал, и не в ЦСКА, а в Хабаровск служить отправил! Так Ольшанский оттуда письма стал писать: «Люблю ЦСКА!». Тарасов ответил: «Раз любишь – приезжай, играй». В итоге Ольшанский, играя за ЦСКА, до полковника дослужился!».

В.О.: Схема была отработана: перед тем как посадить в поезд, курсанта везут в его училище, он пишет заявление – и становится солдатом в ЦСКА. Это была армейская «машина»: они его заставили.

С.А.: Заехать домой сыну не разрешили – он мне по телефону сказал: «Мама, я все-таки уезжаю, потому что – приказ…». Из Таллина мне Валера каждый вечер из автоматов в общежитии отзванивался, как он день провел, он иногда ко мне и «на побывки» ездил, а из Москвы – ни разу не отпустили. Но едва Валера устроился в ЦСКА, к сыну отправилась я. Он попросил: «Мама, не вези ничего». И я одних конфет только с собой набрала. Это потом я к Валере в Испанию с селедкой и огурцами ездила! В ЦСКА ему дали «увольнительную» – и мы пошли гулять по Москве. Сын завел меня в ресторан – помню, как сейчас: за вход мы заплатили пять рублей – а кушай, что хочешь! В ресторане был «шведский стол» – в Эстонии такого еще не было…

«ИЛИ ТЫ – НАШ, ИЛИ ТЫ – НИКТО!»

Валерий ГЛУШАКОВ (в 1988 году дядя Дениса Глушакова приехал из ростовского СКА, чтобы играть в полузащите армейцев): В то время если появился где-то одаренный парень – его сразу везли в ЦСКА. Даже не думали: нужен он клубу, не нужен – лишь бы за других не играл. А это – Советский Союз: вы представляете, сколько молодежи к нам на базу свозили? И какая это была головная боль для тренера – все это просмотреть?! Как Карпин мог пробиться в состав, когда в 88-м на его позиции могли играть Татарчук, Брошин и Медвидь?.. Тренировался-то он в обойме – но что толку? На поле все равно выходили одиннадцать проверенных бойцов…

В.М.: Сначала мы на базе в Архангельском жили: Карпина поселили в номер к ныне покойному Валере Брошину – и Броха взял его под опеку. А мне в 88-м квартиру дали – и Карпин у меня ночевал: спал на диване, когда моей жены дома не было. Развлечений в то время никаких – вечерами видик смотрели. Чем мог – я ему помогал, но я же не всесильный. В ЦСКА парень не потянул. Я только один наш матч с участием Карпина помню – на стадионе Стрельцова… но сыграл он тогда неважно, и вскоре его перевели в ЦСКА-2.

М.П.: Карпина я привез Сергею Иосифовичу Шапошникову для первой команды – но вышла у нас маленькая нестыковка. Как говорится, дело случая. Шапошников и его помощники Леонид Назаренко и Владимир Стрешний увидели Валеру в Архангельском в веселой компании. И зашумели: «Вот! Он приехал не в футбол играть, а развлекаться!». Я им теперь, сколько встречаемся – столько и говорю: «Одно с другим не связано! Нет футболистов одаренных и покладистых! Если игрок талантливый – то он трудный!». А они отдали его во вторую команду, о чем я очень жалел.

Когда его «Спартак» забрал, я сказал армейским тренерам: «А вы где были?!». Вот в прошлом году увидел гендиректора Карпина на стадионе: «Ну, как, – говорю, – Валера? Помнишь меня?». – «Да-да, Марьян Иваныч…».

В.О.: Там дело не в развлечениях было: в ЦСКА его хотели сделать прапорщиком, чтоб он контракт подписал и уйти из армии не смог – а Валера отказался. Вот ему и начали «ссылки» устраивать. Его в ЦСКА-2 загнали, чтоб не дать ему играть. Это принцип команды ЦСКА того времени: «Или ты – наш, или ты – никто!».

Молодец, Валера, что не сломался в системе ЦСКА. Я-то знаю, что такое дубль того времени. И вы не путайте нормальную вторую лигу, где команды ставили задачу выхода выше, с армейской командой во второй лиге. Это была смерть! Туда сбрасывали футбольный балласт. Карпина просто хотели закопать как футболиста. Может, рассчитывали, что приползет? А он не приполз.

«НАС ПОДНИМАЛИ ПО КОМАНДЕ В ШЕСТЬ УТРА»

Сергей ШАПОШНИКОВ: Валерия Карпина я не знаю! У меня сто человек было футболистов. И ни секунды я потом не жалел, что отдал Карпина в ЦСКА-2: у него другая манера игры и другой характер, который меня не устраивал.

Борис КОПЕЙКИН (в 1988 году тренер возглавлял ЦСКА-2): Из Эстонии их призвали троих: Сережу Газданова, который позже играл за «Аланию», будущего торпедовца Мишу Желанова и Валеру Карпина. Играли мы во второй лиге, а базировались в Кашире. Никаких армейских обязанностей у футболистов не было… Разве что назначался поутру дежурный – ему надо было перед тренировкой мячи накачать и оттащить на поле. В полдевятого мы будили игроков на зарядку – минут тридцать побегали, погнулись – пошли на завтрак. В полдвенадцатого – тренировка, пообедали, поспали – потом вышли часиков в пять – еще потренировались. А вечером: хочешь – иди в кино. Жили-то в городе, в гостинице. Никаких денег им в ЦСКА-2, естественно, никто не платил – только солдатское пособие получали.

В.О.: В Эстонии у Карпина была ставка – 160 рублей. Люди с высшим образованием получали первые лет пять работы в Советском Союзе зарплату рублей 90-110.

Б.К.: Карпин у меня в ЦСКА-2 одним из старших был. Ко мне из первой команды молодых сгоняли и тех, кто не нужен. У многих в мыслях – баловство одно. А Валера – скромный парень, вел себя хорошо – видно было: парнишка хотел чего-то добиться. Правда, казалось мне, что у него скорости не хватает: он все же тягучий был, не взрывной. Но он таким и остался. У Валеры просто манера бега такая: кажется, что он и не бежит вовсе – а на самом деле бежит быстро. Самый дальний выезд у нас был – в Вологду, а львовский автобус – это настоящий кошмар! На каждом углу ломался! Питались мы на ходу: наберем по дороге в магазинах хлеба и консервов и едим. Ночевали в автобусе – матчи-то были сдвоенные: отыграем в одном городе – едем в другой. В том сезоне мы то ли восьмое, то ли девятое место заняли…

В.К.: (в интервью «Советскому спорту» в номере от 1 ноября 2008 года): ЦСКА-2 неудачно финишировал в сезоне-88, и через несколько дней в качестве «поощрения» всех отправили служить по-настоящему. Служба длилась несколько дней. Нас поднимали по команде в шесть утра и гнали на работы…

Б.К.: Армейская спортрота не в Кашире, а на территории ЦСКА была. Утром встал, позавтракал, взял метлу и подметай – там территория большая. А если зима – то лед коли.

Владимир СТРЕШНИЙ (в 1988 году был начальником ЦСКА): Военную форму, которую Карпин надевал в нашей спортроте, он привез из Эстонии. Он и курс молодого бойца прошел в Таллине, и отстрелялся там. Сюда Карпин уже приехал настоящим солдатом, прошедшим через все.

М.П.: В спортроте ЦСКА надо было делать то, что прикажут. Вальдас Иванаускас из-за неважной игры по приказу Морозова какое-то время в наряде на посту стоял, шлагбаумы открывал. Так он, здоровенный верзила, слезами заливался: «Марьян Иваныч, заберите меня отсюда!».

«В ЦСКА ОН ИГРАТЬ НЕ ХОТЕЛ!»

Б.К.: Когда сезон-88 закончился, Шапошникова сняли – пришел Садырин. Пал Федорович, к которому я перешел работать в основу, и говорит: «Шапошникову Карпин не понадобился, а мне он нужен!». А у Валеры – дембель в мае… По весне мы повезли Карпина на сбор в Сухуми. Но Валера там демобилизовался, подошел к Садырину и говорит: «Меня в Воронеж приглашают…». А Садырин – ему: «Ладно, Валера, езжай в Воронеж. А мы за тобой посмотрим». Мы еще перед отъездом с Карпиным договорились, что он в «Факеле» поиграет немножко, а потом вернется в ЦСКА… А Валера взял – и от нас из «Факела» в «Спартак» ушел!

В.Г.: А может, как раз и сыграло роль в карьере Карпина то, что у него в ЦСКА не получилось, и Валера обиду затаил? Ну, думает, дай бог мне отслужить – и я уйду и вам всем докажу!

С.А.: Сын ушел из ЦСКА потому, что все сделали против его воли: он не хотел идти в ЦСКА, а его, раз, и увезли туда – по приказу. У первоклассников всегда спрашивают: «Хочешь в школу?». Одни говорят: «Да! Хочу!», другие: «Нет!», а Валера мне говорил: «Ну, надо…». «Надо» – то есть «никуда не денешься».

В начале 89-го Валера мне позвонил: «Мама, меня приглашают в Воронеж». Я говорю: «Ну, что ж, сынок, тебе решать. Хочешь играть в футбол – надо с чего-то начинать». – «Наверно, я поеду…». А летом, в отпуске, я к нему ездила. Игроки на отдых на юг улетели, а мы с сыном одни на базе жили и вдвоем ходили в Воронежский спортивный институт поступать. Пока Валера экзамены сдавал, я на улице на скамейке сидела. У нас еще шутка была: «Нормальные мамы впереди детей по кабинетам бегают – и в кулаке зажато, а ты у меня перед вузом на лавочке сидишь».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

С.А.: Сын звонит: «Мама, ни в каком сне мне не могло присниться, что мной может заинтересоваться такая команда, как «Спартак»!». Дебют Валеры в «Спартаке» в 90-м году мы смотрели в Нарве по телевизору всей семьей. Сын потом звонил после игры – от стыда, от обиды слезы глотал. Хотел как лучше сыграть – не удалось: страшно было очень.

Б.К.: Ну, пацан и пацан. Пришел солдат из Таллина. Кто ж его знал, что он будет такой Карпин – директор и главный тренер «Спартака»?!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Валерий КАРПИН

Родился 2 февраля 1969 года.

Амплуа: полузащитник.

Карьера: «Спорт» Таллин (1986-1987), ЦСКА (1988), «Факел» Воронеж (1989), «Спартак» Москва (1990-1994), испанские «Реал Сосьедад» (1994-1996, 2002-2005), «Валенсия» (1996/97), «Сельта» (1997-2002). С августа 2008 года – генеральный директор «Спартака». С 16 апреля 2009 года исполняет обязанности главного тренера «Спартака».

Достижения: серебряный призер чемпионата СССР 1991 года, обладатель Кубка СССР/СНГ 1992 года, чемпион России 1992-1994 годов, обладатель Кубка России 1994 года. Победитель Кубка Интертото (2000).

Источник: http://www.sovsport.ru

Комментарии:

Олег яковлев
Карпин. Не надо отказываться от семьи.В порту меня давило трубами но я выжил.Друг погиб на кипах целлюлозы. Порт от меня отказался,а семья не бросила.Соблюдайте технику безопастности на стадионе. Олег с бама и живу во Владике
Ответить 4 марта 2013 в 12:45
Дмитрий
Интересно это письмо дойдет до Карпина ? :-/
Ответить 6 августа 2010 в 00:09
Aлексей Вячеславовичь
Писмо Валерию Карпину.

Валерий Карпин заслуженый тренер спартака, хочу подилиться с мнением о футбольном клубе спатака, мы из Узбекистана города Ташкента болеем уже более 10лет. Нас как болельщиков тревожит один вопрос что легионеры словно непредставляют за какой клуб они выступают особено ленивые бразильцы. Напосту Григория Федотова состав спартака был более оживленным русскими порнями молодыми и нечем уступающи легионерам. Хочеться увидеть в премер лиге молодёжную команду потреотичную к клубу и болельщикам. Нам хотелось бы чтобы за большую сумму денег что выплачивает клуб иностраным игрокам лучше денги шли на молодых русских парней Россииского и также эснг. Проводили в концен чемпионата поощрением лечшего игрока (росского) защитника,вратаря,нападаещего и уребят было стремление добиться лучшего результата. Мы верем в наших русских ребят, мы сильнее чем иностранцы. (за славянский спорт) А заевшимся ленивым бразилцам и других отправить в дубаль. с этой мыслию мы хотеле с вами поделиться. Мы верим вас и болеем за вас Валерий Карпин и хотим тот золотой састав в котором вы всвоё время играли с потриотизмом и озартом! ваши фанаты с Узбекистана!

Alexej1986@mail.ru
Ответить 28 июля 2010 в 12:24