Как тренер «Спартака» нес службу… в ЦСКА
В далеком 1988 году Валерий Карпин переехал из Таллина в Москву. По иронии судьбы, первой «российской» командой будущего лидера, а сейчас гендиректора и главного тренера красно-белых, стал заклятый футбольный враг «Спартака» – московский ЦСКА, игравший в ту пору в первой лиге.
О том, как игралось-служилось рядовому Карпину, «ССФ» поведали мама футболиста, его эстонский тренер, а также игроки и тренеры ЦСКА того времени…
ПРЕДИСЛОВИЕ
Светлана Анатольевна (мама Валерия Карпина): Еще до ЦСКА и «Спартака» сын мог оказаться в «Зените». К нам в Нарву за 12-летним Валерой все ездил селекционер из Ленинграда, уговаривая нас отдать сына в интернат. Но для нас с бабушкой это было все равно что сдать Валеру в детдом! А у него глазенки, конечно, загорелись. Но у меня и покойной бабушки Марии Прокопьевны он никогда ничего не вымаливал… кроме одного раза. У нас в Нарве под каждым окном круглые сутки мопеды «жужжали». Они никому не давали спать… а я всю жизнь в три смены работала. И я сказала сыну: «Нет! Этой игрушки у тебя не будет». Вот тут он поплакал. А когда к нам в дом в очередной раз ленинградский селекционер пожаловал – мы отвели Валеру к его первому тренеру Юрию Герасимовичу Шаламову, и тот его отговорил: «Рано, сынок! К тебе еще все придет!».
«КОМАНДИРОВАТЬ РЯДОВОГО КАРПИНА В МОСКВУ!»
С.А.: В 1987 году Валера вместе с Мишей Желановым (сейчас – старший менеджер московского «Спартака». – Прим. ред.) пошел служить в таллинскую «Звезду». Я в команду частенько ездила, потому что нас, матерей, Афганом пугали. Спрашиваю у тренера: «Разве мой Валера плохо тренируется?». А тот: «Хорошо! Но если вдруг он станет тренироваться плохо – отправим в Афган!». Но наказали сына в армии только раз: за какой-то командный проступок отправили на сутки в кочегарку – Валера в топку уголь бросал.
Валерий ОВЧИННИКОВ (в 1986-87 годах тренировал Валерия Карпина в таллинском «Спорте»): На сборе в Сочи мы обыграли «Зенит», а еще – будущего (1988 год) чемпиона Советского Союза «Днепр» со счетом 2:1. А вы представляете, какая тогда была задняя линия у «Днепра»? Для Валеры это был момент футбольной истины. Два его сольных прохода по правому флангу. После первого он забил, после второго сделал голевую передачу. Вот с этого матча у Карпина все и началось…
В.О.: Схема была отработана: перед тем как посадить в поезд, курсанта везут в его училище, он пишет заявление – и становится солдатом в ЦСКА. Это была армейская «машина»: они его заставили.
С.А.:
«ИЛИ ТЫ – НАШ, ИЛИ ТЫ – НИКТО!»
Валерий ГЛУШАКОВ (в 1988 году дядя Дениса Глушакова приехал из ростовского СКА, чтобы играть в полузащите армейцев): В то время если появился где-то одаренный парень – его сразу везли в ЦСКА. Даже не думали: нужен он клубу, не нужен – лишь бы за других не играл. А это – Советский Союз: вы представляете, сколько молодежи к нам на базу свозили? И какая это была головная боль для тренера – все это просмотреть?! Как Карпин мог пробиться в состав, когда в 88-м на его позиции могли играть Татарчук, Брошин и Медвидь?.. Тренировался-то он в обойме – но что толку? На поле все равно выходили одиннадцать проверенных бойцов…
В.М.:
М.П.: Карпина я привез Сергею Иосифовичу Шапошникову для первой команды – но вышла у нас маленькая нестыковка. Как говорится, дело случая. Шапошников и его помощники Леонид Назаренко и Владимир Стрешний увидели Валеру в Архангельском в веселой компании. И зашумели: «Вот! Он приехал не в футбол играть, а развлекаться!». Я им теперь, сколько встречаемся – столько и говорю: «Одно с другим не связано! Нет футболистов одаренных и покладистых! Если игрок талантливый – то он трудный!». А они отдали его во вторую команду, о чем я очень жалел.
Когда его «Спартак» забрал, я сказал армейским тренерам: «А вы где были?!». Вот в прошлом году увидел гендиректора Карпина на стадионе: «Ну, как, – говорю, – Валера? Помнишь меня?». – «Да-да, Марьян Иваныч…».
В.О.: Там дело не в развлечениях было: в ЦСКА его хотели сделать прапорщиком, чтоб он контракт подписал и уйти из армии не смог – а Валера отказался. Вот ему и начали «ссылки» устраивать. Его в ЦСКА-2 загнали, чтоб не дать ему играть. Это принцип команды ЦСКА того времени: «Или ты – наш, или ты – никто!».
Молодец, Валера, что не сломался в системе ЦСКА. Я-то знаю, что такое дубль того времени. И вы не путайте нормальную вторую лигу, где команды ставили задачу выхода выше, с армейской командой во второй лиге. Это была смерть! Туда сбрасывали футбольный балласт. Карпина просто хотели закопать как футболиста. Может, рассчитывали, что приползет? А он не приполз.
«НАС ПОДНИМАЛИ ПО КОМАНДЕ В ШЕСТЬ УТРА»
Борис КОПЕЙКИН (в 1988 году тренер возглавлял ЦСКА-2): Из Эстонии их призвали троих: Сережу Газданова, который позже играл за «Аланию», будущего торпедовца Мишу Желанова и Валеру Карпина. Играли мы во второй лиге, а базировались в Кашире. Никаких армейских обязанностей у футболистов не было… Разве что назначался поутру дежурный – ему надо было перед тренировкой мячи накачать и оттащить на поле. В полдевятого мы будили игроков на зарядку – минут тридцать побегали, погнулись – пошли на завтрак. В полдвенадцатого – тренировка, пообедали, поспали – потом вышли часиков в пять – еще потренировались. А вечером: хочешь – иди в кино. Жили-то в городе, в гостинице. Никаких денег им в ЦСКА-2, естественно, никто не платил – только солдатское пособие получали.
В.О.: В Эстонии у Карпина была ставка – 160 рублей. Люди с высшим образованием получали первые лет пять работы в Советском Союзе зарплату рублей 90-110.
Б.К.: Карпин у меня в ЦСКА-2 одним из старших был. Ко мне из первой команды молодых сгоняли и тех, кто не нужен. У многих в мыслях – баловство одно. А Валера – скромный парень, вел себя хорошо – видно было: парнишка хотел чего-то добиться. Правда, казалось мне, что у него скорости не хватает: он все же тягучий был, не взрывной. Но он таким и остался. У Валеры просто манера бега такая: кажется, что он и не бежит вовсе – а на самом деле бежит быстро. Самый дальний выезд у нас был – в Вологду, а львовский автобус – это настоящий кошмар! На каждом углу ломался! Питались мы на ходу: наберем по дороге в магазинах хлеба и консервов и едим. Ночевали в автобусе – матчи-то были сдвоенные: отыграем в одном городе – едем в другой. В том сезоне мы то ли восьмое, то ли девятое место заняли…
В.К.: (в интервью «Советскому спорту» в номере от 1 ноября 2008 года): ЦСКА-2 неудачно финишировал в сезоне-88, и через несколько дней в качестве «поощрения» всех отправили служить по-настоящему. Служба длилась несколько дней. Нас поднимали по команде в шесть утра и гнали на работы…
Б.К.: Армейская спортрота не в Кашире, а на территории ЦСКА была. Утром встал, позавтракал, взял метлу и подметай – там территория большая. А если зима – то лед коли.
Владимир СТРЕШНИЙ (в 1988 году был начальником ЦСКА): Военную форму, которую Карпин надевал в нашей спортроте, он привез из Эстонии. Он и курс молодого бойца прошел в Таллине, и отстрелялся там. Сюда Карпин уже приехал настоящим солдатом, прошедшим через все.
М.П.: В спортроте ЦСКА надо было делать то, что прикажут. Вальдас Иванаускас из-за неважной игры по приказу Морозова какое-то время в наряде на посту стоял, шлагбаумы открывал. Так он, здоровенный верзила, слезами заливался: «Марьян Иваныч, заберите меня отсюда!».
«В ЦСКА ОН ИГРАТЬ НЕ ХОТЕЛ!»
Б.К.: Когда сезон-88 закончился, Шапошникова сняли – пришел Садырин. Пал Федорович, к которому я перешел работать в основу, и говорит: «Шапошникову Карпин не понадобился, а мне он нужен!». А у Валеры – дембель в мае… По весне мы повезли Карпина на сбор в Сухуми. Но Валера там демобилизовался, подошел к Садырину и говорит: «Меня в Воронеж приглашают…». А Садырин – ему: «Ладно, Валера, езжай в Воронеж. А мы за тобой посмотрим». Мы еще перед отъездом с Карпиным договорились, что он в «Факеле» поиграет немножко, а потом вернется в ЦСКА… А Валера взял – и от нас из «Факела» в «Спартак» ушел!
В.Г.: А может, как раз и сыграло роль в карьере Карпина то, что у него в ЦСКА не получилось, и Валера обиду затаил? Ну, думает, дай бог мне отслужить – и я уйду и вам всем докажу!
С.А.: Сын ушел из ЦСКА потому, что все сделали против его воли: он не хотел идти в ЦСКА, а его, раз, и увезли туда – по приказу. У первоклассников всегда спрашивают: «Хочешь в школу?». Одни говорят: «Да! Хочу!», другие: «Нет!», а Валера мне говорил: «Ну, надо…». «Надо» – то есть «никуда не денешься».
В начале 89-го Валера мне позвонил: «Мама, меня приглашают в Воронеж». Я говорю: «Ну, что ж, сынок, тебе решать. Хочешь играть в футбол – надо с чего-то начинать». – «Наверно, я поеду…». А летом, в отпуске, я к нему ездила. Игроки на отдых на юг улетели, а мы с сыном одни на базе жили и вдвоем ходили в Воронежский спортивный институт поступать. Пока Валера экзамены сдавал, я на улице на скамейке сидела. У нас еще шутка была: «Нормальные мамы впереди детей по кабинетам бегают – и в кулаке зажато, а ты у меня перед вузом на лавочке сидишь».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
С.А.: Сын звонит: «Мама, ни в каком сне мне не могло присниться, что мной может заинтересоваться такая команда, как «Спартак»!». Дебют Валеры в «Спартаке» в 90-м году мы смотрели в Нарве по телевизору всей семьей. Сын потом звонил после игры – от стыда, от обиды слезы глотал. Хотел как лучше сыграть – не удалось: страшно было очень.
Б.К.: Ну, пацан и пацан. Пришел солдат из Таллина. Кто ж его знал, что он будет такой Карпин – директор и главный тренер «Спартака»?!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Валерий КАРПИН
Родился 2 февраля 1969 года.
Амплуа: полузащитник.
Карьера: «Спорт» Таллин (1986-1987), ЦСКА (1988), «Факел» Воронеж (1989), «Спартак» Москва (1990-1994), испанские «Реал Сосьедад» (1994-1996, 2002-2005), «Валенсия» (1996/97), «Сельта» (1997-2002). С августа 2008 года – генеральный директор «Спартака». С 16 апреля 2009 года исполняет обязанности главного тренера «Спартака».
Достижения:
Комментарии: