Нелюбимые
Чувствую, надо написать о «Спартаке» – в основном потому, что после первого тура я на эту тему тоже писал, и достаточно бравурно. Ну, не бравурно – оптимистично. И даже не то чтобы оптимистично, а просто мне игра понравилась. И даже не то чтобы мне она понравилась...
И вот так всегда, когда речь заходит о «Спартаке», между прочим.
Начинаешь с простой, казалось бы, вещи, но потом одна тянет за собой другую. Количество примеров, которые можно привести в подтверждение почти любой мысли – неисчислимо. О чем хочешь найдутся. Помогают в этом и чувства – людей, равнодушных к «Спартаку», в нашей стране почти нет. Его в основном или хрипуче обожают, или хрипуче ненавидят. Все это вместе приводит к тому, что, во-первых, начав разговор о «Спартаке», ты никогда не можешь нормально его закончить, а во-вторых, поговорить о конкретной проблеме категорически невозможно – только моргнул, и ты уже говоришь о проблеме сотворения мира, которая, между прочим, тоже напрямую связана со «Спартаком».
С этого абзаца поставлю перед собой задачу вроде бы невозможную. Напишу-ка я о «Спартаке», его проблемах и месте в сегодняшней футбольной истории кратко. Матч с «Москвой», который я комментировал (как и первую игру), а также матчи с Нальчиком и с Краснодарчиком, как мне представляется, вполне достаточны для диагноза. У «Спартака две основные проблемы. Они пересекаются в одной, достаточно важной точке. Это я так думаю. И еще есть одна проблема, о которой я думаю без конца уже несколько часов, но вывода у меня никакого нет. Скоро расскажу.
Первая проблема кадровая. «Спартак» реально пострадал от ужесточения лимита на легионеров. Исключительно по своей вине – так уж клуб развивался в последние годы. Развивался бездумно и инерционно, я думаю. Объясню простым примером – думаю, Валерий Карпин на меня не обидится; расскажу, как я попросил его о встрече в декабре и что из этого вышло. Мне, собственно, интересно было понять, что происходит внутри клуба, и я думал (довольно наивно), что могу помочь Карпину вынесенными с Олимпиады наблюдениями о толковых молодых игроках по всему миру. Но один вопрос Карпина немедленно упер меня в тупик.
Он спросил, как я думаю, сколько игроков нынешнего (на декабрь) «Спартака» может играть в спартаковский футбол на должном для борьбы за титулы уровне.
И, вы знаете, так, чтобы безоговорочно, я назвал только одного Быстрова. При этом Быстров – футболист, который в силу и особенностей таланта, и места на поле, и массы других объективных штук становым хребтом команды быть не может. А так – никто. Ну, не Радослав же Ковач, который мяч дешевле чем в три касания обработать не может. Нормальный он игрок, но не для этой команды. Да; я тогда про Веллитона просто не вспомнил. Не было же перед глазами списочного состава...
Вот это и есть диагноз. Кадрово «Спартаку» необходимы достаточно серьезные перемены, и работа не одномоментная, а кропотливая и долгая. Заметьте: исхожу не из результата, и не из задач, и не из великой истории клуба. Исхожу из сугубо профессиональных критериев – набор игроков и его перспективы.
На самом деле их больше одного, безусловно. Но сути дела это не меняет.
И вторая проблема. Я говорил о ней сегодня в репортаже. Конечно, причина разгрома от «Москвы» очень предметна: команда провалила игру в обороне и конкретно – на стандартах. Но это точечная причина точечного поражения. Неудачные игры бывают у всех. Не может быть так, чтобы «Спартак» не учили, как играть в таких ситуациях; само по себе это – черный день. Проблема в другом.
Вот в чем: «Спартак» может играть в свой зачаточный пока еще, но вполне действенный футбол, только когда у него все получается. На позитивной эмоции. Чуть что не так – хлабысь, команды нет. Это называется отсутствием лидера на поле. Его, простите, просто нет. Команда не держит удар. Команда имеет стеклянную челюсть. В общем, команда хрустального черепа. И фильм, кстати, такой же – знакомый, историчный, великий киногерой явно не в лучшей истории, с проблесками узнаваемого, но это лишь проблески.
У этой проблемы НЕТ срочного решения. Такие проблемы решает ТОЛЬКО жизнь. Она же их и ставит.
А еще после матча мне позвонил один мой товарищ... Умный человек, вы его тоже знаете. Я, правда, не знаю, что именно он имел в виду – реально он знает о такой проблеме или догадывается в силу проницательности... Мы обменялись впечатлениями о матче, потом я сказал вот примерно то, что изложил здесь... А он мне говорит:
– А может, все дело в том, что эту команду не любят?
– Кто не любит?
– Да никто. Хозяину она по фигу. Тренеру, кажется, тоже. Он работает, конечно, но от сих и до сих... Не надо, чтоб все любили. Но чтобы кто-то – обязательно.
И вот я так и задумался на эту тему. Может, и в этом тоже беда.
Комментарии: