«Спартак» не сдал тест на готовность бороться за золото. И должен был проигрывать «Зениту» крупнее
«Спартак» должен работать и не шарахаться
Рано, господа спартаковцы. Прежде чем замахиваться на золото, поработать надо. Изрядно. В «Зените» и игроки в целом класснее, и состав куда сыграннее, и Сергей Семак с ними уже четыре с лишним года. Там все не только более богато, но и более стабильно и системно.
А вы с Гильермо Абаскалем всего три месяца. Эти месяцы создали надежду, на вас под руководством 33-летнего рыжего испанца чаще всего приятно смотреть, но под этими впечатлениями еще не заложено серьезного базиса. И не могло за такой срок быть заложено.
«Зенит» отнесся к игре по-серьезному, а вы не провели матч жизни, который должны были провести, чтобы победить. И даже не показали большей части того, что умеете, чтобы сыграть вничью.
Вот и вышло то, что вышло. 1:2 не соответствуют содержанию — для вас должно было быть хуже. Меня расстроил комментарий симпатичного мне, вообще-то, Абаскаля в начале пресс-конференции, когда не надо реагировать на чей-то вопрос, то есть нет ответных эмоций и есть шанс высказаться взвешенно. Он сказал: «Игра разбилась на две части — до и после гола. До гола все было хорошо, после него все пошло не так».
Да что было для «Спартака» хорошего до гола, кроме самого гола?! «Соперник нас уважал, я почувствовал это уважение» — объяснение, надо сказать, не слишком убедительное. Гол Соболева был первым спартаковским ударом в матче — и в створ, и вообще. У «Зенита» к тому времени было уже с полдюжины. Итоговые цифры скажут обо всем — 3 (1) — 20 (6).
А потом хорошего не было совсем. И вот тут как раз Абаскаль прав: «Возможно, мы были не готовы к тому, чтобы развивать свой успех дальше». Причем обычно-то вы к этому готовы. Но с «Зенитом» — совсем другой уровень сопротивления. Чтобы быть к нему готовым, опять же требуется время и умная работа.
Проигрывая, вы за полчаса после гола Мостового не создали ничего. Ну, почти. Только в самом-самом конце Квинси стрельнул, но Кержаков потащил — и должен был потащить, поскольку мяч летел прямо над ним. И было бы не по делу, если бы сравняли, давайте по чесноку.
А еще вам не хватило фанатов, их саундтрека. Трибуны совсем не звучали, не гнали, не вдохновляли. Даже питерских было во втором тайме хорошо слышно. А спартаковских было в сто раз слышнее позавчера, на матче легенд. Там фанаты были, тут — нет.
За чемпионство в этом сезоне вы бороться будете вряд ли — как бы лично мне этого ни хотелось. За медали — скорее да. Но этот матч был маркером в плане борьбы за золото. И этот тест вы не прошли.
Рвать волосы на голове не надо. Трагедии нет, все абсолютно по делу.
Надо работать и не шарахаться. Что, вообще-то, «Спартаку» XXI века несвойственно. Но от худших черт эпохи Леонида Федуна надо избавляться. Абаскаль ведет спартаковский корабль правильным путем, но на любом пути поражения от более сильных — неизбежны.
Ну, а на месте «Зенита», умеренно порадовавшись заслуженной победе, не стал бы заранее класть в карман виртуальную золотую медаль. Потому что в таблице РПЛ его преимущество над вторым и третьим местами — три очка, над четвертым и пятым (а сегодня, если «Ростов» победит «Торпедо», то и над шестым тоже) — четыре. Для восьми туров это немного. И в том же ЦСКА, оказавшем «Зениту», причем на «Газпром Арене», самое что ни на есть реальное сопротивление, я вижу вполне реалистичного конкурента клуба из Санкт-Петербурга. Пожалуй, более цельного сейчас, чем «Спартак».
Никита Чернов против Матео Кассьерры. Фото Дарья Исаева, «СЭ»
«Зенит» справился и почти без Клаудиньо
Степень серьезности подхода «Зенита» подчеркнули и слова Дугласа Сантоса, что это самый сильный «Спартак» за три последних года. Замечу, что в эти годы входит и команда Доменико Тедеско, занявшая второе место. Не случайно радость на петербуржской скамейке и после голов, и после финального свистка будет просто зашкаливать. Там не было ни капли высокомерия!
Когда были опубликованы стартовые составы, новости показались хорошими скорее для «Спартака». В первую очередь это касалось отсутствия Клаудиньо в основе «Зенита» и Наиля Умярова — с учетом его нынешнего состояния — среди первых одиннадцати красно-белых. Руслана Литвинова, как во втором тайме в Воронеже, Абаскаль сдвинул в опорную зону, выставив Никиту Чернова в центр обороны.
Вот только когда с другой стороны — Вильмар Барриос с Венделом и Далером Кузяевым (его выздоровление стало хорошей новостью для болельщиков «Зенита»), по большому счету, все равно, Умяров или Литвинов играет у тебя в опорной зоне. Уровень в любом случае разный. Вполне допускаю, что оба вырастут в классных мастеров, но пока они еще очень молоды. Кстати, средний возраст стартового состава «Спартака» для такого матча показывал, что это — скорее команда ближайшего будущего, чем настоящего: 23,9 года. Денисов — 2002 года, Литвинов и Хлусевич — 2001-го, Игнатов, а также вышедшие на замены Умяров и Пруцев — 2000-го. Средний возраст основы «Зенита» — 26,2, более чем на два года старше. Это — команда дня сегодняшнего.
Сергей Семак в линии атаки предпочел Матео Кассьерру, и скорее оказался неправ. Колумбийцу не помог дубль на Кубок в ворота «Факела», он не использовал свои шансы, даже явные. И частью игровой модели команды он пока не стал. Мне кажется, что при таком количестве моментов Иван Сергеев хоть чем-то да воспользовался бы. Тем более что со «Спартаком» у него связаны свежие и очень приятные воспоминания — помните фантастический дальний удар, которым форвард открыл счет в матче за Суперкубок?
А вот Михаил Кержаков в воротах не подвел. Впрочем, у него и особых шансов на это не было. Критику же спартаковских болельщиков в адрес Александра Максименко считаю несколько преувеличенной. На голове он не стоял, но и не был хуже полевых игроков «Спартака». Сыграл так, как все, на общем уровне. Может, Александр Селихов и был бы лучше. Но вполне допускаю, что нет.
А вот кого не хватило точно, и об этом Абаскаль не преминул сказать, — Антона Зиньковского. Усиливать атаку оказалось по большому счету некем. Бальде Кейта, не игравшего четыре месяца, пришлось выпускать раньше, чем было запланировано. Естественно, чуда не произошло.
«Зенит» же вполне справился и без активного участия Клаудиньо, который вышел на замену и пока еще до конца не готов. Это говорит о том, какой у петербуржцев запас прочности.
Андрей Мостовой и Малком. Фото Дарья Исаева, «СЭ»
«Спартак» выиграл тайм, в котором побеждать не должен был
Первый тайм получился удивительным и парадоксальным.
«Спартак» играл очень плохо во всех линиях. Максименко и Чернов дарили мяч соперникам; Промеса на поле словно не было — мяч до него просто не доходил; против Денисова все время оказывались двое зенитовцев и разрывали его, Малком и Кассьерра непостижимо мазали с линии вратарской, а Андрей Мостовой — отовсюду; у «Зенита» был весь подбор, гости царствовали и в центре поля…
Хуже «Спартак» в этом чемпионате не играл ни разу. Кроме самоотдачи и более-менее бодрых первых десяти минут, у него не было ничего. Разве что некоторый кураж Александра Соболева.
«Зенит» был в полном порядке и полностью переигрывал красно-белых. Но тайм выиграл «Спартак». И гол с единственного своего удара к перерыву он забил классный. Диагональ Игнатова (кстати, после паса Максименко), идеальный прием на грудь Соболева и продление на Кристофера Мартинса, проход люксембуржца до лицевой линии, пас обратно на Соболева, прием спиной к воротам быстрее Деяна Ловрена, улетевшего «в буфет», разворот и прошивающий все на свете удар с левой. Все в этой атаке было сделано идеально. А еще за весь тайм, расхваленный Абаскалем, вспоминается только одна атака — на второй минуте, когда Игнатов вместо удара головой начал скидывать непонятно кому.
В перерыве я написал в Telegram-канале «РабиНерв»: «Спартаку» надо что-то менять. Иначе не то что победы — ничьей не будет». Когда все развернется за первую треть второго тайма, я буду ждать обвинений в том, что накаркал, — хотя написал то, что видел и что видели все. Как ни удивительно, ни одного упрека от читателей не дождался. Видимо, действительно думали об этом все.
Интересно, что Абаскаль назовет главным оружием «Зенита»… стенки. Правда, на флангах, но какая разница? Фирменный знак красно-белых 80-х — 90-х годов превратился в стилистику игры сине-бело-голубых.
Мостовой, прежде чем забить, мог выкурить толстую сигару
Ответный гол «Зенита», когда Ловрен сориентировался на отскоке быстрее Чернова, показав неожиданную для человека такого роста координацию, ловко пробил между ног Максименко, можно назвать шальным. Но только если рассматривать его вне контекста, не понимая, что происходило до и после того. Просто, что называется, додавили. Потому что начало второго тайма стало таким, словно никакого перерыва и не было.
И дальше все происходило в том же духе. Не сработали на сей раз у «Спартака» замены: Николсон, похоже, опустил руки, проиграв конкуренцию Соболеву, и, может, еще рассчитывает пристроиться в Турции; Кейта Бальде еще элементарно не готов, Умяров — не в форме. Разве что Данил Пруцев и Мацей Рыбус активно вошли в игру. Мне вообще кажется, что Абаскаль мог бы доверять Пруцеву и побольше.
Хорошо еще для красно-белых, что не забил — а момент был — вышедший на 80-й минуте под оглушительный свист спартаковской арены (лучше бы своих с такой силой поддерживали) Зелимхан Бакаев. Это было бы совсем издевательство.
Одно из главных, если не главное различие между «Зенитом» и «Спартаком» — Барриос. Кто видел, что творилось у штрафной красно-белых перед голом Мостового, ближайший спартаковец к которому находился в пяти метрах, а сам Андрей, прежде чем пробить, мог выкурить толстую сигару, — тот не даст соврать. Перед штрафной «Зенита» благодаря колумбийцу такого просто не может быть.
Но, конечно, дело не в одном игроке, а в системе и ее стройности, которая у клуба из Санкт-Петербурга в течение стольких лет при Семаке хоть и видоизменяется, но главные принципы игры остаются прежними, тогда как «Спартак» после очередных смен тренера каждый раз учится играть по-новому.
Если не будут мешать и не прервут в очередной раз весь этот процесс по ходу — научится. Главное — терпение и спокойствие.
В том числе в связи с осознанием того факта, что «Зенит» сейчас просто сильнее.
Как у «Спартака» после этого проигрыша дела пойдут дальше, очень многое зависит от следующего матча — с сильным соперником в Ростове. Если смогут встать, отряхнуться и пойти дальше — скоро горькое послевкусие вчерашнего матча забудется. Если же потерпят второе поражение кряду и третье — в четырех матчах, футболисты могут крепко засомневаться в себе и своих новых идеях. А потому хорошо сыграть и как минимум не проиграть на Дону для них — важнейшая задача.
Комментарии: