УМНИЦЫ И ВЕСЕЛЬЧАКИ
В преддверии матча корреспондент "СЭ" понаблюдал за тренировкой красно-белых в Лужниках.
Корреспонденты осаждали Станислава Черчесова со всех сторон - а он и перешучиваться успевал с юными телевизионными дамами, и сверкать глазами на мальчишек с диктофонами. Чем глупее казался главному тренеру "Спартака" вопрос, тем шире становились его глаза.
- Сколько раз пересмотрели прошлогодний матч против ЦСКА? - озадачил Станислава Саламовича кто-то.
- А что мне его смотреть-то? - усмехнулся Черчесов. - Ни разу не пересматривал. Достаточно того, что один раз отсюда видел.
И кивнул в сторону скамейки.
* * *
..."Спартак" выходил на лужниковскую синтетику в настроении скорее печальном. Если и шутили игроки вполголоса - то невесело: "Смотри-ка, трава подросла..."
На Стипе Плетикосу трижды в Грозном совершавшего неприятную экскурсию в глубь ворот, было больно смотреть. В глазах хорвата стояла такая печаль, будто чемпионат Европы закончился для него полчаса назад.
Постепенно команда оттаивала - и развеселилась окончательно, загнав Моцарта в "квадрат":
- Тащи!
Метался меж четырех игроков бразилец долго. Успел побагроветь от досады - пока не спас бедолагу Максим Калиниченко, добрая душа. Наступил на мяч и грохнулся на спину - под общий хохот.
Сотрудники пресс-службы тихонько подходили ко всякому человеку с камерой и предупреждали: на съемку - только четверть часа, ни секундой больше. Интервью - без ограничений.
Вспомнился один наш тренер московский, который 15 минут на съемку отсчитывал едва ли не вслух и посекундно. После чего прессу изгонял.
Черчесов никого изгонять не думал. Даже недовольства не выказывал - ни словом, ни взглядом. Да и весь его "Спартак", раз оттаяв, не терял доброго расположения духа до самого окончания тренировки.
Особенно жизнерадостным казался вернувшийся после травмы в основной состав Калиниченко. Не зря, подумал, в Грозном после гола тряс руками, стряхивая неприятности.
Будь я Черчесовым, заставил бы перед тренировкой трясти руками всю команду. Начиная с Плетикосы.
* * *
В ту самую секунду, когда истек лимит на съемку, на бровке показался припозднившийся гендиректор Сергей Шавло. Телевизионщики обрадовались Сергею Дмитриевичу как отцу родному - раз нельзя снимать тренировку, будем снимать Шавло. Обрадовался и я - игроки занялись на поле чем-то рутинным, на выносливость.
- Тяжело отреагировал на поражение в Грозном, - сообщил мне гендиректор. - Наша была игра, отдали за какие-то минуты. За нами приехало столько болельщиков, а мы им не доставили удовольствия. Сейчас надо реабилитироваться, команда это понимает. Вместо того, чтобы приблизиться к лидерам, - такое...
- А игроки говорят, что это поражение - невезение в чистом виде.
- Любое невезение - это недоработка. На невезение все легче всего списать. Почему мяч проскакивает у нашего защитника между ногами? Почему никого нет на добивании? Все ошибки связаны с концентрацией.
- Вернулись в состав Калиниченко и Титов. И как вернулись, на ваш взгляд?
- На мой взгляд, играли они хорошо. Максима на 90 минут не хватило. Но он забил, старался. Еще имел шанс забить. Егор вообще был лучшим на поле.
- Сейчас газеты отправляют в отставку то Газзаева, то Черчесова. Не хотите поддержать Станислава Саламовича?
- Черчесова никто, кроме газет, в отставку не отправляет. Никакой отставки нет и не будет. Мы ему доверяем. Мы понимаем, что в "Спартаке" идет смена поколений, строим новую команду. Пусть работает спокойно.
За моей спиной в очередь к Шавло пристроились немецкие телевизионщики. Приехавшие, по слухам, снимать фильм о Черчесове. Чему сам Станислав Саламович после тренировки искренне поразился: "Кино? Обо мне?!"
* * *
Кто был скуп на слова, так это Юрий Васильков. Обычно словоохотливый доктор корреспондента с его печалями отправил на спартаковский сайт:
- Все, что там написано, - правда. И про Павленко, и про Майдану. Добавить ничего не могу.
А Роман Шишкин на бровке подначивал героя Euro Романа Павлюченко:
- Сейчас отдай, пожалуйста, хороший пас.
Павлюченко то ли в шутку, то ли всерьез давал в недодачу. Сам же, впрочем, и расстраивался:
- Ай, ай, ай...
Лучше всех удавался пас в этот день Черчесову.
- Оттуда навешивай! - кричал главный тренер Владимиру Быстрову. И выдавал передачу метров на тридцать - точнехонько. По-диспетчерски. Успевая подбадривать на ходу Баженова:
- Никита, умница!
Баженов немедленно расцветал. Убыстрялся пуще прежнего. А эхо от черчесовского баса гуляло под сводами Лужников. Подозреваю, даже бегуны на набережной слышали главного тренера "Спартака". И "умницу" принимали на свой счет. С таким голосом Станиславу Саламовичу никакой мегафон не нужен - в отличие от некоторых тренеров старой формации.
"Умницей" Черчесов называл на этой тренировке всех и каждого, мало-мальски причастного. За исключением корреспондента "СЭ", занявшего черчесовское место на скамейке запасных. Вглядывался издалека в район технической зоны Станислав Саламович с некоторым смятением. Пока не нагрешил с мячом прямо на глазах у тренера Баженов.
- Где ты? Где?! - сорвался на умницу минутной давности Черчесов. - Забыл последнюю минуту и гол?!
Видимо, слукавил спартаковский тренер: наверняка просматривал прошлогодний матч с ЦСКА с голом Янчика, не раз просматривал. И Баженова заставлял.
- Правильно, правильно, забивать! Все забивать! - извлек урок из грозненского поражения Сергей Родионов. Поощрил добрым словом того же Баженова, расстрелявшего Плетикосу с трех метров.
* * *
Павлюченко в короткой двусторонке ловко закатил мяч в те самые ворота, куда забивал англичанам. А может, и не в те - на месте Павлюченко я бы выкупил у Лужников этот каркас. Установил на даче. Если нет дачи - под окнами спартаковской базы, как памятник.
Черчесов собрал команду в кружок. Заговорил о самом интересном:
- Ребята, они будут играть...
И снизил голос. Боюсь, как будет играть ЦСКА, осталось тайной не только для корреспондентов, но и для некоторых игроков "Спартака". Стоящих дальше остальных.
Вспомнилось, как давал установку в сборной на игру против Украины Анатолий Бышовец. Провел рукой вокруг - дескать, кругом могут быть жучки - и перешел на пикантный шепот. Половина игроков, давясь от смеха, в результате эксперимента установку прослушала.
Спартаковская основа на двусторонку надела красные манишки. Состав угадывался легко: Плетикоса - Йиранек, Ковач, Штранцль, Фати - Быстров, Ковальчук, Моцарт, Титов, Калиниченко - Павлюченко. Но я бы не сказал, что состав номер два играл хуже - ничья получилась боевой, на гол Павлюченко ответил Дедура. Хорошо, Игнас не сыграет за ЦСКА.
Под занавес, когда камеры включились снова, "Спартак" на пять минут поступил в распоряжение Галины Российской, тренера по фитнесу. Женщины дивной гибкости. Игроки не без труда повторяли ее изгибы, а вот если бы попробовал кто-то из корреспондентов - боюсь, обратно не разогнулся бы. И дежурная бригада травматологов такого корреспондента запомнила бы надолго.
Комментарии: