ЛЕОНИД ФЕДУН: «В МЕЖСЕЗОНЬЕ ПОРАДОВАЛИ ПАВЛЕНКО С ПАВЛЮЧЕНКО»

spartak.com 1013 0 15 марта 2008

— Болельщик Андрей из Новосибирска спрашивает: какой бюджет будет у «Спартака» в 2008 году?

— Не меньше 75 миллионов долларов. Это предварительные данные. Но уже сейчас можно сказать, что по сравнению с прошлым годом бюджет вырос. Объяснение тому простое: зарплаты в клубе выросли как в рублях, так и в евро. Наш бюджет примерно на 60 процентов состоит из евро и на 40 процентов — из рублей. Курс постоянно «пляшет», поэтому трудно назвать точную цифру в долларовом эквиваленте. Кроме того, доходная и расходная часть бюджета может вырасти за счет летних трансферов.
 
— Какие планируются доходы?

— Около 40 миллионов долларов.

— Вопрос задает болельщик Александр из Калининграда. «Динамо» недавно открыло свой бюджет, подробно расписав статьи доходов и расходов. Когда это сделает «Спартак»?

— Пока бюджет открыт лишь для налоговой службы. Как только «Спартак» примет решение и выйдет на листинг, как я обещал ранее, тогда будем ежеквартально публиковать финансовые отчеты о прибылях и убытках. Сейчас же не вижу в этом необходимости.

— Сергей из Костромы спрашивает: какой европейский клуб является для вас образцом?

— Лондонский «Арсенал». Потому что с самого начала он строился на коммерческой основе с собственной идеологией.

— Болельщица Елена пишет, что, судя по вашему последнему интервью (журналу Newsweek), вы не фанат «Спартака», а в первую очередь бизнесмен. «Спартак» вам доходов не приносит, и в связи с этим у нее напрашивается вопрос: иметь свой футбольный клуб — это дань моде или подражание Абрамовичу?

— Во-первых, я фанат «Спартака». Был им и останусь навсегда. Никакого подражания Абрамовичу нет. Пусть лучше он мне подражает, поскольку я вкладываю деньги в российский клуб. А мой приход в «Спартак» был вызван тем, что мне было больно смотреть на то, как популярнейшая команда разваливается на глазах.

— Многие говорят, что зарплаты игроков в российском футболе чересчур раздуты. Могут ли наши клубы, спрашивает болельщик по имени Владимир из Смоленска, договориться о потолке зарплат — или такое невозможно в принципе?

— Потолок зарплат в футболе — большое заблуждение. Люди смотрят на североамериканские баскетбольную и хоккейную лиги и пытаются провести аналогии. Но с футболом это не проходит. В данном случае основным коммерческим предприятием, определяющим право на хозяйственную деятельность клубов, является не какая-то лига, а международные футбольные федерации — ФИФА и УЕФА. Они и определяют правила игры. Если, допустим, Россия введет ограничения по зарплатам, а Голландия, Португалия или Франция их не введут, то мы не сможем на равных конкурировать с ними на международной арене. Правила должны быть едиными для всех. Поэтому предложения о введения потолка зарплат в отдельно взятой стране — утопия.

— Алексей и Юрий из Москвы спрашивают: правда ли, что земля в Сокольниках уже выкуплена под строительство спартаковской академии?

— Правда. Право на собственность у нас есть. Сейчас идет исследование манежа. Скорее всего, он будет реконструирован и расширен. В зависимости от проекта начнем строительство от 8 до 10 футбольных полей. Хотим, чтобы и сборная России могла там тренироваться. В ближайшее время выкупим бывшую хоккейную базу, где и разместится наша академия.

— На какой стадии находится строительство спартаковского стадиона?

— Недавно было согласовано строительство транспортных развязок за счет города. Это примерно 20–30 сэкономленных миллионов долларов. Кроме того, идут различные согласования по поводу метро. Основная задержка по стадиону связана, к сожалению, с позицией нашего немецкого подрядчика, который был выбран еще при прежнем президенте. На счету этой фирмы немало объектов в Европе, но почти нет опыта базового строительства в России, за исключением одного терминала в аэропорту Шереметьево. Поэтому процесс идет медленно и консервативно. Первоначальная стоимость всего строительства была на уровне 400 миллионов долларов. Сейчас оно оценивается в ту же сумму, но только в евро. Цены растут.

— Когда начнут рыть котлован?

— У нас уже есть предложения по фундаменту. Сейчас проводим его экспертизу. Если ничего непредвиденного не случится, то летом начнем рыть котлован. Срок окончания строительства — конец 2010 года. То есть сезон-2011 мы можем начать на собственной арене.
  
— Марат Алимов спрашивает: будет ли на новом стадионе установлена электронная система пропуска по абонементам?

— Да, будет. И в случае потери абонемента его можно будет восстановить.

— Один из болельщиков задает вопрос: можно ли на спартаковском сайте выложить номера счетов (желательно, чтобы они были раздельными), чтобы собирать средства на помощь ветеранам «Спартака», на нужды детской школы, на строительство стадиона и так далее?

— Спасибо за очень хороший вопрос. Действительно, надо договориться о создании благотворительного фонда для поддержки ветеранов «Спартака» и молодежи. Есть специальное законодательство, которое позволяет это делать. Наши финансовые службы займутся созданием такого специализированного фонда, о чем мы обязательно проинформируем болельщиков на нашем сайте. 

— Другой болельщик интересуется: когда вы продадите «Спартак»?

— Никогда. Хотя есть поговорка «Никогда не говори никогда»… Этот болельщик, наверное, прочитал мое интервью журналу «Newsweek». Скажу ему следующее. Вопрос был передернут. Он звучал так: «Для вас «Спартак» бизнес или хобби?» Я ответил: «Хобби, которое хотелось бы сделать бизнесом». Дальше следовал вопрос: «Это означает, что вы можете продать «Спартак»? «Да, — ответил я. — Но только в том случае, если найдется серьезный бизнесмен, который готов выложить миллиард долларов. При этом я буду знать, что это достойный человек, который будет вкладывать в «Спартак» большие деньги, и я передаю клуб в надежные руки». От всей этой речи осталась лишь моя фраза о том, что я готов продать «Спартак». Иными словами, мой ответ был вырван из контекста.

— Болельщик Кирилл из Подмосковья спрашивает: собираетесь ли вы поехать на Euro-2008?

— Да. На все матчи группового турнира, а может, бог даст, задержимся и подольше.

— Как оцениваете шансы нашей сборной?

— Процентов 60 на выход из группы, полагаю, у нас есть. Будут ли они реализованы? Посмотрим. Но если мы хотя бы выйдем из группы — чего уже давно не наблюдалось, — этот факт станет большой победой российского футбола. Лично я уже приобрел билеты и на четвертьфинал в швейцарский Базель.

— А почему не в Вену, где играет четвертьфиналист, занявший первое место в нашей группе?

— В Вену тоже приобрел. Но назвал Базель, потому что смотрю на вещи реалистично: второе место в группе завоевать нам по силам. Первое — трудновато.

— Ожидаете ли в составе сборной России на Euro кого-то из футболистов «Спартака» кроме Быстрова и Павлюченко?

— Павленко. Если будет играть так, как в последних матчах.

— Кого считаете фаворитом предстоящего турнира?

— Испанию, Италию и Германию.

— А Францию?

— Сомневаюсь в ее возможностях.

— Илья из Москвы спрашивает: следите ли вы за игрой бывших спартаковцев, уехавших на Запад, — в частности за Видичем и Кавенаги?

— Конечно, слежу. К слову, если «Бордо» пройдет в Лигу чемпионов, то нам полагается определенный бонус. Так мы договорились при оформлении трансфера Кавенаги.

— Не возникает мыслей: «Если бы их вернуть…»?

— Нет. Конечно, от Видича сейчас бы никто не отказался, но это нереально. Хотя мы движемся вперед. По бюджету, по уровню игроков, по организации игры «Спартак» приблизился к первой двадцатке европейских клубов. По этим показателям мы должны уже в ближайшем будущем бороться за четвертьфинал Лиги чемпионов.

— Вопрос от Олега из Астрахани. Есть ли надежда, что этот чемпионат России будет чище предыдущего?

— Есть. Объясню, на чем она основана. В связи с тем что у России со следующего года будет три команды в Лиге чемпионов, турнирная борьба обострится. Команд шесть, а то и более, будут бороться за еврокубковую зону, еще команд пять–шесть — за выживание, а так называемая «серая зона» сократится до 3–4 клубов. Считаю, каждый из последующих чемпионатов России в плане футбольной чистоты чуть-чуть становился лучше.

— Вы предложили сократить зону середняков в чемпионате России, сделав переходные матчи между дивизионами. Как думаете, почему вашу инициативу отвергли?

— Часть отвергла по той причине, что повышается риск вылета для большого количества команд. Но главный аргумент, который меня убедил, состоит в том, что в настоящее время в первом дивизионе нет четырех команд, которые могли бы реально усилить Премьер-Лигу.

— Владимир Королев спрашивает: возможно ли, чтобы клубы, декларирующие своей целью чемпионство, перед стартом чемпионата образовали некий фонд для стимуляции середняков и безнадежных аутсайдеров в последних турах?

— ФИФА и УЕФА категорически против такого рода стимулирования. Каждый должен играть сам за себя.

— Владимир из Мытищ задает вопрос. Кто, на ваш взгляд, главные претенденты на чемпионство?

— «Спартак», «Зенит», ЦСКА и «Локомотив». Большая четверка как была, так и остается.

— И никто в соперничество этих клубов не вклинится?

— В футболе всякое бывает. Кто-то, как «Локомотив» в прошлом году, может провалиться. Кто-то — выстрелить. Но если брать в расчет бюджет и подбор футболистов, то команды из «большой четверки» являются лучшими.

— Все больше мнений высказывается о том, что иностранные судьи в этом году не должны обслуживать матчи чемпионата России. Разделяете ли эту точку зрения?

— Нет. Считаю, что иностранные судьи нужны нашему чемпионату, и они будут работать у нас в этом сезоне. Их присутствие на поле успокаивает болельщиков, а российский судья всегда будет предметом обсуждения для проигравшей стороны. Может быть, за исключением Егорова. Посмотрим, как Гвардис отсудит наш матч с «Зенитом».

— Саша из Москвы спрашивает: каково ваше отношение к постепенно ужесточающемуся лимиту на легионеров? Готов ли к этому «Спартак»?

— Отношение отрицательное. Хотя «Спартак» готов к этому лучше всех. У нас в основном составе играет столько воспитанников собственной школы, сколько ни у одного другого клуба в России. Но когда выходишь играть в Лиге чемпионов против «Интера» или «Арсенала», где состав почти полностью состоит из легионеров, нам трудно конкурировать. Понимаю, что в интересах сборной лимит нужен.  Но клубы тоже отстаивают в Европе честь страны. Их интересы также должны быть учтены. Поэтому, чтобы повысить рейтинг в еврокубках, я предложил в свое время Премьер-Лиге и предлагаю снова — сделать некие льготы для наших клубов, участвующих в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА. Например, чтобы у них была возможность выставлять на одного легионера больше. Но как только клуб вылетает из еврокубков, этот «лишний» легионер в России переставал бы выходить на поле.

— Ставится ли в ближайшее время перед «Спартаком» задача выиграть европейский трофей?

— Давайте говорить о реалиях: «Спартак» давно не выходил в Лиге чемпионов из группы. В этом году мы ставим задачу: во-первых, попасть в групповой турнир, а во-вторых, выйти из него в дальнейшую стадию. Дальше будет видно.

— Один из болельщиков эмоционально взывает: когда у вас взыграет самолюбие и вы, наконец, победите ЦСКА и выиграете чемпионат?!

— Поверьте: я хочу это сделать не меньше, чем вы. Если бы мог выйти на поле… Все, что от меня зависит, делаю. Предлагаемые материальные стимулы для футболистов считаю более чем достаточными. Игроки знают об этом. Нужно немного удачи. Будем надеяться, верить и прикладывать все силы.

— Несколько болельщиков задают вопрос про оборону, который с недавних пор потерял актуальность. Почему не укрепляете защиту?

— Сейчас мы ее укрепили очень серьезным игроком — Маликом Фатхи, на счету которого два матча за сборную Германии. Мы три года следили за этим футболистом, долго его «вели». Большая удача, что удалось приобрести Фатхи. Он нам обязательно поможет.

— Почему «Спартак с большим бюджетом и большими финансовыми возможностями играет хуже, чем без этого?

— Потому что в 90-е годы спартаковский бюджет был в разы больше, чем у конкурентов по российскому чемпионату. Поэтому «Спартак» имел тотальное превосходство над остальными. Сейчас другая ситуация. В ЦСКА, «Зенит», «Локомотив»  пришли люди и кампании с огромными средствами. К сожалению, сейчас деньги решают очень-очень многое.
 
— Вопрос от Дмитрия из Санкт-Петербурга. В конце 2006 года вы говорили об интересе «Спартака» к Кержакову. Почему сейчас клуб не боролся за Александра на трансферном рынке?

— Потому что у нас уже имеются нападающие, которые отвечают поставленным перед командой задачам. Плюс у нас есть два молодых форварда с большими перспективами.

— Интересовался ли «Спартак» в межсезонье зенитовцем Игорем Денисовым?

— Нет.

— Павел из Москвы задает вопрос: кто из спартаковцев порадовал вас в межсезонье?

— Павленко и Павлюченко, который забил 9 голов, узнав, что им интересуется «Реал». Селекционеры мадридцев отслеживают игроков по всей Европе. Насколько мне известно, один из скаутов «Реала» должен прилететь на матч в Санкт-Петербург, чтобы увидеть в деле Павлюченко.

— Сергей из Минска спрашивает: можно ли выиграть чемпионат России, стремясь к самоокупаемости?

— В этом году мы хотим выиграть чемпионат. И ни о какой самоокупаемости речь сейчас не идет. В межсезонье наш клуб потратил на трансферы больше, чем «Локомотив», «Зенит» и ЦСКА.

— Вопрос Георгия из Тюмени. Как отнеслись к тому, что жребий свел в первом туре «Спартак» с «Зенитом»?

— Отрицательно. В идеале такая игра должна проходить в то время, когда наш чемпионат набрал ход. Но это жребий, который не выбирают.

— Как смотрите на игру с «Зенитом»?

— С оптимизмом. «Зенит», конечно, на ходу. Но играть четыре матча подряд через три дня на четвертый тоже непросто. Посмотрим, как окажется на деле.

— Собираетесь ли на игру в Санкт-Петербург?

— Собирался, но заболел. Теперь, к сожалению, вынужден остаться дома.
 

Источник: http://rus.spartak.com

Комментарии: