Стадионные страдания. ЦСКА сможет сыграть на собственной арене не раньше 2010 года, «Спартак» – не раньше 2011-го
Примерно год назад на заседании градостроительного комитета при мэре Москвы Юрий Лужков дал зеленый свет стадионам «Спартака» и ЦСКА, утвердив предпроектные предложения по строительству арен для двух популярнейших клубов страны. В середине года красно-белые и красно-синие с большой помпой и при большом стечении публики заложили первые камни в основание будущих сооружений.
Пока эти камни остаются и последними. Уже ясно, что оба клуба, которые планировали начать сезон-2009 на новых аренах, к этому сроку не успевают. Чтобы узнать, почему задерживается строительство объектов, «Советский спорт» обратился к Дмитрию Бушу, руководителю архитектурно-проектной мастерской № 6, входящей в состав «Моспроекта-4», которая принимала участие в работе над обоими стадионами.
«СПАРТАК» ОБНОВИТ СТАДИОН В 2011 ГОДУ?
– На закладке первого камня стадиона «Спартак» говорилось, что работы начнутся до Нового года. Но пока на Тушинском аэродроме тишь да гладь. Чем это объяснить? – разговор мы начали со «спартаковской» темы.
– И разработку различной документации, и строительство призвана вести немецкая фирма «Хохтиф», с которой ФК «Спартак» заключил контракт на все виды работ. Фирма известная, принимавшая участие в строительстве стадионов для чемпионата мира-2006 в Германии. Но у немцев другие нормативы, зачастую другой подход. Задачей нашей мастерской, которая сопровождала подготовку предпроектной документации, было, скажем так, ее приведение в соответствие с российскими реалиями. Но немцы, опираясь на собственный опыт, часть советов, к сожалению, не воспринимают. Согласование различных документов затягивается.
– Как скоро, на ваш взгляд, начнется строительство?
– Если будут приложены серьезные усилия как со стороны заказчика, то есть «Спартака», так и со стороны проектировщиков, то строительство реально начать в конце этого года. Займет оно, по опыту, не менее двух лет.
– То есть даже к сезону 2010 года арена не будет готова?
– Если говорить объективно, «Спартак» сможет обновить стадион на старте сезона-2011.
СМЕТА ВЫРОСЛА ДО 400 МИЛЛИОНОВ
– Метротоннель, проходящий в месте строительства, оказался на несколько метров ближе к будущему стадиону, по сравнению с тем, что показывали старые карты. Насколько задержал строительство этот факт?
– В проект постоянно вносятся изменения – это обычное явление. Стадион переехал метров на тридцать в сторону, чуть изменилось расположение входов и лестниц. Вот и все. Даже увеличение вместимости с первоначально запланированных 35 тысяч зрителей до 42 на сроках работ почти не сказалось.
– В сотне метров от стадиона расположена неиспользуемая станция метро «Волоколамская». Проводятся ли работы по ее расконсервации?
– Насколько я знаю, пока нет. Да, в тоннеле между «Щукинской» и «Тушинской» есть платформа, но нет ни вентиляционных шахт, ни эскалаторов. Хотя станция неглубокого заложения может обойтись просто лестницами. В любом случае процесс ее расконсервации растянется на несколько лет.
– Владелец «Спартака» Леонид Федун говорил, что подумывает перевести на Тушинский аэродром и базу клуба. Она есть в проекте?
– Для базы на том участке, который обустраивает «Спартак», просто нет места.
– Еще полгода назад планировалось, что строительство обойдется «Спартаку» в 150 миллионов евро. Сейчас эта сумма изменилась?
– Выросла в несколько раз. Свыше 400 миллионов евро – вот более точная оценка.
– Из-за чего это происходит?
– Когда вы затеваете ремонт в квартире, рассчитываете все сделать получше и подешевле. Но, начав работы, понимаете: приходится выбирать либо то, либо другое. Хотите 42 тысячи мест, а не 35? Добавьте несколько миллионов. Хотите более вместительную парковку? Еще деньги… Да и материалы дешевле не становятся.
ЦСКА: ЛЮДИ ПОДНИМУТСЯ НАД МАШИНАМИ
– Как сильно выросла стоимость армейского стадиона? В мае президент клуба Евгений Гинер говорил о 200 миллионах долларов…
– Сейчас она выросла почти в два раза.
– В день закладки первого камня мэр Москвы Юрий Лужков обещал, что арену построят теми же темпами, что и Ледовый дворец на Ходынке, который был возведен за полтора года. По состоянию на сегодняшний день это возможно?
– Если начать активное строительство этим летом, к чему есть все предпосылки, то начало сезона-2010 ЦСКА может встретить на своем стадионе. Сейчас на месте строительства произведена выемка грунта, есть котлован, уже перенесена часть сетей (речь о газо- и электропроводных сетях. – Прим. ред.).
– Первоначально проект предусматривал прямоугольную форму арены. На градостроительном совете мэр предложил сделать ее овальной. Что в итоге?
– Арена будет прямоугольной. Изучив более 20 различных вариантов, мы пришли к выводу, что именно прямоугольная форма будет отвечать всем требованиям комфорта и безопасности.
ЦСКА строит арену на очень ограниченной территории. Из-за этого, кстати, приходится разводить людские и автомобильные потоки. Болельщики будут по пандусам подниматься на уровень 5,5 метра над землей, где расположатся и кассы, и камеры хранения, и пропускные системы. А по земле будут перемещаться только машины. Похожее решение осуществлено на «Амстердам-Арене», где автомобили курсируют даже под самим полем.
– Вместимость стадиона остается прежней – 30 тысяч?
– Да.
– В таком случае 1640 парковочных мест – не мало?
– Мало. Пока стоянки предусмотрены под всеми трибунами плюс на маленьком свободном пятачке планируется возвести паркинг на пять этажей: два подземных, два надземных плюс крыша. Но между будущим стадионом ЦСКА и Ледовым дворцом на Ходынке есть взлетная полоса. Год назад мэр принял решение, чтобы под этой полосой была автостоянка. Примерно на 5000 машино-мест. Но когда это случится и кто будет финансировать – пока неясно.
В будущем есть планы разместить дополнительную автостоянку под двумя тренировочными полями рядом со стадионом. Здесь проблема в том, что придется вести строительство в березовой роще, которая является частью природоохранного комплекса. Согласование подобных работ – очень длительный процесс. К счастью, это – вторая очередь строительства, которая не повлияет на возведение стадиона.
СТАДИОН «СПАРТАК»
ЧТО ЕСТЬ
Гендиректор «Спартака» Сергей Шавло, отвечая в июне 2007 года на вопрос «Когда на Тушинском аэродроме появятся бульдозеры и краны?», уверенно заявил: «В этом году – точно».
Но с тех пор на Тушинском мало что изменилось – лишь само место строительства уже огорожено невысоким забором со шлагбаумом. Все так же застыло давно непригодная для полетов воздушная техника. По взлетной полосе в свое удовольствие гоняют автолюбители, пытаясь выжать из машин максимальную скорость. Склады, фуры, тенты, контейнеры, как и год назад, стоят на своих местах. А вот намека на краны, бульдозеры и рабочих нет и в помине. И, по словам скучающих охранников, о скором появлении строительной техники они ничего не слышали.
ЧТО БУДЕТ
Место постройки: Тушинский аэродром.
Ориентировочное название: «Спартак» им. Н. Старостина (в названии может также фигурировать имя компании-спонсора).
Вместимость: 42 000 мест.
Ближайшая станция метро: «Тушинская» (1 км), в будущем – «Спартаковская» (100 м, рабочее название – «Волоколамская»).
Что предусмотрено в проекте: парковка (от 4000 до 10 000 мест), крытый манеж на 12 000 зрителей, музей «Спартака», гостиница на 200 номеров.
Дата закладки первого камня: 2 июня 2007 года.
Время начала работ: конец 2008 года.
Ориентировочное время окончания работ: конец 2010 года.
Примерная стоимость: около 450 миллионов евро.
СТАДИОН ЦСКА
ЧТО БУДЕТ
Место постройки: Песчаная улица, старый стадион ЦСКА.
Ориентировочное название: ЦСКА им. Г. Федотова.
Вместимость: 30 000 мест.
Ближайшая станция метро: «Полежаевская» (2 км), «Сокол» (2 км).
Что предусмотрено в проекте: парковка на 1640 мест, гостинично-офисный центр, аллея славы (музей) ПФК ЦСКА, два тренировочных поля над дополнительными паркингами (2-я очередь строительства), детско-спортивная школа (3-я очередь строительства).
Дата закладки первого камня: 19 мая 2007 года.
Время начала строительства: начало 2008 года.
Ориентировочное время окончания работ: конец 2009 года.
Примерная стоимость: около 250 миллионов евро.
ЧТО ЕСТЬ
На 3-й Песчаной улице, где будет возведен новый стадион ЦСКА, уже идет активное строительство. За последние два месяца вырыт котлован под фундамент, экскаваторы готовят место для будущих подземных парковок. Именно из-за вопроса об их расположении строительство долго затягивалось (тот же котлован должны были начать рыть еще летом). Решив вопрос с расположением паркингов, строители в середине декабря приступили к пересадке деревьев. Как говорят охранники стройки, несколько сот берез, каштанов и различных кустов были перевезены и пересажены. Спилили только несколько елей.
Уже в марте планируются закладка фундамента стадиона и монтаж арматурных конструкций.
ХОД РАБОТ: АРМЕЙЦЫ ПОКА ОПЕРЕЖАЮТ «СПАРТАК»
О том, какие этапы нужно пройти аренам ЦСКА и «Спартака» от начала предпроектных работ до завершения строительства, «Советский спорт» попросил рассказать Александра Тараненко, главного архитектора мастерской № 4 «Моспроекта-4», которая занимается подготовкой проектной документации для стадиона «Спартак».
СТАДИЯ ПОДГОТОВКИ ПРЕДПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
На этой стадии проектировщик приводит в соответствие нормативам пожелания заказчика. Вырабатывается облик сооружения. Это – архитектурная концепция. Затем требуется градостроительное обоснование – этап, на котором город накладывает ограничения на проект в части подходов к арене, ее размеров, транспортных развязок, экологии и т.д.
ПОЛУЧЕНИЕ АКТА РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В этом акте четко и однозначно определяется, какие объекты будут располагаться на данной территории и фиксируются ограничения, наложенные на этапе градостроительного обоснования.
СТАДИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Готовится и утверждается проектная документация, которая после утверждения приобретает статус закона. После этого в проект могут вносить только вынужденные изменения, которые чаще всего нужно дополнительно согласовывать. Здесь же определяется стоимость работ, составляется смета.
СТАДИЯ ПОДГОТОВКИ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО
Здесь прописывается конкретный план работ – что, где, когда делать на каждом участке. Строительство должно начинаться после подготовки рабочей документации, но часто идет почти параллельно.
Комментарии: