А.Козырев: "Мы построим лучший стадион в России"

РБК 2336 0 Автор: Максим Алексеев - 26 декабря 2007

Для миллионов болельщиков футбольного клуба "Спартак" (Москва) в этом году произошло знаменательное событие. Весной на территории тушинского аэродрома в торжественной обстановке прошла церемония закладки "первого камня" в основание будущего стадиона клуба. О том, как в настоящий момент продвигается вопрос со строительством стадиона – в нашем интервью с ген. директором ООО "Стадион "Спартак" Андреем Козыревым.

– Андрей Юрьевич, напомните, пожалуйста, предысторию зарождения данного проекта по строительству стадиона для "Спартака". Как возникала эта идея?

– Я на самом деле не вникал в то, как в реальности обстояла предыстория этого вопроса. У меня сложилось такое впечатление, что это была личная инициатива Леонида Арнольдовича – построить собственный стадион для клуба, спонсором которого являются "Лукойл". Тем более, для "Спартака", как самого популярного в стране футбольного клуба – это задача достаточно очевидная. Она существует давно: уже в течение 50 лет были попытки построить свой собственный стадион. И вот, ситуация сложилась таким образом, что это стало более-менее реальным. Была, наконец, найдена площадка. Каким именно образом – я могу только догадываться. Но в результате диалога с федеральными и муниципальными властями появилась такая возможность – получить землю под строительство стадиона на куске федеральной земли, которая находится в пределах Москвы. Могу сказать, что от председателя совета директоров ФК «Спартак» Федуна Л.А. было написано письмо на имя президента России Владимира Путина, который дал резолюцию тогдашнему министру минэкономразвития Грефу, министру Росимущества Назарову и Фетисову – проработать вопрос. В конце концов, на свет появилось постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 года – о том, что участок федеральной земли, который сейчас занимает национальный аэропорт им. Чкалова и который не может сейчас исполнять свои функции, потому что полеты над Москвой запрещены – ввести в хозяйственный оборот. И в этом распоряжении были прописаны три соинвестора. Один из них – это ООО "Стадион "Спартак", компания, которая была создана именно для строительства стадиона для ФК "Спартак". Кроме того, там фигурирует также ВДО "Спортивная Россия" – которая собирается разместить там достаточно большое количество объектов социальной направленности, и Российская Автомобильная Федерация, которая тоже собиралась возвести там трассу для автоспорта. То есть, достаточно много новых объектов там должно появиться. Что касается нашего объекта, то это не просто футбольный стадион, а универсальный спортивный комплекс.

– То есть, стадион для "Спартака" строится одним инвестором?

– Да, сейчас – одним инвестором. Не исключено, что в дальнейшем будут привлечены какие-то соинвесторы. Но пока финансирование осуществляется исключительно от Леонида Арнольдовича.

– В какой момент было учреждено ООО "Стадион "Спартак""?

– В 2004 году – когда уже велись разговоры о площадке на территории национального аэродрома. В этот момент была создана компания.

– Данное юрлицо появилось именно для начала переговоров с властями?

– Ну, строительство стадиона – вообще процесс очень объемный. Там ведь не только переговоры. И я тоже провожу не все переговоры. Какие-то из них проводит сам Леонид Арнольдович. Для технического сопровождения всего этого процесса была создана эта компания – для того, чтобы через нее можно было осуществлять нормальное адекватное финансирование, и для ведения всей это сложной и объемной рутины. И моя функция ген. директора – как раз такая техническая. С самого начала, в 2004-м году, компанию возглавил я.

– В какой стадии в данный момент находится строительство стадиона?

– Здесь очень много процессов. Сейчас мы как раз их распараллелили – для того, чтобы ускорить собственно сам процесс строительства и его начало. По нормам и по правилам ведения строительства, должны быть соблюдены несколько стадий: предпроектная подготовка, стадия проектирования, состоящая из двух этапов – разработка утверждаемой части проекта и разработка рабочей документации. Потом, собственно, после прохождения проектом экспертизы и выпуска разрешительной документации, начинается строительство. Конечно, строительство – это основная часть. Но его мы не можем начать до тех пор, пока не проведем все подготовительные работы и проектирование. То есть, сейчас мы находимся на стадии "П" – проект. Следующая стадия – выпуск акта разрешенного использования, выпуск рабочей документации и получение разрешения на строительство. То есть, собственно выход на строительную площадку.

– Что именно планируется успеть сделать в следующем году?

– В следующем году планируется завершить стадию "П" – проект: получить все необходимые согласования для начала строительных работ и выйти на строительную площадку. Начать так называемый нулевой цикл: это фундамент и подготовительные работы на строительной площадке – наружные коммуникации, необходимые для строительства.

– Закладка первого камня…

Как вы знаете, закладка первого камня произошла в апреле. Пусть это было чисто символическое мероприятие, но, тем не менее, закладка произошла в тот момент, когда уже возникло понимание, что обратной дороги нет. То есть, у нас уже был заключен инвестконтракт с РФ – на строительство стадиона. Также были проведены предварительные проработки архитектурные и генплана. Это было все получено: предварительно согласование от мэра Москвы Лужкова, были, опять же, получены утверждения от правительства РФ. Александр Кузьмин почти с самого начала сопровождает этот процесс проектирования, и он достаточно глубоко в теме. Он постоянно находится в курсе того, что у нас происходит.

– Какая именно организация будет строить стадион?

– Наш генеральный проектировщик – то есть, генеральный подрядчик на проектирование – это немецкая компания Hochtief Construction AG. С большой долей вероятности именно они и будут осуществлять строительство комплекса. Пока нельзя этого сказать однозначно, потому что строительные работы – это отдельный большой этап. Коль скоро компания Hochtief ведет проектирование – как генпроектировщик, – то ей, безусловно, в этом плане выданы большие авансы. И нам, конечно, хотелось бы с ними строить. Потому что это компания, которая была выбрана именно за то, что у них очень большой опыт успешного строительства спортивных сооружений в Европе и мире.

– Можете привести примеры построенных стадионов?

– Точные названия эти спортивных объектов не смогу вам назвать. Но их немало, и точно больше десяти. У них есть подразделение, которое занимается именно спортивными объектами. Но и помимо чисто спортивных объектов они строят очень много. Это и аэродромы, и аэропорты – у нас в России они, в частности, участвовали в строительном проекте по аэропорту в Шереметьево.

– Как давно Hochtief construction AG подключилась к проекту?

– Скажем так: к моменту моего появления в ООО "Стадион "Спартак" они уже участвовали в переговорах и в предпроектных работах. То есть, достаточно давно работают и достаточно глубоко в теме.

– Можно ли сейчас сказать, что немцы оправдывают возложенные на них надежды?

– Безусловно.

– Вместимость стадиона утверждена окончательно?

– Первоначально у нас была вместимость в 35 тысяч посадочных мест – эта цифра фигурировала во всех распоряжениях. Но затем инвестор принял решение довести ее до 42 тысяч. И сейчас мы уже сделали градостроительное обоснование на 42 тысячи мест. Это один из основных этапов работы – то, что можно построить стадион на такую вместимость, и он впишется в городскую инфраструктуру. Сейчас это градообоснование проходит согласование с городскими инстанциями. С главным архитектурно-планировочным управлением оно уже согласовано. Понятно, что подпись мэра города Лужкова будет окончательной. Ранее нами было выпущено распоряжение на 35 тысяч, и сейчас мы готовим изменение этого распоряжения Правительства Москвы на 42 тысячи. Как только оно будет выпущено – можно будет считать, что вместимость уже окончательно согласована.

– На решение увеличить вместимость повлияло мнение болельщиков?

– Я думаю, исключительно мнение болельщиков. Потому что объективных причин для увеличения вместимости – нет. И пока статистические данные показывают, что при повышении экономической эффективности стадиона – это будет некритично. В плане заполняемости стадиона – конечно, на отдельные матчи можно и 83 тысячи собрать, как в "Лужниках", например. Но большинство матчей проходит при меньшей посещаемости. Если мы будем сравнивать с европейскими странами, не беря в расчет Англию, где заполняемость арен составляет 95-97% процентов, – то, скажем, в Германии она составляем как минимум 70-72% процента.

– Господин Федун сам утвердил дизайн стадиона?

– В большей степени – да. Потому что кто инвестирует, тот, наверное, и должен выбирать. На самом деле было подготовлено очень много архитектурных вариантов. Кроме тех нескольких видов архитектурных концепций, что готовил "Артеплан", мы еще на стадии предпроектной подготовки привлекли "Моспроект-4". Кроме того, руководитель Москомархитектуры Александр Кузьмин выступал у нас в качестве руководителя авторского коллектива архитекторов и внёс немалый вклад в разработку концепции. "Моспроект-4" также подготовил много различных вариантов концептуальной конфигурации стадиона. В общем, наши специалисты работали совместно с немцами. И в результате получилось так, что была выбрана концепция компании Hochtief – с существенными доработками, которые были внесены по рекомендации "Моспроект-4". То есть, это было совместное творчество.

– Кстати, а как зовут архитектора – автора дизайнерского проекта будущего стадиона?

– На самом деле за разработкой архитектуры и дизайна стадиона "Спартака" стоит архитектурное бюро из Дортмунда – "Артеплан". Фамилия архитектора – Гримм, он также немец. "Артеплан" – один из партнеров Hochtief. Для нашего проекта были выбраны именно "Артеплан" и этот архитектор.

– Можете ли вы назвать приблизительную суммарную стоимость данного проекта?

– Окончательная стоимость проекта определится, когда будет завершена последняя стадия строительства. Но, по предварительным расчетам, она составит порядка 250 миллионов долларов. Причем, надо понимать, что в эту стоимость входит и строительство универсального спортивного зала, в котором разместится второе полноразмерное футбольное поле – уже крытое, и с искусственным покрытием. Его вместимость составит 12 тысяч посадочных мест. Кроме футбольных матчей в нем можно будет проводить и другие мероприятия – и не только спортивные, но и, например, концерты или выставки. Кстати, оба поля – как основное, так и второе – будут чисто футбольными, без беговых дорожек.

– В чем именно будет "изюминка" этого стадиона? Чем он будет лучше "Локомотива" или "Лужников"?

– Прежде всего, это оригинальный и стильный дизайн – что уже немаловажно, потому что домашняя арена "Спартака" должна внешне отличаться от других стадионов. Но, кроме того, каждый новый стадион превосходит своих предшественников по новизне реализованных архитектурных идей и по технической оснащенности. То есть, там учитываются все последние требования с точки зрения инженерного оборудования. Опять же, УЕФА разрабатывает свои рекомендации по строительству стадионов, которые обновляют с периодичностью раз в один-два года. Естественно, мы при строительстве и проектировании этого стадиона стараемся учесть все последние требования и рекомендации – УЕФА и ФИФА, – так и инженерные достижения, которые появились на этот период. Это касается и систем отопления, водоснабжения, телекоммуникаций и трансляции, экраны – вся инфраструктура. Этим он и будет отличаться – там будут использованы все последние инновации, которые будут доступны на этот момент.

– Можно ли сказать, что он станет лучшим футбольным стадионом страны?

– Вообще, я стараюсь избегать подобных однозначных утверждений. Но на момент завершения строительства он будет лучшим стадионом страны.

– Прояснилось ли что-то относительно возможного открытия станции метро "Волоколамская"?

– Да, мы работаем над этим вопросом – с тем, чтобы к моменту ввода стадиона эта станция была расконсервирована. Мы обсуждаем это с метрополитеном, Метрогипротрансом и Мосгортрансом. Они уже выполнили предпроектные проработки по расконсервации станции. Небольшие проблемы у нас есть с Мосгортрансом – по возможности довезти до стадиона до матча и вывезти со стадиона после игры такое большое количество зрителей отдельными видами транспорта. Но мы все эти вопросы решаем. Могу сказать, что прямо у стадиона планируется открыть два выхода со станции. Причем, они будут находиться буквально в минуте-другой ходьбы от арены. Конечно, конкретные сроки открытия станции, будут зависеть от финансирования. Но, в то же время, к стадиону можно будет добираться и через станцию "Тушинская" – расстояние до которой около 800 метров.

– Когда же болельщикам ждать открытия стадиона?

– Согласно экспертным оценкам, период строительства займет минимум 28 месяцев. То есть, если мы в следующем, 2008 году, выйдем на строительную площадку, то получается, что объект будет сдан в эксплуатацию не раньше середины 2010 года. Так что, наша с генподрядчиком задача – по возможности, сократить этот срок до минимума. Насколько это удастся – тоже будет определяться сложностью проекта.

Источник: http://sport.rbc.ru

Комментарии: