ЧЕСТЬ "СПАРТАК" НЕ ПОСРАМИЛ
ПРАВО НА РЕАБИЛИТАЦИЮ
Не за то отец сына бил, что играл, а за то, что отыгрывался. Это, даю голову на отсечение, не про Станислава Черчесова. Во-первых, потому, что главный тренер "Спартака", по его собственному признанию, ни в карты, ни в рулетку никогда не играл, а только несколько раз заходил в казино, да и то из любопытства. Во-вторых, потому что если Черчесов, а точнее его команда отыгрывалась, так за это в футболе, наоборот, хвалят и комплиментов не жалеют.
Между прочим, у людей, патологически склонных к азартным играм, страдающих игроманией, прежде всего подавляется воля. А значит, на поле того же зеленого цвета, но большего размера и покрытого травой, им делать нечего. По той простой причине, что на футбольном прямоугольнике воля во все времена ценилась не меньше, чем тактический кругозор, техническая оснащенность и физическая подготовка. Впрочем, с последним компонентом напрямую связаны и волевые качества. Еще Владимир Высоцкий, которого в свое время можно было встретить на стадионе, подметил: "Воля волей, если сил невпроворот, а я увлекся. Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот - и спекся..."
Не берусь судить, рванули ли спартаковцы в Марселе в первом тайме, как незадачливый стайер Высоцкого, но на вторую половину их на "Велодроме" не хватило. Может быть, и хватило бы, если бы соперники бегали и соображали чуть помедленнее и не разговаривали бы между собой на одном футбольном языке. Так или иначе, спартаковцы во Франции оплошали. Пожалуй, все, кто участвовал в игре, кроме вратаря. Вот я, естественно, и предполагал, что Черчесов в Лужниках кардинально поменяет состав. Но ошибся.
- В моей карьере тоже были неудачные матчи, - вспомнил он вчера ранним утром, когда я позвонил ему в Тарасовку пожелать успеха. - И если бы тренеры не давали мне шанс в следующей встрече доказать, что это была досадная случайность, право, не знаю, как бы сложилась моя карьера. Памятуя об этом, я остановил выбор в принципе на тех же футболистах, что в Марселе. Нельзя лишать игроков возможности реабилитировать себя в глазах болельщиков и своих собственных.
ЗИМА - HE СОЮЗНИК
Теперь вы понимаете, почему автор этих строк не удивился, взяв в руки стартовый протокол. Все те же фамилии, что на прошлой неделе, плюс Павлюченко и минус Быстров, который чувствовал себя в преддверии матча не слишком комфортно. Понятно, что ситуация обязывала "Спартак" выставить двух форвардов. Ну а Павленко из центральной зоны атаки был переброшен на правый фланг полузащиты. Замысел тренера был очевиден: вернувшийся из Ярославля игрок - универсальный, с ударом, который может нанести, смещаясь в центр. Для Эрика Геретса и Тайво, который в недавнем прошлом был на примете у селекционеров красно-белых, это, вероятно, должно было стать сюрпризом.
В отличие от прохладной погоды в Москве. Конечно, нынешняя французская гвардия - не чета наполеоновской, которая, замерзая, безнадежно отступала от нашей столицы в 1812 году. Что там говорить - сегодняшние марсельцы гораздо морозоустойчивее. Да и климат за два века явно стал помягче. Впрочем...
- Когда имеешь дело с настоящими мастерами, не стоит рассчитывать, что холод станет твоим союзником, - сказал мне вчера Леонид Буряк, напомню, вошедший в символическую сборную киевского "Динамо" за восемьдесят лет существования клуба. - Я наглядно убедился в этом в середине 70-х, когда мы поздней осенью на Украине встречались с "Фиорентиной". Выпавший снег наш тренерский штаб решил с поля не убирать. Но ни Антониони, ни Пассарелла, ни Джентиле, ни их партнеры сами по себе не падали. И обыграли нас - 1:0. Профессионалу вообще достаточно 15-минутной разминки, чтобы подобрать подходящие для имеющегося покрытия бутсы.
И "МАРСЕЛЬ" МОЖНО НАПУГАТЬ
Марсельцы с ходу подтвердили правоту бывалого мастера. На непривычном искусственном газоне Лужников, по периметру окруженному снегом, они, казалось, чувствовали себя как дома. Уже на 9-й минуте, разыграв эффектную комбинацию, гости едва не открыли счет. Трибуны облегченно вздохнули, когда после прострела с правого фланга Ньянг махнул ногой мимо мяча.
И тут заполненные до отказа фанатские секторы начали скандировать: "Вперед, "Спартак", вперед!" Словно откликнувшись на призыв, красно-белые резко перешли на чужую половину поля. И вот уже Павленко расчетливым пасом пробросил мяч в коридор, куда между двумя защитниками "Марселя" врывался Веллитон. Офсайда и в помине не было, поскольку в момент паса бразилец находился еще за спинами соперников. Но то ли лайнсмен отстал от эпизода, то ли решил перестраховаться и зафиксировал "вне игры".
А теперь представьте на секундочку, что отмашки не последовало, и Веллитон, оказавшись с глазу на глаз с вратарем, использовал шанс. И забил гол. До конца матча оставалось еще как минимум 76 минут. И отыграть оставшиеся два мяча вдохновленному таким дебютом "Спартаку" было бы, на мой взгляд, вполне по силам. Впрочем, я увлекся, выдавая желаемое за действительное. Ведь на табло по-прежнему горели столь неприятные для нас нули.
А тут еще вслед за лайнсменом стал ошибаться главный арбитр. Айнваллер назначил угловой у ворот "Спартака", хотя Плетикоса не коснулся мяча никакой частью тела. Зато поднявшись с газона, от недоумения обхватил голову обеими руками.
На 21-й минуте Веллитон снова ускользнул от игроков обороны "Марселя" и на всех парах мчался с мячом к воротам Манданды. С той только разницей, что на сей раз мяч ему как на блюдечке с голубой каемочкой, выложил соотечественник Моцарт. Форвард с опаской бросил взгляд на бокового - тот следовал параллельным курсом, не поднимая желтого флажка. Гол? Увы, в последнее мгновение опорная нога Веллитона поехала по ковру и удар, прямо скажем, не получился таким, каким хотелось бы. Манданда без видимых усилий завладел мячом.
Марсельцы ответили мощным выстрелом Сиссе со средней дистанции - Плетикосу выручила штанга. Но этот фрагмент, пожалуй, не был продиктован логикой матча, в котором с каждой минутой преимущество спартаковцев становилось все ощутимее. И, наконец, они добились своего. Под занавес тайма Майдана со штрафного лихо закрутил мяч, а Ковач, выпрыгнув выше всех, скинул мяч головой Павленко. Остальное было делом техники. К голу оказался причастен и юный Паршивлюк, не только уверенно действовавший в обороне, но и бороздивший бровку от флажка до флажка. Тем самым защитник превратил Павленко в свободного художника, и именно он на 39-й минуте нарисовал на табло эскиз столь желанной картины.
Дополнить ее еще одним ярким мазком спартаковцы могли на первой компенсированной минуте, когда марсельцы уложили в своей штрафной Павлюченко. Любая видеозапись подтвердит: повод для назначения пенальти был. Но свисток судьи не прозвучал, а народ в отчаянии безмолвствовал.
ГЕРЕТС ОСТАЛСЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ
Первым понял, что со "Спартаком" в этот вечер шутки плохи, Геретс. Смею предположить, что в перерыве бельгиец попросил подопечных во что бы то ни стало постараться отодвинуть игру от ворот Манданды. Удалось ли это марсельцам? В общем-то да. И хотя острых моментов в штрафной "Спартака" не возникало, французы четко и сравнительно подолгу контролировали мяч, прибегая, как правило, к коротким поперечным передачам.
Но, несмотря на это, москвичи несколько раз были близки к тому, чтобы увеличить счет. Манданда, лишь на долю секунды опередив Павлюченко, выбил мяч из-под ног соперника. Вскоре пробитый нашим форвардом с 20 метров штрафной отразила бесстрашная французская "стенка". Следующий удар, произведенный с игры Моцартом, был достаточно коварным, но вратарю "Марселя" все же удалось накрыть мяч.
Но на 85-й минуте спартаковцы были вознаграждены за страсть, за волю к победе. Павленко прострелил вдоль ворот, мяч от защитника, боровшегося с Дзюбой, отскочил к вратарю, который сумел выбить его ногой, но прямо на Павлюченко, и тот вколотил его в сетку. Казалось, штурм "Спартака" должен завершиться третьим голом. Но этого, к величайшему сожалению, не случилось. "Спартак" выбыл из спора за Кубок УЕФА. Но раз болельщики проводили команду овацией, значит, она не заслужила упрека.
...С финальным свистком я отправился в пресс-центр на встречу с тренерами "Спартака" и "Марселя". И по дороге вспомнил, что в розыгрыше Кубка кубков-81/82 Геретс, играя правым защитником "Стандарда", внес немалый вклад в победу льежской команды над тбилисским "Динамо" в полуфинале турнира.
МЕНЯТЬ ПАВЛЮЧЕНКО БЫЛО НЕЛЬЗЯ
Эрик ГЕРЕТС, главный тренер "Марселя"
- Вам не было страшно во время матча?
- В первые тридцать минут мне вообще казалось, что это - товарищеский матч. Потом спартаковцы заиграли лучше, и нам стало намного сложнее. Во втором тайме мы опять хорошо начали, но под конец устали. А в целом это был один из тех матчей, когда ты знаешь, что твоя команда сильнее, но тем не менее она проигрывает 0:2.
- Такой проигрыш после серии побед может негативно повлиять на игроков?
- Меня радует, что мы сделали еще один шаг к Кубку УЕФА. Это -главное.
- Надеется "Марсель" выиграть Кубок УЕФА?
- Черчесов видит нас победителями. Но я буду сдержаннее в прогнозах. Поживем - увидим.
- Кто был лучшим в вашей команде?
- Мбами.
Станислав ЧЕРЧЕСОВ, главный тренер "Спартака"
- Чего не хватило "Спартаку" для выхода в 1/8 финала?
- Двух голов. А если разбирать детально, стоит вернуться в Марсель, где мы нарушили намеченный план. После пропущенного гола побежали отыгрываться, а в итоге уступили 0:3. Мы и тогда были достаточно хорошо готовы физически, но психологически в определенный момент, видимо, сломались.
- Какую роль сыграют матчи Кубка УЕФА в подготовке "Спартака" к чемпионату страны?
- Они продвинули нас вперед. В первые двадцать минут игроки в Лужниках выглядели скованно и передвигались "на ватных ногах". Потом разбегались и начали играть в тот футбол, в который мы хотели. Такие матчи особенно полезны молодым - к примеру, Паршивлюку и Кудряшову.
- Почему вы поменяли Веллитона, а не Павлюченко?
- Если бы я заменил Павлюченко, кто бы забил второй гол? Веллитон же набегался и вполне мог рвануть мышцу. Я выпустил Дзюбу хотя в принципе не сторонник двух "столбов" в атаке.
Комментарии: