Анатолий Бышовец: Присутствие Широкова-игрока сковывало Аленичева-тренера
В интервью нашему порталу заслуженный тренер страны Анатолий Бышовец рассуждает о ситуации, возникшей в «Спартаке» с Романом Широковым и не только о ней
- Анатолий Федорович, история с Романом Широковым, его контрактом в «Спартаке», непопаданием в состав высветила ряд вопросов, которые, на мой взгляд, выходят за рамки обычной цепочки футболист-тренер-клуб. Здесь, возможно, надо говорить и о проблеме взаимоотношений возрастного игрока-лидера с руководством, с партнерами, о его влиянии в той или иной степени на атмосферу в клубе. Для вас подобные ситуации в тренерской профессии – не редкость. К тому же вы ведь знакомы с Широковым?
- Как сказать знаком… Встречались раза два, не больше. Основательных бесед не было. Я в свое время приглашал его в «Локомотив». Он был свободным агентом, то есть мы могли приобрести Широкова бесплатно. Он тогда уже, выступая за «Химки», показывал достаточно интересную, содержательную игру, которая влияла на качество командных действий, особенно на атаку. К сожалению, руководители клуба за моей спиной приняли иное решение. Широкова не пригласили.
- В чем была причина отказа?
- Якобы у него возникли какие-то проблемы с паспортом для выезда за рубеж на первый сбор... Но я хочу продолжить свою мысль... О Широкове надо говорить, как о футболисте, который влияет на содержание атаки. Она становится более искушенной, непредсказуемой. Хотя следует понимать и другое: его игра должна сочетаться с определенным стилем. Она эффектна, но не в равной степени эффективна. В «Краснодаре», в «Зените» была именно его игра, которая шла через этого полузащитника. Тогда она принимала определенные стилевые черты: например, короткий пас через Широкова. А отсюда шла и заданная им скорость, которая Широковым нередко подминалась. Возможно, здесь сказывался возрастной фактор. Игра становится с одной стороны вроде бы интересной, но с другой – неэффективной. Такому игроку нужна определенная среда, понятное окружение футболистов, их уровень.
- В «Спартаке» все это присутствовало или нет?
- В команде должна присутствовать уравновешенность действий тех футболистов, что выступают как разрушители и тех, кто играет более творчески, является созидателем. Такого баланса в «Спартаке» не было. Отсюда и многие проблемы Широкова в этом клубе… Возьмите вопрос возрастного ветерана команды. Он влечет за собой влияние на игроков, которые начинают мыслить, как тот же возрастной и ведущий футболист. У этого возрастного лидера нередко возникает невосприятие того, что делает тренер. Он перестает вписываться в какие-то тренерские схемы.
- Но у Широкова с Аленичевым вроде бы все складывалось нормально. Именно тренер уговорил игрока остаться в «Спартаке» в новом чемпионате.
- Подобного рода истории в футболе не являются каким-то исключением. Начиная с древних по нынешним понятиям времен, когда выступали такие игроки, как Игорь Нетто и, заканчивая, сегодняшними возрастными футболистами: Аршавин, Кержаков, Широков... С одной стороны - они еще не доросли до уровня тренера. С другой - у них достаточно богатый опыт. Но это опыт игрока. Это восприятие и понимание футбола исключительно игроцкое. Обычно такие футболисты окружают себя определенными людьми, образуя группу влияния. С такой группой возрастных футболистов работать очень непросто. А подчас и невозможно. У меня в тренерской практике были и «Шахтер», и «Локомотив», где такое ядро существовало. Оно может быть как позитивным, так и отрицательным. Позитивным - только на определенном этапе, когда лидеры в состоянии отвечать тем требованиям, которые предъявляет тренер.
Я как-то однажды иносказательно намекнул на то, что происходит в «Спартаке» в определении игроков средней линии. В частности, сказал о несовместимости Попова и Широкова. Уточнил, что наступает такой день Х, когда Аленичеву придется вспомнить известную поговорку: семь раз отмерь и один - отрежь. Так вот: весь смысл этой фразы не в том, чтобы отмерять, а в том, чтобы отрезать. И это уже вопросы управления. Тренер – это человек, у которого есть свое кредо, принципы и они определяют тактику, атмосферу в команде. Игроки, как и обычные люди, разные по своей сути. Некоторые из них все сказанное тренером, все предложенное им потом интерпретируют на свой манер. Тихо и незаметно. По ходу игры или вне ее. Молча. Но тренер это чувствует... Нередко ему приходится считаться не с одним, а с группой игроков, которые попадают под влияние этой ситуации. Вот так и создаются те проблемы, которые связаны с управлением.
- Министр спорта Виталий Мутко сказал, что нужно не давать клубам включать в контракты такие пункты, когда футболистам сборной не дают сыграть два матча, чтобы не продлевать контракт. Разве это порядочно? - спросил он.
- Каждая ситуация должна соответствовать интересам клуба, команды. Я считаю, что главное требование, предъявляемое к игроку – эта его умение подчинить личное интересам коллектива. Но и тренер должен воспринимать игрока таким, каков он есть, а не таким, какой он нужен. Вся проблема заключается в том, что дело не столько в качестве футболиста, сколько в его характере. Характер такая вещь, которую невозможно изменить. Это как выровнять собачий хвост. Хуже, когда вы сталкиваетесь с молчаливым, теневым лидером, нежели с таким, как Широков или Денисов, которые в принципе открыты.
- Так Аленичев ошибся в своем выборе игрока или же его вынуждают принимать такое решение по Широкову, помня о пункте в контракте?
- Проблема заключается только в одном: насколько Аленичев управляет командой, игроками. Насколько он зависим и стеснен в этом управлении. Наконец, насколько он сам управляем. Существует определенная структура командной игры. И эта структура представляет из себя органическое взаимодействие игроков. Аленичев столкнулся именно с проблемой органического взаимодействия. Поэтому в действиях «Спартака» нет баланса. Если игра выходит из-под контроля средней линии, то мы не видим гармонии и в оборонительной, и в атакующей линии. А в этом случае достаточно выпадать всего лишь одному человеку, на которого играют. Последний матч «Спартака» показал, что игра команды была построена на футболистах, которые влияют на результат и предлагают необходимые качества, чтобы взорвать оборону «Краснодара». Действовать на скоростях, с которыми не справляются защитники гостей. Это игра предполагает наличие необходимого пространства, быстрые передачи, разрушающие оборонительные построения. Мы видим, что тот же Глушаков уже играет в совершенно другом ключе, Попов… Это все было необходимо в тактическом плане для того, чтобы деструктивно влиять на оборонительные порядки «Краснодара».
- Как, по-вашему, Широков уже не выйдет на поле в «Спартаке»?
- Для меня это было очевидно не вчера и не сегодня. Мы наблюдали ситуацию, которая сковывала тренера. Так же как Хомуху в молодежной сборной ограничивали игроки, которые по своему возрасту были старше тех, с которыми он работал прежде. Авторитет таких ребят-лидеров очевиден.
Комментарии: