Роман Широков: Уверен, что проведу сезон в «Спартаке»
В преддверии старта сезона один из лидеров «Спартака» и сборной России ответил на вопросы корреспондента Sovsport.ru.
«Хочу сыграть на ЧМ-2018»
- Начнем с того, что погорячее. Сборная России лишилась тренера. Что хотели бы сказать вслед уходящему Капелло?
- Неожиданностью это не стало. Многие, кажется, были готовы к такому повороту. Но ничего плохого про Капелло сказать не могу. При нем мы успешно провели отбор на ЧМ-2014. Теперь надо, наверное, поблагодарить Капелло за и пожелать удачи на следующем месте работы. Если она у него будет.
- Кроме отбора в Бразилию, что можете отнести к плюсам работы Капелло в России?
- Никто не будет спорить, что в том отборе тренер стабилизировал игру сборной. Мы играли чуть лучше в атаке, чуть хуже в обороне, но Капелло поймал баланс. И мы вместе с ним. Игра стала более стабильной, за счет чего успешно отобрались на чемпионат мира. Потом, возможно, что-то не заладилось, но об этом лучше спрашивать самого Капелло. Или всем вместе разбираться.
- Комфортно чувствовали себя в сборной при Капелло?
- Да. Я при всех тренерах себя комфортно чувствовал.
- В сборной. Но не в клубах.
- Почему? И в клубах тоже.
- А со стороны казалось, что в «Зените» у вас со Спаллетти в итоге как-то не сложилось.
- Если только со стороны. Или кто-то раздувал. Со Спаллетти вплоть до последнего момента были великолепные отношения. Конечно, возникали какие-то размолвки, но это обычное дело. В целом же все было хорошо.
- Будущий тренер сборной должен быть россиянином или иностранцем?
- Три последних были иностранцами. Сейчас, думаю, есть российский специалист, который созрел для работы в сборной.
- Это тот, о ком все говорят? Ныне практикующий?
- Да, он практикует. И достаточно неплохо.
- Теперь ясно. А то вдруг вы имели ввиду Александра Бородюка.
- Кстати, это тоже очень хороший вариант.
- Вы всякий раз повышаете для себя возрастную планку выступлений за сборную. Сколько еще лет хотели бы выступать за национальную команду в данный момент?
- Футбольные власти никак не дают закончить. А если серьезно, хотелось бы выступить на чемпионате мира. Буду стремиться, а там посмотрим.
Не сказал в «Спартаке» последнего слова
- Показалось, или вы действительно избегали общения с прессой во время предсезонного сбора «Спартака» в Швейцарии?
- Есть информационная политика клуба. Пресс-служба предоставляла журналистам того, кто нужнее или интереснее.
- Хм. Насчет интереса, вероятно, наши мнения разошлись. А у вас самого не было поводов молчать?
- Никаких.
- Болельщики, пришедшие на день открытых дверей, встретили вас очень тепло. Несмотря на то, что, выступая за «Краснодар», вы забивали «Спартаку», которому принадлежали.
- Мне кажется, это нормально, — приносить пользу той команде, за которую выступаешь. В «Спартаке» на тот момент я сидел бы на лавке или изредка выходил бы на замену. Поэтому об аренде в «Краснодар» не жалею. К тому же реваншистские настроения в таких случаях несколько преувеличены. Даже против своей бывшей команды нельзя сыграть лучше, чем ты умеешь играть.
- Выступая за «Краснодар», верили в возвращение в «Спартак»?
- Как не верить, если у меня контракт со «Спартаком»? Все-таки я еще не сказал здесь последнего слова.
- Когда Сергея Галицкого спрашивали, почему он вас не удерживает, владелец «Краснодара» отвечал: «Невозможно удержать лучшего футболиста России». Но хотя бы попытки были с его стороны?
- Какой-то диалог шел.
- Но вы не дали согласие?
- Предпочел бы это не комментировать. Внутреннее дело. Удаленность от Москвы? Нет, это не при чем. Просто вернулся в клуб, которому принадлежу.
- На сборах вы играли под 9-м номером, заявлены на сезон под 15-м.
- Попросил Ромулу — он уступил. Последние семь лет играю под 15-м, и вроде все неплохо складывается. Да и отец всегда играл под 15-м.
- За кого?
- За команду из Дедовска. На первенство района.
Не второй, а стартовый
- В данный момент вас точно можно называть спартаковцем?
- Когда там заканчивается трансферное окно? 31 августа? Может, лучше дождаться этой даты? Шучу. Уверен, что проведу предстоящий сезон в «Спартаке».
- И были уверены, даже когда попадали в номинально второй состав в контрольных матчах?
- Между прочим, этот состав был стартовым. Хотя вам, быть может, он казался вторым.
- Шутите? Очевидно же, что в первых таймах матчей с «Дорнбирном» и «Люцерном» Дмитрий Аленичев выпускал не тех, кого он считал основой.
- А я все равно расцениваю тот состав, как стартовый. Для кого-то это не важно. Для меня наоборот.
- «Спартак» Аленичева изменился по сравнению с якиновским?
- Потихоньку меняется. Футбол становится более спартаковским, с упором на передачи низом. По тренировкам, наверное, вы тоже это заметили. Естественно, на поле невозможно действовать только низом. Потому что у соперника свои замыслы и свои контраргументы. Высокий прессинг, например. В этом случае мелкий пас чреват большими проблемами в обороне, поэтому выходить из нее приходится длинными передачами. Но такое бывает эпизодически. Упор в сегодняшнем «Спартаке» все равно делается на игру низом.
- Желание Аленичева изменить игру понятно. Но важна еще расположенность футболистов к такому футболу. Если раньше они играли диагоналями, получится ли без проблем перейти на низкий пас?
- В «Спартаке» и были собраны футболисты, склонные к такой игре. При Карпине, если помните, «Спартак» больше всех владел мячом.
- Но при этом больше всех фолил и пытался атаковать через фланги.
- А это уже разновидность тактики, позволяющей вскрыть чужую оборону. В мелкий пас можно играть и в центре. Но оборону затем разрывать через фланги.
- Какой из этих футболов ближе к спартаковскому?
- Почему бы их не совмещать? В какой-то игре — через центр, в какой-то — за счет флангов. Все зависит от ситуации на поле, от наличия свободных зон и от соперника. Людям, отвечающим за организацию игры, по силам самим выбирать лучшее продолжение атаки.
Стопроцентный Зе Луиш
- Успели понять, что за футболист Зе Луиш?
- Мы провели не так много совместных тренировок. Шесть-семь. Если судить по ним, Зе Луиш оставляет хорошее впечатление. Крепкий, грамотно укрывает мяч корпусом. Понимает, что от него требуется, здорово открывается. Бросается в глаза высокая реализация моментов. Чуть ли не стопроцентная. Сколько есть шансов, столько и реализует. Пока к нему вообще никаких нареканий. Посмотрим, как будет в матчах.
- Не тяжело в сезоне с одним опорником на поле?
- Мы играем в два опорника. Просто Глушаков в большей степени отвечает за оборону. Да и не так важно, сколько опорников. Можно хоть десять поставить, а толку не будет. Куда большую роль играет то, как обороняется вся команда. Если шесть впереди, четыре сзади и один бьется в центре, ничего не получится. В оборонительных действиях обязаны участвовать все.
- Кто ближе к понятию box to box – вы или Глушаков?
- По нынешней схеме, наверное, я. Денис чаще страхует сзади, Ивелин отвечает за организацию игры. А я между ними. Но это всего лишь расстановка. Тут тоже важны совместные усилия и взаимозаменяемость.
- Мовсисян только начал восстановительную беговую работу, но получил час игрового времени в матче против «Санкт-Галлена». Ему было позволено как-то беречься, не включать полные обороты?
- Мне сложно представить, чтобы кому-то было сказано: «Играй вполноги». Если кто-то будет стоять и смотреть, как другие обороняются, распадется командная игра.
- Считается, что в «Зените» и сборной был такой футболист. Теперь он в «Кубани».
- Ошибаетесь. Аршавин участвовал в оборонительных действиях. Но можно просто бегать, а можно бегать с умом. Кто-то делает рывки на 80 метров к своим воротам. А достаточно иной раз пробежать 10 метров и накрыть чужую атаку в момент ее зарождения. Пас не пройдет, атака не получит развития. Другое дело, что рывки на 10 метров неспециалистам не так заметны, как на 80. Хотя сейчас все специалисты.
- Из чемпионского «Зенита» вы перешли в «Спартак», который не считают железным претендентом на золото. Хватает мотивации?
- Разумеется. У команды полтора-два последних года не задались в плане результата, да и игры, быть может. Надо с чего-то начинать. Да и от борьбы за первое место никто не собирается отказываться, если вдруг так сложится в сезоне. Задача-минимум, действительно, еврокубки. А максимум… Он на то и максимум.
Проблема не в лимите
- Ощущаете свои 34 года?
- Честно говоря, пока нет.
- Возраст можно и в плюс чувствовать. В плане мудрости, например.
- Могу сказать, что во всех отношениях чувствую себя сейчас хорошо. С точки зрения физики — как и в 25, как и в 30 лет.
- Егор Титов дает вам советы, как плеймейкер плеймейкеру?
- Пока нет. Спрашиваю его иной раз, так или не так что-то делаю, - отшучивается.
- Ясность с лимитом, наступившая за три дня до начала чемпионата — это нормально?
- То, что за три дня, не очень хорошо. Что касается лимитной формулы, наверное, в нее заложена какая-то логика. Не с бухты-барахты же принимали решение.
- Такой лимит — благо?
- Поживем - увидим.
- Основной довод, на который напирают противники лимита: у молодых россиян «сносит крышу» от денег, они лишаются конкуренции и перестают расти. Так и есть?
- Быть может, в таком случае стоило принять потолок зарплат для молодых? Отыграл стабильно на высоком уровне три года — получи более высокий контракт. Но не раньше.
- Если так, проблема не в формуле лимита, а в общей организационной и финансовой ситуации в нашем футболе.
- Конечно. На мой взгляд, самое важное, с чего нужно начать, - детский футбол. Но решено пойти по пути ужесточения лимита. Посмотрим, что из этого выйдет.
Комментарии: