СПАРТАКОВСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ИСТОРИЯ ЧЕМПИОНАТОВ СССР. 1989 ГОД

Еженедельник "Футбол" 1456 0 Автор: Владимир Калинкович - 18 декабря 2007

Для болельщиков «Спартака» 1989 год — начало отчета новой эпохи. Тренерский дебют Олега Романцева на столь высоком уровне оказался триумфальным: команда под его руководством выиграла «золото» первенства страны. Главные индивидуальные призы по итогам сезона также достались спартаковцам: лучшим футболистом был признан Федор Черенков, самым результативным игроком стал Сергей Родионов, а титул лучшего вратаря достался Станиславу Черчесову. Еженедельник «Футбол» продолжает летопись чемпионатов Советского Союза.

Последние месяцы 1988 года были наполнены в «Спартаке» скрытой напряженностью. С каждым днем набирал силу конфликт Старостин — Бесков. В Советском Союзе уже вовсю шли реформы, кипели страсти вокруг создаваемого Союза футбольных лиг, появился Футбольно-хоккейный клуб «Спартак» Москва, готовившийся к переходу на хозрасчет, а две харизматические личности, стоявшие во главе самой популярной команды страны, все больше расходились во взглядах.

Перед уходом в отпуск Бесков передал «для исполнения» внушительный список отчисленных им из «Спартака» игроков (Бубнов, Пасулько, Шмаров, Суслопаров и ряд других), добавив не менее длинный перечень новичков, которых надлежало прописать в Москве и зачислить в команду. Но когда 21 декабря Бесков вернулся в столицу, в «Спартаке» на следующий день ему самому предложили подать заявление об уходе. Тренер отказался. Тут же на президиуме МГС ВДФСО профсоюзов было принято решение об освобождении Константина Бескова с поста главного тренера «Спартака».

«Неплохой парень» Романцев

Почти целый месяц кресло «главного» оставалось в «Спартаке» вакантным. За это время москвичи успели принять участие в трех (!) турнирах по мини-футболу, но время для качественной селекции, естественно, было упущено. Наконец прошла весть: нового тренера (вот они — новации!) будет избирать команда. Кандидатов двое — опытный Федор Новиков, многие годы помогавший Бескову в качестве второго тренера, и бывший игрок «Спартака» 35-летний Олег Романцев, начинающий специалист. Игроки единогласно проголосовали за Романцева.


Новый «главный» заявил, что изобретать велосипед не собирается. «Я готов перенять полезный опыт, — изложил свое кредо Романцев, — однако слепо копировать идеи Бескова не буду. Хотя бы уже потому, что копия всегда хуже оригинала. Никаких заявлений об уходе из команды у меня нет, что касается новичков, будем обходиться своими резервами». Под «собственными резервами», как вскоре выяснилось, Романцев понимал ушедших в свое время из-за разногласий с Бесковым спартаковцев Морозова, Позднякова и Сочнова. Из «Локомотива» вернулся заметно возмужавший Черчесов (нынешний главный тренер «Спартака»), из «Спартака» Орджоникидзе Романцев пригласил защитника Василия Кулькова. 

Стартовый тур не обошелся без сюрпризов. Спартаковцы на искусственном ковре «Олимпийского» разнесли в щепки вильнюсский «Жальгирис» (4:0). Киевляне же с трудом увезли из Тбилиси очко (2:2), причем было видно, что их лидеры — Михайличенко, Протасов и Яремчук далеки от своей лучшей формы. «Днепр» без особых проблем справился с «Металлистом» (2:0).

Расстроенный проигрышем «Спартаку» в следующем туре (2:3) главный тренер минского «Динамо» Эдуард Малофеев подверг сомнению правильность спартаковского курса: «Никуда не годится, когда игроки выбирают себе тренера. Может быть, Олег Романцев и неплохой парень, но разве можно приятельские отношения ставить выше профессиональных? Считаю, спартаковцы положили начало опасной традиции. Получив мандат от игроков, тренер как бы входит в долю, становится зависимым от прихоти того или иного футболиста».

Киев аплодирует «Спартаку»

Малофеев словно в воду глядел, но об этом ниже. Впрочем, «неплохой парень» Романцев в зависимость от футболистов не попал и вообще оказался в тот год для «Спартака» едва ли не идеальным вариантом. К седьмому туру московская команда подошла во главе турнирной таблицы с 10 очками (соотношение мячей 13—2), у киевлян было на очко меньше. В седьмом туре — их очная встреча на Республиканском стадионе в столице Украины. На трибунах — 100 тысяч зрителей.

Спартаковцы удивили соперника еще до игры, проведя перед началом матча не обычную разминку, а получасовую микротренировку. Потеряв из-за травм Яковенко, Бессонова, Яремчука и Демьяненко, Валерий Лобановский неожиданно рискнул, выставив трех форвардов (Протасов, Беланов, Саленко), чего обычно не делал. Но расчет на агрессивную игру впереди не оправдался. Впрочем, противостоять спартаковцам на равных украинская команда, пожалуй, не смогла бы, играй она даже в оптимальном составе. Лидер показал в Киеве потрясающий футбол! Спартаковцы играли слаженно, мобильно, тактически безупречно, их отточенные многоходовые комбинации постоянно ставили в тупик оборону хозяев.

Уже в дебюте после опасного удара Родионова вратарю динамовцев Чанову пришлось выручать партнеров. Но спустя минуту киевский голкипер, нерасчетливо вмешавшийся в единоборство Шмарова и Литовченко, отправился вынимать мяч из сетки — спартаковец оказался проворнее соперников. В начале второго тайма после великолепного удара Мостового в дальний угол гости повели с разницей в два мяча. На этом, собственно, интрига была исчерпана. Видя подавляющее игровое преимущество гостей, киевские болельщики стали покидать трибуны, хотя впереди еще был почти целый тайм. Те же, кто остался, — невиданное дело — принялись поддерживать «Спартак»! На 64-й минуте Родионов реализовал пенальти, а еще через восемь минут после отличной многоходовой комбинации он же довел счет до неприличного — 4:0. Хозяева лишь на последних минутах смогли уйти от «сухой» (Литовченко).

Спартаковцы отрывались все больше, Киев же, лишившийся из-за травм половины основного состава, продолжал терять очки: поражение в Вильнюсе, ничья в Волгограде. На этот отрезок пришелся и проигрыш в полуфинале Кубка СССР торпедовцам (0:2).

Операция «Долой тренера!»

Конец 80-х годов в советском футболе породил невиданную прежде тенденцию: футболисты начали снимать… своих тренеров. Питательной средой явилась гремучая смесь из неправильно понятых принципов демократии, элементарного подсиживания, стремления избавиться от излишне требовательного с точки зрения игроков «главного» и зажить вольготной, ни к чему серьезному в футболе не обязывающей жизнью. А где-то руками футболистов убирали из команды неугодных большому спортначальству специалистов.

Еще до начала первенства «Металлист» покинул Евгений Лемешко, с которым харьковская команда годом ранее добилась своего наивысшего успеха — выиграла Кубок СССР. Поводом, как рассказывали, послужила бесцеремонность тренера (Филиппыч действительно мог грубо отчитать) в отношении нескольких ведущих игроков. Почувствовав вскоре серьезный разлад в коллективе, Лемешко собрал футболистов и прямо их спросил: «Ребята, может, я как главный тренер перестал вас устраивать?» В ответ — гнетущая тишина. Поняв, что поладить с командой уже не получится, Лемешко поблагодарил игроков за совместную работу и вышел из комнаты. Новым тренером «Металлиста» стал Леонид Ткаченко.

В один прекрасный день к руководству Донецкого областного спорткомитета пожаловала группа игроков местного «Шахтера». Футболисты положили на стол бумагу с требованием убрать из команды главного тренера Анатолия Конькова. Причина? «Под его руководством практически все футболисты понизили свое мастерство, и еще у нас плохо ведется селекция», — объяснили игроки. Но вскоре стало известно, что инициативная группа представляет не всю команду, а только самих себя. Тем не менее Конькову все равно пришлось уйти.

Не сносил своей тренерской головы и Аркадий Андриасян в «Арарате». Процесс набрал немалую силу, затронув в следующих сезонах еще несколько клубов. В частности, столичное «Торпедо», где футболистам удалось добиться отставки нерушимого, как представлялось со стороны, Валентина Иванова. Понятно, что все эти маленькие путчи, как правило, не способствовали усилению игры.

«Спартак» тем временем уверенно продвигался к золотым медалям. Удивительно, но москвичам удалось избежать даже своего традиционного летнего спада, на протяжении нескольких последних лет бывшего неизменным спутником команды Константина Бескова. Сохранив приверженность творческому комбинационному футболу, «Спартак» стал решительнее, жестче, динамичнее, больше играл флангами. Ближе, чем на четыре-пять очков, преследователей москвичи к себе не подпускали. Много забивали несущие на себе при этом основной груз созидательной игры Черенков и Родионов. В одного из лидеров команды вырос Евгений Кузнецов. Достойной заменой Дасаеву стал вернувшийся в «Спартак» Черчесов.

При натужной игре киевлян главным соперником «Спартака» стал заметно прибавивший во втором круге «Днепр». Очная встреча по календарю была назначена в Москве на 22-й тур. Не без труда спартаковцы выиграли — 2:1.

Браво, Шмаров!

Но это было еще не все. Проиграв в следующем туре в Тбилиси, «Спартак» потерял затем еще по очку в матчах с «Араратом» и столичными железнодорожниками. «Днепр» же осечек не допускал. Перед двумя заключительными турами разрыв сократился до трех очков. А играть предстояло не с кем-нибудь — в Москве с киевским «Динамо»!

Матч начался для спартаковцев с ушата ледяной воды — уже на 3-й минуте несогласованность в действиях Черчесова и Базулева, уступивших вдруг мяч в штрафной Протасову, завершилась точным ударом киевского форварда. Неужели сбудутся предматчевые предсказания Бессонова, Хидиятуллина и самого Льва Яшина о том, что «Днепр» сумеет-таки настичь команду Романцева? Однако киевляне, сбившиеся вскоре на индивидуальную игру, сами упростили «Спартаку» задачу. Хозяевам удалось перехватить инициативу. Особенно хорош был у москвичей полузащитник Евгений Кузнецов, раз за разом снабжавший острыми передачами Родионова, Шмарова, Черенкова, Шалимова… Но те, увы, не забивали. Наконец ответный гол в киевские ворота: после удара со штрафного Шмарова вездесущий Кузнецов успел изменить полет мяча — 1:1. Правда, это означало лишь то, что вопрос, кому быть чемпионом, откладывается на последний тур, ведь «Днепр» обыграл в Ленинграде «Зенит» (2:1).

«Спартак» пытается вырвать победу, но сил уже почти нет. На последней минуте — еще один штрафной в ворота «Динамо». Москвичи разыгрывают мяч, выводя Кузнецова один на один с вратарем, но тут ереванский судья Шароян останавливает игру: начали без свистка. Перебить! Спартаковцы понимают: нужно срочно придумать иной вариант. Штрафные прямым ударом обычно бьет Родионов, но сейчас осунувшийся от усталости Сергей даже не смотрит на мяч: «Не смогу я. Сил не осталось». Защитник Морозов устанавливает мяч, отходит назад для разбега. И тут…

«Меня в тот миг будто какая-то таинственная сила вперед толкнула, — вспоминает форвард «Спартака» Валерий Шмаров. — Я ведь на тренировках именно с той точки целых полгода штрафные отрабатывал. И получалось! Пока Гена разбегался, выскочил у него из-за спины и неожиданно для всех пробил. Вижу: мяч точно в верхний угол пошел. Теперь никакой вратарь ничего не сделает! Мы — чемпионы! Старостин гол этот не видел, ушел до финального свистка в раздевалку, нервы не выдержали. И вот мы возвращаемся. Он: «Валерка, ты, что ли, на последних секундах забил?» — «Я, Николай Петрович». — «Фантастика!» Что говорить, для меня этот гол очень дорог. Когда перед контрактом в Германии агент собрал на видеокассету мои лучшие моменты, этот мяч стал главным украшением. Помню, уже в бундеслиге ехали мы на очередной матч, и тренер «Карлсруэ» Винфрид Шафер включил видеозапись. «Смотрите, парни, — сказал он громко, чтобы все слышали, — какой голище забил в советском чемпионате герр Шмарофф!»

Не торопись с банкетом

В финал Кубка СССР вышли столичное «Торпедо» и «Днепр». Играли в «Лужниках» почти в 30-градусную жару. На 34-й минуте, прерывая острую атаку украинской команды, Ширинбеков в падении «ножницами» выбил мяч из штрафной. Но, к сожалению для москвичей, недалеко. Мячом овладел полузащитник «Днепра» Антон Шох и мощно пробил впритирку со штангой — 1:0.

А вскоре случился эпизод, вызвавший бурю страстей. После судейская бригада получила от просмотровой комиссии «неуд», московский клуб результат матча опротестовал, а главный тренер торпедовцев Валентин Иванов переживал так, что даже попал в больницу.

Незадолго до конца первого тайма после длинной передачи из глубины мяч подхватил в районе центрального круга торпедовец Юрий Савичев и помчался к воротам «Днепра». Боковой судья с большим опозданием дал отмашку. Арбитр Вадим Жук из Минска этого не видел и, когда Савичев послал мяч в сетку, уверенно показал на центр. Но затем под давлением футболистов «Днепра» пошел советоваться с боковым, после чего гол отменил.

«Конечно, судьи нас в том эпизоде «прихватили», — вспоминает торпедовец Олег Ширинбеков, — не случайно их потом всех серьезно наказали. Мы видеозапись внимательно смотрели: не было там «вне игры». Лайнсмен, кстати, поднял флажок, когда Юра уже забивал. Где же он раньше был? Могли ли выиграть? Кто его знает — «Днепр» тогда был силен. Мне, честно говоря, гораздо обиднее было в финале-88 «Металлисту» проигрывать. Их-то мы точно превосходили. Клуб даже банкет до игры заказал, как, впрочем, и с «Днепром». И вот две осечки…»

Так прошел сезон 1989 года. Последний, когда советский футбол еще сохранял внешние признаки единства. Процесс распада начался в следующем году.

Источник: http://www.futbol-1960.ru

Комментарии: