СЕРГЕЙ РОДИОНОВ: ПРЕБЫВАНИЕ РЕБЯТ В НАШЕЙ АКАДЕМИИ НЕ СТОИТ НИЧЕГО. НИ КОПЕЙКИ
Мы продолжаем наш разговор с президентом Академии «Спартака» Сергеем Родионовым.
— Сергей Юрьевич, как много у вас в интернате ребят и откуда они?
— Cкажу так. Сегодня мы могли бы принять в нашем интернате 50 человек. Но в данный момент гостиница не заполнена до отказа.
— Не до отказа — это сколько?
— У нас сегодня живут в интернате 30 человек. Те ребята, о которых я говорю, действительно являются сильнейшими в своем возрасте. Дело в том, что иногородние подростки практически всегда должны быть футболистами основного состава в наших командах. Таким мы в любом случае рассматриваем каждого, кто пересекает порог Академии. Этому способствует, кстати, система скаутов. У нас их пятнадцать человек, которые работают в различных регионах России. Помимо них в нашем штате находятся еще пять селекционеров.
— Иногда можно слышать, что пребывание в спартаковской школе — это очень дорогое удовольствие для родителей. Это так?
— Тоже иногда слышу такое. И могу вам откровенно сказать: это ничего родителям не стоит. Ни копейки. Ни иногородним, ни московским. Президент «Спартака» Леонид Арнольдович Федун полностью берет на себя все расходы Академии. Задача родителей — только привезти ребят и затем выполнять наши требования.
— Вы упомянули о том, что ребята должны выйти в жизнь образованными людьми. Мне это напоминает систему спецклассов. Значит, где-то ваши воспитанники должны еще и учиться, ходить в общеобразовательную школу?
— Конечно. В спецклассе учился и я, а позднее и мой сын. Сейчас же существует общеобразовательная школа №365 в районе метро Подбельского. Достаточно недалеко от интерната. Мы отсюда утром отвозим ребят на автобусе, а после занятий — забираем. То есть, каждый — под нашим контролем. Москвичи добираются из своего дома. Если, конечно, они тоже хотят заниматься в спецклассе. Но у нас не принудительная система. Ты можешь посещать спецкласс, можешь ходить в какую-нибудь физико-математическую школу, английскую, в любую. Не хочешь менять свою привычную школу — не меняй.
— С набором детей нет особых проблем? Идут к вам?
— Сейчас идут. Первый при мне зимний набор прошел в феврале 2011 года. Причем, я бы сразу хотел оговориться: есть набор, а есть отбор.
— Вопрос качества?
— Качество — это само собой. Но разница в другом. Мы частное учреждение дополнительного образования. Мы — частная Академия. И финансируемся за счет одного человека или совета директоров. Наш учредитель — ФК «Спартак» Москва. Это деньги не государственные и не городские, не московские. А вот почему, например, система Москомспорта осуществляет отбор, а не набор — это мне непонятно. Почему не дается возможность всем желающим ребятам записаться по месту жительства? Потому что их там отбирают. Что неправильно. Там должны давать возможность ребятам попасть в футбольную школу и дать им возможность заниматься. А мы имеем право отбирать, а не набирать... Так вот о зимнем февральском наборе. К нам тогда пришло 29 человек. Всего. Я, честно говоря, был очень расстроен, потому что раньше в спартаковскую школу в разный период времени приходило порядка пятисот ребят. Почему так? Я думаю, что многое тут зависит от результатов главной команды. Это не секрет. Есть результат, растет популярность команды, увеличивается и приток ребят в наши спортивные школы. Это жизнь, она так устроена. Идут туда, кто побеждает. Часто и болеть впервые начинают за те команды, которые становятся чемпионами. На этом молодом уровне и формируется некая аудитория, с которой потом предстоит работать нам всем.
— Получается, что надо искать какие-то новые варианты работы, искать иные пути к сердцам молодых ребят, их родителей?
— Да. Мы стали искать различные способы, методы привлечения мальчишек и это дало результаты. Последний набор был уже порядка пятисот человек. Это я говорю о наборе сразу нескольких возрастов. 2005-й, 2006-й, 2007-й, 2008-й года рождения… Располагаемся по полям, каждый тренер занят своей группой. На отбор самых маленьких — 2008 года рождения пришло 97 человек. Это очень хороший показатель.
— Президент Академии — это во многом еще и психолог, согласитесь. Что вы видите в глазах ребят, а скорее их родителей, когда они приводят, привозят к вам не только из Москвы, но и со всей России своих чад. Только ли футбол? Может быть, еще и желание в будущем заработать. Причем, очень хорошие деньги.
— Конечно, вижу. И такое есть… Кстати, я позабыл сказать: в наш интернат ребята могут попасть только с четырнадцати лет. И не раньше. Это наше четкое правило.
— Почему?
— Вся статистика говорит о том, что мальчики более ранних возрастов не доходят до конца, не добиваются результатов. Отрыв от семьи — это очень серьезная проблема. А что касается московских ребят, то тут подобных возрастных ограничений нет. Они живут в своих семьях. Хотя многие школы идут другим путем, чтобы конкурировать со «Спартаком»: забирают мальчишек на раннем этапе. Хорошо это или плохо — покажет время. В четырнадцать лет парень во многом уже созрел. До выпуска остается два-три года. Мы подняли статистику, посмотрели, кого привозили в восемь лет, где сейчас эти дети?.. Не нашли. Да и просто были случаи, когда не удавалось детям адаптироваться без родителей. Представьте, вас отрывают от семьи в восьмилетнем возрасте…
— Но в таком случае существует риск искусственного отсекания талантливого парня от вашей Академии.
— Есть риск. Где-то находим, а где-то теряем. Но я опять-таки говорю: время покажет, правы мы или нет. И поверьте, говорю это не просто так. Сегодня мальчик в восемь или девять лет очень хорош, а через год-два сравнивается с другими. И все у него пропадает. Это особенности ребенка. Тут и физиология, и психология, и среда воспитания. Множество факторов. В детской подготовке всегда присутствует некая волнообразность. Почему часто и говорят: есть биологический паспорт, а есть — физиологический. Много различных нюансов. Есть поздний ребенок, родившийся, допустим в четвертом квартале, а другой — в январе. Так вот он имеет преимущество почти в год. А в маленьком возрасте — это очень серьезная разница. Нюансов — масса, углубляться в них не буду, но еще раз хочу отметить: мы за то, чтобы к нам в раннем возрасте в интернат не приезжали. Другие школы берут ребят и в восемь, и в девять лет. Что с ними будет — покажет время. Главное — не сломать их судьбу и воспитать нормальным человеком.
— Но даже в четырнадцатилетнем возрасте вопрос адаптации ребят очень непростой.
— А как же. Это касается не только интернатовских мальчишек. Не случайно у нас введена и должность спортивного психолога. Есть два воспитателя, есть отдельный человек, который занимается учебно-воспитательной работой. Кстати, я еще ни разу не упомянул в нашем разговоре о том, сколько всего ребят занимается сейчас в Академии — 280. Цифра немаленькая.
— Сергей Юрьевич, я уже говорил, что посетители нашего портала, зная о предстоящей беседе с вами, прислали очень много вопросов. Самых разных. Вот, например, Эго хотел бы внести ясность в историю, которую он прочитал в одном из СМИ. Якобы один из воспитанников Академии, стоя у портрета Николая Петровича Старостина, спросил: «кто этот дедушка?» Вы в курсе, о чем идет речь?
— Давняя история. В данном случае речь идет о легионере. Фамилию его называть не буду. Упомяну лучше того иностранца, который знал, сколько мячей забил Родионов, сколько Бесчастных или даже Симонян. Я говорю о Мартине Штранцле. Он сам интересовался историей «Спартака». И это — настоящий профессионализм. Когда ты приезжаешь в зарубежный клуб и изучаешь его историю. И она тебе небезразлична, как и сама команда.
— Дядя_ в спрашивает: прекрасно помню ваши голы в Киеве, когда «Спартак» обыгрывал обладателя еврокубка. Пересматриваете ли вы эти матчи? Мне эти игры не могут заменить даже нынешние встречи «Спартака» и ЦСКА…
— Соглашусь. Матчи против киевского «Динамо» останутся в памяти навсегда. Было очень интересно. Шло соперничество двух различных в футболе направлений, двух школ. Просматриваю эти матчи нечасто. Времени нет, да и не хочется сидеть и смотреть на себя того возраста. Как-то это не совсем хорошо, на мой взгляд. Но, это я про себя говорю. А кто-то другой может быть просматривает постоянно. И себя, и других.
— Планируется ли продолжение взаимодействия с МФПУ «Синергия» на предмет сотрудничества? И есть ли какие-то вакансии в вашей Академии? Это спрашивает выпускник факультета спортивного менеджмента выше названного учебного заведения Фэнэт.
— На сегодняшний день договор с «Синергией» закончился. Сейчас мы находимся в стадии переговоров: нужны ли друг другу... У нас было довольно плотное взаимодействие. Попросил одного из преподавателей «Синергии» подготовить некий курс лекций по истории и традициям «Спартака». Для младших групп, для старших и в том числе — для родителей. В этот курс входило многое: различные ключевые даты истории, зачем нужен первый контракт, как распорядиться первыми деньгами, взаимодействие со СМИ, что такое индустрия футбола, что такое национальная футбольная федерация… Мы отвозили ребят в «Синергию» и там они слушали этот курс лекций, подготовленный нами вместе с преподавателями.
— Толк в них был?
— Уверен, что был. Думаю, что кроме нас подобными вещами еще не занималась ни одна школа. Мы, таким образом, на практике осуществили некую модель воспитания детей и родителей. Эти лекции были пропитаны спартаковским духом, спартаковскими традициями. Кроме того в самой Академии есть медиаслужба, которая также проводит занятия по истории. Начиная прямо с 1922 года. Чтобы знали своих ветеранов, свою историю. Потому что знание традиций, уважение ветеранов — это первое ключевое правило Академии. Кто-то это воспринимает быстрей, кто-то медленнее. Но не сомневаюсь, что все упомянутые мною лекции, уроки в любом случае отложатся в головах спартаковских воспитанников. Это направление в нашей работе мы продолжаем, и будем продолжать. И наши воспитанники должны знать: кто такой — этот дедушка на портрете, кто такой Романцев, кто — Ярцев. К нам в Академию уже приезжали и Исаев, и Симонян. Постоянно на выпускные вечера приходит Олег Иванович Романцев, тем более, что ветеранский клуб «Спартака» находится рядом с нами. Дасаев недавно работал здесь в кураторском отделе, пока не перешел в дублирующий состав. Я уж не говорю о Федоре Федоровиче Черенкове, который здесь был всегда.
— А что касается вакансий в Академии?
— На сегодняшний день их нет.
— Lovelover прекрасно помнит вас, как одного из самых успешных и уважаемых футболистов «Спартака» и спрашивает: почему никто из молодых спартаковских талантов не становится по-настоящему сильным игроком? А вот в Германии, на его взгляд, ни один талант не пропадает. Может быть, считает он, стоит пригласить немецкого специалиста в Академию? Вот сейчас растет молодая звездочка — Артем Мамин. И наш читатель опасается, что и он может не дойти до основы клуба и до сборной страны.
— Ну, давайте так. Артем Мамин сегодня находится в дублирующем составе клуба, а не в Академии. Хотя вопрос по сути правильный и он комплексный. Потому что, пригласив немецкого тренера, надо приглашать и немецких футболистов с их менталитетом, с их системой финансирования, заработной платы и так далее. Здесь комплекс вопросов. Ну, а то, что касается доводки наших игроков до уровня основы клуба и сборной — примеров отрицательного плана в нашем футболе предостаточно. Чемпион Европы среди юношей — сборная 1989 года рождения. Где эти ребята сейчас? Тут надо всем задуматься. Это государственное решение вопроса. Сегодня все говорят, что деньги развращают молодежь. Подпишусь под этими словами. Я не за то, чтобы они их не зарабатывали. Деньги нужно зарабатывать. Но должна быть четкая система оплаты труда. Всё! Эта тема для меня закрыта.
— Так как все-таки доводить молодых до нужных высот?
— Считаю, что на сегодняшний день руководство «Спартака» выстроило абсолютно правильный и адекватный в футбольном понимании лифт. Это Академия — дубль — Спартак-2» — «Спартак». То есть, в этой пирамиде появилась еще одна команда, где ребята могут играть. А раньше между дублем и основным составом существовал сумасшедший разрыв! И попасть дублеру в основу первой команды было практически нереально. Мы порой неправильно подходим к нашей молодежи. Ей сложно справиться с выпадающими нагрузками: со славой, деньгами... И это тоже проблема, перед которой молодые ребята не должны оставаться один на один.
Продолжение следует
Комментарии: