Тео Бонгонда: «Послушал Кофрие и перешел в «Спартак»»
— Начинать успешно — это всегда плюс для быстрой адаптации, — отметил Бонгонда. — Но сезон длинный. И у меня достаточно опыта, чтобы понимать: намного важнее хорошо финишировать, чем хорошо стартовать.
— За несколько матчей в «Спартаке» ты сделал почти столько же результативных действий, сколько за весь прошлый сезон в испанском «Кадисе».
— Очевидно, что уровень чемпионата Испании очень высок. Это одна из сильнейших лиг в мире. В этом и разница. Там другая интенсивность игры. Выше, чем в России или в Бельгии, где я тоже выступал.
Но в российском чемпионате тоже достаточно сильных футболистов и уровень достойный. В любом случае я рад, что мне уже удалось забить несколько голов за «Спартак». Рассчитываю продолжать в том же темпе.
— Как тебе атмосфера на игре против «Зенита»?
— Было классно! Но жаль, что в другое время мы видим проблемы с посещаемостью из-за Fan ID. В Кадисе другим командам приходилось непросто именно из-за мощной поддержки наших фанатов. Я привык к заполненным трибунам в Ла Лиге, особенно если говорить о стадионах «Реала», «Барселоны» или «Севильи». Надеюсь, так будет и здесь.
— Какой из четырех голов понравился тебе самому больше остальных?
— Пожалуй, первый гол в чемпионате, когда я забил головой «Балтике» с передачи Промеса. К тому же я тогда впервые отличился на нашем стадионе.
— Квинси сказал недавно в интервью, что сразу увидел в тебе родственную душу. В чем заключается ваше сходство?
— Думаю, главный фактор — это наше общее происхождение. Я вырос в кварталах Брюсселя, Квинси — в Амстердаме. Это похожие истории, и мы отлично понимаем друг друга не только на поле. После первого разговора мне стало ясно, что наши отношения сложатся отлично.
— По манере игры вы тоже близки.
— Можно сказать, что у нас один стиль. При игре на фланге атаки ты должен быть изобретателен, чтобы создавать для команды новые шансы. Этим мы с Промесом и занимаемся.
— Он один из тех, кто помогает тебе адаптироваться в Москве?
— Да, в первую очередь это Квинси и Кейта Бальде. Очень им благодарен, потому что в совершенно новой стране поначалу всегда непривычно. До этого я бывал в России, но не в Москве: с «Зюлте-Варегемом» — в Казани, с «Сельтой» — в Краснодаре.
— Как ты отреагировал на предложение «Спартака»?
— После окончания сезона я был в сборной, когда агент позвонил и сообщил о таком варианте. Все случилось очень быстро. Я даже не успел забрать вещи из Испании, они до сих пор там.
— Ты быстро дал согласие на переезд в Россию?
— Я бы так не сказал. Тем более что у меня были и другие предложения.
— Откуда?
— Был вариант остаться в Испании, были разговоры про Германию. Речь о сильных командах, но до серьезной стадии переговоров дело не дошло. Еще звали в Эмираты, но для такого я точно еще молод.
— Почему выбрал нас?
— Для меня важно было почувствовать, что во мне действительно заинтересованы. После разговора с тренером «Спартака» я это ощутил. Он сказал, что здесь я смогу в полной мере раскрыть свой потенциал. И другие варианты отпали. Хотя, повторю, клубы были серьезные. Но интерес и предложение отсюда были самые конкретные.
— Но ты сказал, что дал согласие не сразу.
— Конечно, ведь не секрет, что о России сейчас часто говорят в негативных красках. Мне хотелось узнать об остановке здесь от человека, который видел все своими глазами, а не складывает впечатление по новостям и газетам.
— Кто стал им для тебя?
— Макс Кофрие, против которого играл в Бельгии. Пока я был в сборной, мы общались, я расспрашивал его о жизни в России и «Спартаке». И он рассказывал только хорошее. Поэтому я здесь.
— Семья легко поддержала твое решение перейти в «Спартак»?
— Семья доверяет мне. Конечно, сначала задавали вопросы о политике. Но в итоге мой выбор поддержали. Родные уже успели навестить меня в Москве.
— «Кадис» ты покинул без особых сожалений?
— Заранее решил для себя, что пора сменить клуб. С точки зрения условий в «Кадисе» все чудесно: как я уже сказал, там потрясающие болельщики, которые создают на стадионе шикарную атмосферу. Меня там ценили и любили.
— В чем же дело?
— Стиль игры команды мне не подходил. У меня не получалось полностью реализовать свои возможности при такой оборонительной модели. Иначе и быть не может, когда против тебя «Барселона», «Реал», «Атлетико» или «Севилья». Но игра в защите — не моя сильнейшая сторона. До «Кадиса» я выступал за «Генк», который, как и «Спартак», стремится как можно больше держать мяч. О чем и сказал мне Абаскаль при первом разговоре.
Благодарен «Кадису» за все: я провел там интересный сезон, отдал всего себя, вместе мы удержали клуб в Ла Лиге. Но второй год такого футбола — это было бы для меня слишком.
— Гильермо и его ассистенты посещали матч «Кадиса» в январе. Уже тогда внимательно следили за тобой?
— Он рассказывал, что был зимой на стадионе. Но я не знаю, связано ли это со мной. Кстати, слышал, что Гильермо когда-то работал в офисе «Кадиса».
— В Испании ты несколько раз играл против Срджана Бабича, которому только предстоит дебютировать за «Спартак».
— Оба наших матча с «Альмерией» в прошлом сезоне закончились со счетом 1:1. Бабич запомнился мне как очень качественный защитник. Думаю, «Спартак» сделал правильный выбор.
— «Кадис» — не первый твой испанский клуб. С 2015 по 2017 год ты играл за «Сельту». Часто слышал там о российских легендах 90-х — Карпине и Мостовом?
— Первую фамилию не помню, а вот о Мостовом знаю. Это большая фигура для клуба. Если не ошибаюсь, он довольно часто бывал на наших матчах.
— После «Сельты» ходили слухи о твоем возможном переходе в большие европейские клубы. В том числе в «Манчестер Юнайтед».
— Если бы мы контактировали с «МЮ», такой переход бы точно состоялся. На самом деле тогда я был молод и решил вернуться в Бельгию, чтобы набраться больше опыта, прежде чем снова уехать в другую лигу.
— А что за история ходит в интернете про твой отказ «Манчестер Сити» еще на юношеском уровне?
— Если честно, не знаю, откуда люди берут подобную информацию. Да, действительно, мы с Джейсоном Денайером были на просмотре в «Сити», который успешно прошли. Но я хотел играть в первой команде, а не в молодежной. Именно поэтому отправился в «Зюлте Варегем». Вот что было причиной, а не то, что пишут в интернете про неподходящий стиль. Если «Сити» — это «не твой стиль», тогда у тебя проблемы!
— Что считаешь своей главной на сегодня победой в карьере? Кубок Бельгии с «Генком»?
— Думаю, да, если говорить именно о титулах. В том финале, кстати, мне удалось забить.
— Как родилась традиция праздновать голы жестами из аниме?
— Манга — моя любовь с самого детства. Помню, после школы с нереальной скоростью бежал домой, чтобы ничего не пропустить. В Европе вообще и в Бельгии в частности с интересом относятся к японской культуре.
Было классно, когда Квинси присоединился к моему празднованию после одного из голов. Когда сделаю ассист на его гол, то использую его фирменную маску. Надеюсь, это произойдет уже в ближайшей игре.
— Планируешь посетить Японию?
— Я поеду туда в декабре во время отпуска и встречусь со своим лучшим другом из «Генка». Если честно, собирался слетать туда в июле, но вместо этого отправился в Россию. В первую очередь изучу музей «Наруто» в Осаке. Если что, ищите меня там!
— Какие еще у тебя есть увлечения?
— Очень люблю играть в онлайне с друзьями в Call of Duty. Партнера из «Спартака» пока не искал: нужно быть в порядке, чтобы играть со мной. А так я спокойный, домашний парень. После тренировки возвращаюсь домой и играю с детьми. Длительные прогулки или визиты куда-то — не мое. Конечно, уже успел побывать на Красной площади, погулял в парках.
— Ты ведь занимался карате?
— Мой брат занимался им на профессиональном уровне, получил черный пояс. Сейчас он дает мастер-классы в Бельгии. Мама отводила в секцию и меня, но в конце концов отец сказал: «Тео должен выбрать футбол, он ведь рожден для этого». Начал я заниматься футболом довольно поздно — в 10 или 11 лет.
— Ты говоришь на пяти языках. Учил их специально или это следствие жизненного опыта?
— Да, все узнавалось в живом общении. Говорю на испанском после долгого времени в «Сельте» и «Кадисе». На севере Бельгии, где я обучался в Академии, используют французский, а на юге — голландский, поэтому я освоил оба языка. Английский — это обязательно для всех. Ну и не стоит забывать о моих корнях из Конго.
— Полтора года назад ты дебютировал за сборную Демократической Республики Конго.
— В юности я регулярно выступал за сборные Бельгии разных возрастов, но в первую команду меня так ни разу и не вызвали. Даже когда я был одним из лучших бомбардиров бельгийской лиги. А два года назад поступило предложение из Конго. Это тоже моя страна. В конце концов, фамилия у меня именно конголезская, а не бельгийская. Я согласился и не пожалел. Теперь чаще бываю на родной для меня земле и вижу близких — мой отец живет в Конго.
— Какая это страна?
— Она огромная! Одна из крупнейших в Африке. Я очень люблю это место. Меня там повсюду зовут конголезским Месси, ха-ха. Но атмосфера в Конго особенная. Нужно быть морально готовым к путешествию туда.
— А каков уровень твоей сборной?
— Мы уверенно выступили в отборе Кубка африканских наций, идем на первом месте в группе. В сентябре будет последний матч квалификации против Судана, а в январе — финальный турнир в Кот-д'Ивуаре.